Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к конструкциям подводных лодок-носителей глубоководных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.
Известно использование боевых подводных лодок в качестве носителей техники для спасания подводников (например, Антонов А.Н. «Использование боевых ПЛ в качестве носителей СГА - плюсы и минусы», журнал Судостроение, 2012 г., №4. с. 18-25). Для этого на подводной лодке устанавливается съемный модуль (наделка), обеспечивающий размещение спасательного подводного аппарата и прочных контейнеров с оборудованием для обеспечения работы аппарата и проведения декомпрессии спасаемых подводников (патент РФ №2059524, МПК B63G 8/40).
При этом для сообщения между спасательным подводным аппаратом и помещениями подводной лодки используется расположенная в одной из оконечностей ПЛ штатная (стандартная) комингс-площадка.
Недостатком известного технического решения является то, что боевая ПЛ не имеет технических средств, обеспечивающих стабилизацию в точке при действии природных факторов (течения и волнения моря), что существенно затрудняет выполнение спасательной операции. Кроме того, через одну штатную (стандартную) комингс-площадку невозможно обеспечить эффективную связь помещений и оборудования съемного модуля (наделки) с соответствующими помещениями и подсистемами ПЛ, что также ограничивает спасательные возможности боевой ПЛ со съемным спасательным модулем. Затруднительно также размещать спасаемых подводников в жилой зоне боевой ПЛ, которая не рассчитана на большое количество людей.
Известно техническое решение по патенту РФ 2508226, B63G 8/40, отличающееся тем, что спасательно-боевая подводная лодка имеет съемные модули, обеспечивающие размещение спасательных подводных аппаратов и другого оборудования для проведения операции по спасанию подводников. В дополнение к техническим средствам, обеспечивающим боевое использование, устанавливаются технические средства, обеспечивающие ее стабилизацию в точке при выполнении спасательных работ, а для стыковки со съемными модулями постоянно устанавливаются дополнительные узлы, включая дополнительные комингс-площадки. Технический результат заключается в повышении эффективности выполнения операций по спасанию подводников.
Однако недостаточная эффективность использования боевой подводной лодки для проведения спасательной операции, необходимость отвлечения боевых подводных лодок для использования из в качестве спасательных потребовали создания специализированных спасательных подводных лодок-носителей глубоководных спасательных аппаратов. Например, в СССР были созданы специализированные спасательные подводные лодки, способные доставлять к месту поведения спасательной операции до двух спасательных аппаратов, оборудованные, внутри прочного корпуса, шлюзовыми и декомпрессионными камерами для обеспечения спасательной операции (Постнов А.А. «Спасательная ПЛ проекта 940» Морской сборник №8, 1997 г.).
Недостатком такого технического решения является неполная защита спасательных аппаратов от воздействия скоростного напора воды и морского волнения, что ограничивает скорость хода и мореходность подводного носителя СПА. Кроме того, известная конструкция ограждения подводных аппаратов не позволяет безопасно всплывать в битом льду при проведении спасательной операции в Арктических акваториях, поскольку ниши не защищены от попадания в них битого льда, что может привести к повреждению СПА и к невозможности проводить необходимые работы.
Недостатком известной конструкции является также невозможность безопасной установки внутрь ограждения спасательного аппарата, находящегося в надводном положении, например аварийного, поскольку требует сложных маневров подводного носителя как по горизонтали, так и по вертикали в положении частичного погружения, при котором не обеспечивается достаточная остойчивость подводного носителя.
Известно техническое решение по патенту РФ №2510356, B63G 8/40, в котором с целью устранения указанных недостатков установлено ограждение в виде объемной конструкции с нишей для размещения спасательных подводных аппаратов. Высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении. В верхней части ограждения установлены технические средства, защищающие подводные аппараты от битого льда, например подвижные конструкции в виде щитов, а в кормовой части ограждения установлены раскрывающиеся конструкции. В бортовых объемах ограждения размещены балластные цистерны. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности использования спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории и аварийные ситуации.
Указанное техническое решение по патенту РФ №2510356, B63G 8/40 принято за прототип.
Недостатком технического решения, принятого за прототип, является следующее.
Размещение спасательных аппаратов в нишах, размещенных на верхней палубе подводной лодки, ограничивает количество размещаемых аппаратов, как правило, до двух. Увеличение количества размещаемых аппаратов для ускорения проведения спасательной операции приведет к недопустимому увеличению длины подводной лодки - носителя и, как следствие, к ее водоизмещения.
Такая схема размещения спасательных аппаратов требует особых мероприятий по обеспечению остойчивости подводной лодки в надводном положении. Причиной этого является высокорасположенный груз, например, спасательный аппарат пр. 18270 «Бестер» имеет нормальное водоизмещение 39 тонн. Необходимость компенсации влияния высокорасположенных спасательных аппаратов приводит к размещению большого количества твердого балласта, как следствие, - к увеличению водоизмещения спасательной подводной лодки - носителя глубоководных аппаратов.
Также недостатком известного технического решения, принятого за прототип, является сложность установки спасательных аппаратов на палубу подводной лодки-носителя, для чего необходимо притапливать подводную до ухода комингса подводной лодки под воду на глубину соответствующую осадке спасательного аппарата и удержания подводной лодки в этом положении.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно:
- увеличение количества спасательных аппаратов, размещаемых на подводной лодке-носителе;
- улучшение остойчивости подводной лодки в надводном положении при установленных на ней спасательных аппаратов;
- упрощение установки спасательных аппаратов на спасательную подводную лодку-носитель.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в возможности ускорения проведения спасательной операции.
Указанные цели достигаются тем, что в отличии о прототипа, спасательная подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно, при этом комингс-площадки установлены на шлюзовых камерах, декомпрессионные камеры соединены с прочным корпусом подводной лодки переходами, а на смежных переборках отсеков-камер смонтированы переходные люки.
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на Рис 1 - спасательная подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов, вид сбоку, на Рис. 2 - спасательная подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов, поперечный разрез.
Спасательная подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов включает прочный корпус 1 с оборудованием, необходимыми системами, энергетической установкой и жилыми помещениями, легкий корпус 2 с цистернами главного балласта 3. Побортно от корпуса подводной лодки размещены дополнительные прочные корпуса 4, разделенные поперечными переборками 5 на отсеки - шлюзовые 6 и декомпрессионные 7. На шлюзовых отсеках 6 установлены комингс-площадки 8. Декомпрессионные камеры 7 соединены с прочным корпусом подводной лодки 1 переходами 9, оборудованными люками 10. Между шлюзовыми камерами 6 и декомпрессионными камерами 7 установлены люки 11. На корпусах 4 могут быть установлены обтекатели 12.
Установка спасательных аппаратов 13 на подводную лодку-носитель производится при частичном заполнении цистерн главного балласта 3 таким образом, чтобы комингс-площадки 8 ушли в воду глубже осадки спасательных аппаратов 13. Благодаря тому, что размеры и объем побортно размещенных корпусов 4 выбирается только из соображений размещения в них шлюзовых 6 и декомпрессионных 7 камер, их диаметр значительно меньше диаметра прочного корпуса 1, в результате для притопления комингс-площадок на необходимую глубину достаточно частичное заполнение цистерн главного балласта 3. При проведении спасательной операции подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов совершает переход в надводном или подводном положении к месту проведения спасательной операции. В случае возможности и целесообразности проведения спасательной операции в надводном положении подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов частично заполняет цистерны главного балласта 3 до ухода комингс-площадок 8 на глубину, обеспечивающую самостоятельное отделение спасательных аппаратов 13, после чего спасательные аппараты перемещаются к аварийному объекту, пристыковываются к нему и доставляют экипаж аварийного объекта на подводную лодку-носитель глубоководных аппаратов. После доставки на подводную лодку-носитель глубоководных аппаратов экипажа аварийного объекта переходит в шлюзовую камеру 6, затем в декомпрессионную камеру 7 и далее в прочный корпус 1.
Таким образом, представленные описание и чертежи позволяют сделать вывод о том, что заявленное устройство обладает новизной, отличаясь от прототипа существенными признаками - она снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно, при этом комингс-площадки установлены на шлюзовых камерах, декомпрессионные камеры соединены с прочным корпусом подводной лодки переходами, а на смежных переборках отсеков-камер смонтированы переходные люки. Совокупность отличительных признаков обеспечивает решение поставленных задач, а именно:
- увеличение количества спасательных аппаратов, размещаемых на подводной лодке-носителе, при этом, наряду со спасательными аппаратами возможна установка, например, дистанционно управляемых аппаратов для обеспечения спасательной операции;
- улучшение остойчивости подводной лодки в надводном положении при установленных на ней спасательных аппаратов;
- упрощение установки спасательных аппаратов на спасательную подводную лодку-носитель в надводном положении.
Решение указанных задач обеспечивает возможность ускорения проведения спасательной операции, а совокупность отличительных признаков позволяет сделать вывод о наличии изобретательского уровня и промышленной применимости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЪЕМНОЕ ДЕКОМПРЕССИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА | 1999 |
|
RU2173282C2 |
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат | 2020 |
|
RU2764140C1 |
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2012 |
|
RU2528072C2 |
ПОДВОДНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С ВЛОЖЕННЫМИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КАПСУЛАМИ | 2012 |
|
RU2474511C1 |
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2004 |
|
RU2280586C2 |
АВИАДЕСАНТИРУЕМЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2022 |
|
RU2782037C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТСЕК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2022 |
|
RU2787696C1 |
СЪЕМНАЯ ТРАНСПОРТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ НАДЕЛКА, СОПРЯГАЕМАЯ С ОГРАЖДЕНИЕМ ВЫДВИЖНЫХ УСТРОЙСТВ ПОДВОДНОГО НОСИТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2531685C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО | 2023 |
|
RU2798921C1 |
Самоходный телеуправляемый спасательный колокол | 2017 |
|
RU2679381C1 |
Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов, содержит прочный корпус, легкий корпус с цистернами главного балласта, шлюзовые и декомпрессионные камеры и комингс-площадки с приемно-выходными люками. Лодка также снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно. Комингс-площадки установлены на шлюзовых камерах. Декомпрессионные камеры соединены с прочным корпусом подводной лодки переходами. Н на смежных переборках отсеков-камер смонтированы переходные люки. Достигается увеличение количества спасательных аппаратов, размещаемых на подводной лодке-носителе, улучшение остойчивости подводной лодки в надводном положении при установленных на ней спасательных аппаратах, упрощение установки спасательных аппаратов на спасательную подводную лодку - носитель в надводном положении. 2 ил.
Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов, содержащая прочный корпус, легкий корпус с цистернами главного балласта, шлюзовые и декомпрессионные камеры и комингс-площадки с приемно-выходными люками, отличающаяся тем, что она снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно, при этом комингс-площадки установлены на шлюзовых камерах, декомпрессионные камеры соединены с прочным корпусом подводной лодки переходами, а на смежных переборках отсеков-камер смонтированы переходные люки.
ОГРАЖДЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ПОДВОДНОМ НОСИТЕЛЕ | 2012 |
|
RU2510356C1 |
RU 2059523 C1, 10.05.1996 | |||
RU 2059522 C1, 10.05.1996 | |||
СПАСАТЕЛЬНО-БОЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА | 2012 |
|
RU2508226C1 |
RU 2059524 C1, 10.05.1996. |
Авторы
Даты
2019-05-31—Публикация
2016-05-25—Подача