СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ВАНТУЗА ТРУБОПРОВОДА Российский патент 2014 года по МПК F16L55/12 F16L55/16 

Описание патента на изобретение RU2522278C1

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к способам ликвидации вантузов.

Вантуз предназначен для создания врезки в действующий трубопровод и конструктивно представляет собой отводной патрубок, на котором, с помощью фланцевого соединения, установлена задвижка.

В процессе эксплуатации трубопроводов, в частности магистральных нефтепроводов, часто возникает необходимость ликвидации вантузов, например при их временном монтаже для ремонта трубопровода, при отклонении характеристик вантузов от нормативных параметров, при несанкционированных врезках вантузов и т.д.

Из уровня техники известен способ ликвидации вантузов путем приваривания к фланцу задвижки патрубка с установкой на ответный фланец заглушки (см. РД 153-39.4-130-2002 «Регламент по вырезке и врезке «катушек» соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков магистральных нефтепроводов»). Недостатком данной технологии является малая надежность получаемой ремонтной конструкции.

Из уровня техники известен способ герметизации вантуза, который может быть использован при его ликвидации. Способ включает установку в патрубок герметизирующей головки (заглушки) с помощью приспособления типа «пакер». При этом герметизирующая головка состоит из двух соосных усеченных конусов с разными уклонами их образующих и имеющих равные диаметры оснований, соединенных стяжной шпилькой (см. патент RU 2267050, С2, F16L 1/00, 27.12.2005). Однако данная технология является недостаточно надежной и подходит больше для временной герметизации вантуза, осуществляемой, например, для замены задвижки.

Задачей заявленного изобретения является создание простой и надежной технологии для ликвидации вантузов трубопровода.

Технический результат заявленного изобретения заключается в упрощении способа и повышении надежности получаемого ремонтного узла.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ ликвидации вантуза трубопровода, содержащего патрубок и установленную на нем задвижку, включает обеспечение давления в трубопроводе величиной от 0,02 до 2,5 МПа, установку прокладки на фланец задвижки, установку пакера на фланец задвижки, при этом пакер имеет перекрывающую головку, включающую корпус, в нижней части которого установлен резиновый герметизатор с зубчатой поверхностью, а в верхней - металлические сухари с зубчатой поверхностью, имеющие механизм их выдвигания относительно поверхности корпуса, открытие задвижки, ввод перекрывающей головки в патрубок за задвижку, выдвигание сухарей перекрывающей головки с помощью механизма выдвигания с фиксацией перекрывающей головки в патрубке, демонтаж пакера, отрезание задвижки от патрубка, приваривание к патрубку эллиптической заглушки.

Кроме того, указанный технический результат достигается в частной форме реализации изобретения за счет того, что задвижку отрезают огневой резкой.

Заявленное изобретение поясняется фиг.1-3, при этом на фиг.1-2 показана общая схема реализации способа, а на фиг.3 - конструкция пакера, используемого в заявленном способе.

Согласно способу, осуществляют ликвидацию установленного на трубопроводе 1 вантуза, включающего патрубок 2 с приваренными к нему верхним фланцем 3. К верхнему фланцу 3 присоединена задвижка 4, имеющая соответственно нижний и верхний фланцы 5 и 6 (см. Фиг.1) (понятия «нижний» и «верхний» приведены применительно к положению фланца относительно трубопровода).

Перед началом работ по ликвидации вантуза осуществляют снижение рабочего давления в трубопроводе до величины 0,02-2,5 МПа (на действующем нефтепроводе обеспечивают давление 0,02-2,0 МПа, на остановленном нефтепроводе - 0,02 - 2,5 МПа). При величине давления более 2,5 МПа будет затруднена герметизации патрубка перекрывающей головкой, а при давлении менее 0,02 МПа невозможно будет проверить герметичность при установке перекрывающей головки.

Затем осуществляют подготовку верхнего фланца 6 задвижки 4. Для этого освобождают фланец 6 задвижки 4 (от заглушки, отводящего трубопровода), очищают фланец 6 от замазученности (грязи), смазывают его солидолом и устанавливают на фланец паронитовую прокладку.

На подготовленный фланец 6 устанавливают герметизирующее приспособление - пакер (см. Фиг.3). Пакер включает корпус 7, в котором установлена пиноль 8, имеющая с одного конца штурвал 9, а с другого перекрывающую головку 10. На пиноли 8 также установлен мерный фиксатор 11. Внутри пиноли установлена тяга 12 с рукояткой 13. Снаружи пиноли установлена резьбовая втулка 14 со штурвалом 15, а также втулка 16 со стопорным винтом 17. При этом на фланце пакера смонтирован контрольный вентиль 18. Перекрывающая головка 10 имеет корпус 19, состоящий из двух цилиндрических и одной конической частей, при этом коническая часть размещена между цилиндрическими частями. В нижней цилиндрической части корпуса (которая размещается ближе к трубопроводу), установлен резиновый герметизатор 20 с зубчатой поверхностью, контактирующей с внутренней поверхностью патрубка 2. В верхней части корпуса установлены металлические сухари 21 с зубчатой поверхностью. При этом предусмотрен клиновый механизм выдвигания сухарей 21 относительно поверхности корпуса 19 (не показан), приводимый в движение с помощью гайки 22, связанной с резьбовой втулкой 14.

После установки пакера на фланец 6 перекрывающая головка 10 находится внутри задвижки 4 до закрытого клина. Затем равномерно протягивают фланцевое соединение и полностью открывают задвижку 4. С помощью контрольного вентиля 18 стравливают имеющийся воздух из полости задвижки 4 до появления текучей среды (нефти), которую собирают в отдельную емкость. Затем проверяют величину давления в трубопроводе по установленному в приспособлении манометру.

Стопорным винтом 17 закрепляют втулку 16 от проворота в корпусе 7.

Устанавливают на пиноли 8 фиксатор 11, соответствующий требуемому положению головки 10 в патрубке 2.

Вращая штурвал 15 против часовой стрелки вводят перекрывающую головку 10 за задвижку 4, перемещая пиноль 8 в корпусе 1 до фиксатора 11. Стопорным винтом 17 освобождают втулку 16. Далее вращают штурвал 9 синхронно со штурвалом 15 против часовой стрелки, придерживая рукоятку 13 тяги 12 (для исключения ее проворачивания). При этом за счет навинчивания резьбовой втулки 14 на резьбу прижима посредством гайки 22, связанной с механизмом выдвигания, сухари 21 перемещаются до упора во внутреннюю поверхность патрубка 2, и после их касания этой поверхности начинается деформация герметизатора 20.

После 6-8 оборотов штурвалов 9 и 15 проверяют герметичность патрубка, открывая контрольный вентиль 18. В случае утечки транспортируемого продукта (это свидетельствует о том, что перекрывающая головка затянута не полностью) штурвалами 9 и 15 доводят герметизацию патрубка до полного прекращения утечки и закрывают контрольный вентиль 18. Если после затяжки утечка транспортируемого продукта не ликвидирована, заменяют перекрывающую головку 10.

После этого, вращая рукоятку 13 тяги 12 против часовой стрелки, освобождают головку 10 от пиноли 8.

Полученное соединение обладает повышенной надежностью за счет использования резинового герметизатора 20 в сочетании с металлическими сухарями 21, удерживающими головку 10 в патрубке 2.

После проведения герметизации задвижку 4 отрезают от патрубка 2, предпочтительно, с помощью огневой резки. При этом место реза 23, предпочтительно, выбирают на расстоянии 10-15 мм (по направлению к трубопроводу) от сварного соединения патрубка 2 и фланца 3 (см. Фиг.1)

Затем осуществляют установку на патрубок 2 эллиптической заглушки 24 (см. фиг.2). Для этого кромки патрубка разделывают под сварку механическим способом (шлифмашинкой). При этом для предотвращения попадания искр от шлифмашинки на перекрывающую головку производится изоляция внутренней полости патрубка 2 влажной глиной путем нанесения ее на глубину 10 мм до кромки патрубка 2. Далее осуществляют сварку заглушки 24 с патрубком 2.

В результате, полученный с помощью заявленного способа ремонтный узел обладает повышенным уровнем надежности и долговечности, при этом способ отличается простотой исполнения.

Похожие патенты RU2522278C1

название год авторы номер документа
Герметизатор для перекрытия патрубков вантузных задвижек и способ перекрытия патрубков вантузных задвижек 2017
  • Ипатов Евгений Васильевич
  • Меджитов Александр Ришатович
  • Бикмухаметов Олег Флерович
  • Сырчин Игорь Владимирович
RU2670346C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРУЧИВАНИЯ И ОТКРУЧИВАНИЯ ЗАГЛУШЕК 2020
  • Останков Николай Александрович
  • Гладунов Олег Владимирович
  • Козлов Сергей Александрович
  • Москвин Иван Александрович
  • Бельснер Михаил Вильгельмович
  • Фролов Дмитрий Александрович
  • Борисов Константин Борисович
RU2735565C1
Приспособление для перекрытия вантуза трубопровода 2019
  • Гашенко Алексей Александрович
  • Лещенко Александр Алексеевич
  • Гашенко Юлия Валерьевна
RU2726445C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДА 1992
  • Мулюков Ф.Г.
  • Попов В.В.
  • Валеев Р.И.
  • Танатаров Р.А.
RU2067254C1
Устройство для герметичного перекрытия внутренней полости нефтепродуктопровода или нефтепровода 2018
  • Гариев Рафик Мубаракович
  • Гариева Виктория Рафиковна
RU2730132C2
УСТРОЙСТВО ПЕРЕКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДА 2008
  • Головачев Сергей Михайлович
  • Головачев Михаил Сергеевич
  • Головачев Александр Сергеевич
  • Демидов Максим Викторович
RU2376521C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ УТЕЧЕК В ТРУБОПРОВОДАХ 1948
  • Черняев Д.Л.
SU81143A1
Устройство для смены неисправных элементов коренных задвижек на боковых отводах трубных головок с последующей опрессовкой 2023
  • Соломахин Владимир Борисович
  • Кузнецов Виктор Геннадьевич
  • Матвеев Виктор Михайлович
  • Никульшин Сергей Михайлович
  • Сесёлкин Олег Вячеславович
RU2807425C1
Устройство для перекрытия трубопровода 1989
  • Хасанов Аяз Халимович
  • Самматов Рафагат Лутфуллович
  • Агишев Радик Асхатович
SU1652737A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПУСКА ГАЗОВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ 2009
  • Петров Владимир Дмитриевич
  • Архипов Леонид Николаевич
  • Лысцев Александр Феодосьевич
RU2397402C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 522 278 C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ВАНТУЗА ТРУБОПРОВОДА

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к способам ликвидации вантузов. Способ включает обеспечение давления в трубопроводе величиной от 0,02 до 2,5 МПа, установку прокладки на фланец задвижки вантуза и установку пакера на фланец задвижки вантуза. При этом пакер имеет установленную на конце пиноли перекрывающую головку, включающую корпус, в нижней части которого установлен резиновый герметизатор с зубчатой поверхностью, а в верхней - металлические сухари с зубчатой поверхностью, имеющие механизм их выдвигания относительно поверхности корпуса. После этого открывают задвижку, вводят перекрывающую головку в патрубок за задвижку, и выдвигают сухари перекрывающей головки с помощью механизма выдвигания с фиксацией перекрывающей головки в патрубке. Затем освобождают перекрывающую головку от пиноли пакера, отрезают задвижку от патрубка и приваривают к патрубку эллиптическую заглушку. Технический результат - упрощение способа и повышение надежности получаемого ремонтного узла. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 522 278 C1

1. Способ ликвидации вантуза трубопровода, содержащего патрубок и установленную на нем задвижку,
включающий обеспечение давления в трубопроводе величиной от 0,02 до 2,5 МПа,
установку прокладки на фланец задвижки,
установку пакера на фланец задвижки, при этом пакер имеет установленную на конце пиноли перекрывающую головку, включающую корпус, в нижней части которого установлен резиновый герметизатор с зубчатой поверхностью, а в верхней - металлические сухари с зубчатой поверхностью, имеющие механизм их выдвигания относительно поверхности корпуса,
открытие задвижки,
ввод перекрывающей головки в патрубок за задвижку,
выдвигание сухарей перекрывающей головки с помощью механизма выдвигания с фиксацией перекрывающей головки в патрубке,
освобождение перекрывающей головки от пиноли пакера,
отрезание задвижки от патрубка,
приваривание к патрубку эллиптической заглушки.

2. Способ по п.1, в котором задвижку отрезают огневой резкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2522278C1

Контактный термометр 1928
  • Дмитриев Я.Д.
SU10828A1
Способ получения шпатлевки 1947
  • Жуков С.В.
SU77381A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ОТВОДА ТРУБОПРОВОДА 1996
  • Ахмадуллин К.Р.
  • Бусыгин Г.Н.
  • Валеев Р.И.
  • Карамышев В.Г.
  • Танатаров Р.А.
RU2135881C1
УСТРОЙСТВО ПЕРЕКРЫТИЯ ОТВОДА 1993
  • Хасанов И.Ю.
  • Сабиров У.Н.
  • Баширов Н.А.
RU2042871C1

RU 2 522 278 C1

Авторы

Гильмутдинов Наиль Рашитович

Голубев Михаил Николаевич

Даты

2014-07-10Публикация

2012-12-19Подача