Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии. Конкретно к составу пакета присадок к дизельным маслам и дизельному маслу (судовому и тепловозному), содержащему этот пакет присадок.
С развитием моторостроения повышаются требования к моторным маслам по уровню моющих свойств, т.е. способности предотвращать отложения на деталях двигателя, и термоокислительной и гидролитической стабильности. Особенно это относится к маслам для судовых дизельных двигателей, специфика работы которых связана с накоплением в них, с одной стороны, сажи, продуктов окисления и взаимодействия присадок, а также продуктов неполного сгорания топлива и шламов, образуемых при работе двигателей на холостом ходу, пониженных тепловых режимах, связанных с ухудшением процесса сгорания и конденсацией паров воды. Улучшение гидролитической стабильности и моющих свойств масла позволит существенно увеличить длительность его работы.
Известны долгоработающие моторные масла, содержащие в своем составе пакеты присадок, включающие детергентную смесь сульфоната и/или алкилфенолята щелочноземельных металлов с алкилсалицилатом щелочноземельного металла, причем каждый детергент имеет практически одинаковое щелочное число (патенты США №6140281 и №6140282, 2000 г.).
Известно долгоработающее масло на основе минерального базового масла для высокофорсированных судовых дизельных двигателей, содержащее пакет присадок, включающий щелочной алкилсалицилат кальция, нейтральный сульфонат кальция, дитиофосфат цинка, полиметилсилоксан и детергент, представляющий собой либо алкенилсукцинимид диэтилентриамина, модифицированный фталевым ангидридом, либо продукт конденсации алкил-фенола, полиэтиленполиамина и формальдегида, модифицированный борной кислотой и монокарбоновой кислотой (Патент РФ №875842, С10М 1/20, 1992 г.).
Недостатками этих моторных масел является их высокая зольность (больше 2%).
Известно моторное масло на основе минерального базового масла, содержащее пакет присадок, включающий щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, алкенилсукцинимид полиэтиленполиамина, высокомолекулярное основание Манниха, модифицированное борной и монокарбоновой кислотами, и полиметилсилоксан (Патент РФ №2034908, C10M 159/16,1995 г.).
Указанное масло не обладает достаточно хорошими антиокислительными и моющими свойствами.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является дизельное масло на основе минерального масла, содержащее 5-12 мас.% комплексной присадки, включающей, в мас.%:
(Патент РФ №2173698, С10М 159/20, 2001 г.)
Однако вводимая в состав масла комплексная присадка не обеспечивает ему требуемый уровень моющих свойств и характеризуется недостаточной гидролитической стабильностью.
Задачей настоящего изобретения является разработка пакета присадок и дизельного масла, содержащего этот пакет, обладающего более высокой гидролитической стабильностью и моющими свойства.
Для решения поставленной задачи в пакет присадок к дизельным маслам, содержащий алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, дополнительно вводят беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г, и сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Предлагается также дизельное масло на нефтяной основе, содержащее вышеуказанный пакет присадок в количестве 3-12 мас.%.
Отличием заявляемого технического решения является дополнительное содержание в пакете присадок малозольного алкилсалицилата кальция, имеющего щелочное число 50-70 мг КОН/г, сверхщелочного алкилсалицилата кальция, имеющего щелочное число более 300 мг КОН/г, и беззольного сукцинимидного дисперсанта.
При совместном использовании вышеуказанных компонентов в составе предлагаемого пакета присадок удалось получить новый результат - улучшить гидролитическую стабильность и моющую способность масла, содержащего пакет, что в свою очередь увеличивает срок смены масла и межремонтный пробег двигателя. При выбранном соотношении компонентов в пакете присадок эффект усиления гидролитической стабильности масла, содержащего этот пакет, максимален.
Результаты моторных испытаний на моторной установке ИМ-1 подтвердили эффективность заявляемого технического решения.
Ниже приведена характеристика компонентов пакета присадок и базового масла.
Сверхщелочной алкилсалицилат кальция получают алкилированием фенола альфаолефинами (C14-C18), нейтрализацией алкилфенола гидроокисью натрия, карбоксилированием полученного алкилфенолята натрия, разложением полученного в результате карбоксилирования алкилсалицилата натрия соляной кислотой с целью получения алкилсалициловых кислот, нейтрализацией алкилсалициловых кислот и карбонатацией нейтрального алкилсалицилата кальция диоксидом углерода в присутствии промотора и избыточного количества гидроокиси кальция, полученный продукт имеет щелочное число 300 мг КОН/г. Получение малозольного алкилсалицилата кальция заключается в нейтрализации алкилсалициловых кислот суспензией извести-пушонки в масле, полученный продукт имеет щелочное число 50-70 мг КОН/г.
Цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты представляет собой продукт последовательного взаимодействия алкилфенола или смеси спиртов с пятисернистым фосфором и оксидом цинка или продукт последовательного взаимодействия смеси изопропилового и н.бутилового спиртов с пятисернистым фосфором и окисью цинка, с содержанием цинка не менее 10,5 мас.% и фосфора - не менее 10 мас.%. В качестве сукцинимидной присадки применяется соединение полиизобутилен-биссукцинимида.
В качестве нефтяного масла используется масло селективной очистки с индексом вязкости не менее 85.
Предлагаемый пакет присадок к дизельным маслам готовили смешением присадок в определенной последовательности с последующим нагреванием при постоянном перемешивании по всему объему при до получения однородной массы.
В соответствии с описанной технологией были приготовлены 5 образцов пакета присадок с различным содержанием компонентов, а также пакет-прототип. Состав образцов пакетов присадок и результаты оценки гидролитической стабильности приведены в таблице 1.
Метод оценки гидролитической стабильности пакетов присадок заключается в отстаивании предварительно перемешанного с дистиллированной водой масла, содержащего 5 мас.% исследуемой присадки (в нашем случае пакета). После 30 суток испытаний из верхнего слоя отбирается проба масла, в которой определяется щелочное число и зольность, по изменениям этих показателей судят о гидролитической стабильности масла.
Благодаря синергизму совместного действия малозольных присадок алкилсалицилата и беззольного сукцинимидного дисперсанта в сочетании со сверхщелочным алкилсалицилатом, обеспечивается преимущество пакета присадок заявляемого состава (составы 1-3) по гидролитической стабильности в сравнении с прототипом.
Из таблицы 2 следует, что по моющим свойствам и гидролитической стабильности пакет присадок предлагаемого состава превосходит прототип. Показано, что снижение концентрации пакета присадок предлагаемого состава с 5 до 3 мас.% (по сравнению с прототипом) не вызывает ухудшения свойств масла, что свидетельствует о возможности удешевления состава дизельного масла при сохранении полученных свойств. Оптимальное содержание пакета присадок предлагаемого состава в масле - 3-12 мас.%.
При содержании в масле пакета присадок меньше нижнего предела (2 мас.%) и выше верхнего предела (13 мас.%) ухудшаются моющие свойства (повышается загрязненность, определяемая на приборе ТКБ) и гидролитическая стабильность (увеличивается изменение показателей после обводнения). См. таблицу 2.
Приготовлен образец дизельного масла, содержащий 5 мас.% пакета присадок заявленного состава (состав 2), и проведены его моторные испытания. В качестве базовой основы было использовано масло селективной очистки М-14. Результаты испытаний приведены в таблице 3.
Из приведенных данных следует, что предлагаемый пакет присадок обеспечивает дизельному маслу улучшенные эксплуатационные свойства. В частности, по моющим свойствам опытный образец масла, приготовленный с 5,0 мас.% пакета присадок заявленного состава превосходит требования, предъявляемые к маслам группы Д по ГОСТ 17479.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пакет присадок к моторным маслам и масло его содержащее | 2021 |
|
RU2791220C1 |
Бустер к маслам моторным и масло, его содержащее | 2023 |
|
RU2809155C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ МАСЛАМ И ДИЗЕЛЬНОЕ МАСЛО, ЕЕ СОДЕРЖАЩЕЕ | 2001 |
|
RU2173698C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ | 1993 |
|
RU2035494C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МОТОРНОЕ МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2000 |
|
RU2223303C2 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МАСЛАМ МОТОРНЫМ, МАСЛО МОТОРНОЕ | 2003 |
|
RU2245900C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ И МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2015 |
|
RU2600325C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ, МОТОРНОЕ МАСЛО | 2003 |
|
RU2235120C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОЩЕЛОЧНОЙ МОДИФИЦИРОВАННОЙ СУЛЬФОНАТНОЙ ПРИСАДКИ К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ | 2002 |
|
RU2244734C2 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МАСЛАМ МОТОРНЫМ, МАСЛО МОТОРНОЕ | 2003 |
|
RU2245899C1 |
Настоящее изобретение относится к пакету присадок для дизельных масел, содержащему алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, при этом он дополнительно содержит беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г, и сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г, и при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Также настоящее изобретение относится к дизельному маслу на основе нефтяного масла, содержащему пакет присадок. Техническим результатом настоящего изобретения является разработка пакета присадок и дизельного масла, содержащего этот пакет, обладающего более высокой гидролитической стабильностью и моющими свойствами. 2 н.п. ф-лы, 3 табл.
1. Пакет присадок к дизельным маслам, содержащий алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, отличающийся тем, что он дополнительно содержит беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г и сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г и при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2. Дизельное масло на основе нефтяного масла, содержащее пакет присадок по п.1 в количестве 3-12 мас.%.
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ, МОТОРНОЕ МАСЛО | 2003 |
|
RU2235120C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ И МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2011 |
|
RU2461609C1 |
МАСЛО ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЕРНИСТОМ ТОПЛИВЕ | 1992 |
|
RU2010839C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ 4-R-ЗАМЕЩЕННОГО 4-ДЕМЕТОКСИДАУНОРУБИЦИНА | 2004 |
|
RU2336277C2 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПАКЕТА ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ПАКЕТ ПРИСАДОК "ЛУКОЙЛ", ПОЛУЧЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ | 2001 |
|
RU2203932C1 |
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
US 6638897 B2, 28.10.2003 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПАКЕТА ПРИСАДОК К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ | 1998 |
|
RU2126441C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ | 1993 |
|
RU2035494C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ МАСЛАМ И ДИЗЕЛЬНОЕ МАСЛО, ЕЕ СОДЕРЖАЩЕЕ | 2001 |
|
RU2173698C1 |
US 4981603 A1, 01.01.1991 | |||
US 6376434 B1, 23.04.2002 | |||
US 6642188 B1, 04.11.2003 | |||
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1992 |
|
RU2034907C1 |
Авторы
Даты
2014-02-20—Публикация
2013-01-11—Подача