Изобретение относится к области судостроения, конкретно к конструкциям подводных лодок-носителей спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.
Известны различные варианты транспортировки спасательных подводных аппаратов (СПА) на подводных носителях (Антонов А.Н. Использование боевых ПЛ в качестве носителей СГА - плюсы и минусы // Судостроение. 2012. №4. С.18-25). Однако только на спасательной подводной лодке (СПЛ) проекта 940 (Постнов А.А. Спасательная подводная лодка проекта 940 // Тайфун. 2001. №9 (40) имеется ограждение СПА, частично защищающее их от воздействия скоростного напора при движении СПЛ в подводном положении, а также от воздействия морского волнения при движении в надводном положении и при погружении и всплытии СПЛ.
Указанное ограждение имеет объемную конструкцию, которая в средней части имеет ниши для размещения СПА и оборудования для их крепления, в носовой части сопряжена с ограждением подъемно-мачтовых устройств (ограждением рубки), а в кормовой части имеет обтекаемую форму (конструктивный чертеж корпуса ПЛ проекта 940 ОАО «ЦКБ «Лазурит» №940-100-028, сайт ).
Недостатком известной конструкции является неполная защита СПА от воздействия скоростного напора воды и морского волнения, что ограничивает скорость хода и мореходность подводного носителя СПА. Кроме того, известная конструкция ограждения подводных аппаратов не позволяет безопасно всплывать в битом льду при проведении спасательной операции в Арктических акваториях, поскольку ниши не защищены от попадания в них битого льда, что может привести к повреждению СПА и к невозможности проводить необходимые работы.
Недостатком известной конструкции является также невозможность безопасной установки внутрь ограждения СПА, находящегося в надводном положении, например аварийного, поскольку требует сложных маневров подводного носителя как по горизонтали, так и по вертикали в положении частичного погружения, при котором не обеспечивается достаточная остойчивость подводного носителя.
Целью изобретения является повышение эффективности использования СПА, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории, за счет устранения указанных недостатков.
Указанная цель достигается за счет того, что высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении, в верхней части ограждения устанавливаются технические средства, защищающие аппараты от битого льда, а в бортовых объемах ограждения устанавливаются балластные цистерны, обеспечивающие остойчивость подводного носителя в положении частичного погружения.
Технические средства, защищающие аппараты от битого льда, могут быть выполнены в виде подвижных конструкций, например щитов, или в виде водяных мониторов, соединенных с соответствующей, например пожарной, системой подводного носителя и создающих на поверхности воды поток, направленный с носа в корму.
Подвижные конструкции ограждения, расположенные в верхней части, могут быть выполнены с возможностью установки в положение, обеспечивающее обслуживание спасательных подводных аппаратов.
Для облегчения захода в ограждение спасательного аппарата, находящегося в том числе и в надводном положении, кормовая часть ограждения может быть выполнена раскрывающейся.
Для снижения гидродинамического сопротивления раскрывающиеся конструкции кормовой части ограждения могут быть выполнены с возможностью сопряжения с кормовыми конструкциями (выступающими частями) подводного носителя.
Для обеспечения точного маневрирования подводного носителя по вертикали в положении частичного погружения балластные цистерны ограждения могут быть разделены на несколько частей, расположенных по длине ограждения.
В зависимости от особенностей эксплуатации подводного носителя конструкция ограждения спасательных подводных аппаратов может быть выполнена съемной.
Сущность изобретения поясняется фиг.1, на которой представлен продольный разрез ограждения с установленными спасательными подводными аппаратами; фиг.2, на которой показан план ограждения, и фиг.3, на которой представлено поперечное сечение.
На подводном носителе 1 установлено ограждение 2, внутри которого расположены спасательные подводные аппараты 3. В верхней части ограждения установлены подвижные конструкции 4, а в кормовой части ограждения установлены раскрывающиеся конструкции 5. В бортовых объемах ограждения размещены балластные цистерны 6.
При движении, а также при погружении или всплытии подводного носителя 1 подвижные конструкции 4 установлены в положение, защищающее подводные аппараты 3 от динамического воздействия водной среды и битого льда, раскрывающиеся конструкции 5 взаимодействуют с выступающей частью (верхним вертикальным стабилизатором) подводного носителя, что снижает гидродинамическое сопротивление. Балластные цистерны 6 заполнены водой. При выполнении спасательных работ подвижные конструкции 4 переводятся в вертикальное или горизонтальное положение, обеспечивая свободный выход спасательных подводных аппаратов 3 из ниши ограждения 2. Одновременно могут быть раскрыты конструкции 5. При необходимости ввести в нишу ограждения 2 спасательный подводный аппарат 3, находящийся в надводном положении, подвижные конструкции 4 переводятся в вертикальное положение, кормовые конструкции 5 раскрываются. За счет дозированного продувания балластных цистерн 6 производится всплытие подводного носителя в положение, при котором подвижные конструкции 4 и верхние кромки объемной конструкции ограждения 2 показываются из воды. Спасательный подводный аппарат 3 заводится в нишу ограждения 2 и позиционируется над штатным местом. После этого дополнительно продуваются балластные цистерны 6, подводный носитель 1 подвсплывает и подводный аппарат 3 встает на штатное место.
Применение изобретения обеспечивает повышение эффективности и безопасности использования спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории и аварийные ситуации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов | 2016 |
|
RU2690327C2 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
СЪЕМНАЯ ТРАНСПОРТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ НАДЕЛКА, СОПРЯГАЕМАЯ С ОГРАЖДЕНИЕМ ВЫДВИЖНЫХ УСТРОЙСТВ ПОДВОДНОГО НОСИТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2531685C1 |
СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА | 2022 |
|
RU2789096C1 |
АВИАДЕСАНТИРУЕМЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2022 |
|
RU2782037C1 |
СЪЕМНАЯ ТРАНСПОРТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ НАДЕЛКА | 2012 |
|
RU2525188C2 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ СТАНЦИЯ (МПС) | 2010 |
|
RU2436705C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ АРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ И КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2012 |
|
RU2522698C2 |
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАТФОРМА | 2012 |
|
RU2522628C1 |
Изобретение относится к области судостроения, конкретно к конструкциям подводных лодок-носителей спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. На подводном носителе установлено ограждение в виде объемной конструкции с нишей для размещения спасательных подводных аппаратов. Высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении. В верхней части ограждения установлены технические средства, защищающие подводные аппараты от битого льда, например подвижные конструкции в виде щитов, а в кормовой части ограждения установлены раскрывающиеся конструкции. В бортовых объемах ограждения размещены балластные цистерны. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности использования спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории и аварийные ситуации. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Ограждение спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, включающее объемную конструкцию с нишей для размещения спасательных подводных аппаратов и оборудования для их крепления, имеющую носовую и кормовую части, отличающееся тем, что высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении, в верхней части ограждения устанавливаются технические средства, защищающие аппараты от битого льда, а в бортовых объемах ограждения установлены балластные цистерны.
2. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что технические средства, защищающие аппараты от битого льда, выполнены в виде подвижных конструкций, например щитов.
3. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что технические средства, защищающие аппараты от битого льда, выполнены в виде водяных мониторов, соединенных с соответствующей, например пожарной, системой подводного носителя и создающих на поверхности воды поток, направленный с носа в корму.
4. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что кормовая часть ограждения выполнена раскрывающейся.
5. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что балластные цистерны ограждения разделены на несколько частей, расположенных по длине ограждения.
6. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что конструкция ограждения выполнена съемной.
7. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.2, отличающееся тем, что подвижные конструкции ограждения, установленные в верхней части, выполнены с возможностью установки в положение, обеспечивающее обслуживание спасательных подводных аппаратов.
8. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.4, отличающееся тем, что раскрывающиеся конструкции кормовой части ограждения выполнены с возможностью сопряжения с кормовыми конструкциями (выступающими частями) подводного носителя.
RU 2059522 C1, 10.05.1996 | |||
RU 2059523 C1, 10.05.1996 | |||
US 3561387 A, 09.02.1971 | |||
УСТРОЙСТВО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОГО СУДНА | 2003 |
|
RU2248301C1 |
KR 20070063413 A, 19.06.2007. |
Авторы
Даты
2014-03-27—Публикация
2012-10-19—Подача