Изобретение относится к области медицины, в частности к психиатрии, психофизиологии, психологии, и может быть использовано для прогноза психического здоровья у кандидатов, поступающих в высшие военные учебные заведения.
Известен способ оценки общего уровня развития психических познавательных процессов (КР - 3-85) (Решетников М.М., Кулагин Б.В. Исследование общего уровня развития познавательных психических процессов. Л.: ВМедА, 1987, 27 с.).
Известен квалифицированный метод оценки личности СМИЛ, представляющий собой модифицированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника MMPI (The Minnesota Multiphasic Personality Inventory) (Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. - Боргес, 2009. - 256 с.).
Известен способ оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз», позволяющий оценить риск психической дезадаптации в стрессе (Овчинников Б.В. с соавт. Основы клинической психологии и психодиагностики. - СПб.: «Элби СПб», 2005. - 320 с.). Однако данные методики не позволяют построить индивидуальный прогноз риска развития психических расстройств.
Описан способ прогностической оценки развития невротических расстройств (Баурова Н.Н. Психологические факторы, способствующие формированию невротических расстройств у курсантов военных вузов: дис. на соиск. уч. ст. кандидата психологических наук, СПб, 2010. - 166 с.). Однако в отличие от предлагаемого способа методологический подход, использованный автором, предлагает решение узкой задачи по выявлению ограниченного круга психических расстройств невротического характера и отличается по структуре и содержанию.
Цель изобретения обеспечить возможность объективного выявления ранних признаков риска развития психических расстройств в доболезненный период.
Цель достигается тем, что испытуемым предлагают психологические тесты и по их результатам выявляют коэффициент риска по формуле:
Y=exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)/{1+exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)},
где Y - коэффициент риска;
AnE - эффективность выполнения теста на оценку сложных аналогий КР - 3-85;
ZpE - эффективность выполнения теста на оценку зрительной памяти КР - 3-85;
OmE - эффективность выполнения теста на оценку образного мышления КР - 3-85;
VpE - эффективность выполнения теста на оценку вербальной памяти КР - 3-85;
YzE - эффективность выполнения теста на установление закономерностей КР - 3-85;
К - коэффицент скорости обработки информации, вычисляемый по формуле: общее количество выполненных испытуемым заданий, вне зависимости от правильности их выполнения, в тесте КР - 3-85 / количество всех заданий теста КР - 3-85, предложенных испытуемому × количество правильно выполненных испытуемым заданий в тесте КР - 3-85;
L - показатель по шкале «ложь» теста СМИЛ (стремление скрыть социально неприемлемые мотивы);
D - показатель по 2-й шкале «пессимистичность» теста СМИЛ;
Pd - показатель по 4-й шкале «импульсивность» теста СМИЛ;
Mf - показатель по 5-й шкале «женственность/мужественность» теста СМИЛ;
Pa - показатель по 6-й шкале «ригидность» теста СМИЛ
и при значении коэффициента риска больше или равно 0,5 полагают прогноз психического здоровья благоприятным.
Способ осуществляют следующим образом.
Испытуемым предлагают психологические тесты и по их результатам выявляют коэффициент риска по формуле:
Y=exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)/{1+exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)},
где Y - коэффициент риска;
AnE - эффективность выполнения теста на оценку сложных аналогий КР - 3-85;
ZpE - эффективность выполнения теста на оценку зрительной памяти КР - 3-85;
OmE - эффективность выполнения теста на оценку образного мышления КР - 3-85;
VpE - эффективность выполнения теста на оценку вербальной памяти КР - 3-85;
YzE - эффективность выполнения теста на установление закономерностей КР - 3-85;
К - коэффициент скорости обработки информации, вычисляемый по формуле: общее количество выполненных испытуемым заданий, вне зависимости от правильности их выполнения, в тесте КР - 3-85 / количество всех заданий теста КР - 3-85, предложенных испытуемому × количество правильно выполненных испытуемым заданий в тесте КР - 3-85;
L - показатель по шкале «ложь» теста СМИЛ (стремление скрыть социально неприемлемые мотивы);
D - показатель по 2-й шкале «пессимистичность» теста СМИЛ;
Pd - показатель по 4-й шкале «импульсивность» теста СМИЛ;
Mf - показатель по 5-й шкале «женственность/мужественность» теста СМИЛ;
Pa - показатель по 6-й шкале «ригидность» теста СМИЛ
и при значении коэффициента риска больше или равно 0,5 полагают прогноз психического здоровья благоприятным.
Приводим пример практической реализации способа.
В приложении 1 представлен бланк теста «Аналогии» методики КР - 3-85.
В приложении 2 представлен бланк теста «Зрительная память» методики КР - 3-85.
В приложении 3 представлен бланк теста «Образное мышление» методики КР - 3-85.
В приложении 4 представлен бланк теста «Вербальная память» методики КР - 3-85.
Абитуриент К.
Сначала абитуриент прошел тестирование методикой КР - 3-85. Из батареи выполненных тестов были выбраны тесты, значимые для прогноза: «Аналогии» (суть теста состоит в установлении логических отношений между понятиями по заданному образцу, исследуется функция вербального логического мышления); «Зрительная память» (суть теста состоит в запоминании геометрических фигур, а затем в воспроизведении показанных фигур по памяти); «Образное мышление» (суть теста состоит в мысленном «складывании» представленных на рисунке листов с узорами с определением изменений пространственных соотношений этих узоров); «Вербальная память» (суть теста состоит в запоминании слов); «Установление закономерностей» (суть теста состоит в поиске слов с заданным порядком и количеством букв).
В оценке результатов использовались следующие параметры: «продуктивность» - общее количество выполненных заданий в тестах, «эффективность» - общее количество правильно выполненных заданий в тестах. Вычислялся коэффициент скорости обработки информации «К» по формуле: общее количество выполненных испытуемым заданий, вне зависимости от правильности их выполнения, в тесте КР - 3-85 / количество всех заданий теста КР - 3-85, предложенных испытуемому × количество правильно выполненных испытуемым заданий в тесте КР - 3-85.
В результате тестирования были получены следующие значения в баллах:
AnE - эффективность выполнения теста на оценку сложных аналогий=26 баллов
ZpE - эффективность выполнения теста на оценку зрительной памяти=23 балла
OmE - эффективность выполнения теста на оценку образного мышления=20 баллов
VpE - эффективность выполнения теста на оценку вербальной памяти=19 баллов
YzE - эффективность выполнения теста на установление закономерностей=27 баллов
К - коэффицент скорости обработки информации=130,3
Затем абитуриент был протестирован тестом оценки личности СМИЛ, в рамках которого ответил на 566 вопросов. Ответы «Да» (+) или нет (-) занес в бланк, который был обработан при помощи специального «ключа». В результате обработки получены оценки в баллах по основным шкалам, из которых были выбраны шкалы, значимые для прогноза:
L - шкала «ложь» (отражает стремление скрыть социально неприемлемые мотивы)=46 баллов
D - 2-я шкала «пессимистичность» (отражает склонность к сниженному настроению и гипостеническому реагированию)=58 баллов
Pd - 4-я шкала «импульсивность» (отражает склонность к агрессии)=64 балла
Mf - 5-я шкала «женственность/мужественность» (отражает степень психосексуального развития, свойственного тому или иному полу)=59 баллов
Pa - 6-я шкала «ригидность» (отражает склонность к формированию сверхценных идей)=59 баллов
Полученные значения в баллах обоих методик были вставлены в логит регрессионное уравнение с соответствующими коэффицентами:
exp(7+0,115×26+0,04×23+0,03×20+0,06×19+0,09×27-0,02×130,3-0,06×46-0.006×58-0.04×64-0.05×59-0.05×59)/{1+exp(7+0,115×26+0,04×23+0,03×20+0,06×19+0,09×27-0,02×130,3-0,06×46-0.006×58-0.04×64-0.05×59-0.05×59)}=0,81
Полученное значение коэффицента риска «Y» оказалась больше 0,5. Прогноз оценен как благоприятный. Военнослужащий окончил военный ВУЗ и остается психически здоровым на протяжении 15 лет наблюдения.
Абитуриент В.
При тестировании были получены следующие значения:
AnE=10 баллов; ZpE=5 баллов; OmE=14 баллов; VpE=11 баллов; YzE=14 баллов; К=30,6; L=53 балла; D=72 балла; Pd=79 баллов; Mf=65 баллов; Pa=62 балла.
exp(7+0,115×10+0,04×5+0,03×14+0,06×11+0,09×14-0,02×30,6-0,06×53-0.006×72-0.04×79-0.05×65-0.05×62)/{1+exp(7+0,115×10+0,04×5+0,03×14+0,06×11+0,09×14-0,02×30,6-0,06×53-0.006×72-0.04×79-0.05×65-0.05×62)}=0,11
Y=0,11<0,5 - прогноз неблагоприятный. Через полгода после тестирования у военнослужащего развился клинический дебют параноидной шизофрении.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является возможность объективного выявления ранних признаков риска развития психических расстройств в доболезненный период.
Использование для оценки риска развития психических расстройств описанного набора тестов состояния когнитивной сферы и структуры личности для целей практической диагностики с выдачей индивидуальных прогностических заключений требует выработки интегрального критерия, объединяющего предикторы прогноза. В качестве адекватного методологического подхода для создания такой интегральной прогностической модели может быть использована логистическая регрессия с бинарным откликом с оценкой методом Хука-Дживиса.
С использованием разработанного способа, нами были оценены архивные данные результатов обследования когнитивной сферы и структуры личности 284 курсантов высших военных учебных заведений (обучавшихся с 1986 по 2006 годы), которые в дальнейшем были госпитализированы в стационар с психическими расстройствами. Выборку сравнения составили аналогичные архивные данные психически здоровых на протяжении всего обучения и дальнейшей службы военнослужащих (260 человек). Общая надежность прогноза созданной методики составила 83%, при этом доля правильно классифицируемых экспертных заключений для категории «у испытуемого благоприятный прогноз психического здоровья» составила приблизительно 97%, доля правильно классифицируемых экспертных заключений для категории «у испытуемого есть риск развития психического расстройства» составляет приблизительно 35%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ прогнозирования течения ВИЧ-инфекции у потребителей инъекционных наркотиков | 2016 |
|
RU2637648C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХАСТЕНИИ | 2015 |
|
RU2587961C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2011 |
|
RU2466675C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТОКСИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСА ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ | 2005 |
|
RU2299674C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ ЛЕТНОГО СОСТАВА И ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ | 2001 |
|
RU2201712C1 |
СПОСОБ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ | 2012 |
|
RU2501516C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА | 2015 |
|
RU2593744C1 |
Способ мониторинга состояния пациентов, перенесших острый ишемический инсульт (ОИИ), после курса когнитивной реабилитации | 2021 |
|
RU2771578C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2009 |
|
RU2405433C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2009 |
|
RU2400140C1 |
Изобретение относится к области медицины, в частности к психиатрии, психофизиологии, психологии, и может быть использовано для прогноза психического здоровья у кандидатов, поступающих в высшие военные учебные заведения. Испытуемым предлагают выполнить психологические тесты: КР - 3-85: эффективность выполнения теста на оценку сложных аналогий, на оценку зрительной памяти, на оценку образного мышления, на оценку вербальной памяти, на установление закономерностей; коэффицент скорости обработки информации; показатели по шкалам L, D, Pd, Mf, Pa теста СМИЛ. По результатам вычислений тестов полагают прогноз психического здоровья благоприятным или неблагоприятным. Способ позволяет обеспечить возможность объективного выявления ранних признаков риска развития психических расстройств в доболезненный период. 2 пр.
Способ прогноза возможности развития психических расстройств у абитуриентов, поступающих в высшие военные учебные заведения, путем оценки выполнения предлагаемых испытуемым психологических тестов, отличающийся тем, что выявляют коэффициент риска по формуле:
Y=exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0,006 D-0,04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)/{1+exp(7+0,115 AnE+0,04 ZpE+0,03 OmE+0,06 VpE+0,09 YzE-0,02 К-0,06 L-0.006 D-0.04 Pd-0.05 Mf-0.05 Pa)},
где:
Y - коэффициент риска
AnE - эффективность выполнения теста на оценку сложных аналогий КР - 3-85;
ZpE - эффективность выполнения теста на оценку зрительной памяти КР - 3-85;
OmE - эффективность выполнения теста на оценку образного мышления КР - 3-85;
VpE - эффективность выполнения теста на оценку вербальной памяти КР - 3-85;
YzE - эффективность выполнения теста на установление закономерностей КР - 3-85;
К - коэффицент скорости обработки информации, вычисляемый по формуле: общее количество выполненных испытуемым заданий, вне зависимости от правильности их выполнения, в тесте КР - 3-85 / количество всех заданий теста КР - 3-85, предложенных испытуемому × количество правильно выполненных испытуемым заданий в тесте КР-3-85;
L - показатель по шкале «ложь» теста СМИЛ (стремление скрыть социально неприемлемые мотивы);
D - показатель по 2-й шкале «пессимистичность» теста СМИЛ;
Pd - показатель по 4-й шкале «импульсивность» теста СМИЛ;
Mf - показатель по 5-й шкале «женственность/мужественность» теста СМИЛ;
Pa - показатель по 6-й шкале «ригидность» теста СМИЛ;
и при значении коэффициента риска больше или равно 0,5 полагают прогноз психического здоровья благоприятным.
БАУРОВА Н | |||
Н | |||
Психологические факторы, способствующие формированию невротических расстройств у курсантов военных вузов | |||
Автореф | |||
дис | |||
на соиск | |||
уч | |||
ст | |||
к п | |||
н., Спб, 2010 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2286715C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА | 2006 |
|
RU2317768C1 |
ЧЕРНОБАЙ А | |||
Д | |||
и др | |||
Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти | |||
Владивосток, 2005 |
Авторы
Даты
2014-05-10—Публикация
2012-07-16—Подача