Изобретение относится к области медицины, в частности к области онкологии и психотерапии, и может быть использовано для лечения онкологических больных, а также для профилактики онкологических заболеваний.
Число больных раком растет во всем мире. По оценке Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) ежегодно рак диагностируется у 14 млн человек. Ко времени постановки диагноза большинство заболевших оказываются неизлечимыми - ожидается, что в большинстве регионов мира смертность от рака будет только возрастать. Согласно прогнозам ВОЗ к 2035 году ежегодно раком будут заболевать до 24 млн человек и рост раковых заболеваний произойдет в основном за счет жителей развивающихся стран (http://www.bbc.co.uk/russian/science/2014/02/140204_cancer_wave_warning.shtml).
Лечение онкологических больных считается радикальным, когда опухоль удалена в пределах здоровых тканей вместе с зонами регионарного метастазирования или когда опухоль с метастатическими узлами полностью рассосалась под влиянием лучевой энергии. Если лечение не достигло такого результата и привело лишь к временному улучшению, оно называется паллиативным. Лечение, направленное на ликвидацию отдельных симптомов, а не на саму опухоль, называется симптоматическим.
По окончании радикального лечения больные считаются первично излеченными. Факт стойкого излечения устанавливается после пятилетнего наблюдения больного, не отметившего появления рецидива или метастаза. Все онкологические больные подлежат наблюдению в специализированных онкологических учреждениях.
Злокачественные опухоли способны рецидивировать и после радикального лечения. Частота рецидивирования и метастазирования зависит от стадии заболевания и морфологии опухоли. Но полной гарантии от их появления после радикального лечения даже в ранних стадиях нет.
В настоящее время для лечения онкологических больных применяются следующие методы:
хирургический,
лучевой,
химиотерапевтический,
моноклональные антитела,
биотерапия.
Они могут применяться как самостоятельно, так и в комбинации двух или трех методов лечения. Комбинация этих методов может быть самой разнообразной: хирургический и лучевой методы; лучевой, хирургический и химиотерапевтический, и др.
В последние годы все большее место в комплексном лечении онкологических больных занимает психотерапия. Причиной этого является то, что умелое использование психотерапии рака позволяет, во-первых, соблюдать основной принцип медицины - NOLI NOCERI «не навреди», во-вторых, в научной литературе появилось большое число сообщений о том, что одной из причин возникновения онкологических заболеваний является стресс.
Пусковыми факторами в развитии психосоматических заболеваний наиболее часто становятся следующие психосоциальные стрессоры: социальная неустроенность, изменение социального статуса, урбанизация, географическая и социальная мобильность, неблагоприятная ситуация трудовой занятости, недовольство работой, драматические жизненные события (потеря близких, скорбь, отчаяние, депрессия и безнадежность).
Выраженность реакции пациента на психосоциальные стрессоры зависит от того, какое значение он придает событию, от умения адекватно реагировать и переживать стресс, от его адаптационных возможностей. Доказано, что учащение заболеваемости всегда происходит при изменении эмоционального равновесия пациентов, когда они воспринимают свою жизненною ситуацию, как неудовлетворительную, угрожающую, невыносимую, конфликтную, и не в состоянии самостоятельно справиться с ней.
К. Саймонтон и С. Саймонтон в своей книге «Психотерапия рака» отмечают, что в людях живет такой сильный страх перед раком, что как только они узнают, что у них болезнь онкологического характера, очень часто это становится главной характеристикой таких людей. Человек может выполнять в жизни огромное число ролей: быть родителем, начальником, возлюбленным, может обладать какими угодно качествами - умом, обаянием, чувством юмора, но с этой минуты он становится «раковым больным». Вся его человеческая сущность вдруг заменяется одним - болезнью. Все окружающие, часто включая и лечащего врача, замечают только одно - физический факт онкологического заболевания, и все лечение адресуется исключительно телу человека, но не его личности.
В центре теории авторов лежит представление о том, что болезнь - это не чисто физическая проблема, это проблема всей личности человека, состоящей не только из его тела, но разума и эмоций. Они полагают, что эмоциональное и интеллектуальное состояние играет существенную роль как в восприимчивости к болезням, включая рак, так и в избавлении от них. Они считают, что часто рак свидетельствует о том, что где-то в жизни человека имелись нерешенные проблемы, которые усилились или осложнились из-за серии стрессовых ситуаций, произошедших в период от полугода до полутора лет до возникновения рака. Типичная реакция онкологического больного на эти проблемы и стрессы заключается в ощущении своей беспомощности, отказа от борьбы. Эта эмоциональная реакция приводит в действие ряд физиологических процессов, которые подавляют естественные защитные механизмы организма и создают условия, способствующие образованию атипичных клеток (К. Саймонтон, С. Саймонтон. Психотерапия рака. - СПб: Питер, 2001. - 288 с.).
Известен способ психологической самопомощи при стрессовых состояниях, заключающийся в прослушивании психо-коррекционного по содержанию текста на фоне звучащей релаксирующей музыки, при этом текст состоит из трех частей: вводной, обеспечивающей сосредоточение внимания на прослушиваемом тексте, констатацию стрессового состояния слушателя, определение необходимости достижения позитивного результата, концентрацию внимания лица, прослушивающего запись, на окружающей обстановке - зрительную, слуховую и чувствительную фиксацию, позитивный психоэмоциональный настрой на сеанс; основной саногенной части, обеспечивающей концентрацию внимания на признаках неприятного события или состояния, в том числе зрительных, аудиальных и кинестетических, обращение к положительному жизненному опыту в прошлом и фиксацию на позитивной ситуации, отношении и поведении, определение путей достижения позитивного будущего, формирование позитивного будущего; заключительной, обеспечивающей выход из сеанса (Патент РФ: RU 2336099 С2 от 10.09.2007 г., МПК А61М 21/00).
Известен «Способ воздействия на психофизиологическое состояние человека», заключающийся в проецировании цветовых сигналов на экран, находящихся в поле зрения человека и образующих изображение, фиксирующее внимание в центре взора, при этом одновременно с изображением, фиксирующим внимание в центре взора, создают на экране изображение, рассеивающее внимание на периферии зрения в виде концентрически плавно меняющихся цветовых гамм, а изображение, фиксирующее внимание, создают в виде образа вращающегося трехмерного тела (Патент РФ: RU 2162348 С1 от 27.01.2001 г., МПК А61М 21/00).
Известен способ диагностики и лечения некоторых соматических заболеваний, в котором при опросе выявляют у пациента преобладающую черту характера: при выявлении трусости обследуемого относят его к группе риска по язвенной болезни желудка, опасливости - к группе риска по язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, боязливости - к группе риска по облитерирующему эндартерииту, напористости - к группе риска по бронхиальной астме, рвения - к группе риска по тиреотоксикозу, жадности - к группе риска по ишемической болезни сердца. При лечении производят личностную коррекцию вначале путем формирования у больных осознания наличия в характере вышеуказанных черт. Затем проводят формирование при язвенной болезни желудка - терпения; при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки - человеколюбия, милосердия, доброжелательности; при наличии облитерирующего эндартериита
исполнительности, самоотверженности, надежды; при бронхиальной астме - уступчивости; при тиреотоксикозе - умеренности, усердия, старательности, надежды; при ишемической болезни сердца - уважительности, человеколюбия, требовательности (Патент РФ: RU 2103020 от 27.01.1998 г. МПК А61М 21/00).
Известен способ оздоровления человека путем коррекции его психологического состояния, в котором для разрыва психологической связи отрицательных событий в жизни пациента с его настоящим состоянием и для обучения выбору правильных решений коррекцию психологического состояния проводят в три этапа. На каждом из этапов используют приемы введения пациента в состояние измененного сознания, при этом на первом этапе добиваются явного снижения эмоциональной и детальной окраски воспроизведения в памяти пациента психотравмирующей ситуации; на втором - развивают сенсорные ощущения и обучают соотносить их с фактом подтверждения правильности предлагаемой информации; на третьем - обучают самостоятельно выбирать модель поведения и прослеживают достижения положительного результата (Патент РФ: RU 2096049 от 20.11.97 МПК А61М 21/00).
Недостатком известных способов является их низкая эффективность ввиду того, что человек работает не самостоятельно над коррекцией своего функционального состояния, а реализует навязываемую ему модель поведения, которая не всегда соответствует внутреннему настрою пациента.
Известен «Способ лечения и психологической коррекции личности при посттравматическом стрессовом расстройстве и хронических невротических расстройствах, обусловленных стрессом», заключающийся в том, что психотерапию проводят в 4 этапа: на первом этапе - субличностном - осуществляют повышение самосознания пациента; на втором этапе - личностном - осуществляют формирование навыков функционирования личности без предубеждений; на третьем этапе - межличностном - осуществляют формирование у пациента навыков творческого ролевого поведения, на четвертом этапе - сценарном - осуществляют формирование творческой жизненной позиции, изменение плана жизни пациента. При этом каждый этап психотерапии включает 12 сеансов, проводимых 1 раз в неделю по 2-3 ч., а между этапами психотерапии делают перерыв не более 2-3 месяцев (Патент РФ: RU 2301689 С1 от 27.06.2007 г., МПК А61М 21/00).
Недостатком аналога является то, что в результате психотерапевтического лечения по самокоррекции своего психологического состояния пациент может не разобраться в истинной причине психического расстройства и причина возникновения заболевания не будет устранена.
В качестве прототипа нами выбран способ коррекции функционального состояния человека, заключающийся в том, что изучают личность респондента, его особенности, поясняя, что причиной нарушений в функциональном состоянии является неадекватное отношение респондента к конкретным людям, группам людей, ситуациям и к себе, и для успешной коррекции необходимо оценить свое отношение к себе и окружающему миру, далее на проводимом цикле семинаров формируют навыки видения себя со стороны, управления своим поведением, моделируют жизненную ситуацию, предлагают респонденту выразить несколько точек зрения на нее от позитивной до негативной и обучают воспринимать эту ситуацию с точки зрения наибольшего психологического комфорта, в процессе занятий оценивают различные жизненные ситуации подобным образом до выработки такой методологии оценки ситуации, при которой респондент автоматически перестает видеть в любой из ситуаций негативные стороны, а видит приемлемый для него выход из создавшегося положения (Патент РФ: RU №2177336 С1 от 27.12.2001 г., МПК А61М 21/00).
Недостатком прототипа является то, что в конечном итоге коррекцию психологического состояния человека отдают ему же, не прибегая к составлению методики лечения (по изменению психологического состояния). При этом причина заболевания может быть не найдена, так как пациент к себе преимущественно относится субъективно.
Цель изобретения обеспечить повышение качества жизни и продление жизни онкологических больных.
Цель достигается тем, что используют способ лечения онкологических больных путем проведения противоопухолевых мероприятий и выявления наиболее сильного раздражителя психического статуса больного, причем лечение проводят при непрерывном врачебном контроле в комфортных условиях, с использованием диетотерапии и рациональной психотерапией и релаксацией, в соответствие с коррекционной программой учитывающей возраст, самочувствие больного, его психологических особенностей, ведущую и личностно значимую психическую деятельность больного, уровень его интеллекта, и включает пять блоков: диагностический блок, содержащий сбор и анализ анамнеза, а также выявление личностных особенностей больного; установочный блок, включающий создание доверительной атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия; информационный блок, который включает повышение мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям; коррекционный блок, в котором методами музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, физических упражнений в рамках эмоционально-стрессовой и краткосрочной рациональной психотерапии снимают остроту переживаний, активизируют больного, создают условия для перевода негативных эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развивают и формируют у больного ролевую позицию в достижении успехов в выздоровлении, проводят упражнения по освоению локомоторных действий, повышают мотивацию на обучение и личностное развитие, при этом осуществляют мышечную релаксацию, а затем осуществляют обучение приемам биологически обратной связи и аутотренингу с проговариванием формул самовнушения; оценочный блок, который включает определение изменений в эмоциональном, психологическом статусе, степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости; при этом осуществляют систематический врачебный контроль состояния больного, причем психотерапию больного осуществляет психотерапевт и его помощник - работник среднего медицинского персонала индивидуально.
Способ осуществляется следующим образом.
Способ лечения онкологических больных путем проведения противоопухолевых мероприятий и выявления наиболее сильного раздражителя психического статуса больного, причем лечение проводят при непрерывном врачебном контроле в комфортных условиях, с использованием диетотерапии и рациональной психотерапией и релаксацией, в соответствие с коррекционной программой, учитывающей возраст, самочувствие больного, его психологических особенностей, ведущую и личностно значимую психическую деятельность больного, уровень его интеллекта, и включает пять блоков: диагностический блок, содержащий сбор и анализ анамнеза, а также выявление личностных особенностей больного; установочный блок, включающий создание доверительной атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия; информационный блок, который включает повышение мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям; коррекционный блок, в котором методами музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, физических упражнений в рамках эмоционально-стрессовой и краткосрочной рациональной психотерапии снимают остроту переживаний, активизируют больного, создают условия для перевода негативных эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развивают и формируют у больного ролевую позицию в достижении успехов в выздоровлении, проводят упражнения по освоению локомоторных действий, повышают мотивацию на обучение и личностное развитие, при этом осуществляют мышечную релаксацию, а затем осуществляют обучение приемам биологически обратной связи и аутотренингу с проговариванием формул самовнушения; оценочный блок, который включает определение изменений в эмоциональном, психологическом статусе, степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости; при этом осуществляют систематический врачебный контроль состояния больного, причем психотерапию больного осуществляет психотерапевт и работник среднего медицинского персонала индивидуально.
Создание максимально комфортных условий.
Лечение осуществляют в стационаре, размещенном в условиях умеренного климата на фоне полной независимости больного от социальной сети, исключающей причины, вызвавшие заболевание, при использовании экологически чистых продуктов питания и воды.
Психологи давно и настойчиво толкуют о пространстве privacy, той самой комфортной зоне, где нам хорошо и спокойно. Данное понятие включает в себя два пункта. Первый - биолого-физиологический. Оказывается, вокруг любого индивида существует некоторая физическая зона, нарушать которую крайне нежелательно. Второй пункт - психологический. Эта самая зона должна быть благоустроена всякими разными и приятными вещами. Если вам кажется, что работать в тишине и покое легче и приятней, значит, так тому и быть. Именно в таком пространстве вам будет максимально комфортно, и любое вторжение немедленно отразится на состоянии вашего организма.
Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.
Создание психологического комфорта пациента одна из главных задач врача-психолога. Врач-психолог при составлении распорядка дня большое значение уделяет привычкам, наклонностям и особенностям пациента, о которых узнает в личной беседе с ним. Мероприятия, запланированные им в распорядке дня должны приносить радость пациенту, он их должен приятно ожидать. Например, пациенту, который увлекается рыбной ловлей, должны быть запланированы мероприятия по ловле рыбы. И если он об этом заранее знает, то ожидание этого события и сама рыбная ловля будут доставлять ему радость и удовольствие. И не надо иметь «семь пядей во лбу», чтобы не увидеть, когда пациенту нравится и он радуется мероприятию, или когда он огорчен и расстроен.
Помощник врача-психолога находится всегда рядом с пациентом, он должен стать его другом, который понимает пациента и старается поддержать его в любой момент. Он не должен надоедать пациенту: когда необходимо говорить - он говорит, когда не надо - он молчит.
Психологический комфорт необходимо создать в помещении, где живет пациент. Конечно же, необходимо опираться на зрительное восприятие - выбираем то, что нравится глазам пациента. Но при этом отдаем должное и звукам, запахам, тактильным ощущениям.
Все предметы, которые окружают пациента, должны быть неимоверно приятными на ощупь. Кроме того, вещи не должны вызывать напряжения при тактильном прикосновении к ним. Например, если пациент боится дотронуться до жутко дорогой, изящной вазы, то это значит, что ей в помещении не место. Зато к стабильным и (в большинстве своем) натуральным материалам прикасаться - одно удовольствие. Например, деревянные и кожаные предметы вызывают приятные ощущения - прочные, надежные - они будто связывать его с природой. В отличие, скажем, от синтетических материалов. Человеку свойственно стремиться к круглым очертаниям, поэтому в доме необходимо сглаживать все острое и неприятно выпуклое.
Наше зрение - превосходный проводник. Открыв поутру глазу, мы хотим видеть свет и цвет. Мягкие краски создают вокруг нас комфортную атмосферу, вливают внутрь бодрость и душевный подъем. Поэтому в жилище по возможности необходимо иметь больше окон и зеркал, последние особенно здорово отражают потоки солнечного света. Вечером глаза требуют отдыха и тут отменно помогут свечи. Их пламя расслабит и успокоит. А еще полезнее - камин. Он самым лучшим образом воздействует абсолютно на все чувства.
Звуки - это необыкновенно важная часть психологического комфорта. Они должны быть приятны нам. Необходимо избавиться от отвратительных писклявых будильников, телефонных звонков и пищащих чайников. От них мороз не только по коже, но и по душе. Предпочтительнее звуки тихие, однако, и среди таких бывают раздражающие - скрип пола или двери, капающего крана. Необходимо постараться избавиться и от них. Но ни в коем случае не создавать вокруг пациента абсолютную тишину! Пусть его окружает спокойная (любимая) музыка или редкий звон бубенцов. Тут уже, как говориться, по желанию. Желательнее - естественные звуки. Превосходно в данном случае подойдут пение пташек, журчание воды, шелест листьев на ветру или шум морского прибоя (благо, уровень развития науки и техники позволяет раздобыть эти звуки, не выходя из дома, скажем, вытянуть из Интернета).
Благовонные запахи имеют огромное значение для комфорта и воздействуют на настроение. Каждое помещение имеет свой собственный запах и нам бывает в нем хорошо, в том случае, если он верно выбран или создан. Воссоздать естественную гамму ароматов помогут полировочные мастики с сильно (но приятно!) пахнущими эссенциями, а также ароматические масла, свечи и, само собой, живые цветы. Однако не стоит переходить границы, ведь без свежего воздуха вряд ли можно создать покой и комфорт.
Таким образом, удачно составленный распорядок дня (индивидуальная методика лечения), тщательно подобранная врачем-психологом, и приятная атмосфера в помещении, где будет жить пациент, будут поддерживать пациента в состоянии психологического комфорта.
Создание максимально комфортных условий для больного подразумевает размещение больных в стационаре, расположенном в условиях умеренного климата на фоне полной независимости больного от социальной сети, исключающей контакты со средствами массовой информации, друзьями и родственниками, использования экологически чистых продуктов питания и воды, что вызвано необходимостью полной перестройки сознания больного. Должен быть разработан совместно с больным режим дня, предусматривающий время подъема, питания, лечения, самостоятельных занятий, развлечений, отдыха, сна.
При проведении диагностики наличие заболевания подтверждают известными инструментальными средствами, а причину заболевания определяют индивидуальным диалогом с пациентом. Это необходимо не только для правильного лечения, но в первую очередь для устранения причины заболевания, что само по себе позволит достигнуть положительного результата. Так индивидуальный диалог с человеком может проводить как один психолог, так и консилиум из необходимых специалистов (врачей) для точного установления причины заболевания. Также нахождение источника психического расстройства человека при диагностике заболевания может полностью отдаваться лечащему врачу-психологу, который должен расположить больного к максимально доверительной беседе. Выявление фактов или событий, предшествовавших заболеванию - ключевая идея заявленного изобретения.
С. Simonton и S. Simonton в 1978 году на основании многочисленных исследований пришли к выводу об эмоциональном и психологическом факторах, влияющих на возникновение раковых заболеваний. В их книге (стр. 56) приводится способ измерения стресса и предсказания ракового заболевания. Данная теория опирается на работы доктора Томаса Т. Холмса и его коллег из Медицинского колледжа при Вашингтонском университете, которые предложили подход, позволяющий объективно измерять величину стресса в баллах. Ими была разработана шкала, связывающая стрессовое событие и относительное количество баллов, определяющее вероятность заболевания раком.
Анализируя события, произошедшие с человеком за определенный промежуток времени, и регистрируя их в виде определенной величины, Холмс и его сотрудники смогли с высокой статической достоверностью предсказать, заболеет человек или нет. За период исследования 49% из тех, кто набрал в течение года 300 баллов, заболели, а из числа тех, кто набрал менее 200 баллов, заболели всего 9%. В течение следующих 12 месяцев было обнаружено, что все, кто по количеству баллов занимал первую треть мест, заболевали на 90% чаще, чем находящиеся в последней трети списка.
Учитывая выведенную закономерность заболевания раком от определенных стрессовых событий, можно применить обратную форму этой закономерности: определять события, которые привели пациента, к этому заболеванию. Врач-психолог при индивидуальном диалоге с пациентом, согласно предложенной шкале, может установить причину его заболевания, учитывая время, когда данный недуг стал тревожить пациента или было выявлено наличие ракового образования известными инструментальными методами.
Авторы подчеркивают, что наряду с событиями, которые принято считать стрессовыми (смерть одного из супругов, развод, потеря работы и т.д.), в эту таблицу включены такие события, как заключение брака, беременность или выдающиеся личные достижения, обычно считающиеся радостными. Все они требуют от человека изменения каких-то привычек, отношений с людьми или представления о себе. Даже положительные переживания могут вызвать необходимость самоанализа или разбередить какие-то нерешенные эмоциональные конфликты. Суть в том, что любые изменения - негативные или позитивные - заставляют человека приспосабливаться к ним.
Конечно, в таблице невозможно перечислить все разнообразие событий, вызывающих у людей психоэмоциональные реакции, оцениваемые в баллах. В ней не нашли отражение такие события как дорожные происшествия, переезды в общественном транспорте, участие в массовых мероприятиях и т.п.
Первую беседу врач должен начать с ознакомления больного с одной из гипотез о причине возникновении заболеваний, подчеркнуть значение психического состояния человека в возникновении онкологических заболеваний, выражая свою полную уверенность в справедливости этой гипотезы, о планах выявления наиболее значимых раздражителей, которые возможно явились причиной возникновения заболевания у пациента. Сделать это можно лишь при полном согласии больного сотрудничать с врачом.
Именно это представление о необходимости мобилизации всех ресурсов организма и определяет, даже скорее требует, чтобы сам пациент принял участие в борьбе с раком и другими болезнями. Границы ответственности больного простираются гораздо дальше, чем просто посетить врача, который его «починит». Взять на себя ответственность за то, чтобы проанализировать или даже пересмотреть те из своих представлений и чувств, которые не способствуют лечению и не помогают бороться за свою жизнь и здоровье, может любой.
При поступлении больного в стационар проводится первое анкетирование, для оценки качества жизни (КЖ) больного человека. В большой медицинской энциклопедии США сказано: "Качество жизни - степень удовлетворения человеческих потребностей".
Другими словами, КЖ - степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества. Конечно, эта оценка полностью зависит от состояния здоровья, психологического состояния, уровня независимости, общественного положения и от личных представлений индивидуума. Для оценки КЖ можно использовать один из многочисленных опросников, рекомендованных ВОЗ, например SF-36 (The MOS 36-ltem Short-Form health survey). С помощью опросника оцениваются критерии: физическая активность, роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальная активность, роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности, психическое здоровье, сравнение самочувствия с предыдущим годом.
Сравнивая показатели первого опроса больных, выраженных в баллах, с показателями последующих исследований, можно оценить степень успешности лечения.
Беседы ведутся с использованием аудио и видеоаппаратуры.
Примерное содержание вопросов, задаваемых больному врачом.
С какого времени Вы считаете себя больным?
Расскажите, пожалуйста, обо всех значимых событиях в Вашей жизни за предшествовавшие заболеванию три года?
Расскажите, пожалуйста, обо всех значимых событиях в жизни Ваших родных и близких за предшествовавшие заболеванию три года?
Расскажите, пожалуйста, какие из перечисленных событий в Вашей жизни и жизни Ваших родных и близких за предшествовавшие заболеванию три года глубоко затронули состояние Вашего душевного равновесия?
Полученные сведения, ранжируются по значимости, распечатываются на бумаге.
Больной подробно раскрывает каждое событие и дает ему свою субъективную оценку.
В процессе первой и последующих бесед происходит выявление личностных особенностей больного.
Таким образом, начинает формироваться первый блок.
Одновременно формируется установочный блок, включающий создание доверительной атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия. По мере систематического контакта больного и врача, между ними должны возникнуть и постоянно укрепляться доверительные отношения. Каждая встреча должна сопровождаться новыми вкладами в установочный блок.
С первых дней лечения формируется информационный блок, который включает повышение мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям. Врач составляет коррекционную программу, учитывающую возраст, самочувствие больного, его психологических особенностей, ведущую и личностно значимую психическую деятельность больного, уровень его интеллекта, и в соответствии с ней намечают рациональную психотерапию и релаксацию. Доводит до больного информацию о его заболевании, причинах его появления и возможности излечения при точном выполнении им методики лечения и дают установку на обязательное активное участие в процессе выздоровления самого больного. Особенно важно выявить наличие серьезных причин, чтобы бороться за жизнь.
Начинается программа с обучения больного приемам аутогенной тренировки и биологически обратной связи (БОС). Приемы аутотренинга, связанные с вызыванием ощущения тепла и тяжести в руке, изучаются больным на второй-третий день после поступления больного в стационар под руководством врача и в форме самостоятельных занятий. Параллельно с аутотренингом обучают больного сознательно контролировать все поддающиеся точному измерению физиологические функции, с которыми у обучаемого может быть установлена «обратная связь». С помощью БОС больного учат понижать артериальное давление, руководить частотой сердечных сокращений, уменьшать и увеличивать кровоток, бороться с бессонницей и управлять различными другими «непроизвольными» физиологическими функциями.
Пионеры БОС - Элмер и Элис Грин из клиники Менненджера являются сторонниками принципа, согласно которому - «каждое изменение в физиологическом состоянии человека сопровождается осознанными или неосознанными изменениями в его душевном эмоциональном состоянии, и наоборот, каждое осознанное или неосознанное изменение душевного эмоционального состояния сопровождается соответствующими изменениями физиологического характера». Другими словами, разум, тело и эмоции составляют единую систему, и если повлиять на один ее компонент, это сразу же скажется на других.
Ежедневно занятия проводятся с последовательным выполнением психокоррекционных упражнений психотерапевтической направленности с плавным повышением сложности и числа заданий, наблюдением за эмоционально-поведенческими реакциями больного с предоставлением свободного выражения своих чувств, ощущений, возникающих во время занятий.
Коррекционный блок, включает выявление отношения больного к различным видам искусства - музыке, живописи, фотографии, компьютерной графике, отношение к физической культуре.
Используют выбранный больным вид искусства как метод терапии, при обязательных занятиях лечебной физкультурой и дыхательной гимнастикой для снятия остроты переживаний, активизируют больного, создают условия для перевода негативных эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развивают и формируют у больного ролевую позицию в достижении успехов в выздоровлении, проводят упражнения по освоению локомоторных действий, повышают мотивацию на обучение и личностное развитие, при этом осуществляют мышечную релаксацию. Занятия лечебной физкультурой (ЛФК) проводятся в оборудованном кабинете под руководством врача ЛФК.
Один-два раза ежемесячно осуществляется оценка - с установлением степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости. Ежедневно осуществляется медицинский контроль за состоянием больного, раз в месяц - углубленное обследование.
В заключение авторы хотят подчеркнуть, что гипотеза о том, что психические факторы могут быть одной из причин возникновения онкологических заболеваний имеет право на существование. О том, что указанные факторы являются единственными требует доказательства.
К. Саймонтон, С. Саймонтон, упомянутые в описании изобретения, начали наблюдения с группы пациентов, которые традиционной медициной были признаны неизлечимыми. Считается, что такие больные живут в среднем не более года.
В последние четыре года они работали со 159 пациентами, у которых диагноз свидетельствовал о неизлечимом онкологическом заболевании. В среднем они прожили 24,4 мес. после того, как был поставлен указанный диагноз. По американским стандартам среднестатистическая продолжительность жизни для этой группы больных составляет 12 мес. Авторы отмечают, что в контрольной группе больных со сходными заболеваниями продолжительность жизни в среднем соответствует общенациональным данным, то есть она в два раза меньше, чем у наблюдавшихся пациентов. У тех из больных, которые все-таки умерли, продолжительность жизни составила 20,3 мес. Другими словами, пациенты наблюдавшейся группы, прожили в два раза дольше, чем те, кто лечился только традиционными методами. Конечно, продолжительность жизни после установления диагноза является лишь одной стороной дела. Не менее, а может быть, и более важным является качество жизни. Существуют несколько объективных показателей качества жизни, но авторы выбрали один из них, свидетельствующий об уровне ежедневной активности пациента во время или после лечения по сравнению с тем уровнем, который был у него до заболевания. 51% наблюдавшихся пациентов сохраняли такой же уровень активности, как и до заболевания, а у 76% активность составляла по крайней мере три четверти от прежнего уровня. Основываясь на своем клиническом опыте, авторы утверждают, что такой уровень активности у «приговоренных к смерти» людей по крайней мере поразителен.
26 марта 2014 г. по радио «Вести ФМ» было передано сообщение о том, что только за последние две недели в Москве восемь больных раком совершили самоубийство. На такой шаг они решились поскольку устали бороться со смертельной болезнью. В некоторых случаях были обнаружены предсмертные записки. В них погибшие просили никого не винить и писали, что у них уже не осталось сил для борьбы с раком. Среди совершивших самоубийство были полковник МВД в отставке и высокопоставленный офицер Генштаба, который застрелился из наградного пистолета. Комментируя это сообщение, доктор А. Мясников отметил, что есть определенные признаки, по которым можно определить прогноз онкологического заболевания. Независимо от метастазов и степени рака человек встает с кровати, ухаживает за собой, ходит в магазин, спускается по лестнице. По видам активности набирается определенное количество баллов. Если они высокие - прогноз хороший. То есть, как в народе знают, что если человек слег, он уже может и не встать. Поэтому надо бороться до последнего. Это самое главное.
Предлагаемый нами способ лечения онкологических заболеваний основан на давнем принципе Гиппократа - «не навреди». Мы уверены, что даже если сведения К. Саймонтон, С. Саймонтон и других ученых о возможности повышения выживаемости больных при психотерапии рака преувеличены, то создание комфортных условий для больных на закате жизни, психологического комфорта, проявление внимания со стороны лечебного персонала к ним являются проявлением гуманизма.
Авторы намерены реализовать предлагаемый способ при финансовой поддержке спонсоров.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ | 2004 |
|
RU2270036C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474439C1 |
СПОСОБ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ТЕРМИЧЕСКУЮ ТРАВМУ | 2009 |
|
RU2410014C1 |
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ОБОЖЖЕННЫХ ДЕТЕЙ | 2011 |
|
RU2445129C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 2000 |
|
RU2198690C2 |
МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ "ИНТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" | 2004 |
|
RU2276999C2 |
СПОСОБ МЕДИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНФАРКТ МИОКАРДА | 2015 |
|
RU2611888C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОЖИРЕНИИ | 2017 |
|
RU2660509C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МИГРЕНИ В МЕЖПРИСТУПНОМ ПЕРИОДЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ | 2002 |
|
RU2218189C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ | 2006 |
|
RU2301689C1 |
Изобретение относится к области медицины, в частности к области онкологии и психотерапии, и может быть использовано для лечения онкологических больных, а также для профилактики онкологических заболеваний. Комплексное лечение проводят в стационаре в условиях умеренного климата на фоне полной независимости больного от социальной сети с использованием экологически чистых продуктов питания и воды, и включает пять блоков. Диагностический блок содержит сбор и анализ анамнеза, выявление наиболее сильного раздражителя психического статуса больного, имевшего место в жизни больного до заболевания, а также выявление личностных особенностей больного. Установочный блок включает создание доверительной атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия в эмоциональной сфере, осмысления с новых позиций событий, связанных с раздражителем. Информационный блок включает повышение мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям. Коррекционный блок содержит проведение методов музыкотерапии, арт-терапии, игротерапии, физических упражнений. В рамках эмоционально-стрессовой и краткосрочной рациональной психотерапии снимают остроту переживаний, активизируют больного, создают условия для перевода негативных эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развивают и формируют у больного ролевую позицию в достижении успехов в выздоровлении. Проводят упражнения по освоению локомоторных действий, повышают мотивацию на обучение и личностное развитие, при этом осуществляют мышечную релаксацию, а затем осуществляют обучение приемам биологически обратной связи и аутотренингу с проговариванием формул самовнушения. Оценочный блок включает определение изменений в эмоциональном, психологическом статусе, степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости. При этом осуществляют систематический врачебный контроль состояния больного. Психотерапию осуществляет психотерапевт и работник среднего медицинского персонала индивидуально. Способ позволяет повысить качество жизни и продлить жизнь онкологических больных за счет соблюдения и проведения комплексных противоопухолевых мероприятий. 1 табл.
Способ лечения онкологических больных, включающий проведение противоопухолевых мероприятий, рациональную психотерапию, учитывающую возраст, самочувствие больного, его психологические особенности, ведущую и личностно значимую психическую деятельность, уровень его интеллекта, лечебную физкультуру, фармакотерапию, отличающийся тем, что комплексное лечение осуществляют в стационаре, размещенном в условиях умеренного климата на фоне полной независимости больного от социальной сети, исключения контактов со средствами массовой информации, ограничения контактов с друзьями и родственниками, использования экологически чистых продуктов питания и воды, и включает пять блоков: диагностический блок, содержащий сбор и анализ анамнеза, выявление наиболее сильного раздражителя психического статуса больного, имевшего место в жизни больного до заболевания, а также выявление личностных особенностей больного; установочный блок включает создание доверительной атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия в эмоциональной сфере, осмысления с новых позиций событий, связанных с раздражителем; информационный блок включает повышение мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям; коррекционный блок, в котором методами музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, физических упражнений в рамках эмоционально-стрессовой и краткосрочной рациональной психотерапии снимают остроту переживаний, активизируют больного, создают условия для перевода негативных эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развивают и формируют у больного ролевую позицию в достижении успехов в выздоровлении, проводят упражнения по освоению локомоторных действий, повышают мотивацию на обучение и личностное развитие, при этом осуществляют мышечную релаксацию, а затем осуществляют обучение приемам биологически обратной связи и аутотренингу с проговариванием формул самовнушения; оценочный блок включает определение изменений в эмоциональном, психологическом статусе, степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости, при этом осуществляют систематический врачебный контроль состояния больного, причем психотерапию осуществляет психотерапевт и работник среднего медицинского персонала индивидуально.
АНДРЮЩЕНКО А | |||
В | |||
Основные принципы реабилитации онкологических больных | |||
Ж.-л Клиническая психоонкология, Вып | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 1996 |
|
RU2103020C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2326701C2 |
МАЛКИНА-ПЫХ И | |||
Г | |||
Психосоматика: Справочник практического психолога, М., Изд-во Эксмо, 2005, С | |||
Электрический плавильный аппарат | 1922 |
|
SU893A1 |
ОРЛОВА Т.В | |||
Краткая история и современное состояние психотерапии в |
Авторы
Даты
2015-08-20—Публикация
2014-05-08—Подача