ЭЛЕМЕНТ СКОЛЬЖЕНИЯ С ПОКРЫТИЕМ ТЕРМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ Российский патент 2014 года по МПК C23C4/06 C22C27/06 

Описание патента на изобретение RU2516105C2

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Изобретение относится к элементу скольжения, в частности к поршневому кольцу для двигателя внутреннего сгорания, и к способу изготовления такого элемента скольжения.

Задачей изобретения является улучшение, по сравнению с покрытиями поршневых колец, изготовленными посредством гальванического способа или термического напыления, трибологических свойств поршневых колец за счет термического напыления до сих пор не использовавшихся систем материалов в качестве материала покрытия.

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

До сих пор для поршневых колец еще не нашли применения покрытия на основе хрома, наносимые посредством термического напыления. В настоящее время хромосодержащие системы покрытий наносят на поршневые кольца посредством гальванических процессов. Дополнительно в ходе процесса в хромовые покрытия вводят частицы оксидов металлов или алмазные частицы для улучшения износостойкости покрытия.

Альтернативой хромовым покрытиям, усиленным частицами оксидов металлов или алмазными частицами, которые получают посредством гальванических процессов, является покрытие элементов скольжения материалами на основе хрома посредством термического напыления. Для снижения износа покрытий в наносимом термическим напылением слое используют высокопрочные частицы карбида хрома (Cr3C2).

В результате использования систем покрытий на основе хрома с частицами карбида хрома в качестве материала покрытия поршневого кольца с нанесением покрытия способом плазменного напыления или высокоскоростного газопламенного напыления (от английского "high velocity oxy fuel" - HVOF) достигается получение нового типа поршневого кольца.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Согласно первому аспекту изобретения создан элемент скольжения для двигателя внутреннего сгорания, включающий основу и покрытие, которое может быть получено посредством термического напыления порошка с содержанием элементов:

от 55 до 75 мас.% хрома, Cr;

от 3 до 10 мас.% кремния, Si;

от 18 до 35 мас.% никеля, Ni;

от 0,1 до 2 мас.% молибдена, Mo;

от 0,1 до 3 мас.% углерода, C;

от 0,5 до 2 мас.% бора, B; и

от 0 до 3 мас.% железа, Fe.

Материалом элемента скольжения, в частности поршневого кольца, может быть, например, сталь или чугун.

Согласно примеру осуществления порошок содержит Cr3C2, внедренный в матрицу Ni/Cr.

Согласно примеру осуществления содержание Cr3C2 выбрано в соответствии с содержанием Cr3C2 от 30 до 50 мас.% Cr3C2.

Согласно примеру осуществления величины частиц порошка находятся в диапазоне от 5 до 65 мкм.

Согласно примеру осуществления величины частиц карбидов, внедренных в матрицу Ni/Cr, находятся в диапазоне от 1 до 5 мкм.

Согласно примеру осуществления толщина слоя покрытия составляет до 1000 мкм.

Согласно примеру осуществления термическое напыление включает высокоскоростное газопламенное напыление или плазменное напыление.

Согласно примеру осуществления элемент скольжения выполнен в виде поршневого кольца.

Согласно другому аспекту изобретения создан способ изготовления элемента скольжения для двигателя внутреннего сгорания, включающий подготовку основы и покрытие основы посредством термического напыления порошка с содержанием элементов:

от 55 до 75 мас.% хрома, Cr;

от 3 до 10 мас.% кремния, Si;

от 18 до 35 мас.% никеля, Ni;

от 0,1 до 2 мас.% молибдена, Mo;

от 0,1 до 3 мас.% углерода, C;

от 0,5 до 2 мас.% бора, B; и

от 0 до 3 мас.% железа, Fe.

Согласно примеру осуществления порошок содержит Cr3C2, внедренный в матрицу Ni/Cr.

Согласно примеру осуществления содержание Cr3C2 выбрано в соответствии с содержанием Cr3C2 от 30 до 50 мас.% Cr3C2.

Согласно примеру осуществления величины частиц порошка находятся в диапазоне от 5 до 65 мкм.

Согласно примеру осуществления величины частиц карбидов, внедренных в матрицу Ni/Cr, находятся в диапазоне от 1 до 5 мкм.

Согласно примеру осуществления толщина слоя покрытия составляет до 1000 мкм.

Согласно примеру осуществления термическое напыление включает высокоскоростное газопламенное напыление или плазменное напыление.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

На фиг.1 показано изображение микроструктуры нанесенного на материал поршневого кольца покрытия, содержащего Cr-Ni-Si-C-Fe-B и полученного способом высокоскоростного газопламенного напыления.

СВЕДЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Порошок был нанесен напылением и были проверены микроструктура (показанная на фиг.1), а также характеристики прочности и износостойкости. Фотография микроструктуры показывает равномерно распределенные карбиды, отсутствие нерасплавленных частиц и очень толстый слой низкой пористости. При этом использованная система материалов имела следующую композицию:

от 65 до 65,7 мас.% хрома, Cr;

от 3,7 до 3,9 мас.% кремния, Si;

от 21,2 до 21,4 мас.% никеля, Ni;

от 1,2 до 1,3 мас.% молибдена, Мо;

от 5,8 до 5,9 мас.% углерода, C;

0,7 мас.% бора, B; и

1,2 мас.% железа, Fe,

при этом содержание Cr3C2 составляет 40 мас.%.

Первые опыты показали, что слои имеют пористость менее 5% при твердости примерно 948 HV0.1 по Виккерсу. Это обусловлено наличием фаз твердого материала, таких как Cr3Si, Ni2Si, Fe3B и Cr5B3, а также процессом газопламенного напыления.

Для проверки трибологических свойств данной системы были проведены тесты на износостойкость на внутренней стандартной тестовой системе в состоянии смазки.

В таблице 1 показана оценка измеренных величин износа по сравнению со слоем на основе хрома, полученным гальваническим способом, и слоем на основе молибдена, полученным термическим напылением. Следует явно признать, что описанная в данной работе система материалов может использоваться в качестве альтернативы другим технологиям нанесения покрытий. Кроме того, способ термического напыления позволяет наносить покрытия за значительно более короткое время (100 мкм/мин по сравнению с 1 мкм/ч при гальваническом способе).

Таблица 1 Оценка различных систем слоя в соответствии со стандартным тестом на износ, приведенная к максимальному износу в осевом направлении Кольцо Гильза цилиндра Серийный слой (на основе Cr, гальванический) (++) (+) Серийный слой (на основе Mo, термическое напыление) (0) (+) Слой согласно изобретению (термическое напыление) (+) (+)

Похожие патенты RU2516105C2

название год авторы номер документа
ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО С ПОКРЫТИЕМ, НАНЕСЕННЫМ ПУТЕМ ТЕРМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ, И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2011
  • Кеннеди,Маркус
  • Циннабольд,Михель
  • Мац,Марк-Мануэль
RU2544332C2
Способ нанесения износостойкого покрытия на детали газотурбинной установки 2023
  • Дорофеев Антон Сергеевич
  • Тарасов Дмитрий Сергеевич
  • Фокин Николай Иванович
  • Ивановский Александр Александрович
  • Гуляев Игорь Павлович
  • Ковалев Олег Борисович
  • Кузьмин Виктор Иванович
  • Сергачев Дмитрий Викторович
RU2813538C1
ИЗНОСОСТОЙКИЙ СЛОЙ ДЛЯ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ 2012
  • Циннабольд, Михель
  • Кеннеди, Маркус
  • Мац, Марк-Мануэль
RU2601358C2
ИЗНОСОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ 2013
  • Кеннеди, Маркус
  • Циннабольд, Михель
RU2635119C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАПЫЛЯЕМЫХ ПОРОШКОВ, СОДЕРЖАЩИХ НИТРИД ХРОМА 2014
  • Грис, Бенно
  • Брюнинг, Бернхард
RU2666199C2
Состав коррозионно-стойкого покрытия для защиты технологического нефтехимического оборудования 2016
  • Балдаев Лев Христофорович
  • Бакаева Раиса Дмитриевна
  • Ишмухаметов Динар Зуфарович
  • Ершов Максим Викторович
  • Шарыгин Вадим Сергеевич
  • Ригин Александр Николаевич
  • Александров Александр Геннадиевич
  • Каминский Владимир Вячеславович
  • Старшов Игнат Михайлович
RU2636210C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОСЛОЙНЫХ КОМПОЗИТНЫХ ПОКРЫТИЙ 2015
  • Русинов Петр Олегович
  • Бледнова Жесфина Михайловна
RU2605717C1
Материал покрытия 2014
  • Катрайн Мартин
  • О'Салливан Майкл
RU2674050C1
Порошок из кермета 2012
  • Циммерманн, Штефан
  • Грис, Бенно
RU2608112C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ НИППЕЛЬНОЙ ЧАСТИ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ НАСОСНО-КОМПРЕССОРНОЙ ТРУБЫ 2015
  • Балдаев Лев Христофорович
  • Гончаров Валентин Сергеевич
  • Ишмухаметов Динар Зуфарович
  • Клачков Александр Анатольевич
  • Крынин Матвей Викторович
  • Маньковский Сергей Александрович
  • Овчинников Дмитрий Владимирович
  • Попков Вячеслав Вячеславович
  • Тихонцева Надежда Тахировна
RU2644836C2

Реферат патента 2014 года ЭЛЕМЕНТ СКОЛЬЖЕНИЯ С ПОКРЫТИЕМ ТЕРМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области металлургии, а именно к элементу скольжения двигателя внутреннего сгорания. Элемент скольжения двигателя внутреннего сгорания включает основу и покрытие, полученное посредством термического напыления порошка, содержащего, мас.%: от 55 до 75 Cr, от 3 до 10 Si, от 18 до 35 Ni, от 0,1 до 2 Мо, от 0,1 до 3 C, от 0,5 до 2 B и от 0 до 3 Fe. Повышаются трибологические свойства поршневых колец. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 516 105 C2

1. Элемент скольжения двигателя внутреннего сгорания, включающий основу и покрытие, полученное посредством термического напыления порошка, содержащего:
от 55 до 75 мас.% Cr;
от 3 до 10 мас.% Si;
от 18 до 35 мас.% Ni;
от 0,1 до 2 мас.% Мо;
от 0,1 до 3 мас.% С;
от 0,5 до 2 мас.% B и
от 0 до 3 мас.% Fe.

2. Элемент скольжения по п.1, отличающийся тем, что порошок содержит Cr3C2, внедренный в матрицу Ni/Cr.

3. Элемент скольжения по п.2, отличающийся тем, что содержание Cr3C2 составляет от 30 до 50 мас.%.

4. Элемент скольжения по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что величины частиц порошка находятся в диапазоне от 5 до 65 мкм.

5. Элемент скольжения по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что величины частиц карбидов, внедренных в матрицу Ni/Cr, находятся в диапазоне от 1 до 5 мкм.

6. Элемент скольжения по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что толщина слоя покрытия составляет до 1000 мкм.

7. Элемент скольжения по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что термическое напыление включает высокоскоростное газопламенное напыление или плазменное напыление.

8. Элемент скольжения по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что он представляет собой поршневое кольцо.

9. Способ изготовления элемента скольжения двигателя внутреннего сгорания, включающий
подготовку основы и
покрытие основы посредством термического напыления порошка, содержащего:
от 55 до 75 мас.% Cr;
от 3 до 10 мас.% Si;
от 18 до 35 мас.% Ni;
от 0,1 до 2 мас.% Мо;
от 0,1 до 3 мас.% C;
от 0,5 до 2 мас.% B и
от 0 до 3 мас.% Fe.

10. Способ по п.9, отличающийся тем, что порошок содержит Cr3C2, внедренный в матрицу Ni/Cr.

11. Способ по п.10, отличающийся тем, что содержание Cr3C2 составляет от 30 до 50 мас.%.

12. Способ по любому из пп.9-11, отличающийся тем, что величины частиц порошка находятся в диапазоне от 5 до 65 мкм.

13. Способ по любому из пп.9-11, отличающийся тем, что величины частиц карбидов, внедренных в матрицу Ni/Cr, находятся в диапазоне от 1 до 5 мкм.

14. Способ по любому из пп.9-11, отличающийся тем, что толщина слоя покрытия составляет до 1000 мкм.

15. Способ по любому из пп.9-11, отличающийся тем, что термическое напыление включает высокоскоростное газопламенное напыление или плазменное напыление.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2516105C2

DE 10163933 A1, 10.07.2003
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРА И ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА 1995
  • Томас Сюннестветт Кнудсен
RU2134810C1
Цифровой анализатор 1979
  • Зеленков Альберт Васильевич
SU834585A1
DE 10163976 A1, 31.07.2003

RU 2 516 105 C2

Авторы

Кеннеди,Маркус

Циннабольд,Михель

Мац,Марк-Мануэль

Даты

2014-05-20Публикация

2010-04-15Подача