СПОСОБ БОРЬБЫ С ОБЛЕДЕНЕНИЕМ КРЫЛЬЕВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Российский патент 2014 года по МПК B64D15/00 

Описание патента на изобретение RU2504502C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для защиты летательных аппаратов (ЛА) от обледенения.

При полете самолетов в облачной атмосфере, насыщенной переохлажденными до низких температур каплями воды, может происходить обледенение их поверхностей, приводящее к аварийным ситуациям.

Из известных способов борьбы с обледенением, таких как механический, физико-химический, тепловой, наиболее эффективным и широко распространенным является тепловой (см. Р.Х.Тенишев и др. «Противообледенительные устройства летательных аппаратов». Издательство Машиностроение, 1967, стр.43-77).

Наиболее близким по технической сути из эффективных способов борьбы с обледенением является способ, основанный на преобразовании кинетической энергии скоростного напора в тепловую энергию для плавления льда (Кулалаев В.В. и др. «Способ предотвращения обледенения конструктивных элементов летательных аппаратов». Патент РФ (19) RU (11) 2233232), (51) МПК B64D 15/00, 2002 г.

Применение такого способа борьбы с обледенением уменьшает энергопотребление противообледенительной системы, но, как и остальные тепловые способы, приводит к образованию так называемого барьерного льда.

Барьерный лед образуется при замерзании на необогреваемой поверхности крыла ЛА воды, стекающей из зоны нагрева вниз по потоку под действием сил трения (см. фиг.1).

Профиль крыла с барьерным льдом показан на фиг.1.

Наличие барьерного льда вызывает изменение аэродинамических характеристик ЛА, приводящее к аварийным ситуациям.

Образование на поверхности крыла барьерного льда в результате работы тепловой противообледенительной системы является ее принципиальным недостатком.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа защиты от обледенения, не приводящего к образованию барьерного льда на поверхности крыла ЛА.

Техническим результатом изобретения является способ, обеспечивающий защиту от обледенения обтекаемых переохлажденным водовоздушным потоком поверхностей без образования барьерного льда на поверхности ЛА.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что зоны поверхности крыла ЛА, подверженные обледенению, нагревают до температуры таяния льда, а образовавшуюся воду для предотвращения ее замерзания на поверхности крыла в виде барьерного льда собирают в емкости, установленные в полости крыла.

На фиг.1 представлен профиль крыла с барьерным льдом

На фиг.2 представлена принципиальная схема реализации предлагаемого способа.

В крыле 1 ЛА за зоной нагрева кромок крыла 2 расположены створки 3, 4, идущие вдоль крыла. В закрытом состоянии створки 3, 4 не нарушают геометрию профиля крыла. Створки открываются внутрь крыла, образуя щели, соединяющие атмосферу с емкостями 5, 6. Емкости 5, 6 соединены с насосом, обеспечивающим разрежение порядка 10-2 мм рт.ст.

Процедура работы предлагаемого способа заключается в следующем.

При обтекании крыла ЛА 1 переохлажденным водовоздушным потоком для предотвращения обледенения передней кромки включают подогреватели зоны 2 и открывают створка 3, 4, образуя щели, соединяющие емкости 5, 6, установленные в крыле, с атмосферой. Кристаллизирующийся в зоне 2 лед растапливается, и образовавшаяся вода в виде капелек и ручейков под действием водовоздушного потока затекает в щели, через которые она попадает в емкости 5 и 6. Направление течения воды на фиг.2 показано стрелками. На верхней поверхности крыла атмосфера разрежена. Для надежного затекания воды в емкости 5 и 6 в них с помощью насоса 7 создается небольшое разрежение. Давление разрежения в сосудах 5, 6, достаточное для отсоса воды, не превышает 10-2 мм рт.ст. Такое разрежение достигается с помощью небольшого насоса.

При скорости взлета и посадки ~360 км/ч, когда наиболее часто случается обледенение, при достаточно большой водности водовоздушной среды ~1 г/м3 расход оттаиваемой воды с квадратного метра нагреваемой зоны составляет ~6 л/мин. Такой расход обеспечивают небольшие по мощности насосы. Собираемая в сосудах 5, 6 вода по мере их наполнения сбрасывается в атмосферу или сливается после окончания работы противообледенительной системы.

Похожие патенты RU2504502C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БАРЬЕРНОГО ЛЬДА НА КРЫЛЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2021
  • Шаймухаметова Альфира Радиковна
  • Жук Александр Игоревич
RU2768992C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УДАЛЕНИЯ ЛЬДА С КОМПОЗИТНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ 2015
  • Богослов Евгений Александрович
  • Данилаев Максим Петрович
  • Михайлов Сергей Анатольевич
  • Польский Юрий Ехилевич
RU2578079C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОТИВООБЛЕДИНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2013
  • Потапов Юрий Федорович
  • Миллер Алексей Борисович
  • Левченко Владимир Сергеевич
RU2536419C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2002
  • Кулалаев Виктор Валентинович
  • Науменко Павел Олегович
  • Крахмалева Татьяна Игоревна
RU2233232C2
Противообледенительная система 2023
  • Дружинин Олег Владимирович
  • Корнушенко Александр Вячеславич
  • Павленко Ольга Викторовна
RU2824413C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАЗЕРНОЙ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 2017
  • Слободчиков Александр Сергеевич
  • Апарин Юрий Яковлевич
  • Сорокин Юрий Владимирович
RU2671069C1
Способ снижения влияния обледенения на аэродинамическую поверхность 2019
  • Павленко Ольга Викторовна
  • Пигусов Евгений Александрович
RU2724026C1
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2014
  • Гомзин Александр Владиславович
  • Лачугин Владислав Александрович
  • Федотов Виталий Станиславович
RU2583111C1
Система распределения и вывода противообледенительной жидкости в обшивке летательного аппарата 2023
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
  • Сафоклов Борис Борисович
  • Ряпухин Анатолий Вячеславович
  • Зюбан Татьяна Анатольевна
RU2824828C1
НАЗЕМНОЕ АНТИОБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2007
  • Безукладов Владимир Иванович
  • Костенко Валерий Иванович
  • Славинский Александр Ефимович
  • Чмырев Виталий Михайлович
  • Захарчук Олег Тарасович
RU2384477C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 504 502 C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ БОРЬБЫ С ОБЛЕДЕНЕНИЕМ КРЫЛЬЕВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Способ предотвращения обледенения крыльев летательных аппаратов, в котором поверхности, подверженные обледенению, нагревают до температуры таяния льда. Образовавшуюся после таяния льда воду для предотвращения ее замерзания в виде барьерного льда собирают в емкости, установленные в полости крыла. Изобретение направлено на предотвращение образования барьерного льда на крыльях летательного аппарата, оборудованных тепловыми противообледенительными системами. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 504 502 C1

Способ предотвращения обледенения крыльев летательных аппаратов, в котором поверхности, подверженные обледенению, нагревают до температуры таяния льда, отличающийся тем, что образовавшуюся после таяния льда воду для предотвращения ее замерзания в виде барьерного льда собирают в емкости, установленные в полости крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2504502C1

СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2002
  • Кулалаев Виктор Валентинович
  • Науменко Павел Олегович
  • Крахмалева Татьяна Игоревна
RU2233232C2
US 6196500 B1, 06.03.2001
Способ дублирования текстильныхпОлОТЕН 1978
  • Борейчук Светлана Тихоновна
  • Ковальский Анатолий Григорьевич
  • Турчинская Елена Павловна
SU820793A1

RU 2 504 502 C1

Авторы

Потапов Юрий Федорович

Миллер Алексей Борисович

Даты

2014-01-20Публикация

2012-11-28Подача