СПОСОБ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА Российский патент 2014 года по МПК A61B5/16 A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2503412C1

Изобретение относится к медицине, а именно к профилактической, восстановительной, общей врачебной (семейной) практике, терапии, неврологии и психотерапии, и может использоваться для профилактики стрессовых и предстрессовых состояний, а также последствий, к которым приводит некомпенсированная стрессорная реакция организма пациента независимо от характерологических особенностей стрессора или стрессоров.

Актуальность проблемы совершенствования подходов к профилактике предстрессовых состояний и последствий, вызываемых не компенсированными стрессорными реакциями на организм человека, велика. Глобальные социально-экономические преобразования, интенсификация в сфере производства и образования детерминируют стрессогенность мирового социального пространства. Информационная глобализация, повышение требований к профессионализму, личностным качествам, определяющие уровень профессиональной адаптации специалиста, стали причиной роста пандемически распространяющегося стресса и профессиональных заболеваний.

По данным Всемирной организации здравоохранения 45-55% всех болезней связано со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что в стрессовую ситуацию ежедневно попадают 2/3 населения планеты. Международная организация труда (International Labor Organization) оценивает убытки в результате профессионального стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Исследование Международной ассоциации управления стрессом (ISMA), проведенное в Великобритании, показало, что профессиональный стресс в течение года испытывали более 64% респондентов, однако только 14% из них была оказана помощь, а 78% не получили никакого профессионального совета. По данным мировой статистики, профессиональный стресс (стресс, связанный с выполнением профессиональных обязанностей) стал причиной расстройств личности (40%), неврозов (47%), эндогенных психозов (13%).

Слабость генетических и недостаточность приобретенных навыков борьбы, противостояния стрессу приводит организм человека к отрицательным проявлениям и реакциям, что является причиной развития стрессовых болезней (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, кожные болезни, аллергические заболевания, неврозы, психозы, депрессии, синдром усталости и т.д.).

Будущее экономическое и геополитическое положение России определяется профессиональной компетентностью, готовностью к самореализации и саморегуляции поведения личности. Таким образом, государственный заказ общества, современная рыночная экономика предъявляют высокие требования к таким профессионально-личностным качествам, как адаптивные способности специалиста и его стрессоустойчивость.

Компьютер - это неотъемлемый аксессуар современного человека. Компьютеры стали верными помощниками человеку в работе как в привычных офисных условиях, так и в обычной домашней среде. Более половины населения планеты пользуются компьютером, а работать без него стало практически невозможным. Не менее 2-х млрд пользователей ежедневно переживают стресс. Уменьшить или избежать отрицательного влияния на деятельность организма стрессоров как физиологического, так и психологического характера, пользуясь компьютером на рабочем месте или же дома, это прекрасная возможность каждого из нас. Уменьшив отрицательное воздействие стрессоров на свой организм, мы сможем улучшить качество жизни, следовательно, и ее продолжительность. Мы должны противостоять стрессу, а главное уметь управлять стрессом.

Однако, в целом, вопросы эффективности применения профилактических и восстановительных медицинских мероприятий, психокоррекционных антистрессорных методов с применением математических информационно-цифровых компьютерных моделей, основанных на индивидуальных антропометрических и физиологических показателях пациента, изучены недостаточно или попросту отсутствуют.

Наиболее близкой к предложенному способу методики на сегодняшний день не существует, так как будь то компьютерная профилактическая программа по борьбе со стрессом или опосредованный психотерапевтический метод повышения стрессоустойчивости, все они являются общими однотипными для всех пациентов по методике и способу воздействия и ничего не имеют общего с применением индивидуальных антропометрических параметров пациента и его физиологических показателей.

Достигаемым при реализации предлагаемого способа техническим результатом является обеспечение медико-психологической профилактики стресса пациента. Эффективность предлагаемого метода обусловлена индивидуальной заинтересованностью и ответственностью пациента за проведение профилактических сеансов, а также за счет уменьшения средней частоты стрессорных реакций на стрессорные психологические и физиологические атаки, самоконтроль за состоянием уровня стрессоустойчивости и своим здоровьем с усилением личной и общественной антистрессовой безопасности.

Разработанная методика заключается в индивидуальном проведении профилактических курсов по предупреждению психоэмоциональных срывов и самоконтролю усиления стрессоустойчивости и включению в курс ассоциированно опосредованной психотерапии - обучения и тренировок с использованием разнообразных способов эмоционально-волевой релаксации и дыхательных упражнений.

Опосредованная психотерапия включает: психологические воздействия, целенаправленно повышающие самооценку пациента с использованием воспроизведения как минимум четырех типов психофизиологических состояний, связанных с удовлетворением ведущих типов физиологических и социальных потребностей (в безопасности; в свободе и независимости; в достижении цели и самореализации; в одобрении, в признании и любви близких и окружающих) с последующим динамическим и вербальным закреплением возникающих при этом психофизиологических состояний; опосредованные подсознательные психологические воздействия, повышающие мотивацию пациента на повышение стрессоустойчивости; психологические воздействия, расширяющие навыки психофизиологической саморегуляции и помогающие решению стрессорных наиболее тревожащих пациента проблем.

Эмоциональный стресс во многом порождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей. Для удовлетворения своих ведущих потребностей и уменьшения воздействия стрессоров пациенту важно изменить или расширить присущий ему репертуар способов целенаправленного когнитивного и поведенческого реагирования, что возможно лишь вместе с повышением его самооценки.

Для того чтобы помочь пациенту повысить самооценку, предлагается индуцировать у него воспоминания о ситуациях, в которых он после периода своей активной деятельности удовлетворял какую-либо из ведущих потребностей. Во время такого воспоминания воспроизводится соответствующее этой потребности комфортное психофизиологическое состояние. Его многократное повторное воспроизведение в сочетании с ассоциированной адекватной индивидуальной цифровой фразой и жестом приводит к формированию условного рефлекса. Повторение индивидуальной цифровой фразы и жеста в дальнейшем само по себе ассоциируется и помогает воспроизведению указанного комфортного состояния и повышению уверенности пациента в том, что он может достичь такого состояния, то есть его самооценки. Одновременно пациент самообучается изменять малейшие признаки появления дискомфортного состояния в соответствующее комфортное состояние в обыденной и профессиональной жизни при решении любых мелких, казалось бы, повседневных задач, что закрепляет высокий уровень его самооценки на основе приобретения уже нового опыта.

В зависимости от смысловой направленности условно можно выделить четыре типа ведущих медико-социальных потребностей: 1 - потребность в безопасности, в изоляции от стрессорного объекта, реализуемая путем подавления собственной агрессии и своего незаметного ухода либо бегства от препятствия; 2 - потребность в свободе и независимости от окружающих и окружения, реализуемая путем активно-агрессивного противостояния и избавления от стрессора и освобождения собственного личного внутреннего и внешнего пространства; 3 - потребность в самореализации и достижении цели, реализуемая путем собственного управления стрессорным объектом и его активно-агрессивного видоизменения; 4 - потребность в одобрении, признании и любви к себе со стороны близких и окружающих, реализуемая путем подавления агрессии, выражения собственного благорасположения и сближения с социальным окружением. В зависимости от того, какая потребность у пациента является ведущей, и какие способы эмоционально-когнитивно-поведенческого реагирования у него преобладают, выделяют четыре типа личности.

Удовлетворение физиологических и социальных потребностей сопровождается возникновением разных психофизиологических состояний, отличающихся своими собственными характеристиками вегетовисцеральной, нейрогуморальной, нейромышечной регуляции. С учетом этого для повышения самооценки предлагается использовать воспроизведение как минимум четырех типов психофизиологических состояний, связанных с удовлетворением основных четырех типов медико-социальных потребностей. У пациента ассоциированно стимулируются воспоминания о ситуациях, в которых он испытывал ощущения собственной привлекательности, успешности, независимости, защищенности. Динамическое (при помощи однотипно принятой расслабляющей позы и ровного спокойного дыхания, сидя за компьютером) и вербальное (при помощи монотонно мысленного повторения индивидуального цифрового ряда) условно-рефлекторное закрепление и усиление противостояния воздействию различных стрессоров, будет способствовать стабилизации позитивной самооценки, то есть оценки собственных возможностей успешно взаимодействовать с окружающим миром, удовлетворяя при этом соответствующую потребность повышения антистрессовой безопасности.

Мотивация на повышение работоспособности, улучшение внимания, памяти, сна, укрепления собственного здоровья имеет особое значение для пациентов, которые обычно не верят во все перечисленное и поэтому не ждут его и не прикладывают активных усилий для его достижения. Помимо неверия в свои силы, пассивности пациентов также нередко способствует неосознаваемая условная неизбежность той или иной болезни. Повысить мотивацию на укрепление собственного здоровья, улучшения сна, внимания, памяти и повышения работоспособности можно, если связать в сознании и подсознании пациента ощущения, эмоции и мысли, относящиеся к состоянию здоровья, сна, внимания, памяти и работоспособности, с другими ощущениями, эмоциями, образами и мыслями, относящимися к удовлетворению какой-либо из его актуальных потребностей, то есть к достижению очень важной для него задачи. Такую связь можно установить с помощью осознанного регулярного ассоциированно опосредованного самовнушения. Предварительно необходимо помочь пациенту сформировать представление о своем состоянии здоровья, то есть ощутить осознанно те чувства, эмоции, мысли, которыми он его определяет. Целенаправленное самообучение, самоподготовка и профилактика антистрессовой безопасности способствует уменьшению выраженности эмоционального стресса и в широком смысле является навыком психофизиологической саморегуляции.

Особенно важным представляется самообучение и подготовка пациента навыкам самонаблюдения. Совершенствование навыка самонаблюдения и наблюдения за окружающим миром способствует повышению адекватности ответных реакций, а обучение целенаправленному восприятию не только негативных, но и позитивных сигналов из внешней и внутренней среды организма позволяет повысить "удельный вес" положительных эмоций в психологическом состоянии, снизив долю отрицательных.

Для подсознательной коррекции когнитивного стиля реагирования возможно самообучение позитивному мышлению. Замена негативных мыслей и убеждений на позитивные также приводит к уменьшению выраженности отрицательных эмоций и снижению выраженности эмоционального напряжения. Пациент осознанно ставит цель повысить антистрессовую безопасность: возможность эффективно действовать в экстремальных и сложных профессиональных и бытовых условиях; умение расслабляться и сосредотачиваться в нужный момент; экономное расходование сил и быстрое их восстановление; свобода и независимость от обстоятельств. Поставленная цель позволяет пациенту повысить свои способности к осознанию желаемой деятельности и разнообразить способы ее достижения. Этот самостоятельно выработанный и постоянно закрепляемый навык позволяет повысить эффективность решения многих профессиональных и жизненных проблем и тем самым снизить уровень психоэмоционального напряжения, а также регулярно прибегая к переосмыслению событий своего недалекого прошлого (от одного часа до нескольких дней), пациент уменьшает неблагоприятное влияние пережитых эмоционально-психологических травм.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Проводят измерение антропометрических показателей пациента - рост, вес, окружность грудной клетки; показателя деятельности сердечно-сосудистой системы - пульс. На основании полученных данных вычисляют индивидуальный цифровой ряд (ИЦР) пациента по формуле:

ИЦР=(β×(r+о+v)+γ×(r+о+v)):ρ/n,

где β - индивидуальный коэффициент даты рождения, представленный в форме «ху», х - дата рождения, а y - месяц рождения пациента, γ - индивидуальный коэффициент года рождения, представленный четырехзначным числом года рождения пациента, r - рост пациента (см), о - окружность грудной клетки пациента (см), v - вес пациента (кг), ρ - пульс (уд/мин) пациента, измеренный утром через 5-7 мин после пробуждения, n - понижающий возрастной коэффициент: при возрасте до 30 лет n=1; 30-39 лет - n=2; 40-49 лет - n=3; 50-59 лет - n=4; от 60 лет и старше n=5.

Пациента знакомят с методикой расчета ИЦР. После чего начинают сеанс психотерапии.

Главное - осознать свою возможность выбора, свою свободу и ответственность. Вводная часть. Пациент садится перед своим компьютером дома или же на рабочем месте. Поза должна быть удобной, мышцы расслаблены. Он должен настроиться: трезвая оценка ситуации, стремление содействовать успеху медико-психологической профилактики стресса пациента, снятия стрессового напряжения или предупредить предстоящий стресс, который может возникнуть при выполнении той или иной работы (отчет у начальника, сдача экзамена или получение зачета, предстоит выполнение тяжелой физической или умственной работы, работа за компьютером продолжается не менее часа и т.д.).

Основная часть. Пациент настраивает свое дыхание и дышит ровно в спокойном темпе. Пациент шепотом проговаривает свой индивидуальный цифровой ряд, который периодически высвечивается на экране его компьютера. Процедуру воспроизведения нужно повторять 2 раза в день в зависимости от времени, которое он проводит за компьютером. Время процедуры опосредованной релаксации 1,5-3 мин. Элементарные упражнения для опосредованного воздействия своим индивидуальным цифровым рядом сознательно на свое подсознание - это монотонное, ровное в спокойном темпе повторение шепотом в течение 1,5-3 мин в строгой последовательности своего индивидуального цифрового ряда. Для запуска скрытых адаптационно-компенсаторных возможностей этого достаточно. Желательно использование индивидуального цифрового ряда за 1,5-2,0 часа до сна - это позволит улучшить сон, внимание и память уже через 4-6 недель после начала профилактической программы.

Заключительная часть. За 1,5-3 мин удается повторить свой индивидуальный цифровой ряд около 35-40 раз (количество повторов подсчитывать необязательно). Пациент делает спокойный глубокий вдох-выдох и выходит из программы, приступая к своим обычным или профессиональным обязанностям.

Инструкция по применению индивидуального цифрового ряда.

1. Пациент получил свой индивидуальный цифровой ряд, следовательно, его сознание может, и он в состоянии научиться контролировать и управлять своими эмоциями и стрессом.

2. Разработанной методикой желательно пользоваться для предупреждения развития предстрессовых и стрессовых ситуаций с целью медико-психологической профилактики стресса пациента: при предстоящем выполнении или же выполнении тяжелой физической работы; при предстоящем выполнении или же выполнении тяжелой умственной работы; при подготовке к спортивным или другим соревнованиям, конкурсам, выступлениям, докладам, ответственным встречам, при ведении переговоров и т.д.; если у пациента повышен эмоциональный или физический тонус, он раздражителен и вспыльчив, особенно с близкими и друзьями; пациенту трудно собраться с мыслями, у него все валится из рук, ему трудно настроить себя на выполнение, скорее всего, неприятной для него работы, но это надо сделать; у пациента плохой сон, он раздражителен, он чувствует, что срывается, у него начинается депрессия, индивидуальный цифровой ряд - это его шанс. Для улучшения памяти, адаптационно-компенсаторных возможностей организма необходимо пользоваться индивидуальным цифровым рядом. В развившейся конфликтной ситуации необходимо сконцентрироваться и выбрать 1,5-3 мин и воспользоваться индивидуальным цифровым рядом и тогда обязательно найдется правильный выход из создавшейся ситуации. Индивидуальный цифровой ряд поможет улучшить физическое состояние, побороть неудовлетворенность, разбитость, эмоциональную и моральную тяжесть перед предстоящим или уже свершившимся событием. Индивидуальный цифровой ряд поможет пациенту правильно оценить окружающий мир; уменьшить шанс стать гипертоником, язвенником, астматиком, невротиком, психопатом и т.д.; избавиться от комплекса усталости.

3. Коррекция цифрового ряда желательна один раз в течение сезона (лето, осень, зима, весна).

4. Пользоваться индивидуальным цифровым рядом без коррекции более трех месяцев подряд не желательно.

5. Методикой желательно первые 1,5-3 недели пользоваться ежедневно 2 раза в день по 1,5-3 мин (исключить можно субботу и воскресенье), а в последующем достаточно двух раз в неделю.

6. Если вес, рост, окружность грудной клетки работника остаются постоянными, то индивидуальный цифровой ряд корректируется только изменением пульса, если изменился вес, необходимо вновь использовать цифровой код для запуска программы и набирать все свои антропометрические данные в строгой последовательности: рост, окружность грудной клетки, вес (новый), пульс и получить новый индивидуальный цифровой ряд.

7. Пульс - это такой показатель, который меняется постоянно. Его измерять надо утром после пробуждения, сидя в постели. Если ежедневная разница показателей пульса (измерение делается утром после пробуждения, сидя в покое) отличается 6-10 ударами в мин, то цифровой ряд можно не корректировать, если больше 10 ударов - желательно скорректировать, как показано в пункте 5.

Подробное описание результатов применения способа

Апробация и испытание предлагаемого изобретения «Способ медико-психологической профилактики стресса» проходило в условиях "Центра семейной медицины" Белгородского государственного университета, Федерального государственного учреждения здравоохранения МСЧ УВД по Белгородской области, Учреждения Российской Академии наук Медицинском радиологическом научном центре (МРНЦ РАМН), г.Обнинск. Соответственно наблюдались 340, 20 и 100 пациентов, которым с профилактической целью требовалось повысить стрессоустойчивость. Апробация и испытание проводилось при финансовой поддержке Правительства РФ («Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», Государственный контракт №6464р/9021 от 28. 12. 2008 г., государственная регистрация программ для ЭВМ, свидетельство №2009612658, регистрационный номер НИОКР 01200951860). Диагноз, связанный со стрессом, устанавливался согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (F40-F48) с учетом диагностических критериев Международной ассоциации управления стрессом (ISMA). Наряду с клинико-неврологическим и стандартным лабораторным и инструментальным диагностическим обследованием осуществляли также психодиагностическое обследование. Проводили пульсометрическое исследование, представляющее собой разновидность кардиоинтервалографии с последующим математическим анализом данных по специальной программе.

В зависимости от степени изменения ЧСС (частоты сердечных сокращений) в условиях поведенческих временных отрезков все испытуемые были разделены на четыре группы. К первой группе были отнесены испытуемые, у которых ЧСС увеличилась незначительно (р<0,05). Мужчин в этой группе было 15, а женщин 95. Вторая группа мужчин (60 человек) и женщин (80 человек) была представлена испытуемыми, у которых ЧСС достоверно увеличилась (р<0,001), но не превышала 90 ударов в минуту. Третья группа представлена испытуемыми с колебаниями ЧСС в пределах от 90 до 100 ударов в минуту (55 мужчин и 55 женщин). В четвертой группе испытуемых ЧСС превышало 100 ударов в минуту, и она была представлена только мужчинами (100 человек).

В соответствии с рекомендацией комитета экспертов ВОЗ (2000 г.), изменение ЧСС и регистрируемых кардиогемодинамических проявлений у первой и второй групп расценивалось как норма, у третьей - как «опасная зона» и у четвертой - как изменения, характерные для стрессовой реакции.

В описании результатов применения способа приводятся данные, касающиеся только третьей и четвертой групп, т.к. в прогностическом плане они представляют наибольший интерес. У мужчин с типом реакции, оценивающейся как «опасная зона», кардиогемодинамические изменения возникают уже на стадии «афферентного синтеза» и характеризуются достоверным увеличением ЧСС (р<0,05). На последующих этапах кардиогемодинамические изменения продолжают нарастать, достигнув наибольших сдвигов при «социально-значимой» деятельности: ЧСС увеличивается на 30%. Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на существенное снижение ЧСС, стрессовая реакция у мужчин продолжает нарастать, достигая «опасных» величин.

У женщин с изменениями кардиогемодинамики, характерными для «опасной зоны», на этапе «афферентного синтеза» увеличение ЧСС на 20% (р<0,05). Максимальные отклонения ЧСС у обследуемых пациентов отмечаются на этапе «принятие решения» и при «успехе» на 38%. Таким образом, увеличение ЧСС до величин, характерных для «опасной зоны», происходит у мужчин на фоне стрессовой реакции. При этом у мужчин отмечается и более адекватное поведение, чем у женщин. Однако значимость ЧСС у женщин выражена в большей степени, чем у мужчин. Такая особенность кардиогемодинамического механизма обеспечения ЧСС в определенной мере позволяет отнести женщин с данным типом реакции кардиогемодинамики к группе «риска» по осложнениям, которые являются следствием стрессовых реакций организма.

В проведенном исследовании только мужчины (100 человек) реагируют повышением ЧСС до величин, характерных для стрессовой реакции (100 ударов в минуту и более). В данном случае кардиогемодинамическое обеспечение частоты сердечных сокращений характеризуется стабильностью. Наибольшая выраженность изменений кардиогемодинамики отмечается при «социально-значимой» деятельности. Изменения ЧСС остаются достоверно высокими и в восстановительном периоде. Полученные данные свидетельствуют о том, что у мужчин с повышением ЧСС до величин, свойственных стрессовой реакции, кардиогемодинамическое обеспечение поведенческих временных отрезков достигается максимальной мобилизацией аппарата кровообращения. Следовательно, мужчин с подобными кардиогемодинамическими проявлениями, возникающими в ответ на эмоциональное напряжение, обусловленное «социально-значимой» деятельностью, следует отнести к группе «риска» по осложнениям, которые являются следствием стрессовых реакций организма.

Во всех группах определены типы адаптационных реакций на момент исследования, на 2-3 сутки (период формирования срочной адаптации), 5-7 сутки (промежуточный период), и в период более 11 суток после получения стрессовой травмы (формирование долговременной адаптации).

К паттерну «декомпенсация» были отнесены: стресс средних, низких и очень низких уровней реактивности, реакции активации очень низких уровней реактивности, реакции тренировки очень низких уровней реактивности; к паттерну «субкомпенсации»: стресс высоких уровней реактивности, реакции активации низких уровней реактивности, реакции тренировки средних и низких уровней реактивности; к паттерну «компенсация»: реакции активации высоких и средних уровней реактивности, реакции тренировки высоких уровней реактивности.

Анализ реакций в промежуточный период адаптации (5-7 дней) показал его важную роль для прогнозирования исхода экстремального состояния. Так стрессовая реакция пришла в норму и составила: при развитии реакций паттерна «декомпенсация» стрессовой реакции - 65,2%, паттерна «субкомпенсация» стрессовой реакции - 86,4%, паттерна «компенсации» стрессовой реакции - 100%. Поэтому определение в промежуточном периоде адаптационных реакций I и II паттерна является прогностически неблагоприятным признаком и требует дополнительных комплексных медико-профилактических мероприятий с обязательным включением комплексной эмоционально-волевой стресс-терапии.

При анализе длительности стрессовой реакции у пациентов отмечено, что с развитием реакций паттерна «компенсация» в промежуточном периоде адаптации, средний восстановительный период значительно меньше и составил 15,0±5,0 минут, «субкомпенсация» - 30,0±10,0, «декомпенсация» - 45,0±27,0 (р<0,001). У пациентов, пользующихся «Способом медико-психологической профилактики стресса», установлено: снижение раздражительности, вспыльчивости, утомляемости; улучшился сон, память; повысилась работоспособность; исчезла апатия, появилась уверенность в собственных силах и т.д.

С целью изучения психологических особенностей пациентов применяли Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) в адаптации В.П. Зайцева, восьмицветовой тест Люшера. Уровень депрессии определяли по шкале Занга. По тесту Спилбергера-Ханина выявляли повышение или понижение реактивной и личностной тревожности. Указанное обследование проводили до и после трехнедельного курса применения разработанной методики.

При оценке ближайших результатов повышения стрессоустойчивости учитывалась динамика сопутствующего стрессу изменения параметров математического анализа пульсограммы и результатов психодиагностического тестирования.

Степень нормализации соотношений между эрготропными и трофотропными вегетативными влияниями определялась на основании интегральной оценки динамики показателей временного математического анализа частоты сердечных сокращений и оценивалась как существенная (1 балл) либо как несущественная (0 баллов). Изменения психологического состояния пациента оценивалось как существенное улучшение (1 балл) или несущественное улучшение (0 баллов) на основании результатов клинического наблюдения за пациентом, а также сравнительного анализа показателей теста СМОЛ и теста Люшера до и после курса применения разработанной методики.

Общая оценка эффективности повышения стрессоустойчивости к моменту окончания курса применения разработанной методики проводилась с учетом числа тех из перечисленных параметров, которые претерпели существенное улучшение, и осуществлялась по 5-балльной шкале (0 баллов - улучшений нет, 4 балла - значительное улучшение).

При оценке различий показателей использовался критерий Стьюдента t для связанных и несвязанных выборок, а также непараметрический критерий Манна-Уитни (критерий однородности Т). Вычисление значимости различий долей (процентов) производилось по методу углового преобразования Фишера. Для изучения зависимости между случайными величинами определялся коэффициент корреляции Пирсона.

При анализе динамики показателей теста СМОЛ у пациентов обнаружено достоверное снижение значений первой, второй, третьей, шестой и седьмой базисных шкал после применения разработанной методики. За счет уменьшения "невротического наклона" и уменьшения выраженного подъема на шестой и седьмой произошло сглаживание общей конфигурации усредненного личностного профиля, что отразило тенденцию к уменьшению уровня эмоционального напряжения, возрастанию общей поведенческой активности и повышению уровня медико-психологической адаптации пациентов всех групп. По данным интегральной оценки результатов всех использованных психодиагностических методик существенное улучшение психологического состояния после курса применения разработанной методики отмечалось у 84% пользователей программы.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у пациентов после профилактического курса применения разработанной методики наблюдалось достоверное, повышение физической выносливости, улучшение функционального состояния вегетативной системы и снижение уровня эмоционального напряжения, что свидетельствует об эффективности предлагаемого способа «Способ медико-психологической профилактики стресса».

Одним из возможных механизмов терапевтического эффекта может быть вызываемая применением опосредованной психотерапии оптимизация функционального состояния регуляторных систем головного мозга. Эти данные соответствуют представлениям, согласно которым опосредованные психотерапевтические нагрузки способны модулировать уровень возбудимости различных отделов головного мозга, изменять характер нейроэндокринных, вегетовисцеральных реакций, дестабилизируя при этом патологические гиперактивные нейрональные системы, ответственные за хронизацию стрессорного воздействия. Восстановлению естественной структуры афферентных потоков и нормализации функционального состояния центральной нервной системы способствовало, особое внимание, уделявшееся улучшению возможностей пациентов осознавать свои внешние и внутренние ощущения и чувства. Как правило, человек со слабой стрессоустойчивостью отличается повышенной чувствительностью к отрицательным (ноцицептивным) физиологическим и негативным психическим раздражителям. Возможно, что привлечение внимания пациентов к позитивным стимулам способствовало выравниванию баланса эрго- и трофотропных систем на физиологическом уровне и улучшению их эмоционального фона настроения на психологическом уровне.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что применение разработанной методики приводит к снижению раздражительности, вспыльчивости, утомляемости; улучшается сон, память; повышается работоспособность и стрессоустойчивость; исчезает апатия, появляется уверенность в собственных силах и т.д.

Клинический пример конкретного использования способа «Способ медико-психологической профилактики стресса»

Пациентка П-ко И.Н., 42 лет, жительница пригорода, начальник структурного подразделения УВД, пользовалась разработанной методикой в период ее испытания при ФГУЗ МСЧ УВД по Белгородской области в течение трех недель.

Жалоб на общее состояние здоровья испытуемая не предъявляла. Учитывая специфические профессиональные, психологические факторы, сложные психоэмоциональные перегрузки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, все это к концу рабочего дня приводило к проявлению у испытуемой: усталости, раздражительности, эмоциональной лабильности, плохого сна, ослабления памяти. Все перечисленные признаки были отнесены к симптомам проявляющегося хронического стресса, с чем испытуемая была не согласна и считала это закономерностью выполнения ею сложных профессиональных обязанностей. Профилактических, лечебных и других оздоровительных мероприятий по укреплению своего здоровья испытуемая не проводила, лекарственных препаратов без назначений врача не принимала.

Из других заболеваний страдает эндометриозом. В последнее время симптомы этого заболевания стали нарастать, в связи с чем И.Н. предложили оперативное лечение, от которого она отказалась.

Анамнез жизни. Родилась в полной семье, братьев и сестер не имела. Мать работала учителем в школе, была женщиной строгой, любила порядок и постоянно контролировала жизнь дочери. Отец был военным. Он часто злоупотреблял алкоголем, однако по характеру был человеком строгим, но мягким и уступчивым, жену и дочь не обижал.

И.Н. училась в школе на 4-5, окончила юридический институт. Работала инспектором по делам несовершеннолетних, специалистом в областном УВД, затем начальником структурного подразделения УВД.

Замуж вышла по любви в 20 лет, имеет одну дочь. Отношения с мужем в последние годы ухудшились. И.Н. переживает из-за того, что он стал невнимательным, безразличным к ней. У дочери своя семья, она живет отдельно и все реже навещает мать.

По характеру И.Н. всегда отличалась ответственностью и исполнительностью. Вспомнила, как в 10-летнем возрасте была поставлена отцом за какой-то незначительный проступок в угол и забытая всеми простояла там больше часа, пока о ней не вспомнила мать. Любит во всем порядок. Дом содержит почти в идеальной чистоте. В быту и на работе выполняет множество дел и поручений, часто не только за себя, но и других, не умея отказать окружающим в просьбах. Отличается мягкостью и уступчивостью. Эти качества, а также внешняя миловидность всегда привлекали к ней много друзей и знакомых. Привыкла сдерживать свои отрицательные эмоции, боялась обидеть другого человека. Старалась никогда не лгать. С детства отличается также повышенной тревожностью, склонностью к беспокойствам по любому поводу. В последнее время стала сильно уставать, к концу недели отмечает усиление раздражительности, тревожности, слезливости, ухудшение настроения. Все это связывает с семейными отношениями и то, что общее состояние после очередного отпуска нормализуется.

При осмотре: В неврологическом статусе отмечается практически незначительный тремор пальцев вытянутых рук, равномерное оживление сухожильных рефлексов с рук и ног без их асимметрии. Двигательных, чувствительных расстройств и нарушений со стороны черепных нервов не выявлено.

Изменений со стороны общих анализов крови и мочи, показателей углеводного, липидного и белкового обменов не обнаружено.

При временном анализе пульсограммы выявлено повышение по сравнению со средненормальными значениями следующих показателей: амплитуды моды (50%); индекса вегетативного равновесия (320,8 единиц); вегетативного показателя ритма (ВПР) - до 9,6 единиц, индекса напряжения (ИН) - до 302 единиц. Одновременно обнаружено снижение таких показателей, как среднеквадратичное отклонение динамического ряда кардиоинтервалов (СКО) - до 0,04 с; вариационного размаха (BP) пульсограммы - до 0,01 с; коэффициента вариации (KB) - до 4,5%. Эти результаты свидетельствовали о фоновой активации надсегментарных механизмов регуляции сердечного ритма, повышении тонуса симпатического отдела ВНС и незначительной активации парасимпатического отдела ВНС.

При психодиагностическом исследовании цветовой ряд предпочтений по данным теста Люшера составил следующую последовательность: коричневый, серый, зеленый, фиолетовый, красный, синий, черный, желтый цвета. Показатель "тревоги" оказался равным 8 баллам (при средненормальном показателе 0-3 балла). Уровень депрессии по шкале Занга оказался равным 59 баллам, что свидетельствовало о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. По тесту Спилбергера-Ханина выявлено умеренное повышение реактивной тревожности (35 баллов) и высокая степень личностной тревожности (60 баллов).

Личностный профиль теста СМОЛ имел "пограничный пикообразный" характер, располагаясь между 65 и 85 Т-баллами, с пиками по второй и седьмой шкалах, что свидетельствовало о состоянии умеренного психоэмоционального напряжения с преобладанием тревожно-депрессивных свойств личности.

Начатый курс медико-психологической профилактики стресса наряду с применением программы по нормализации личного режима работы, отдыха и сна включал применение опосредованной психотерапии согласно предложенному способу.

После ознакомительной беседы испытуемой было рассказано о сущности хронического психоэмоционального стресса, его негативных физиологических последствиях и неблагоприятном влиянии на общее состояние здоровья. Совместно с испытуемой были проанализированы наиболее очевидные причины имеющегося у нее хронического психоэмоционального напряжения и наиболее волнующие ее проблемы. Пациентка осознала, что наряду с угнетающим действием состояния ее семейной жизни и вызываемых ими ограничений в повседневной активности стрессогенное воздействие оказывают и другие факторы. И.Н. поняла, что сильно переживает в связи с отказом от оперативного лечения по поводу эндометриоза. Сама она оперироваться не хочет, но гинекологи настаивают. Считает, что эта операция сделает ее "неполноценной" женщиной. В свое время в том же возрасте подобную операцию перенесла ее мать, после чего ухудшились ее взаимоотношения с мужем, отцом И.Н. Теперь И.Н. боится, что ей предстоит такая же судьба, тем более, что уже чувствует охлаждение со стороны своего мужа, ставшего менее внимательным и заботливым. Кроме того, к состоянию хронической усталости приводят постоянные перегрузки на работе и дома, вызванные стремлением И.Н. все держать под контролем, делать самой и наилучшим образом.

К концу трехнедельного самостоятельного (ежедневно в рабочее время И.Н. уделяла дважды по 7-8 мин для работы по разработанной методике) медико-психологического курса профилактики стресса. Интенсивность психоэмоционального напряжения к концу рабочего дня практически исчезла.

Анализ динамики показателей КИГ выявил снижение по сравнению с исходным уровнем значения амплитуды моды (Амо) - 42%, индекса вегетативного равновесия (ИВР) - 168,0, вегетативного показателя ритма (ВПР) - 6,0, индекса напряжения (ИН) - 153 и одновременно повышение значений среднеквадратичного отклонения динамического ряда кардиоинтервалов (СКО) - 0,05 с, вариационного размаха (BP) - 0,03 с, коэффициента вариации (КБ) - 6,5%, что свидетельствует о снижении исходно-избыточной симпатической и повышении исходно-недостаточной парасимпатической активности, а также о снижении степени централизации управления сердечным ритмом. Спектр сердечного ритма характеризовался компенсаторным повышением вклада относительного значения мощности ДВ - 12% и отсутствием изменения относительных значений мощности MB1 -13% и МВ2 - 11%. Незначительная динамика индекса централизации (ИЦ) после курса медико-психологической профилактики стресса (до 306,17 и после 312,47).

При повторном психодиагностическом обследовании после окончания курса медико-психологической профилактики стресса обнаружено снижение исходно повышенного личностного профиля СМОЛ по шкале F и по всем базисным шкалам в среднем на 25-30 Т баллов. Полученный при повторном тестировании профиль располагался в пределах 40-55 Т баллов и характеризовался значительно меньшей, чем при первичном исследовании, выраженностью пиков по второй и седьмой шкалам. Результаты свидетельствовали об уменьшении выраженности психоэмоционального напряжения и улучшении психологической адаптации пациентки.

Похожие патенты RU2503412C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2013
  • Костин Александр Викторович
RU2503402C1
СПОСОБ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ВЕСА 2013
  • Костин Александр Викторович
RU2506895C1
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 2006
  • Лежепеков Михаил Михайлович
RU2315633C1
Способ оценки адаптационных резервов организма человека 2018
  • Алхутова Наталья Александровна
  • Ковязина Надежда Алексеевна
RU2679906C1
СПОСОБ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2016
  • Филиппов Николай Борисович
RU2654661C1
Способ оздоровления студенческой молодежи 2020
  • Рачин Андрей Петрович
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Катыкова Ирина Михайловна
RU2732824C1
Экспресс-реабилитация медицинских работников, находящихся в условиях повышенных нагрузок в период пандемии 2022
  • Гехт Алла Борисовна
  • Акжигитов Ренат Гаясович
  • Гудкова Анна Алексеевна
  • Дачевская Ирина Ивановна
  • Герсамия Анна Гулбаатовна
  • Кабанова Влада Борисовна
  • Ягодина Ирина Игоревна
  • Журавлёв Дмитрий Викторович
RU2766285C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРЕССОВОЙ НАГРУЗКИ 2018
  • Булыгина Вера Геннадьевна
  • Ковалева Мария Евгеньевна
RU2681929C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ 2014
  • Михайлов Александр Николаевич
  • Михайлова Наталия Геннадьевна
  • Михайлов Евгений Александрович
  • Дорошенко Екатерина Александровна
  • Макеев Борис Лаврович
RU2561004C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ВОДИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПРЕДРЕЙСОВОГО ОСМОТРА 2022
  • Марченко Лариса Олеговна
  • Левич Светлана Николаевна
  • Филиппова Елена Олеговна
  • Юсупов Владислав Викторович
RU2800326C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА

Изобретение относится к области медицины, а именно к профилактической, восстановительной, общей врачебной (семейной) практике, терапии, неврологии и психотерапии, и может использоваться для профилактики стрессовых и предстрессовых состояний, а также последствий, к которым приводит некомпенсированная стрессорная реакция организма пациента независимо от характерологических особенностей стрессора или стрессоров. Измеряют антропометрические показатели пациента - рост, вес, окружность грудной клетки; показатель деятельности сердечно-сосудистой системы - пульс. На основании полученных данных вычисляют индивидуальный цифровой ряд (ИЦР) пациента. Пациента знакомят с методикой расчета ИТ IP и начинают сеанс психотерапии, во время которого пациент в удобной позе, расслабленном состоянии садится перед экраном компьютера и проговаривает шепотом ИЦР, при этом на экране периодически высвечивается ИЦР, для окончания сеанса пациент делает спокойный глубокий вдох и выдох. Способ позволяет обеспечить медико-психологическую профилактику стресса пациента. 4 з.п. ф-лы, 1 пр.

Формула изобретения RU 2 503 412 C1

1. Способ медико-психологической профилактики стресса, включающий измерение антропометрических показателей пациента - рост, вес, окружность грудной клетки; показателя деятельности сердечно-сосудистой системы - пульс, на основании полученных данных вычисляют индивидуальный цифровой ряд (ИЦР) пациента по формуле:
ИЦР=(β×(r+о+v)+γ×(r+о+v)):ρ/n,
где β - индивидуальный коэффициент даты рождения, представленный в форме «xу», х - дата рождения, а у - месяц рождения пациента, γ - индивидуальный коэффициент года рождения, представленный четырехзначным числом года рождения пациента, r - рост пациента (см), о - окружность грудной клетки пациента (см), v - вес пациента (кг), ρ - пульс (уд/мин) пациента, измеренный утром через 5-7 мин после пробуждения, n - понижающий возрастной коэффициент: при возрасте до 30 лет n=1; 30-39 лет - n=2; 40-49 лет - n=3; 50-59 лет - n=4; от 60 лет и старше n=5; пациента знакомят с методикой расчета ИЦР и начинают сеанс психотерапии, во время которого пациент в удобной позе, расслабленном состоянии садится перед экраном компьютера и проговаривает шепотом ИЦР, при этом на экране периодически высвечивается ИЦР, для окончания сеанса пациент делает спокойный глубокий вдох и выдох.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что сеанс психотерапии проводится два раза в день.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что длительность одного сеанса психотерапии составляет 1,5-3 мин.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что сеансы психотерапии проводятся пять дней подряд, два дня перерыв в течение 1,5-3 недель.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что значение ИЦР корректируют один раз в сезон.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2503412C1

Программы для ЭВМ
Базы данных топологии интегральных микросхем./ Под ред
И.В
КОРОБКО
- М.: ФГУ ФИПС, 3 (68), 1 часть, 2009, с.223
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 2002
  • Захаров Н.П.
RU2233179C1
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ ПРИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЯХ 2007
  • Бундало Наталья Леонидовна
RU2336099C2
ДРАЛЮК Н.М
Психологическая коррекция стрессового состояния у пациенток программы ЭКО
Проблемы репродукции
Пломбировальные щипцы 1923
  • Громов И.С.
SU2006A1
т
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы 1923
  • Бердников М.И.
SU12A1

RU 2 503 412 C1

Авторы

Костин Александр Викторович

Даты

2014-01-10Публикация

2013-02-15Подача