УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НЕСТАЦИОНАРНЫХ СИЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА МОДЕЛИ ДВИЖИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТИПА "ВИНТ-НАСАДКА" Российский патент 2013 года по МПК B63B9/02 G01M10/00 

Описание патента на изобретение RU2487814C2

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса экспериментального определения характеристик нестационарных сил, возникающих на элементах судовых движителей, с целью улучшения виброакустических качеств движителей.

Известно устройство - винтовой динамометр, предназначенное для измерений в лабораторных условиях гидродинамических нагрузок на моделях движителей (А.С.Горшков, А.А.Русецкий, В.О.Борусевич. Кавитационные трубы, СПб, 2007, с.90-99) - прототип. В известном устройстве используются тензометрические методы измерений деформаций пружинного элемента динамометра. Они эффективны при определении стационарных составляющих упомянутых нагрузок и могут быть использованы для измерения нестационарных сил в низкочастотном диапазоне - на частотах ниже резонансной частоты динамометра. В зарезонансной области величины деформаций быстро убывают с ростом частоты, что сильно снижает точность измерений. Для гребных винтов с относительно небольшим числом лопастей и соответствующим частотным диапазоном нестационарных сил реализация конструкции динамометров этого типа не вызывает серьезных затруднений.

Однако, положение принципиально осложняется при попытках использовать те же методы измерений (тензометрические) при разработке конструкции динамометра, измеряющего характеристики нестационарных сил на многолопастных движительных комплексах, таких, например, как гребной винт в насадке с направляющим аппаратом. Диапазон частот основных энергонесущих гармоник нестационарных сил в этом случае смещен в сторону более высоких частот. Соответственно должны смещаться и собственные частоты тензометрического динамометра, а следовательно, увеличиваться жесткость упругих элементов динамометра. В результате снижается чувствительность измерительной системы и растет погрешность измерений по определению характеристик нестационарных сил, возникающих на элементах движителя.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение точности определения характеристик нестационарных сил, возникающих на элементах движителя, особенно в высокочастотной области.

Это достигается тем, что в устройстве для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа «винт-насадка», включающем закрепленную на кормовой оконечности модели судна кольцевую насадку с размещенным в ней гребным винтом на валу, установленном на подшипниках в опорном узле и соединенном с расположенным кормовее движительного комплекса приводным валопроводом, и динамометрическое устройство, связанное с регистрирующей аппаратурой, по изобретению в качестве основных элементов динамометрического устройства использованы акселерометры, установленные на неподвижных деталях движительного комплекса. При этом устройство оснащено виброизолирующим сильфоном, расположенным между валом гребного винта и приводным валопроводом, а также амортизирующим узлом, размещенным между движительным комплексом и корпусом модели судна.

Использование акселерометров в качестве элементов динамометрического устройства, установленных на неподвижных деталях движителя, обеспечивает повышение точности измерений за счет перехода от измерения деформаций, быстро убывающих с ростом частоты, что сильно снижает точность измерений в зарезонансной области при использовании тензометрических методов измерений, к измерению ускорений, не подверженных этому эффекту. Это позволяет снизить резонансную частоту измерительного устройства, а тем самым - повысить чувствительность последнего в практически неограниченном сверху диапазоне частот.

Оснащение устройства виброизолирующим сильфоном, расположенным между валом гребного винта и приводным валопроводом, позволяет изолировать движительный комплекс от вибрационных нагрузок, передающихся по валопроводу от приводного двигателя.

Аналогичным образом амортизирующий узел, размещенный между движительным комплексом и корпусом модели судна, гасит вибрационные нагрузки, идущие к движительному комплексу со стороны модели судна.

В результате движительный комплекс оказывается под воздействием только гидродинамических сил, которые и являются предметом измерений.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлено предлагаемое устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа «винт-насадка».

Устройство представляет собой модуль, состоящий из кольцевой насадки 1 с направляющим аппаратом 2 и размещенного в ней гребного винта 3 на валу 4, установленном на подшипниках в опорном узле 5. Насадка 1 и опорный узел 5 закреплены на корпусе модели кормовой оконечности судна 6 с помощью амортизирующего узла 7. Гребной винт 3 вращается приводным валом 8, соединенным со ступицей винта с помощью виброизолирующего сильфона 9. На опорном узле 5 и насадке 1 установлены акселерометры 10, 11 и 12.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Гребной винт 3 приводится во вращение валом 8 от приводного двигателя (на рисунке не показан). Благодаря низкочастотной амортизации, осуществляемой амортизирующим узлом 7 и сильфоном 9, движительный комплекс изолирован от вибрационных воздействий со стороны как приводного двигателя, так и модели корпуса судна 6, в диапазоне частот, в котором производятся измерения нестационарных сил. Поэтому расположенные на элементах движительного комплекса акселерометры 10, 11, 12 измеряют ускорения, порождаемые только гидродинамическими нестационарными силами, воздействующими на сам движительный комплекс.

Результаты измерения ускорений пересчитываются на нестационарные силы с помощью зависимостей, полученных в процессе предварительно проведенной калибровки измерительной системы.

Предлагаемое устройство позволяет существенно повысить точность определения характеристик нестационарных сил, возникающих на элементах движителя, особенно в высокочастотной области, что его выгодно отличает от прототипа.

Похожие патенты RU2487814C2

название год авторы номер документа
СУДОВАЯ ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА 1997
  • Алексеев Ю.Н.(Ru)
  • Андрюшин А.В.(Ru)
  • Беззубик О.Н.(Ru)
  • Беляшов В.А.(Ru)
  • Пашин В.М.(Ru)
  • Пономарев А.В.(Ru)
  • Спиро В.Е.(Ru)
RU2126762C1
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 1997
  • Алексеев Ю.Н.
  • Андрюшин А.В.
  • Беззубик О.Н.
  • Беляшов В.А.
  • Пашин В.М.
  • Пономарев А.В.
  • Спиро В.Е.
RU2141431C1
СПОСОБ МОНТАЖА ВАЛОПРОВОДА СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ 2005
  • Здорнов Владимир Анатольевич
  • Новохацкий Вадим Андреевич
  • Дроздов Леонид Андреевич
RU2285629C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ 2001
  • Беззубик О.Н.
  • Беляшов В.А.
  • Холоменкова Л.В.
RU2216476C2
СУДОВАЯ ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 1998
  • Алексеев Ю.Н.
  • Беззубик О.Н.
  • Беляшов В.А.
  • Бицуля А.В.
  • Пашин В.М.
  • Пономарев А.В.
  • Спиро В.Е.
RU2128126C1
ЧАСТИЧНО ПОГРУЖЕННЫЙ ДИСКОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ В РУЛЕВОЙ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ НАСАДКЕ 2022
  • Шайдоров Владимир Васильевич
RU2777848C1
Способ испытаний судовых движительных комплексов и стенд для его осуществления 2023
  • Трапезников Роман Викторович
RU2817909C1
Движительный комплекс плавучего средства 2021
  • Шитоев Александр Викторович
RU2764817C1
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" 1996
  • Бедекер В.Ф.
  • Тогуняц А.Р.
RU2115589C1
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2011
  • Катенин Владимир Александрович
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2456201C1

Реферат патента 2013 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НЕСТАЦИОНАРНЫХ СИЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА МОДЕЛИ ДВИЖИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТИПА "ВИНТ-НАСАДКА"

Изобретение относится к области судостроения, касается вопроса экспериментального определения характеристик нестационарных сил, возникающих на элементах судовых движителей. Устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа «винт-насадка», включает кольцевую насадку, гребной винт, вал, приводной валопровод, движительный комплекс, регистрирующую аппаратуру и динамометрическое устройство. Насадка закреплена на кормовой оконечности модели судна. Гребной винт размещен в насадке на валу. Вал установлен на подшипниках в опорном узле и соединен с приводным валопроводом. Приводной валопровод расположен ближе к корме, чем движительный комплекс. Динамометрическое устройство связано с регистрирующей аппаратурой. В качестве основных элементов динамометрического устройства использованы акселерометры. Акселерометры установлены на неподвижных деталях движительного комплекса. Устройство оснащено виброизолирующим сильфоном. Сильфон расположен между валом гребного винта, приводным валопроводом и амортизирующим узлом. Узел размещен между движительным комплексом и корпусом модели судна. Достигается повышение точности определения характеристик нестационарных сил, возникающих на элементах движителя, особенно в высокочастотной области. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 487 814 C2

Устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа «винт-насадка», включающее закрепленную на кормовой оконечности модели судна кольцевую насадку с размещенным в ней гребным винтом на валу, установленном на подшипниках в опорном узле и соединенном с расположенным кормовее движительного комплекса приводным валопроводом, и динамометрическое устройство, связанное с регистрирующей аппаратурой, отличающееся тем, что в качестве основных элементов динамометрического устройства использованы акселерометры, установленные на неподвижных деталях движительного комплекса, при этом устройство оснащено виброизолирующим сильфоном, расположенным между валом гребного винта и приводным валопроводом, а также амортизирующим узлом, размещенным между движительным комплексом и корпусом модели судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2487814C2

Установка для исследования гидродинамических характеристик модели судового подруливающего устройства 1983
  • Артюшков Леонид Сергеевич
  • Байков Александр Владимирович
  • Петров Николай Анатольевич
  • Ачкинадзе Александр Шамильевич
SU1164137A1
WO 2007016330 A1, 08.02.2007
WO 2009021023 A1, 12.02.2009
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРЕБНОГО ВИНТА (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Пашуков Евгений Борисович
RU2281879C2
US 20040210404 A1, 21.10.2004.

RU 2 487 814 C2

Авторы

Борусевич Валерий Олегович

Бушковский Владимир Александрович

Ванюхин Валентин Иванович

Егоров Юрий Александрович

Калюжный Владимир Георгиевич

Соловьев Игорь Арнольдович

Чалов Андрей Васильевич

Даты

2013-07-20Публикация

2011-09-14Подача