ПОДШИПНИК ТУРБОКОМПРЕССОРА Российский патент 2013 года по МПК F16C17/18 F16C33/10 F01D25/16 

Описание патента на изобретение RU2500932C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессоров.

Известен подшипниковый узел турбокомпрессора ТКР-7Н1 двигателя КамА3-740 11-240 (Двигатель КамА3-740.11-240. Руководство по эксплуатации. - Набережные Челны, изд-во «Печатный двор», 1977. - 120 стр.), в котором масло через переходник и трубчатый фиксатор попадает в маслораспределительную полость подшипника. По боковым отверстиям фиксатора масло подается в зазор между корпусом и подшипником. По торцовым канавкам на подшипнике масло подается в зазор между валом ротора и подшипником, затем через торцовый зазор между подшипником и маслоотражателем масло попадает в полость корпуса подшипника и через сливной патрубок попадает в картер двигателя.

Недостатком указанной конструкции является низкая надежность из-за того, что подача масла для смазывания подшипника и охлаждения турбокомпрессора осуществляется через маслораспределительную полость, образованную между опорными поясками подшипника и валом ротора, который вращается с частотой 90000 мин-1. При подаче масла в замкнутую полость подшипника и заполнении ее ведет к увеличению длины подшипника на длину этой полости, вследствие чего, из-за увеличенного гидравлического сопротивления вращению вала, значительная часть энергии вращения ротора затрачивается на преодоление сил внутреннего трения масла, которая превращается в тепло и в результате чего снижается кпд турбокомпрессора, а охлаждение корпуса является неудовлетворительным.

Технический результат - повышение надежности турбокомпрессора.

Технический результат достигается тем, что в подшипнике турбокомпрессора, включающем моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски, центральный маслоподводящий канал выполнен глухим, в боковых стенках которого выполнены отверстия, через которые проходит осевой канал, связанный с радиальными каналами, соединенными с опорными поясками, причем с противоположной стороны маслоподводящего канала расположен сквозной маслоотводящий канал, соединенный с маслораспределительной полостью.

На чертеже изображен подшипник турбокомпрессора.

Подшипник турбокомпрессора представляет собой моновтулку 1 с центральным маслоподводящим каналом 2 и маслораспределительной полостью 3, на концах которой выполнены опорные пояски 4. Центральный маслоподводящий канал 2 выполнен глухим, в боковых стенках которого выполнены отверстия 5, через которые проходит осевой канал 6, связанный с радиальными 7, соединенными с опорными поясками 4, причем с противоположной стороны маслоподводящего канала 2 расположен сквозной маслоотводящий канал 8, соединенный с маслораспределительной полостью 3, что делает ее незамкнутой и ведет к снижению торможения вала маслом, так как подшипник турбокомпрессора работает только двумя опорными поясками 4, благодаря чему увеличен расход масла в четыре раза до 4 л/мин и тем самым улучшается охлаждение корпуса турбокомпрессора, что снижает вероятность его термической деформации, увеличивает надежность турбокомпрессора и его кпд.

Подшипник турбокомпрессора работает следующим образом: моторное масло из центральной системы смазки по центральному маслоподводящему каналу 2 через отверстия 5, осевые 6 и радиальные 7 каналы, выполненные в моновтулке 1, поступает непосредственно к опорным пояскам 4 и по маслораспределительной полости 3 через сквозной маслоотводящий канал 8 сливается в картер двигателя.

Таким образом, по сравнению с прототипом, заявляемый подшипник турбокомпрессора обеспечивает повышение надежности турбокомпрессора за счет снижения термических деформаций корпуса вследствие лучшего его охлаждения из-за большего расхода масла через турбокомпрессор ввиду отсутствия замкнутой маслораспределительной полости. Также, из-за отсутствия замкнутой маслораспределительной полости, снижается гидравлическое сопротивление вращению вала ротора, что ведет к повышению частоты его вращения, увеличению давления наддува, и как следствие, повышению кпд.

Похожие патенты RU2500932C1

название год авторы номер документа
ТУРБОКОМПРЕССОР 2007
  • Королев Георгий Андреевич
  • Попов Борис Петрович
RU2339850C1
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Сафиуллин Тагир Габдуллович
RU2750220C1
Подшипниковый узел турбокомпрессора 2016
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Коваленко Сергей Юрьевич
  • Волостнов Вячеслав Иванович
  • Волостнов Павел Владимирович
RU2629825C1
ТУРБОКОМПРЕССОР, НАПРИМЕР, ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Азбель А.Б.
  • Зубрилин Н.Ю.
  • Коробаев Н.А.
RU2172432C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОНАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Шафеев Даниил Рафаилович
  • Якубович Ирина Анатольевна
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Тиунов Сергей Владимирович
RU2542174C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2012
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Коваленко Сергей Юрьевич
RU2519541C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2001
  • Тазеев Р.Т.
  • Малаховецкий А.Ф.
  • Фархутдинов Н.А.
  • Кулаков А.Т.
  • Светличный Н.И.
  • Гаффаров Г.Г.
  • Сафиуллин Т.Г.
RU2216647C2
Сегментный подшипник 1990
  • Агафонов Владимир Александрович
SU1800165A1
ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА И СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2014
  • Астахов Константин Александрович
  • Драгомиров Михаил Сергеевич
  • Журавлев Сергей Александрович
  • Зайцев Андрей Михайлович
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Глинкин Сергей Александрович
RU2580951C2
ОПОРНО-УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ 2014
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Кухарев Игорь Евгеньевич
  • Билык Ярослав Игоревич
RU2568370C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 500 932 C1

Реферат патента 2013 года ПОДШИПНИК ТУРБОКОМПРЕССОРА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессора. Подшипник включает моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски. Центральный маслоподводящий канал выполнен глухим, в боковых стенках которого выполнены отверстия, через которые проходит осевой канал, связанный с радиальными каналами, соединенными с опорными поясками. С противоположной стороны маслоподводящего канала расположен сквозной маслоотводящий канал, соединенный с маслораспределительной полостью. Технический результат: повышение надежности турбокомпрессора за счет улучшения охлаждения корпуса и смазывания опорных поверхностей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 500 932 C1

Подшипник турбокомпрессора, включающий моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски, отличающийся тем, что центральный маслоподводящий канал выполнен глухим, в боковых стенках которого выполнены отверстия, через которые проходит осевой канал, связанный с радиальными каналами, соединенными с опорными поясками, причем с противоположной стороны маслоподводящего канала расположен сквозной маслоотводящий канал, соединенный с маслораспределительной полостью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2500932C1

Стиральная машина для войлока 1931
  • Булин С.Д.
SU31619A1
0
  • Е. Н. Зайченко, Б. И. Капралов, А. С. Ненашев, В. Е. Вйн Б. Ф. Мцев Г. М. Савельев
SU270405A1
Подшипниковый узел турбокомпрессора 1988
  • Богодяж Иван Петрович
  • Кривной Юрий Владимирович
  • Цапкин Владислав Михайлович
SU1599587A2
JPH 07139396 A, 30.05.1995.

RU 2 500 932 C1

Авторы

Кулаков Александр Тихонович

Макушин Александр Александрович

Гаффаров Айрат Гаптельхакович

Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович

Калимуллин Руслан Флюрович

Коваленко Сергей Юрьевич

Даты

2013-12-10Публикация

2012-07-26Подача