Область техники, к которой относится изобретение.
Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в генераторах для автономных источников электропитания, например в электрооборудовании автомобилей.
Уровень техники
К генераторам для автономных источников электропитания предъявляются жесткие требования по надежности, ресурсу, габаритам, удельным энергетическим показателям, шуму.
В качестве аналогов предлагаемого изобретения известны щеточные генераторы, например, 2110-37010 для автомобилей ВАЗ, 16.3701 для автомобилей «Волга», 581.3701 для автомобилей «Москвич», содержащие клювообразную систему консольно расположенных магнитных полюсов, осевые вентиляторы в виде крыльчаток, и надстроенный сверху блок электроники с выпрямителями (см., например, [1] - Ю.П. Чижков, С.В. Акимов. Электрооборудование автомобилей. - Издательство «За рулем», 1999, стр.102-106). Недостатками аналогов являются: нерациональное использование габаритов генератора из-за последовательного расположения в своих дополнительных объемах осевых вентиляторов-крыльчаток, блока электроники и части щеточно-коллекторного узла; недостаточная эффективность осевых вентиляторов-крыльчаток, обдувающих малую поверхность обмотки (направление обдува только с торца лобовых частей обмотки); на высоких оборотах повышенный магнитный шум и динамические нагрузки от магнитов из-за их клювообразной консольной конструкции; наличие изнашивающегося и требующего обслуживания щеточно-коллекторного узла; низкая технологичность сборки и разборки напрессованных деталей ротора. Все это снижает надежность, удельные показатели и повышает габариты генератора.
В качестве прототипа предлагаемого технического решения известен бесщеточный генератор по патенту РФ №2244996, в котором устранен ряд недостатков устройств-аналогов за счет исключения из конструкции щеточно-коллекторного узла, использования технологичного легкосъемного ротора с магнитами, отделенного со статором воздушным зазором. Однако, в устройстве-прототипе остаются недостатки, связанные с неэффективным использованием габаритных объемов из-за необходимости расположения вентиляторов и блоков электроники в дополнительных объемах, с недостаточной эффективностью традиционных осевых вентиляторов-крыльчаток и со значительными знакопеременными радиальными динамическими нагрузками (тяжениями) от магнитов на ротор при работе генератора.
Сущность предлагаемого изобретения.
С целью устранения указанных недостатков известных устройств генераторов, повышения надежности и снижения габаритов, предлагается новое техническое решение, в котором в зоне радиальных поверхностей лобовых частей обмотки статора установлен центробежный радиальный вентилятор в виде пластин на роторе, оси магнитов на роторе расположены под углом к оси ротора, а блок электроники расположен в пространстве между обмоткой статора и валом ротора.
Установка центробежного радиального вентилятора в зоне радиальных поверхностей обмотки статора позволяет увеличить площадь обдуваемой поверхности массива проводов лобовых частей обмотки статора из-за в несколько раз большей площади указанных поверхностей по сравнению с площадью торцевой поверхности лобовых частей, обдуваемых в известных устройствах в осевом направлении, что позволяет повысить эффективность охлаждения обмоток.
Расположение блока электроники в свободном объеме между обмоткой статора и осью ротора, позволяет уменьшить габариты генератора в целом и улучшить охлаждение блока электроники от того же радиального центробежного регулятора.
Установка осей магнитов под углом к оси ротора позволяет снизить динамические знакопеременные радиальные воздействия на ротор от магнитов, что снижает магнитный шум и повышает надежность генератора.
Все это в целом позволяет снизить габариты генератора, улучшить охлаждение обмоток и снизить динамические нагрузки и шум, что повышает надежность и удельные показатели генератора в целом.
Краткое описание сущности изобретения. Вариант реализации и сущность предлагаемого изобретения поясняет рисунок, где обозначено: 1 - вал ротора; 2 - подшипник; 3 - корпус генератора; 4 - пакет железа статора; 5 - обмотка возбуждения; 6 - обмотка статора; 7 - элементы крыльчатки радиального центробежного вентилятора, установленные на роторе и расположенные по окружности ротора; 8 - корпус ротора, в котором расположены постоянные магниты 9, как и в прототипе, в шахматном порядке по окружности ротора слева и справа относительно средней линии цилиндрической поверхности ротора; 10 - блок электроники (выпрямительные диоды и электронный регулятор). Стрелками показано направление обдува обмоток 6 статора. Ψ - угол скоса оси магнитов (контур одного из магнитов 9 на корпусе 8 ротора показан пунктиром) относительно оси вала 1 ротора.
Работа устройства. Крыльчатки 7 центробежного радиального вентилятора, расположенные на корпусе 8 ротора по его окружности, расположены с радиальной стороны лобовых частей обмоток статора и при вращении ротора эффективно обдувают их по всей радиальной площади лобовых частей, что позволяет получать с генератора большую мощность без перегрева обмоток. Блок электроники 10 установлен в свободной нише между обмоткой 6 статора и валом 1 ротора, что позволяет сократить габариты генератора в целом и дополнительно использовать для охлаждения блока обдув с крыльчаток 7 радиального центробежного вентилятора. Скос осей постоянных магнитов на угол Ψ относительно оси вала 1 ротора позволяет уменьшить динамические нагрузки на ротор. Оптимальная величина Ψ выбирается для каждого конкретного варианта генератора.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет снизить габариты генератора и динамические нагрузки на ротор и повысить эффективность отвода тепла, что в итоге обеспечивает повышение надежности, удельных энергетических показателей и снижение габаритов генератора в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНДУКТОРНАЯ ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2001 |
|
RU2235407C2 |
СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР | 2010 |
|
RU2494519C2 |
ГЕНЕРАТОР | 2010 |
|
RU2488210C2 |
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР АВТОМОБИЛЯ | 2004 |
|
RU2265133C1 |
ИНДУКЦИОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2224348C2 |
РОТОР РЕАКТИВНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2283524C1 |
ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2001 |
|
RU2233533C2 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ | 2016 |
|
RU2695320C1 |
УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БЛОКА МОЩНОСТИ, ВСТРОЕННОГО В ЗАДНЮЮ ЧАСТЬ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ИЛИ СТАРТЕРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2003 |
|
RU2332771C2 |
Закрытая электрическая машина | 1973 |
|
SU554595A1 |
Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в генераторах для автономных источников электропитания, например в электрооборудовании автомобилей. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении надежности и снижении габаритов генераторов. В предлагаемом генераторе, содержащем постоянные магниты на роторе, вентилятор и блок электроники, согласно данному изобретению в зоне радиальных поверхностей лобовых частей обмотки статора установлен центробежный радиальный вентилятор в виде пластин на роторе, при этом оси магнитов на роторе расположены под углом к оси ротора, а блок электроники расположен в пространстве между обмоткой статора и валом ротора. 1 ил.
Генератор, содержащий постоянные магниты на роторе, вентилятор, блок электроники, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и снижения габаритов, в зоне радиальных поверхностей лобовых частей обмотки статора установлен центробежный радиальный вентилятор в виде пластин на роторе, оси магнитов на роторе расположены под углом к оси ротора, а блок электроники расположен в пространстве между обмоткой статора и валом ротора.
ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2003 |
|
RU2244996C1 |
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР | 1996 |
|
RU2159983C2 |
ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1994 |
|
RU2121208C1 |
Машина для изготовления труб из волокнистой массы методом присасывания | 1944 |
|
SU68200A1 |
СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР | 2006 |
|
RU2321937C1 |
Синхронный генератор | 1989 |
|
SU1721734A1 |
ЕМКОСТНОЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВМАТЕРИАЛА | 1971 |
|
SU425132A1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СОЕДИНЕНИЯ МЕЖДУ ГОФРИРОВАННОЙ ТРУБОЙ И ФИТИНГОМ | 2004 |
|
RU2289059C2 |
ЧИЖИКОВ Б.П., АКИМОВ С.В., Электрооборудование автомобилей, Москва, За рулем, 1999, с.102-106. |
Авторы
Даты
2013-07-20—Публикация
2011-12-23—Подача