ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Российский патент 2014 года по МПК B61F5/00 B61F5/04 B61F5/36 

Описание патента на изобретение RU2505438C1

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог и касается конструктивных элементов двухосных тележек грузовых вагонов.

Известна тележка подвижного состава железных дорог, используемая для грузовых вагонов, имеющая номер модели 18-100, содержащая надрессорную балку с подпятником, взаимодействующим с пятой кузова, а также скользунами. При этом между скользунами на надрессорной балке и скользунами на кузове имеются зазоры. Надрессорная балка опирается через пружины рессорного подвешивания на боковые рамы, и часть пружин рессорного подвешивания воспринимает нагрузку от надрессорной балки через клинья, обеспечивающие демпфирование колебаний надрессорного строения (Вагоны. Под ред. Л.А.Шадура. М.: Транспорт, 1980 г., стр.182, рис. VIII.8).

Недостатком известной конструкции является повышенная амплитуда боковой качки кузова на рессорном подвешивании и на пяте из-за наличия между скользунами на надрессорной балке и кузове зазоров, достигающих в сумме по обеим сторонам тележки по нормативам 20 мм.

Кроме того, при появлении на колесах колесных пар проката увеличивается коничность колес и, следовательно, частота извилистого движения колесных пар. При величинах проката 2-3 мм частота виляния колесных пар, начиная с 60-70 км/ч, приближается или совпадает с частотой колебаний боковой качки порожнего кузова на рессорном подвешивании, статический прогиб которого около 8 мм. В этом случае проявляется резонанс. Динамические показатели вагона резко ухудшаются. Это явление и большие амплитуды боковой качки кузова оказывают негативное влияние на безопасность движения вагона.

Известна также тележка подвижного состава железных дорог (модель 18-548), взятая за прототип, содержащая надрессорную балку с подпятником и двумя боковыми скользунами, поджатыми в упорные плиты боковых опор кузова упругими элементами, установленными на надрессорной балке.

Надрессорная балка опирается через более эластичные пружины, чем на тележке модели 18-100 (эталон), на боковые рамы. Статический прогиб рессорного подвешивания в такой тележке при порожнем кузове составляет 10-11 мм (Ефимов В.П., Прянов А.А. Модернизация тележки модели 18-100 - эффективный путь повышения безопасности движения поездов. Тяжелое машиностроение, 2003 г., №12, стр.6-9).

Применение такой конструкции позволило снизить амплитуды боковой качки порожнего кузова, увеличить демпфирующий момент трения от виляния тележки относительно кузова благодаря упругозамкнутым скользунам, однако сместить резонансные частоты извилистого движения колесных пар и боковой качки кузова удалось лишь до скоростей 80-90 км/ч.

Техническим результатом настоящего изобретения является обеспечение устойчивости движения порожнего вагона на скоростях движения вплоть до конструкционной 120 км/ч за счет увеличения жесткости рессорного подвешивания и исключения тем самым совпадения частот колебания тележки с частотой извилистого движения колесных пар.

Указанный технический результат достигается тем, что в двухосной тележке подвижного состава железных дорог, содержащей надрессорную балку с центрально расположенным подпятником и двумя боковыми скользунами, пружины рессорного подвешивания, через которые надрессорная балка оперта на боковые рамы, взаимодействующие с буксами колесных пар, внутри надрессорной балки установлен торсион, опирающийся с возможностью угловых перемещений на подшипники, наружные корпуса которых закреплены на торцах надрессорной балки, а концы торсиона с каждой стороны тележки жестко соединены с горизонтальными рычагами, противоположные концы которых через сферические упругие шарниры соединены с кронштейнами, закрепленными на боковых рамах.

На фиг.1 изображен общий вид тележки с торсионом в аксонометрии; на фиг.2 - торсион с элементами связи его с надрессорной балкой и боковыми рамами в аксонометрии.

Двухосная тележка подвижного состава железных дорог содержит надрессорную балку 1 с центральным расположенным подпятником 2 и двумя боковыми скользунами 3. Надрессорная балка 1 оперта через комплекты пружин рессорного подвешивания 4 и 5 на боковые рамы 6 и 7, взаимодействующие с буксами 8 колесных пар 9. Внутри надрессорной балки 1 установлен торсион 10, опирающийся с возможностью угловых перемещений на подшипники 11, 12, наружные корпуса которых закреплены на торцах надрессорной балки 1. Концы торсиона 10 с каждой стороны тележки жестко соединены (к примеру, шлицевым соединением) с горизонтальными рычагами 13, 14, а противоположные концы этих горизонтальных рычагов 13, 14 через сферические упругие шарниры 15, 16 соединены с кронштейнами 17, 18, закрепленными на боковых рамах 6, 7.

Тележка работает следующим образом.

При колебаниях боковой качки кузова надрессорная балка 1, наклоняясь на одной стороне тележки, сжимает комплект пружин рессорного подвешивания, к примеру, 4, а горизонтальный рычаг 13 поворачивается вниз относительно сферического шарнира 15. Другая сторона надрессорной балки 1, поднимаясь вверх, обезгруживает комплект пружин рессорного подвешивания 4 или 5, а горизонтальный рычаг 14 поворачивается вверх относительно сферического упругого шарнира 16.

Угловые перемещения горизонтальных рычагов 13, 14 с двух сторон тележки имеют противоположные направления, что приводит к скручиванию торсиона 10 и увеличению тем самым жесткости рессорного подвешивания 4 и 5 для колебаний боковой качки. В этом случае частота колебаний тележки повышается, и не будет совпадать с частотой извилистого движения колесных пар 9.

Для колебаний подпрыгивания торсионное устройство не оказывает влияния, поскольку угловые перемещения горизонтальных рычагов при этих колебаниях имеют одинаковое направление.

Таким образом, увеличение жесткости рессорного подвешивания при колебаниях боковой качки вагона позволит избежать резонансных явлений и, следовательно, повысить устойчивость и безопасность при его движении как в порожнем, так и в груженом состоянии.

Похожие патенты RU2505438C1

название год авторы номер документа
ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2004
  • Коссов В.С.
  • Чаркин В.А.
  • Добрынин Л.К.
  • Мещерин Ю.В.
  • Оганьян Э.С.
  • Огуенко В.Н.
  • Березин В.В.
  • Сорочкин Э.М.
  • Панин Ю.А.
  • Ткаченко В.Н.
RU2256573C1
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой 2017
  • Николаев Виктор Александрович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
RU2664022C1
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК 2015
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
RU2608205C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВАГОН С МИНИМИЗАЦИЕЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ СИЛ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СОСТАВ 2014
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2558164C1
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН 2003
  • Приходько Владимир Иванович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Маначинский Олег Владимирович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шкабров Олег Анатолиевич
  • Данилко Сергей Александрович
RU2256571C1
Восьмиосный рельсовый экипаж 2021
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Гапченко Владимир Николаевич
RU2760372C1
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Круглов Валерий Михайлович
  • Савоськин Анатолий Николаевич
  • Поляков Александр Иванович
RU2301166C2
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2005
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Клитин Николай Алексеевич
RU2292282C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВАГОН 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Пронин Роман Евгеньевич
RU2273579C1
ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2011
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Лунин Андрей Александрович
  • Тихонов Алексей Алексеевич
  • Рыбников Евгений Константинович
  • Корнеев Алексей Леонидович
  • Карюкин Александр Викторович
  • Стреха Николай Романович
  • Шаляпин Александр Сергеевич
  • Майстериков Сергей Анатольевич
RU2472658C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 505 438 C1

Реферат патента 2014 года ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог, в частности к грузовым тележкам. Тележка содержит надрессорную балку (1) с центрально расположенным подпятником (2), два боковых скользуна (3), пружины рессорного подвешивания (4, 5). Внутри надрессорной балки установлен торсион (10), опирающийся с возможностью угловых перемещений на подшипники (11, 12), наружные корпуса которых закреплены на торцах надрессорной балки. Концы торсиона с каждой стороны тележки жестко соединены с горизонтальными рычагами (13, 14), противоположные концы которых через упругие сферические шарниры (15, 16) соединены с кронштейнами (17, 18), закрепленными на рамах (6, 7). Достигается увеличение устойчивости движения порожнего вагона вплоть до 120 км/ч за счет увеличения жесткости. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 505 438 C1

Двухосная тележка подвижного состава железных дорог, содержащая надрессорную балку с центрально расположенным подпятником и двумя боковыми скользунами, пружины рессорного подвешивания, через которые надрессорная балка оперта на боковые рамы, взаимодействующие с буксами колесных пар, отличающаяся тем, что внутри надрессорной балки установлен торсион, опирающийся с возможностью угловых перемещений на подшипники, наружные корпуса которых закреплены на торцах надрессорной балки, а концы торсиона с каждой стороны тележки жестко соединены с горизонтальными рычагами, противоположные концы которых через сферические упругие шарниры соединены с кронштейнами, закрепленными на боковых рамах.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2505438C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2004
  • Галиев Ильхам Исламович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
  • Савельев Юрий Федорович
  • Симак Надежда Юрьевна
  • Шевченко Валерий Яковлевич
RU2270118C2
ТЕЛЕЖКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2008
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Коваленко Юрий Николаевич
  • Стеринзат Яков Моисеевич
  • Чеботарев Валентин Изотович
  • Данилко Сергей Александрович
RU2376181C2
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Приходько Владимир Иванович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Чеботарев Валентин Изотович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Никишин Игорь Викторович
  • Шавлак Ирина Васильевна
  • Шкабров Олег Анатольевич
RU2220863C2
WO 2004091992 A1, 28.10.2004
JPH 06247301 A, 06.09.1994
DE 19620962 A1, 27.11.1997
KR 20100136170 A, 28.12.2010
WO 2007007930 A1, 18.01.2007
CN 101565051 A, 27.10.2009.

RU 2 505 438 C1

Авторы

Березин Василий Вительевич

Лунин Андрей Александрович

Матях Дмитрий Игоревич

Тихонов Алексей Алексеевич

Даты

2014-01-27Публикация

2012-07-09Подача