ТУРБОКОМПРЕССОР Российский патент 2014 года по МПК F01D25/18 F02C6/12 F02B39/14 

Описание патента на изобретение RU2519541C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбокомпрессорам.

Известен турбокомпрессор ТКР-7С двигателя КамАЗ 740.11-240 (Аймасов Н.У. и др. Руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. Двигатели КамАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, 740.30-260, 740.50-360, 740.51-320. - Набережные Челны, изд-во ООО «ГКИ», 2002. - с.172-175), включающий корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку.

Недостатком указанной конструкции является низкая надежность из-за того, что под действием давления картерных газов в маслосливной трубке образуется масляная пробка, препятствующая свободному сливу масла в картер из турбокомпрессора. При заполнении маслосливной полости маслом происходит выдавливание масла через замковые зазоры уплотнительных колец в компрессорную и турбинную ступени, вследствие чего возникает эксплуатационный дефект «унос масла», а из-за снижения расхода масла возникает ухудшение охлаждения корпуса турбокомпрессора, что снижет его надежность. Также, при заполнении маслом маслосливной полости возникает постоянный контакт масла и всей поверхности вала ротора, вращающегося с частотой 110000 мин-1, вследствие чего, из-за увеличенного гидравлического сопротивления вращению вала, значительная часть энергии вращения ротора затрачивается на преодоление сил внутреннего трения масла и в результате снижается кпд турбокомпрессора.

Технический результат - повышение надежности турбокомпрессора.

Технический результат достигается тем, что в турбокомпрессор, включающий корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку, установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника, причем осевое отверстие болта связано с маслосливной полостью, а выход поворотного угольника через дренажную трубку связан с картером двигателя.

На фиг.1 изображен турбокомпрессор, на фиг.2 изображен разрез установленного поворотного угольника в корпусе турбокомпрессора.

Турбокомпрессор включает в себя корпус турбокомпрессора 1, корпус подшипников 2 с маслоподводящими каналами 3, ротор 4, на валу 5 которого расположены подшипники 6, маслосливную полость 7, маслосливную трубку 8. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник 9 с болтом 10 поворотного угольника, причем осевое отверстие болта 10 поворотного угольника связано с маслосливной полостью 7, а выход поворотного угольника 9 через дренажную трубку 11 связан с картером двигателя, что делает маслосливную полость 7 незамкнутой и исключает подпор картерными газами стекающего по маслосливной трубке 8 масла и обеспечивает его свободный слив без переполнения и избыточного давления. Это исключает выдавливание масла через замковые зазоры уплотнительных колец, торможение вращению вала маслом, благодаря чему ротор вращается с большей частотой, вследствие этого увеличивается давление наддува и улучшаются параметры двигателя, кроме этого улучшается охлаждение турбокомпрессора за счет большего расхода масла, что снижает вероятность термической деформации, увеличивает надежность турбокомпрессора и его кпд.

Турбокомпрессор работает следующим образом: масло из системы смазки подается по маслоподводящим каналам 3 к подшипникам 6 ротора 4, пройдя через них, попадает в маслосливную полость 7 и стекает беспрепятственно по маслосливной трубке 8 в картер двигателя вследствие отсутствия подпора масла в маслосливной трубке картерными газами из-за равного давления в картере двигателя и маслосливной полости турбокомпрессора, которое достигается установкой в корпусе турбокомпрессора 1 поворотного угольника 9 и болта 10 поворотного угольника, осевое отверстие которого связано с маслосливной полостью 7, а выход поворотного угольника 9 через дренажную трубку 11 связан с картером двигателя.

Таким образом, по сравнению с прототипом, у заявляемого турбокомпрессора обеспечивается повышение надежности за счет исключения эксплуатационного дефекта, «унос масла», из-за беспрепятственного слива масла из маслосливной полости ввиду равного давления картерных газов в маслосливной полости и маслосливной трубке. Также, вследствие беспрепятственного слива масла увеличивается расход масла через турбокомпрессор, улучшая его охлаждение, и снижается вероятность термических деформаций, что также повышает надежность турбокомпрессора. Кроме этого, значительно снижается гидравлическое сопротивление вращению ротора, что ведет к повышению частоты его вращения, увеличению давления наддува и, как следствие, повышению кпд.

Похожие патенты RU2519541C1

название год авторы номер документа
Подшипниковый узел турбокомпрессора 2016
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Коваленко Сергей Юрьевич
  • Волостнов Вячеслав Иванович
  • Волостнов Павел Владимирович
RU2629825C1
ПОДШИПНИК ТУРБОКОМПРЕССОРА 2012
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Макушин Александр Александрович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Коваленко Сергей Юрьевич
RU2500932C1
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Сафиуллин Тагир Габдуллович
RU2750220C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Орлов Никита Васильевич
RU2503877C1
ТУРБОКОМПРЕССОР, НАПРИМЕР, ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Азбель А.Б.
  • Зубрилин Н.Ю.
  • Коробаев Н.А.
RU2172432C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С УЛУЧШЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОТВЕДЕНИЯ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ, ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И ПЫЛЕУДАЛЕНИЯ, СНИЖАЮЩАЯ ИНФРАКРАСНУЮ ЗАМЕТНОСТЬ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2023
  • Репин Дмитрий Николаевич
RU2802967C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2007
  • Королев Георгий Андреевич
  • Попов Борис Петрович
RU2339850C1
Двигатель внутреннего сгорания 1980
  • Богодяж Иван Петрович
  • Белоусов Владимир Николаевич
  • Юнь Евгений Александрович
SU909247A1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2000
  • Азбель А.Б.
  • Бондарь А.В.
  • Королев Г.А.
  • Котов А.Н.
  • Попов Б.П.
RU2187710C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА 2002
  • Иноземцев А.А.
  • Колесникова Л.С.
  • Харин С.А.
  • Крючков Ю.А.
RU2227232C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 519 541 C1

Реферат патента 2014 года ТУРБОКОМПРЕССОР

Турбокомпрессор включает корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника. Осевое отверстие болта связано с маслосливной полостью. Выход поворотного угольника через дренажную трубку связан с картером двигателя. Достигается повышение надежности турбокомпрессора за счет исключения подпора стекающего масла в маслосливной трубке, тем самым исключается эксплуатационный дефект «унос масла» и за счет увеличенного расхода масла улучшается охлаждение турбокомпрессора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 519 541 C1

Турбокомпрессор, включающий корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку, отличающийся тем, что в корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника, причем осевое отверстие болта связано с маслосливной полостью, а выход поворотного угольника через дренажную трубку связан с картером двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2519541C1

US 7476090 B2, (INTERNATIONAL ENGINE INTELLECTUAL PROPERTY COMPANY, LLC), 13.01.2009
JPS 6047821 A, (HITACHI LTD), 15.03.1985
US 4559782 A, (CUMMINS ENGINE COMPANY, INC), 24.12.1985
FR 2917777 A1, (RENAULT SAS), 26.12.2008
Устройство для постепенного отпуска тормозов системы Вестингауза 1937
  • Васильев Н.В.
SU52107A1

RU 2 519 541 C1

Авторы

Галиев Рафис Кашфелович

Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович

Кулаков Александр Тихонович

Гаффаров Айрат Гаптельхакович

Гафиятуллин Асхат Асадуллович

Калимуллин Руслан Флюрович

Коваленко Сергей Юрьевич

Даты

2014-06-10Публикация

2012-12-04Подача