Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбокомпрессорам.
Известен турбокомпрессор ТКР-7С двигателя КамАЗ 740.11-240 (Аймасов Н.У. и др. Руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. Двигатели КамАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, 740.30-260, 740.50-360, 740.51-320. - Набережные Челны, изд-во ООО «ГКИ», 2002. - с.172-175), включающий корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку.
Недостатком указанной конструкции является низкая надежность из-за того, что под действием давления картерных газов в маслосливной трубке образуется масляная пробка, препятствующая свободному сливу масла в картер из турбокомпрессора. При заполнении маслосливной полости маслом происходит выдавливание масла через замковые зазоры уплотнительных колец в компрессорную и турбинную ступени, вследствие чего возникает эксплуатационный дефект «унос масла», а из-за снижения расхода масла возникает ухудшение охлаждения корпуса турбокомпрессора, что снижет его надежность. Также, при заполнении маслом маслосливной полости возникает постоянный контакт масла и всей поверхности вала ротора, вращающегося с частотой 110000 мин-1, вследствие чего, из-за увеличенного гидравлического сопротивления вращению вала, значительная часть энергии вращения ротора затрачивается на преодоление сил внутреннего трения масла и в результате снижается кпд турбокомпрессора.
Технический результат - повышение надежности турбокомпрессора.
Технический результат достигается тем, что в турбокомпрессор, включающий корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку, установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника, причем осевое отверстие болта связано с маслосливной полостью, а выход поворотного угольника через дренажную трубку связан с картером двигателя.
На фиг.1 изображен турбокомпрессор, на фиг.2 изображен разрез установленного поворотного угольника в корпусе турбокомпрессора.
Турбокомпрессор включает в себя корпус турбокомпрессора 1, корпус подшипников 2 с маслоподводящими каналами 3, ротор 4, на валу 5 которого расположены подшипники 6, маслосливную полость 7, маслосливную трубку 8. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник 9 с болтом 10 поворотного угольника, причем осевое отверстие болта 10 поворотного угольника связано с маслосливной полостью 7, а выход поворотного угольника 9 через дренажную трубку 11 связан с картером двигателя, что делает маслосливную полость 7 незамкнутой и исключает подпор картерными газами стекающего по маслосливной трубке 8 масла и обеспечивает его свободный слив без переполнения и избыточного давления. Это исключает выдавливание масла через замковые зазоры уплотнительных колец, торможение вращению вала маслом, благодаря чему ротор вращается с большей частотой, вследствие этого увеличивается давление наддува и улучшаются параметры двигателя, кроме этого улучшается охлаждение турбокомпрессора за счет большего расхода масла, что снижает вероятность термической деформации, увеличивает надежность турбокомпрессора и его кпд.
Турбокомпрессор работает следующим образом: масло из системы смазки подается по маслоподводящим каналам 3 к подшипникам 6 ротора 4, пройдя через них, попадает в маслосливную полость 7 и стекает беспрепятственно по маслосливной трубке 8 в картер двигателя вследствие отсутствия подпора масла в маслосливной трубке картерными газами из-за равного давления в картере двигателя и маслосливной полости турбокомпрессора, которое достигается установкой в корпусе турбокомпрессора 1 поворотного угольника 9 и болта 10 поворотного угольника, осевое отверстие которого связано с маслосливной полостью 7, а выход поворотного угольника 9 через дренажную трубку 11 связан с картером двигателя.
Таким образом, по сравнению с прототипом, у заявляемого турбокомпрессора обеспечивается повышение надежности за счет исключения эксплуатационного дефекта, «унос масла», из-за беспрепятственного слива масла из маслосливной полости ввиду равного давления картерных газов в маслосливной полости и маслосливной трубке. Также, вследствие беспрепятственного слива масла увеличивается расход масла через турбокомпрессор, улучшая его охлаждение, и снижается вероятность термических деформаций, что также повышает надежность турбокомпрессора. Кроме этого, значительно снижается гидравлическое сопротивление вращению ротора, что ведет к повышению частоты его вращения, увеличению давления наддува и, как следствие, повышению кпд.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел турбокомпрессора | 2016 |
|
RU2629825C1 |
ПОДШИПНИК ТУРБОКОМПРЕССОРА | 2012 |
|
RU2500932C1 |
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания | 2020 |
|
RU2750220C1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2503877C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР, НАПРИМЕР, ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2172432C1 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С УЛУЧШЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОТВЕДЕНИЯ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ, ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И ПЫЛЕУДАЛЕНИЯ, СНИЖАЮЩАЯ ИНФРАКРАСНУЮ ЗАМЕТНОСТЬ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2023 |
|
RU2802967C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2007 |
|
RU2339850C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU909247A1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2000 |
|
RU2187710C1 |
ОПОРА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА | 2002 |
|
RU2227232C1 |
Турбокомпрессор включает корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника. Осевое отверстие болта связано с маслосливной полостью. Выход поворотного угольника через дренажную трубку связан с картером двигателя. Достигается повышение надежности турбокомпрессора за счет исключения подпора стекающего масла в маслосливной трубке, тем самым исключается эксплуатационный дефект «унос масла» и за счет увеличенного расхода масла улучшается охлаждение турбокомпрессора. 2 ил.
Турбокомпрессор, включающий корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку, отличающийся тем, что в корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника, причем осевое отверстие болта связано с маслосливной полостью, а выход поворотного угольника через дренажную трубку связан с картером двигателя.
US 7476090 B2, (INTERNATIONAL ENGINE INTELLECTUAL PROPERTY COMPANY, LLC), 13.01.2009 | |||
JPS 6047821 A, (HITACHI LTD), 15.03.1985 | |||
US 4559782 A, (CUMMINS ENGINE COMPANY, INC), 24.12.1985 | |||
FR 2917777 A1, (RENAULT SAS), 26.12.2008 | |||
Устройство для постепенного отпуска тормозов системы Вестингауза | 1937 |
|
SU52107A1 |
Авторы
Даты
2014-06-10—Публикация
2012-12-04—Подача