Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности, возможности многократных пусков (остановов) и возможности реверсивности движения.
Известна комбинированная опора, которая является наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, полый вал, на внутренней поверхности которого установлены упругие металлические пластины, имеющие возможность деформирования под действием центробежных сил, которые служат элементами для установки и крепления наружного кольца подшипника качения в моменты пусков и остановов и опорными поверхностями подшипника скольжения на основных режимах работы (см. патент РФ №2228470, МПК F16C 21/00, опубликовано 10.05.2004).
Основным недостатком данной конструкции является отсутствие возможности работы в реверсивном режиме.
Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в расширении функциональных возможностей роторной машины путем автоматической корректировки положения упругих металлических лепестков при изменении направления вращения вала.
Поставленная задача достигается тем, что комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, согласно изобретению в качестве одной из опорных поверхностей подшипника скольжения на основных режимах работы и установочных элементов для фиксирования наружного кольца подшипника качения в периоды пусков-остановов используют упругие металлические лепестки, закрепленные шарнирно на внутренней поверхности вала, с возможностью изменять угол наклона относительно вала при изменении направления вращения.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена комбинированная опора. Комбинированная опора состоит из корпуса 1, в котором установлены подшипник качения 2, вал 3 и шарнирно закрепленные на его внутренней поверхности упругие металлические лепестки 4, которые образуют с поверхностью вала опорную поверхность подшипника скольжения.
Устройство работает следующим образом: при запуске машины вращение вала 3 и передача нагрузки на корпус 1 осуществляется через подшипник качения 2. Передача крутящего момента с вала на наружное кольцо подшипника качения осуществляется за счет сил сцепления между упругими металлическими лепестками и наружным кольцом подшипника качения. При увеличении частоты вращения вала под действием центробежных сил упругие металлические лепестки отгибаются, образуя тем самым на внутренней поверхности вала одну из поверхностей подшипника скольжения с осевой подачей смазочного материала. Подшипник качения выключается из работы, его наружное кольцо вращается под действием момента трения подшипника скольжения. В момент смены направления вращения упругие лепестки изменяют угол установки относительно места шарнирного закрепления. Использование упругих металлических лепестков повышает демпфирующую способность всей опоры, тем самым, увеличивая устойчивость вращения ротора.
Данное устройство позволяет повысить надежность и долговечность опорного узла путем разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения, а также увеличить функциональность агрегата в целом за счет использования возможности реверсивного движения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННЯ ОПОРА | 2014 |
|
RU2561199C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2014 |
|
RU2581792C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2002 |
|
RU2228470C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2015 |
|
RU2605228C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2006 |
|
RU2319048C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2013 |
|
RU2558161C2 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2015 |
|
RU2605703C2 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2013 |
|
RU2525497C1 |
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2012 |
|
RU2509928C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности, возможности многократных пусков (остановов) и возможности реверсивности движения. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения. В качестве одной из опорных поверхностей подшипника скольжения на основных режимах работы и установочных элементов для фиксирования наружного кольца подшипника качения в периоды пусков-остановов используют упругие металлические лепестки. Лепестки закреплены шарнирно на внутренней поверхности вала, которые могут изменять угол наклона относительно вала при изменении направления вращения. Технический результат: повышение надежности и долговечности опоры путем разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения, а также повышение демпфирующей способности опоры и увеличение функциональных возможностей агрегата в целом за счет использования упругих металлических лепестков и автоматической корректировки их положения при изменении направления вращения вала. 1 ил.
Комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, отличающаяся тем, что в качестве одной из опорных поверхностей подшипника скольжения на основных режимах работы и установочных элементов для фиксирования наружного кольца подшипника качения в периоды пусков-остановов используют упругие металлические лепестки, закрепленные шарнирно на внутренней поверхности вала, с возможностью изменять угол наклона относительно вала при изменении направления вращения.
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2002 |
|
RU2228470C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2006 |
|
RU2319048C1 |
0 |
|
SU311059A1 | |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 1993 |
|
RU2073801C1 |
JP 60201111 A, 11.10.1985. |
Авторы
Даты
2013-08-20—Публикация
2011-12-14—Подача