БАК ТОПЛИВНЫЙ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ Российский патент 2014 года по МПК B64G1/40 F02K9/50 

Описание патента на изобретение RU2522763C2

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к пневмогидравлической системе подачи компонентов топлива в системе управления и ориентации космического аппарата (КА) вытеснительных систем жидкости и газа.

Известны устройства для хранения и подачи жидких компонентов, размещаемые на космических кораблях (см., например, «Космонавтика». Энциклопедия под редакцией В.П.Глушко, Москва, Советская энциклопедия, 1985 г. стр.304-305), содержащие топливные баки горючего и окислителя, установленные на раме в отсеке космического корабля. Подачу компонентов топлива к потребителю в данном устройстве производят посредством наддува газом топливных баков и выдавливания эластичной мембраной топлива в магистрали подачи к потребителю - реактивным двигателям двигательной установки космического корабля.

Известно устройство для хранения и подачи жидких компонентов, установленное в топливном отсеке космического корабля (см. патент RU 2132804, МПК B64G 1/40, 9/00, от 10.07.1999 г.), содержащее раму с установленными на ней системой наддува и топливными баками горючего и окислителя, включающими корпус и внутреннюю эластичную мембрану.

Недостатком вышеописанных устройств является их низкая надежность и малая живучесть из-за возникновения дополнительных напряжений во внутренней эластичной мембране при ее многоразовой перекладке.

Известно также устройство для хранения и подачи жидких компонентов, содержащее раму с установленными на ней системой наддува и топливными баками горючего и окислителя, включающими корпус и внутреннюю эластичную мембрану, отличающуюся тем, что внутренняя эластичная мембрана выполнена переменной толщины, плавно уменьшается от центра внутренней эластичной мембраны к ее периферии вплоть до места крепления внутренней эластичной мембраны к корпусу топливного бака, при этом внутренняя эластичная мембрана выполнена из коррозионно-стойкого пластичного материала (см. патент на изобретение RU 2301180 - прототип).

Недостатком известного устройства является то, что при суточных колебаниях температуры металлическая диафрагма периодически прогибается, а ее уязвимым местом является место крепления диафрагмы к корпусу бака, выполнение диафрагмы переменной толщины плавно уменьшающейся к центру, часто ведет к ее быстрому разрушению, а также низкая надежность и малая живучесть из-за возникновения дополнительных напряжений во внутренней эластичной мембране при ее многоразовой перекладке.

Задачей заявленного технического решения является повышение эксплуатационных возможностей металлической мембраны, за счет уменьшения нагрузки на мембрану в местах крепления ее к корпусу бака.

Решение указанной задачи достигается тем, что бак, содержащий герметичный корпус, выполненный из двух полусфер с входным и выходным штуцерами и элементами внешнего крепления, расположенную внутри корпуса и герметично соединенную с ним по периметру металлическую диафрагму переменной толщины, отличается тем, что толщина указанной диафрагмы выполнена наибольшей в экваториальной ее части и плавно уменьшающейся к полюсной части.

При этом диафрагма в экваториальной части выполнена в форме усеченного конуса, в средней части - в форме торовой поверхности, а в полюсной части - в форме сегмента сферической поверхности

На фиг.1 представлен общий вид бака топливного КА с возможным положением металлической диафрагмы в начале штатной работы.

На фиг.2 представлен общий вид бака топливного КА с возможным положением металлической диафрагмы в конце штатной работы.

На фиг.3 представлен один из вариантов конструкции диафрагмы с местом заделки ее по экваториальной части емкости и величинами толщин металлической диафрагмы по сечениям от зон заделки до полюсной части.

Бак топливный КА с металлической диафрагмой содержит собственно емкость, состоящую из двух полусфер 1 и 2 (см. фиг.1 и фиг.2), входного штуцера 3, выходного штуцера 4, металлическую диафрагму 5, имеющую переменную толщину, при этом в экваториальной части 6 она выполнена конусной, в средней части 7 - тороидальной, в полюсной части 8 - сферической.

Устройство работает следующим образом: перед началом эксплуатации в полость В заправляется один из компонентов топлива, например спирт, - через штуцер 4. Для вытеснения компонента топлива в систему трубопроводов и далее в камеру сгорания через штуцер 3 в полость Г подается газ под определенным давлением, которое передается на металлическую диафрагму 5. Металлическая диафрагма 5 смещается в сторону топливной полости В и вытесняет топливо через выходной штуцер 4, в трубопроводы к камере сгорания, где происходит его воспламенение и создается управляющий импульс для корректировки орбиты КА, или ориентации КА, относительно центра масс (ЦМ). После завершения корректировки орбиты рост давления газа и расход топлива прекращаются до очередной корректировки орбиты КА. Металлическая диафрагма 5 занимает промежуточное положение в емкости (см. фиг.1), при этом при суточных колебаниях температуры на борту КА в процессе орбитального движения КА и при попадании КА под открытые солнечные лучи топливо в полости В расширяется и металлическая диафрагма 5 прогибается (смещается) в сторону полости Г. Со входом КА в тень Земли температура топлива падает, его объем уменьшается, а металлическая диафрагма 5 за счет давления в полости Г прогибается (смещается) в сторону полости В и т.д.

Экспериментальная отработка предлагаемой конструкции бака топливного КА с металлической диафрагмой 5 переменной толщины, наибольшей в экваториальной части 6 и постепенно уменьшающейся к ее полюсной части 8, а также ее характерного профиля (см. фиг.3) показала необходимую надежность, требуемую для КА при циклическом перемещении металлической диафрагмы 5 в сторону полости В и обратно в сторону полости Г.

Заявленная конструкция бака топливного КА с вытеснительной металлической диафрагмой позволит повысить эксплуатационные характеристики вытеснительной металлической диафрагмы, работающей без усталостного разрушения в зоне перегиба (месте крепления металлической диафрагмы к корпусу бака).

Похожие патенты RU2522763C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Банин Виктор Никитович
  • Гореликов Владимир Иванович
RU2301180C1
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ИЗ БАКА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2017
  • Ковтун Владимир Семёнович
  • Кетов Вячеслав Александрович
RU2669243C1
КОРПУС БЕСШОВНОГО ТОПЛИВНОГО БАКА ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ РАКЕТНОЙ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2010
  • Воробьева Светлана Александровна
  • Баженова Ольга Петровна
  • Логачев Александр Васильевич
  • Логачева Алла Игоревна
  • Синельников Сергей Иванович
  • Степкин Евгений Петрович
  • Тимофеев Анатолий Николаевич
  • Цвелев Вячеслав Михайлович
RU2424955C1
БЛОК ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2009
  • Урусов Владимир Михайлович
  • Волков Дмитрий Викторович
  • Ермошкин Юрий Михайлович
RU2400407C1
ТОПЛИВНЫЙ БАК ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2017
  • Ковтун Владимир Семёнович
  • Кетов Вячеслав Александрович
RU2666110C1
БАК ТОПЛИВНЫЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ 2016
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Коршиков Николай Викторович
  • Жаворонков Владимир Николаевич
  • Карпов Владислав Александрович
  • Омельченко Дмитрий Николаевич
RU2646781C1
ВЫТЕСНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕЛИВА С РАЗДЕЛЕНИЕМ ЖИДКОСТИ И ГАЗА ДЛЯ ЗАПРАВКИ НА ОРБИТЕ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2003
  • Корнилов В.А.
RU2265131C2
ТОПЛИВНЫЙ БАК (ВАРИАНТЫ) 1988
  • Деревянко В.М.
  • Назаров С.П.
  • Тараканов А.В.
  • Ткаченко А.И.
  • Фишер А.Я.
RU2096648C1
ТОПЛИВНЫЙ БАК ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2012
  • Булаев Алексей Александрович
  • Никитин Владимир Иванович
RU2507129C1
МОДУЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА МАЛОЙ ТЯГИ 2014
  • Барышников Руслан Сергеевич
  • Болтов Елисей Александрович
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Казаков Владимир Евгеньевич
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Попова Ольга Петровна
RU2563923C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 522 763 C2

Реферат патента 2014 года БАК ТОПЛИВНЫЙ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ

Изобретение относится к пневмогидравлической системе подачи компонентов топлива реактивной двигательной установки космического аппарата. Топливный бак содержит герметичный корпус, выполненный из двух полусфер с входным и выходным штуцерами и элементами внешнего крепления. Внутри корпуса расположена и герметично соединена с ним по периметру металлическая диафрагма. Ее толщина наибольшая в экваториальной части и плавно уменьшается к полюсной части. При этом диафрагма в экваториальной части (6) выполнена в форме усеченного конуса, в средней части (7) - в форме торовой поверхности, а в полюсной части (8) - в форме сегмента сферической поверхности. Конечное (после перекладки) положение диафрагмы на чертеже показано внешним пунктиром. Техническим результатом изобретения является повышение эксплуатационных качеств металлической мембраны за счет уменьшения нагрузок и деформаций мембраны в местах ее крепления к корпусу бака. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 522 763 C2

1. Бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов, содержащий герметичный корпус, выполненный из двух полусфер с входным и выходным штуцерами и элементами внешнего крепления, расположенную внутри корпуса и герметично соединенную с ним по периметру металлическую диафрагму переменной толщины, отличающийся тем, что толщина указанной диафрагмы выполнена наибольшей в экваториальной ее части и плавно уменьшающейся к полюсной части.

2. Бак по п.1, отличающийся тем, что диафрагма в экваториальной части выполнена в форме усеченного конуса, в средней части - в форме торовой поверхности, а в полюсной части - в форме сегмента сферической поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2522763C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Банин Виктор Никитович
  • Гореликов Владимир Иванович
RU2301180C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР РАСХОДА ЖИДКОСТИ 2000
  • Козлов М.Т.
  • Котин А.П.
  • Федотов Г.А.
  • Жеребцов Е.П.
  • Тухватуллин Р.Р.
RU2200342C2
ДИСКОВЫЙ АЭРАТОР 2002
  • Михайлов В.К.
  • Минабутдинов А.С.
  • Михайлов А.В.
  • Политковский И.В.
RU2211189C1
DE 4027306 A , 05.03.1992;
Следящая система 1980
  • Пашкевич Анатолий Павлович
SU941925A1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ПРЯМОЛИНЕЙНЫМ ПОЛЕМ ДЛЯ ЛИНЕЙНОГО ПРИВОДА МАГНИТНОЙ ПОДВЕСНОЙ ДОРОГИ 2001
  • Функен Петер
  • Розин Кристиан
RU2264684C2

RU 2 522 763 C2

Авторы

Барышников Руслан Сергеевич

Болтов Елисей Александрович

Макарьянц Михаил Викторович

Меркулов Валерий Григорьевич

Пресняков Александр Гаврилович

Усманова Альфия Шамильевна

Даты

2014-07-20Публикация

2012-08-17Подача