Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и может быть использовано для количественной оценки нарушений когнитивных функций: зрительный гнозис, идеаторный и конструктивный праксис, зрительная память, номинативная функция речи, отсроченная память у пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией первой и второй стадии.
В связи с тенденцией к быстрому увеличению доли пожилых людей в обществе, проблема когнитивных нарушений, выражающаяся в конечном итоге в развитии деменции, приобретает все более актуальное социальное значение. Следовательно, исключительно важна диагностика когнитивных нарушений, находящихся на стадии преддеменции, позволяющая отсрочить или замедлить развитие деменции.
Известен способ прогнозирования клинического течения когнитивных нарушений у больных ишемическим инсультом (Файзулина Е.В., Шпрах В.В., Михалевич И.М. Способ прогнозирования клинического течения когнитивных нарушений у больных ишемическим инсультом. Патент на изобретение №2405450). Способ заключается в установлении градации и числовых значений между факторами риска выявленных из анамнеза жизни при первом осмотре когнитивных нарушений по математическим формулам, является достаточно сложным и требует большой затраты времени для подсчетов.
Также известен способ диагностики степени выраженности нарушений высших мозговых функций (Челышева И.А. Патент на изобретение №2246256) (Прототип).
По таблице количественной оценки нарушений праксиса и гнозиса проводят подсчет баллов и делают вывод о наличии нарушений высших моторных функций - праксиса и гнозиса. Если общая сумма баллов превышает 24, это говорит об отсутствии нарушений, 20-23 балла - о легких нарушениях, 10-19 баллов - умеренных нарушениях, если ниже 9 баллов - о выраженных расстройствах функции праксиса и гнозиса.
Приведенный способ имеет недостатки. Он направлен на детальное изучение праксиса и гнозиса, при этом не дает полной картины о состоянии других высших мозговых функций.
Задачей предлагаемого изобретения является комплексная оценка праксиса и гнозиса в сочетании с речью, памятью, мышлением, счетом, что позволяет повысить точность диагностики когнитивных нарушений и вынесении решения о наличии или отсутствия таковых.
Технический результат заключается в комплексной количественной оценке высших мозговых функций, быстроте и многоплановости получаемой информации о состоянии высших мозговых функций, что позволяет проводить их своевременную коррекцию.
Существенное отличие предлагаемого способа состоит в том, что дополнительно включают оценку состояния памяти, речи, внимания и мышления на выполнение теста кубика с картинками, представляющего собой четыре маленьких кубика, на сторонах которого изображены части тех персонажей, которые в дальнейшем необходимо собрать, при этом выполняют задания: назвать шесть предметов, изображенных на картинке; собрать шесть сюжетов изображенных на картинке; все сюжеты должны быть собраны в последовательности, изображенной на картинке; сосчитать количество собранных персонажей и количество кубиков, из которых собирают каждую картинку; повторить название собранных предметов через 20 минут и оценить правильность выполнения каждого задания в диапозоне от 0 до 6 баллов, причем каждое правильное задание оценивают в 1 балл, подсчитывают баллы с учетом затраченного времени на выполнение с 1 по 4 задание, которое в норме составляет 35-40 секунд, при пролонгации интервала времени снимают 2 балла, и при сумме набранных баллов, находящихся в диапазоне от 32 до 34, делают вывод о полном отсутствии нарушений когнитивной сферы, от 29 до 31 - о присутствии легких когнитивных нарушений, сумма баллов от 28 до 24 свидетельствует об умеренных, а от 23 и ниже - о выраженных.
Разработанный способ позволяет повысить точность диагностики когнитивных нарушений у больных с дисциркуляторной энцефалопатией и проводить своевременную коррекцию.
Всего было обследовано 100 человек, у 22 из них когнитивных нарушений не обнаружено, у 78 пациентов выявлены когнитивные нарушения различной степени выраженности.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА «КУБИК С КАРТИНКАМИ»
Кубик с картинками представляет собой четыре маленьких кубика, на сторонах которого изображены части тех персонажей, которых в дальнейшем необходимо собрать. Картинка собирается при сопоставлении всех четырех кубиков.
Пациенту предъявляют картинку с изображением шести сюжетов, которые он называет, а затем по памяти собирает все сюжеты в той последовательности, которая дана в задании. В конце исследования называет все шесть сюжетов, которые собрал из кубиков.
Считают количество кубиков, из которых собирают каждую картинку и количество собранных сюжетов.
При проведении первого задания, каждый названный пациентом предмет оценивается в один балл.
Выполняя второе задание, за каждый собранный по памяти сюжет, изображенный на картинке из четырех кубиков, пациент получает один балл.
В третьем задании за каждую правильно собранную последовательность выставляется один балл.
Один балл дается пациенту за каждый правильно названный сюжет через 20 минут в четвертом задании.
При проведении пятого задания, при подсчете собранных персонажей, пациенту дается один балл за каждого персонажа, в столько же баллов оценивается правильный подсчет каждого кубика.
В норме результат теста составляет 32-34 балла. Если сумма балов колеблется от 31 до 29, это свидетельствует о легких когнитивных нарушениях, от 28 до 24 - об умеренных, от 23 и ниже - об выраженных нарушениях.
В норме тест должен быть выполнен за 30-45 секунд, при пролонгации снимается два балла.
Предлагаемый тест является чувствительным для выявления легких и умеренных когнитивных нарушений, при минимуме затраченного времени позволяет провести комплексную оценку состояния всех сложных когнитивных функций, повысить точность диагностики когнитивных нарушений у больных с дисциркуляторной энцефалопатией и, соответственно, проводить своевременную коррекцию.
КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
Больная В., 76 лет, пенсионерка. Жалобы на периодические головные боли, шум в голове, головокружение, неустойчивость при ходьбе, снижение памяти и внимания.
В течение десяти лет страдает артериальной гипертонией, артериальное давление повышается до 180/100 мм. рт. ст. Страдает ишемической болезнью сердца, в 1997 году перенесла инфаркт миокарда. В течение последних трех лет страдает сахарным диабетом. Является инвалидом II группы.
Неврологический статус: зрачки: D=S, глазные щели: D=S, глазодвижения не ограничены, отмечается слабость конвергенции. Язык по средней линии, глоточные рефлексы живые. Сухожильные рефлексы: D=S. Рефлексы орального автоматизма положительные. Снижена память на текущие события. Ориентировка в месте, времени, собственной личности сохранена.
При психологическом обследовании, согласно краткой шкале оценки психического статуса, пациентка набрала 26 баллов, что соответствует умеренным когнитивным нарушениям.
При проведении теста, заключающегося в рисовании часов, пациентка набрала 7 баллов, батареи тестов для оценки лобной дисфункции (БТЛД) - 13 баллов, что свидетельствует об умеренной лобной дисфункции.
Тест - кубик с картинками. Исследуется:
- зрительный гнозис и номинативная функция речи. Пациентка назвала все шесть сюжетов, изображенных на картинке, и набрала 6 баллов.
- идеаторный и конструктивный праксис, оперативная и зрительная память. Для этого было необходимо собрать 6 сюжетов на картинке, пациентке удалось набрать 6 баллов.
- оперативная и зрительная память, внимание. Пациент должен собрать сюжеты в последовательности, согласно изображению на картинке, пациентка набрала 4 балла.
- отсроченная память. Пациент должен назвать 6 персонажей с картинки, которую собирал через 20 минут и набрать 4 балла.
При подсчете количества кубиков и сюжетов, пациенткой не было допущено ошибок, ей удалось набрать 10 баллов.
Данный тест выполнен за 90 секунд (2 балла). Всего пациентка набрала 28 баллов, что соответствует умеренным когнитивным нарушениям.
В результате проведенного обследования пациентке можно поставить диагноз: дисциркуляторная энцефалопатия II стадии на фоне церебрального атеросклероза и артериальной гипертензии, синдром вестибулопатии и умеренных когнитивных нарушений.
Больная П. 64 лет, обратилась с жалобами на ухудшение кратковременной памяти и способности к рассуждениям, бессонницу.
С 55 лет страдает артериальной гипертонией, лечение по этому поводу получала ситуационно.
В неврологическом статусе отмечалась легкая неустойчивость в позе Ромберга. Симптом Маринеско «+» с двух сторон. Сухожильные и периостальные рефлексы симметричны.
АД - 140/90 мм. рт. ст., ЧСС - 74 в
При психологическом обследовании по краткосрочной шкале оценки психического статуса, набрала 27 баллов, что соответствует легким когнитивным нарушениям.
При проведении теста рисования часов, пациентка набрала 9 баллов, батареи тестов для оценки лобной дисфункции - 16 баллов.
Тест кубик с картинками выполнен на 29 баллов, было затрачено времени 70 секунд, за что при подсчете, из суммы набранных баллов было вычтено два балла.
В результате сопоставления всех проведенных тестов, следует считать, что у пациента имеют место легкие когнитивные нарушения, что связано с ухудшением отсроченной памяти и мышления.
В результате проведенного обследования пациентке можно поставить диагноз: дисциркуляторная гипертоническая энцефалопатия I стадии, синдром легких когнитивных нарушений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У БОЛЬНЫХ С ГИПЕРТОНИЧЕСКИМИ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ | 2015 |
|
RU2581251C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СОСУДИСТЫХ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ | 2012 |
|
RU2506885C1 |
Способ интерпретации показаний амплитудно-интегрированной электроэнцефалографии у доношенных новорожденных в критическом состоянии на фоне применения седации | 2020 |
|
RU2724389C1 |
Способ определения типов когнитивных расстройств у больных церебральной микроангиопатией | 2018 |
|
RU2696684C1 |
Способ оценки когнитивных функций детей школьного возраста при популяционных исследованиях | 2019 |
|
RU2701399C1 |
СПОСОБ ОТБОРА СТАЖИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНТАКТЕ С ПАРАМИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ РТУТИ, В ГРУППУ РИСКА РАЗВИТИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ РТУТНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ | 2011 |
|
RU2460458C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2015 |
|
RU2581707C1 |
Способ диагностики степени выраженности сосудистых когнитивных нарушений | 2020 |
|
RU2745282C1 |
СПОСОБ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕГРУБЫХ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ | 2005 |
|
RU2301687C1 |
Способ реабилитации больных, перенесших инсульт | 2020 |
|
RU2742071C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для количественной оценки нарушений когнитивных функций. У больных с дисциркуляторной энцефалопатией исследуют праксис, гнозис, а также оценку состояния памяти, речи, внимания и мышления при выполнении теста кубика с картинками, представляющего собой четыре маленьких кубика, на сторонах которого изображены части тех персонажей, которых в дальнейшем необходимо собрать. Выполняют задания: назвать шесть предметов, изображенных на картинке; собрать шесть сюжетов, изображенных на картинке; все сюжеты должны быть собраны в последовательности, изображенной на картинке; сосчитать количество собранных персонажей и количество кубиков, из которых собирают каждую картинку. Повторить название собранных предметов через 20 минут и оценить правильность выполнения каждого задания в диапазоне от 0 до 6 баллов. Каждое правильное задание оценивают в 1 балл, подсчитывают баллы с учетом затраченного времени на выполнение с 1 по 4 задание, которое в норме составляет 35-40 секунд, при пролонгации снимают 2 балла. При сумме набранных баллов, находящейся в диапазоне от 32 до 34, делают вывод о полном отсутствии нарушений когнитивной сферы, от 29 до 31 - о присутствии легких когнитивных нарушений, сумме баллов от 28 до 24 - об умеренных, от 23 и ниже - о выраженных. Способ позволяет повысить точность диагностики когнитивных нарушений у больных с дисциркуляторной энцефалопатией и вынесения решения о наличии или отсутствия таковых. 2 табл., 1 пр.
Способ диагностики когнитивных нарушений у больных с дисциркуляторной энцефалопатией, включающий исследование праксиса, гнозиса, отличающийся тем, что дополнительно включают оценку состояния памяти, речи, внимания и мышления на выполнение теста кубика с картинками, представляющего собой четыре маленьких кубика, на сторонах которого изображены части тех персонажей, которых в дальнейшем необходимо собрать, при этом выполняют задания: назвать шесть предметов, изображенных на картинке; собрать шесть сюжетов, изображенных на картинке; все сюжеты должны быть собраны в последовательности, изображенной на картинке; сосчитать количество собранных персонажей и количество кубиков, из которых собирают каждую картинку; повторить название собранных предметов через 20 мин и оценить правильность выполнения каждого задания в диапазоне от 0 до 6 баллов, причем каждое правильное задание оценивают в 1 балл, подсчитывают баллы с учетом затраченного времени на выполнение с 1 по 4 задание, которое в норме составляет 35-40 с, при пролонгации снимают 2 балла и при сумме набранных баллов, находящейся в диапазоне от 32 до 34, делают вывод о полном отсутствии нарушений когнитивной сферы, от 29 до 31 - о присутствии легких когнитивных нарушений, сумме баллов от 28 до 24 - об умеренных, от 23 и ниже - о выраженных.
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ | 2003 |
|
RU2246256C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ | 2005 |
|
RU2294142C2 |
ИВАНОВ М.В | |||
и др | |||
Психологическая диагностика нейрокогнитивного дефицита при шизофрении | |||
Пособие для врачей | |||
СПб., 2007, с.10-20 | |||
ЛЕВИН О.С | |||
Подходы к диагностике и лечению когнитивных нарушений при дисциркуляторной энцефалопатии | |||
"Трудный пациент", №11, 2008, с.1-2, найдено из Интернета, |
Авторы
Даты
2013-09-10—Публикация
2012-03-30—Подача