РАДИАЛЬНО-ТОРЦЕВОЕ КОНТАКТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ТУРБОМАШИНЫ Российский патент 2014 года по МПК F16J15/30 F01D11/00 

Описание патента на изобретение RU2516729C1

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок.

Известно радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины, содержащее два упругих графитовых кольца с поперечными разрезами, установленных на роторе турбомашины, контактные втулки (контактные кольца), торцевые поверхности которых выполнены контактирующими с торцевыми поверхностями упомянутых упругих графитовых колец, и втулку (RU 2425270 C1, опубл. 27.07.2011). Известное уплотнение выбрано в качестве наиболее близкого аналога.

Указанному уплотнению присущи следующие недостатки. При увеличении частоты вращения ротора повышается трение скольжения графитовых колец с контактными кольцами и втулками в зоне их взаимного контакта с последующим износом и повышенным тепловыделением. Также графитовые кольца от центробежных нагрузок плотно прилегают к втулке и могут зависнуть, тогда основное трение скольжения происходит по поверхностям контактных колец. Также в прототипе между графитовыми кольцами установлена пружина, которая с определенным усилием прижимает графитовые кольца к контактным кольцам. В связи с тем что усилие прижатия постоянно на всех частотах вращения ротора, это дополнительно приводит к износу, в результате чего появляются продукты износа, уплотнение теряет герметичность, снижается ресурс и работоспособность.

Техническим результатом, объективно проявляющимся при реализации настоящего изобретения, является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец относительно контактных колец и втулки.

Указанный технический результат достигается тем, что радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины, содержащее два упругих графитовых кольца с поперечными разрезами, установленных на роторе турбомашины, контактные кольца, торцевые поверхности которых выполнены контактирующими с торцевыми поверхностями упомянутых упругих графитовых колец, и втулку, дополнительно содержит третье упругое графитовое кольцо с поперечным разрезом, расположенное между упомянутыми упругими графитовыми кольцами, установленное на роторе турбомашины, наружная поверхность которого выполнена контактирующей с внутренней поверхностью втулки, при этом контактирующие поверхности третьего упругого графитового кольца и упомянутых контактных колец выполнены коническими.

Такое конструктивное исполнение графитового уплотнения позволяет следующее.

При низких частотах вращения ротора трение скольжения может происходить как по контактным поверхностям графитовых колец и контактных колец и втулки, так и по коническим поверхностям графитовых колец. Преимущества предложенного устройства проявляются с увеличением частоты вращения ротора. Как известно, ограничением использования графитового уплотнения является повышение трения скольжения в зонах контакта. При увеличении частоты вращения ротора увеличивается центробежная нагрузка третьего кольца на втулку. За счет увеличивающегося трения частота вращения графитового кольца будет стремиться к частоте вращения втулки (при межроторном расположении графитового уплотнения), проскальзывая как по вставке, так и по коническим поверхностям. Частоты вращения остальных графитовых колец в основном будут стремиться к частотам вращения контактных колец. При оптимальных площадях контакта с учетом массовых характеристик колец и коэффициентов трения в зонах контакта на наиболее нагруженных скоростных режимах будет происходить взаимное половинное проскальзывание всех контактных поверхностей, тем самым снижая трение скольжения в зонах контакта. Это повышает ресурс уплотнения, расширяет его область применения по скоростным показателям.

Также заявленное уплотнение применимо при противовращении роторов. В этом случае основное скольжение будет происходить по коническим поверхностям графитовых колец, обладающих низким коэффициентом трения. Уплотнение, выбранное в качестве прототипа, при противовращении роторов не работоспособно.

На роторе турбомашины между упомянутыми двумя упругими графитовыми кольцами может быть установлена распорная втулка.

Распорная втулка позволяет подбирать необходимые минимальные зазоры в графитовых кольцах в зоне поперечных разрезов.

На чертеже показан продольный разрез радиально-торцевого контактного уплотнения.

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины содержит два упругих графитовых кольца 1,2 с поперечными разрезами, установленных на роторе 3 турбомашины, контактные кольца 4 и 5, торцевые поверхности 6 и 7 которых выполнены контактирующими с торцевыми поверхностями упомянутых упругих графитовых колец, и втулку 8. Третье упругое графитовое кольцо 9 с поперечным разрезом, расположенное между упомянутыми упругими графитовыми кольцами 1,2, установлено на роторе турбомашины, наружная поверхность 10 которого выполнена контактирующей с внутренней поверхностью втулки 8, при этом контактирующие поверхности 11 и 12 третьего упругого графитового кольца и контактных колец 4,5 выполнены коническими, кроме того, между упругими графитовыми кольцами 1,2 расположена распорная втулка 13.

При работе турбомашины происходит взаимное проскальзывание графитовых колец 1 и 2 и контактных колец 4 и 5 по торцевым поверхностям 6 и 7, графитового кольца 9 и втулки 8 по поверхности 10. Также графитовые кольца 1,2 проскальзывают по коническим поверхностям 11 и 12 соответственно.

В связи с вышеизложенным специалисту на основании существующего уровня техники должно быть очевидно, что настоящее изобретение повышает ресурс уплотнения, расширяет его область применения по скоростным показателям за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец относительно контактных колец и втулки.

Похожие патенты RU2516729C1

название год авторы номер документа
Межвальное контактное уплотнение 2018
  • Скиба Владимир Васильевич
RU2708279C1
РАДИАЛЬНО-ТОРЦЕВОЕ КОНТАКТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2525370C1
Радиально-торцевое контактное уплотнение ротора турбомашины 2015
  • Донцов Сергей Николаевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2614904C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
РАДИАЛЬНАЯ УПРУГО-ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Грозов Владимир Александрович
  • Жидкова Галина Анатольевна
  • Шкредов Александр Васильевич
  • Деева Лариса Ивановна
  • Шкредова Маргарита Викторовна
  • Жарова Лариса Владимировна
RU2600219C1
УПЛОТНЕНИЕ МАСЛЯНОЙ ПОЛОСТИ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Эскин Изольд Давидович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2593575C1
РАДИАЛЬНАЯ УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Грозов Владимир Александрович
  • Жидкова Галина Анатольевна
  • Шкредов Александр Васильевич
  • Деева Лариса Ивановна
  • Шкредова Маргарита Викторовна
  • Жарова Лариса Владимировна
RU2600190C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
КОНТАКТНОЕ ГРАФИТОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2561809C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2583206C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 516 729 C1

Реферат патента 2014 года РАДИАЛЬНО-ТОРЦЕВОЕ КОНТАКТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец относительно контактных колец и втулки. Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины содержит два упругих графитовых кольца с поперечными разрезами, установленных на роторе турбомашины, контактные кольца, торцевые поверхности которых выполнены контактирующими с торцевыми поверхностями упомянутых упругих графитовых колец, и втулку. Уплотнение содержит третье упругое графитовое кольцо с поперечным разрезом, расположенное между упомянутыми упругими графитовыми кольцами, установленное на роторе турбомашины, наружная поверхность которого выполнена контактирующей с внутренней поверхностью втулки, при этом контактирующие поверхности третьего упругого графитового кольца и упомянутых контактных колец выполнены коническими. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 516 729 C1

1. Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины, содержащее два упругих графитовых кольца с поперечными разрезами, установленных на роторе турбомашины, контактные кольца, торцевые поверхности которых выполнены контактирующими с торцевыми поверхностями упомянутых упругих графитовых колец, и втулку, отличающееся тем, что дополнительно содержит третье упругое графитовое кольцо с поперечным разрезом, расположенное между упомянутыми упругими графитовыми кольцами, установленное на роторе турбомашины, наружная поверхность которого выполнена контактирующей с внутренней поверхностью втулки, при этом контактирующие поверхности третьего упругого графитового кольца и упомянутых контактных колец выполнены коническими.

2. Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины по п.1 отличающееся тем, что на роторе турбомашины между упомянутыми двумя упругими графитовыми кольцами установлена распорная втулка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2516729C1

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА КОНСЕРВОВ "ПРИПРАВА К ТУШЕНОМУ МЯСУ С МАКАРОНАМИ" 2011
  • Квасенков Олег Иванович
RU2452270C1
Уплотнение вала турбомашины 1989
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Кривонос Владимир Константинович
  • Пономаренко Николай Павлович
  • Пикалова Алла Олеговна
  • Дорофеев Виктор Григорьевич
SU1719756A1
RU 2004867 C1, 15.12.1993
СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА И УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА 2005
  • Соловьев Геннадий Васильевич
RU2306466C2
УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА 0
SU204068A1
РАДИАЛЬНО-ТОРЦЕВОЕ КОНТАКТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ 1990
  • Ефименко А.В.
RU2037704C1
Колосоуборка 1923
  • Беляков И.Д.
SU2009A1

RU 2 516 729 C1

Авторы

Еричев Дмитрий Юрьевич

Кикоть Николай Владимирович

Шмотин Юрий Николаевич

Даты

2014-05-20Публикация

2013-03-20Подача