РЕДАННЫЙ КАТЕР С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ Российский патент 2014 года по МПК B63B1/04 B63B1/32 

Описание патента на изобретение RU2519303C1

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования днищевых обводов быстроходного катера с поперечным реданом и водометным движителем.

Известен реданный катер, имеющий остроскулые обводы корпуса с килеватым днищем и транцевой кормой (см. патент США №5819677, опубликован 13.10.1998). На днищевой части корпуса глиссирующего катера в районе миделя имеется поперечный редан с обратной стреловидностью, который обеспечивает аэрацию зареданной части днища. Такие обводы корпуса на высоких скоростях обладают более низким сопротивлением по сравнению с безреданным корпусом таких же размеров. Кроме того, наличие поперечного редана облегчает выход на глиссирование, а на высоких скоростях позволяет избежать потери продольной устойчивости. На реданном катере в качестве традиционного движителя может использоваться подвесной лодочный мотор, угловая колонка или частично-погруженный гребной винт. Все перечисленные выше типы движителей располагаются ниже основной плоскости катера. При этом гребные винты, расположенные ниже основной плоскости, существенно увеличивают осадку катера, что при контакте с дном водоема снижает их живучесть.

Недостатком реданного катера является то, что из-за аэрации зареданного пространства на нем не может быть применен водометный движитель, а использование традиционного движителя затрудняет эксплуатацию катера на мелководных участках акватории. Меду тем водометный движитель обладает рядом преимуществ по сравнению с движителями, традиционно применяемыми на реданных катерах. В частности, расположение водометного движителя внутри корпуса гарантирует ему защиту при прохождении мелководных участков. Он обеспечивает катерам быстрый выход на глиссирование, хорошие ходовые качества, маневренность, управляемость и при этом не увеличивает габаритную осадку. Кроме того, водометный движитель является наиболее безопасным при занятиях водно-моторными видами спорта, а также при проведении спасательных операций, в том числе и на мелководье.

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является реданный катер, содержащий корпус с остроскулыми обводами, транцевой кормой и килеватым днищем, в котором выполнен по меньшей мере один поперечный редан, при этом в зареданной части расположен килевой скег с водозаборным отверстием водометного движителя на его нижней поверхности, которая в носовой части является плавным продолжением поверхности днища перед реданом, а в месте расположения водозаборного отверстия имеет прямоугольные или трапециевидные по внешнему обводу шпангоуты (см. патент RU 2139807, опубликован 20.10.1999).

К недостаткам ближайшего аналога можно отнести высокие ударные нагрузки в кормовой части корпуса при ходе на волнении, а также отсутствие дополнительного скоростного напора на входе в водозаборное отверстие, что ухудшает условия работы водометного движителя.

Данные недостатки обусловлены формой нижней поверхности килевого скега, которая по мере приближения к транцу разворачивается на плоскость, и килевой скег в месте расположения водозаборного отверстия приобретает прямоугольную или трапециевидную форму в поперечном сечении с плоской днищевой поверхностью.

Задачей настоящего изобретения является повышение мореходных качеств катера и улучшение условий работы водометного движителя с обеспечением безопасной эксплуатации катера на мелководье.

Поставленная задача решается тем, что реданный катер содержит корпус с остроскулыми обводами, транцевой кормой и килеватым днищем, в котором выполнен поперечный редан, при этом в зареданной части расположен килевой скег с водозаборным отверстием водометного движителя на его нижней поверхности, которая является плавным продолжением поверхности днища перед реданом, причем на всем протяжении килевого скега его нижняя поверхность имеет килеватость с углом, равным или меньшим угла килеватости на участке поверхности днища перед реданом.

Технический результат, который достигается в предложенном катере за счет выполнения килеватости на всем протяжении килевого скега, заключается, во-первых, в снижении ударных нагрузок в кормовой части корпуса при ходе на интенсивном волнении, что приводит к улучшению мореходных качеств катера, а также, во-вторых, в повышении пропульсивных качеств за счет создания дополнительного скоростного напора на входе в водозаборное отверстие, что улучшает условия работы водометного движителя и повышает давление на входе водозаборника, препятствуя попаданию воздуха из зареданного пространства в водозаборное отверстие. Кроме того, килеватость килевого скега уменьшает площадь боковых стенок водовода, что позволяет снизить потери на трение в водоводе и тем самым дополнительно повысить пропульсивные качества водометного движителя в целом.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется с помощью фигуры, на которой схематично в аксонометрии изображен предложенный реданный катер со стороны днища корпуса.

Предлагаемый катер содержит корпус 1 с остроскулыми обводами, транцевой кормой 2 и килеватым днищем 3, в котором выполнен поперечный редан 4. В зареданной части расположен килевой скег 5 с водозаборным отверстием 6 водометного движителя 7 на его нижней поверхности. Указанная нижняя поверхность скега 5 является плавным продолжением поверхности днища 3 перед реданом 4, при этом вся нижняя поверхность скега 5 имеет такой же угол килеватости, что и угол килеватости на участке поверхности днища 3 перед реданом 4. Таким образом, кромка водозаборного отверстия 6 образована на нижней поверхности скега 5, имеющего килеватую форму. Тем самым обеспечивается защита водометного движителя 7 от попадания в него воздуха из зареданного пространства во всем диапазоне эксплуатационных скоростей. Ширина килевого скега 5 выбирается минимально возможной исходя из габаритов водометного движителя 7, размещаемого внутри скега 5.

Работа предлагаемого катера осуществляется следующим образом.

При движении катера зареданная часть днища 3 покрывается атмосферным воздухом, что приводит к снижению буксировочного сопротивления. При этом нижняя поверхность килевого скега 5 в месте водозаборного отверстия 6, имеющая килеватую форму, остается замытой водой, что обеспечивает нормальные условия работы водометного движителя 7 во всем диапазоне эксплуатационных скоростей, в том числе и на мелководье. При этом за счет выполнения одинакового угла килеватости на всем протяжении килевого скега 5 на входе в водозаборное отверстие 6 создается дополнительный скоростной напор, что повышает пропульсивные качества катера и улучшает условия работы водометного движителя 7. Кроме того, снижаются ударные нагрузки в кормовой части корпуса 1 при ходе на интенсивном волнении, что приводит к улучшению мореходных качеств катера.

Похожие патенты RU2519303C1

название год авторы номер документа
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО 2002
  • Породников С.А.
  • Максимов А.Л.
  • Клягин А.С.
RU2212352C1
Судно переднеприводное с поперечным реданом 2016
  • Ахмеров Олег Руманович
RU2611666C2
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2015
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2610754C2
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ГАЗОВЫМИ КАВЕРНАМИ И ВОДОМЕТНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ 1998
  • Бутузов А.А.
  • Сверчков А.В.
  • Чалов С.А.
RU2139807C1
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2723200C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЕ 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2714040C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2000
  • Рогожкин С.Я.
  • Иванушкин С.А.
  • Солодкий П.М.
  • Якименко И.В.
  • Чабан Т.Н.
RU2172271C1
КОРПУС БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 1999
  • Павлов Геннадий Алексеевич
  • Придатко Юрий Петрович
  • Эпель Михаил Леонидович
RU2153998C1
КОРПУС БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 1999
  • Бурнаев В.И.
  • Овсиенко Е.И.
RU2161105C1
КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА 2015
  • Ненашев Максим Владимирович
  • Мишенков Александр Владимирович
RU2622171C1

Реферат патента 2014 года РЕДАННЫЙ КАТЕР С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования днищевых обводов быстроходного катера с поперечным реданом и водометным движителем. Реданный катер содержит корпус 1 с остроскулыми обводами, транцевой кормой 2 и килеватым днищем 3, в котором выполнен поперечный редан 4. В зареданной части расположен килевой скег 5 с водозаборным отверстием 6 водометного движителя 7 на его нижней поверхности, которая является плавным продолжением поверхности днища 3 перед реданом 4. На всем протяжении килевого скега 5 его нижняя поверхность имеет килеватость с углом, равным или меньшим угла килеватости на участке поверхности днища 3 перед реданом 4. Технический результат заключается в улучшении мореходных качеств катера за счет снижения ударных нагрузок в кормовой части корпуса при ходе на интенсивном волнении, а также в повышении пропульсивных качеств за счет создания дополнительного скоростного напора на входе в водозаборное отверстие. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 519 303 C1

Реданный катер, содержащий корпус с остроскулыми обводами, транцевой кормой и килеватым днищем, в котором выполнен поперечный редан, при этом в зареданной части расположен килевой скег с водозаборным отверстием водометного движителя на его нижней поверхности, которая является плавным продолжением поверхности днища перед реданом, отличающийся тем, что на всем протяжении килевого скега его нижняя поверхность имеет килеватость с углом, равным или меньшим угла килеватости на участке поверхности днища перед реданом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2519303C1

БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ГАЗОВЫМИ КАВЕРНАМИ И ВОДОМЕТНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ 1998
  • Бутузов А.А.
  • Сверчков А.В.
  • Чалов С.А.
RU2139807C1
JP 09086481 A, 31.03.1997;
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО 2000
  • Породников С.А.
  • Сорокин А.А.
  • Максимов А.Л.
  • Марбашев К.Х.
  • Клягин А.С.
RU2165865C1
US 5819677 A, 13.10.1998
US 6666160 B1, 23.12.2003;
US 5588388 A, 31.12.1996

RU 2 519 303 C1

Авторы

Куликовский Павел Владимирович

Гапонова Мария Сергеевна

Сверчков Андрей Владимирович

Даты

2014-06-10Публикация

2013-04-19Подача