РЕВЕРСИВНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА Российский патент 2013 года по МПК F16C21/00 

Описание патента на изобретение RU2490523C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности, возможности многократных пусков (остановов) и возможности реверсивности движения.

Известна комбинированная опора, которая является наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, полый вал, на внутренней поверхности которого установлены упругие металлические пластины, имеющие возможность деформирования под действием центробежных сил, которые служат элементами для установки и крепления наружного кольца подшипника качения в моменты пусков и остановов и опорными поверхностями подшипника скольжения на основных режимах работы (см. патент РФ №2228470, МПК F16C 21/00, опубликовано 10.05.2004).

Основным недостатком данной конструкции является отсутствие возможности работы в реверсивном режиме.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в расширении функциональных возможностей роторной машины путем автоматической корректировки положения упругих металлических лепестков при изменении направления вращения вала.

Поставленная задача достигается тем, что комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, согласно изобретению в качестве одной из опорных поверхностей подшипника скольжения на основных режимах работы и установочных элементов для фиксирования наружного кольца подшипника качения в периоды пусков-остановов используют упругие металлические лепестки, закрепленные шарнирно на внутренней поверхности вала, с возможностью изменять угол наклона относительно вала при изменении направления вращения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена комбинированная опора. Комбинированная опора состоит из корпуса 1, в котором установлены подшипник качения 2, вал 3 и шарнирно закрепленные на его внутренней поверхности упругие металлические лепестки 4, которые образуют с поверхностью вала опорную поверхность подшипника скольжения.

Устройство работает следующим образом: при запуске машины вращение вала 3 и передача нагрузки на корпус 1 осуществляется через подшипник качения 2. Передача крутящего момента с вала на наружное кольцо подшипника качения осуществляется за счет сил сцепления между упругими металлическими лепестками и наружным кольцом подшипника качения. При увеличении частоты вращения вала под действием центробежных сил упругие металлические лепестки отгибаются, образуя тем самым на внутренней поверхности вала одну из поверхностей подшипника скольжения с осевой подачей смазочного материала. Подшипник качения выключается из работы, его наружное кольцо вращается под действием момента трения подшипника скольжения. В момент смены направления вращения упругие лепестки изменяют угол установки относительно места шарнирного закрепления. Использование упругих металлических лепестков повышает демпфирующую способность всей опоры, тем самым, увеличивая устойчивость вращения ротора.

Данное устройство позволяет повысить надежность и долговечность опорного узла путем разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения, а также увеличить функциональность агрегата в целом за счет использования возможности реверсивного движения.

Похожие патенты RU2490523C1

название год авторы номер документа
КОМБИНИРОВАННЯ ОПОРА 2014
  • Поляков Роман Николаевич
  • Бондаренко Максим Эдуардович
RU2561199C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2014
  • Поляков Роман Николаевич
  • Бондаренко Максим Эдуардович
RU2581792C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2002
  • Поляков Р.Н.
  • Савин Л.А.
  • Соломин О.В.
  • Пугачев А.О.
RU2228470C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2015
  • Поляков Роман Николаевич
  • Бондаренко Максим Эдуардович
RU2605228C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2006
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Гончаров Максим Алексеевич
  • Корнеев Николай Юрьевич
  • Майоров Сергей Викторович
RU2319048C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2013
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Галичев Александр Сергеевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2558161C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2015
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Тюрин Валентин Олегович
  • Попиков Александр Александрович
  • Просекова Анастасия Владимировна
RU2605703C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2013
  • Поляков Роман Николаевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Галичев Александр Сергеевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2525497C1
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) 2016
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Карипов Денис Рамзилевич
  • Левина Галина Абрамовна
RU2649280C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2012
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Базлов Денис Олегович
  • Золотухин Данила Андреевич
  • Попиков Александр Александрович
  • Бычков Михаил Владимирович
  • Кожухов Максим Алексеевич
RU2509928C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 490 523 C1

Реферат патента 2013 года РЕВЕРСИВНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности, возможности многократных пусков (остановов) и возможности реверсивности движения. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения. В качестве одной из опорных поверхностей подшипника скольжения на основных режимах работы и установочных элементов для фиксирования наружного кольца подшипника качения в периоды пусков-остановов используют упругие металлические лепестки. Лепестки закреплены шарнирно на внутренней поверхности вала, которые могут изменять угол наклона относительно вала при изменении направления вращения. Технический результат: повышение надежности и долговечности опоры путем разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения, а также повышение демпфирующей способности опоры и увеличение функциональных возможностей агрегата в целом за счет использования упругих металлических лепестков и автоматической корректировки их положения при изменении направления вращения вала. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 490 523 C1

Комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, отличающаяся тем, что в качестве одной из опорных поверхностей подшипника скольжения на основных режимах работы и установочных элементов для фиксирования наружного кольца подшипника качения в периоды пусков-остановов используют упругие металлические лепестки, закрепленные шарнирно на внутренней поверхности вала, с возможностью изменять угол наклона относительно вала при изменении направления вращения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2490523C1

КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2002
  • Поляков Р.Н.
  • Савин Л.А.
  • Соломин О.В.
  • Пугачев А.О.
RU2228470C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2006
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Гончаров Максим Алексеевич
  • Корнеев Николай Юрьевич
  • Майоров Сергей Викторович
RU2319048C1
0
SU311059A1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 1993
  • Савин Л.А.
RU2073801C1
JP 60201111 A, 11.10.1985.

RU 2 490 523 C1

Авторы

Савин Леонид Алексеевич

Поляков Роман Николаевич

Базлов Денис Олегович

Даты

2013-08-20Публикация

2011-12-14Подача