УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ Российский патент 2013 года по МПК G09B23/18 

Описание патента на изобретение RU2500038C9

Изобретение относится к учебным приборам при проведении фронтальных лабораторных работ по разделу магнетизма и проверке экспериментальных умений учащихся по курсу общей физики для общеобразовательных школ и учебных заведений, а именно к средствам проверки экспериментальных умений по разделу магнетизм.

Известно техническое решение по патенту РФ на полезную модель №8146, кл. G09B 23/18, 1997 г., которое состоит из неподвижных имитаторов магнитов и исследуемого объекта и в котором, используя правило левой руки, располагаемой в соответствии с рекомендациями в патенте, определяют направление индукционного тока в исследуемом объекте. Данный прибор очень ограничен в проведении опытов, т.е. фактически позволяет провести только один эксперимент.

Известно техническое решение по патенту РФ №2058049, кл. G09B 23/18, 1992 г. «Прибор для демонстрации электромагнитной индукции». Прибор содержит вращающуюся обмотку с сердечником в магнитном поле, постоянном или переменном. Данный прибор позволяет демонстрировать только возникновение индукции в контуре, установить взаимосвязь между частотой вращения обмотки и частотой индукции и связать величину и направление ЭДС со скоростью изменения магнитного потока через контур.

Наиболее близким техническим решением является «Учебный прибор-маятник для демонстрации законов электромагнитной индукции» по заявке РФ №94025621, кл. G09B 23/18, опубликованной 10.05.1996 г. Данное техническое решение содержит электромагнит, между полюсами которого перемещается маятник, т.е. совершает колебательное движение, при этом возникает торможение маятника за счет взаимодействия магнитных вихревых токов и магнитного поля магнита. Число колебаний маятника в данном техническом решении можно менять с помощью установки дополнительных пластин по обе стороны маятника между полюсами магнита.

Однако данное техническое решение не позволяет демонстрировать комплекс опытов по электромагнитной индукции.

Задачей настоящего изобретения является создание универсального учебного прибора, позволяющего расширить количество демонстрируемых экспериментов для исследования постоянных магнитов, магнитного действия электрического тока и явления электромагнитной индукции, а также изучения взаимодействия катушки с током и постоянным магнитом.

Технический результат, который может быть достигнут при использовании изобретения, - это обеспечение чистоты проведения опытов, повышение наглядности проведения опытов, а следовательно, повышение качества обучения учащихся.

Для решения поставленной задачи предлагается учебный прибор для изучения законов электромагнитной индукции, включающий маятник и магнит, прибор характеризуется тем, что он дополнительно снабжен штативом, немаркированным магнитом, компасом, подставкой для магнитов, вольтметром, амперметром, миллиамперметром, источником питания учебным ВУ-4, соединительными проводами, концы которых снабжены штекерами, ключом, ползуном, выполненным в виде стержня, изготовленного из немагнитного материала, на одном конце которого закреплен набор магнитов, а на другом ограничительная шайба, и направляющей для ползуна, выполненной в виде магнитопроводящей полиэтиленовой прозрачной трубки с ограничителями, причем маятник выполнен в виде катушки-мотка, а намоточный провод снабжен маркером направления намотки, концы намоточного провода соединены с удлиняющими проводами, свободные концы которых снабжены штекерами, а сами удлиняющие провода проходят внутри трубчатого стержня, при этом свободные концы удлиняющих проводов со штекерами выходят из стержня, выполненного из немагнитного материала, один конец которого соединен с катушкой, а свободный конец снабжен подвесным отверстием. Подставка для магнита выполнена в виде [-образной скобы, на верхней горизонтальной полке которой закреплен магнит. Продольная ось подвесного отверстия стержня перпендикулярна продольной оси катушки-мотка.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлен учебный прибор для изучения законов электромагнитной индукции, на фиг. 2 - исследование зависимости величины индукционного тока, на фиг. 3 изображена катушка-моток.

Учебный прибор для изучения законов электромагнитной индукции включает школьный штатив 1, состоящий из основания 2, стержня 3, муфты 4, держателя 5 с клипсой 6, маятник 7, источник питания 8 учебный ВУ-4, амперметр 9, ключ 10. Маятник 7 выполнен в виде катушки-мотка 11, а намоточный провод 12 снабжен маркером 13 направления намотки. Концы намоточного провода соединены с удлиняющими проводами 14, пропущенными внутри трубчатого стержня 15, свободные концы удлиняющих проводов 14, выходящие из стержня 15 в зоне его свободного конца, снабжены штекерами 16. Трубчатый стержень 15 выполнен из немагнитного материала, один его конец соединен с катушкой-мотком 11, а свободный конец стержня снабжен подвесным отверстием 17, продольная ось которого перпендикулярна продольной оси катушки-мотка 11. Устройство снабжено ползуном, выполненным в виде стержня 18, изготовленного из немагнитного материала, на одном конце которого закреплен набор магнитов 19, а на другом ограничительная шайба 20, и направляющей 21 для ползуна, выполненной в виде магнитопроводящей прозрачной трубки с ограничителем 22 для ползуна.

Учебный прибор работает следующим образом. Маятник 7 подвешивается на штативе 1 за подвесное отверстие 17 на конце стержня 15, а к катушке-мотку 11 подводится магнит 23, закрепленный на верхней горизонтальной полке подставке 24 для магнитов, которая выполнена в виде Q-образной скобы. Посредством соединительных проводов 25 собирается электросхема как показано на фиг. 1, при замыкания ключа 10 в катушке-мотке 11 проходит ток, который создает магнитное поле. Посредством компаса 26 определяем направление тока в проводах 25, а соответственно и в намоточном проводе 12 катушки-мотка 11. Наблюдаем за взаимодействием катушки-мотка 11 и магнита 23, а при изменении полярности, т.е. направления тока, изменяется направление магнитных линий катушки-мотка с током, а следовательно, изменяется и характер взаимодействие магнита и катушки-мотка. Таким способом можно определять направление вектора индукции электромагнитного поля, полярность немаркированного магнита. В одном случае катушка-моток притягивается к северному полюсу магнита, а в другом - она отталкивается от него, следовательно, можно сделать вывод, что направление магнитных линий катушки с током зависит от направления тока в катушке.

При исследовании изменения величины индукционного тока используют учебный прибор, выполненный по варианту, представленному на фиг. 2, где направляющая 21 ползуна закреплена в клипсе 6 держателя 5 на штативе 1, а катушка-моток 11 одета на направляющую 21 и закреплена ограничителем 27. Ограничитель 22 может быть выполнен, например, в виде спицы, пронизывающей направляющую 21, в нижней ее части и удерживает ползун на излете от выпадения из направляющей 21. При проведении данного опыта используют миллиамперметр 28 и определяют, как влияют на величину индукционного тока такие критерии: скорость движения магнитов в катушке-мотке, например, путем изменения наклона направляющей для ползуна, использование магнитов различной силы (двух или более) либо различное соединение магнитов - одноименными или разноименными полюсами.

Данный учебный прибор позволяет выявить зависимость направления тока в катушке-мотке от координации движения полюсов магнита, скорости движения магнита в катушке-мотке, прибор позволяет установить, как скорость движения магнита влияет на величину индукционного тока, которая меняется и при использовании магнитов разной силы.

Данный учебный прибор позволяет наблюдать все явления электромагнитной индукции и опыт Эрстеда. Данный прибор изготовлен и нашел широкое применение при школьном обучении.

Похожие патенты RU2500038C9

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО КОМПЛЕКТА ОБОРУДОВАНИЯ ПО КУРСУ ФИЗИКИ "ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ" 2012
  • Поваляев Олег Александрович
  • Цуцких Альберт Юрьевич
RU2499293C9
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ЯВЛЕНИЙ 2013
  • Поваляев Олег Александрович
RU2543425C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ 2012
  • Поваляев Олег Александрович
  • Цуцких Альберт Юрьевич
RU2499294C1
УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ L-МИКРО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 2004
  • Поваляев Олег Александрович
  • Ярошевский Михаил Львович
RU2293374C2
УСТРОЙСТВО МИНИЛАБОРАТОРИИ ПО ЭЛЕКТРОДИНАМИКЕ 2002
  • Алексеев В.В.
  • Евстигнеев В.Е.
  • Поливанов В.В.
  • Пичугин В.С.
  • Сергеев С.К.
RU2205457C1
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР 2017
  • Поваляев Олег Александрович
RU2663008C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОДУЛЬ 2020
  • Поваляев Олег Александрович
RU2732799C1
УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО ОПТИКЕ "L-МИКРО" 2004
  • Поваляев Олег Александрович
  • Ярошевский Михаил Львович
RU2300145C2
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО ОПТИЧЕСКИМ И КВАНТОВЫМ ЯВЛЕНИЯМ 2013
  • Поваляев Олег Александрович
  • Цуцких Альберт Юрьевич
RU2507592C1
ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ МЕХАНИКИ 2011
  • Поваляев Олег Александрович
  • Цуцких Альберт Юрьевич
RU2473974C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 500 038 C9

Реферат патента 2013 года УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

Изобретение относится к учебным приборам по физике. Учебный прибор имеет штатив, немаркированный магнит, компас, подставку для магнитов, вольтметр, амперметр, миллиамперметр, источник питания учебный ВУ-4. Концы соединительных проводов снабжены штекерами. Ползун выполнен в виде стержня, изготовленного из немагнитного материала. На одном конце стержня закреплен набор магнитов, а на другом ограничительная шайба. Направляющая для ползуна выполнена в виде магнитопроводящей полиэтиленовой прозрачной трубки с ограничителями. Маятник выполнен в виде катушки-мотка. Намоточный провод снабжен маркером направления намотки. Концы намоточного провода соединены с удлинительными проводами, свободные концы которых снабжены штекерами. Удлинительные провода проходят внутри трубчатого стержня, выполненного из немагнитного материала, один конец которого соединен с катушкой, а свободный конец снабжен подвесным отверстием. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 500 038 C9

1. Учебный прибор для изучения законов электромагнитной индукции, включающий маятник и магнит, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен штативом, немаркированным магнитом, компасом, подставкой для магнитов, вольтметром, амперметром, миллиамперметром, источником питания учебным ВУ-4, соединительными проводами, концы которых снабжены штекерами, ключом, ползуном, выполненным в виде стержня, изготовленного из немагнитного материала, на одном конце которого закреплен набор магнитов, а на другом ограничительная шайба, и направляющей для ползуна, выполненной в виде магнитопроводящей полиэтиленовой прозрачной трубки с ограничителями, причем маятник выполнен в виде катушки-мотка, а намоточный провод снабжен маркером направления намотки, концы намоточного провода соединены с удлинительными проводами, свободные концы которых снабжены штекерами, а сами удлинительные провода проходят внутри трубчатого стержня, выполненного из немагнитного материала, один конец которого соединен с катушкой, а свободный конец снабжен подвесным отверстием.

2. Учебный прибор для изучения законов электромагнитной индукции по п. 1, отличающийся тем, что подставка для магнитов выполнена в виде [-образной скобы, на верхней горизонтальной полке которой закреплен магнит.

3. Учебный прибор для изучения законов электромагнитной индукции по п. 1, отличающийся тем, что продольная ось подвесного отверстия стержня перпендикулярна продольной оси катушки-мотка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2500038C9

RU 94025621 A1, 10.05.1996
УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕОДНОРОДНОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ 2006
  • Белокопытов Руслан Алексеевич
  • Ковнацкий Валерий Константинович
RU2321895C1
CN 201707818 U, 12.01.2011
CN 102376189 A, 14.03.2012
JP 3168667 U, 23.06.2011.

RU 2 500 038 C9

Авторы

Поваляев Олег Александрович

Цуцких Альберт Юрьевич

Даты

2013-11-27Публикация

2012-10-11Подача