Заявляемое изобретение относится к космической технике, в частности, к системам хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок КА. Областью применения изобретения является космическая техника.
Из применяемых устройств известен, например, блок хранения и подачи (БХП) на основе бака с сильфонным разделителем газовой и жидкостной полостей С5.117.3000-0 разработки КБ ХИММаш. Известны также БХП на основе сферических и торовых баков с мембранным разделителем.
Недостатком БХП на основе бака С5.117.3000-0 является:
- большая длина сварных швов тонких (0,22 мм) гофр сильфона бака (более 200 метров) и связанная с этим потенциальная опасность нарушения герметичности по сварному шву при воздействии механических нагрузок (особенно в направлении, перпендикулярном оси сильфона) из-за незначительных отклонений в режимах сварки или качества материала сильфона.
Прототипом заявляемого изобретения является БХП на основе сферического топливного бака с металлической разделительно-вытеснительной диафрагмой (шар-баллон) разработки ФГУП «НИИМаш» МВСК100.00.000. Конструкция такого БХП, а также схема пневмогидравлическая описаны в Пояснительной записке ОКБ «Факел» 262.414.000.00ПЗ к эскизному проекту на блок хранения и подачи.
Недостатками прототипа являются.
- невозможность частичной заправки топливной полости бака (которая необходима для отдельных задач), так как диафрагма в начальном положении должна лежать на внутренней стенке бака для противостояния высоким механическим нагрузкам на участке выведения;
- наличие отдельного бака наддува с арматурой (заправочная горловина, электроклапаны, редуктор, трубопроводы).
Задачами данного изобретения являются: обеспечение возможности частичной (половинной) заправки БХП при сохранении технологических и эксплуатационных преимуществ сферических мембранных баков (простота в изготовлении, стойкость к механическим нагрузкам), упрощение конструктивной схемы, повышение надежности.
Эта задача решается тем, что топливная емкость выполнена в виде двух одинаковых шар-баллонов, установленных один от другого на расстоянии X и охваченных цилиндрической стенкой по шпангоутам, причем образованная между ними полость является полостью наддува одновременно для двух топливных полостей.
При такой схеме отпадает необходимость в отдельном баллоне наддува с арматурой и межблочных трубопроводах. Наличие двух шар-баллонов позволяет производить частичную (половинную) заправку бака.
Суть изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена конструктивная схема БХП, на фиг.2 изображена пневмогидравлическая схема БХП.
Конструктивно блок хранения и подачи жидкого топлива состоит из двух шар-баллонов, собранных из наружной полусферы 1, внутренней полусферы 2 с отверстиями 3, шпангоута 4 и разделительной диафрагмы 5. Шар-баллоны установлены один от другого на расстоянии , где
R - внутренний радиус шар-баллона;
PНАЧ - начальное давление газа в наддувной полости;
PКОНЕЧ - конечное (после израсходования топлива) давление газа в наддувной полости,
и охвачены цилиндрической стенкой 6 по шпангоутам 4. Пространство между внутренними полусферами 2 и цилиндрической стенкой 6 образует наддувную полость 7, которая заполняется газом через заправочный штуцер 8. Газовая полость 7 через отверстия 3 сообщается с наддувными полостями шар-баллонов 9. Наружные полусферы шар-баллонов 1 и разделительные диафрагмы 5 образуют топливные полости 10, которые заполняются топливом через заправочные штуцеры 11.
Заправка производится следующим образом. В газовой полости 7 и топливных полостях 10 через заправочные горловины 12 и 13, соединенные со штуцерами 8 и 11, создается вакуум, после чего они заполняются наддувным газом и топливом. Давление топлива должно превышать давление наддува, за счет чего разделительная диафрагма 5 прижимается к внутренним полусферам 2. Газ из полости наддува 9 давит на разделительные диафрагмы 5. После подрыва запорных пироклапанов 14 (фиг.2) топливо через штуцеры 11 поступает в магистрали подачи 15, которые соединены с двигателями. В процессе расхода топлива диафрагма 5, деформируясь, перекладывается в сторону наружной полусферы 1. Для контроля за состоянием топлива и надувного газа в БХП установлены термометры 16 и датчики давления 17, а также нагреватели 18 для поддержания температурного режима блока. При заправке 2-х баллонов обеспечивается сохранение центровочных характеристик блока за счет одновременной выработки топлива из обеих топливных емкостей. Масса газа выбирается из условия возможности вытеснения топлива из обоих шар-баллонов. При необходимости заправляется только один шар-баллон, при этом диафрагма другого сразу перекладывается в конечное положение.
Заявляемое изобретение может быть использовано при разработке и производстве блоков хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок КА.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО НАСОСНОЙ СИСТЕМЫ ПОДАЧИ ЖИДКОСТИ В ПОТРЕБИТЕЛЬ, НАПРИМЕР ТОПЛИВА К ДВИГАТЕЛЮ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАЗА ДЛЯ ПРИВОДА ВТОРОЙ СТУПЕНИ | 1995 |
|
RU2093427C1 |
УНИФИЦИРОВАННЫЙ МАЛОРАЗМЕРНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК ПЛАТФОРМЕННОЙ КОНФИГУРАЦИИ С ШИРОКОДИАПАЗОННЫМ ОРБИТАЛЬНЫМ МАНЕВРИРОВАНИЕМ | 2023 |
|
RU2810340C1 |
СИСТЕМА ВЫДАЧИ ИМПУЛЬСОВ ТЯГ | 2014 |
|
RU2560645C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ ДАВЛЕНИЯ В РАБОЧИХ УСТАНОВКАХ СИЛЬФОННОГО ТИПА | 2011 |
|
RU2477245C2 |
ВЫТЕСНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕЛИВА С РАЗДЕЛЕНИЕМ ЖИДКОСТИ И ГАЗА ДЛЯ ЗАПРАВКИ НА ОРБИТЕ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ | 2003 |
|
RU2265131C2 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2345933C1 |
БАК ТОПЛИВНЫЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ | 2016 |
|
RU2646781C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2301180C1 |
МОДУЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА МАЛОЙ ТЯГИ | 2014 |
|
RU2563923C1 |
ТОПЛИВНЫЙ БАК ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2012 |
|
RU2507129C1 |
Заявляемое изобретение относится к космической технике, в частности к системам хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата. Блок хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата содержит топливную и газовую емкость, горловины для заправки газа и топлива, пироклапаны для запирания топливных магистралей, датчики давления и термометры для контроля состояния блока хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата, нагреватели для поддержания температурного режима блока. Топливная емкость выполнена в виде двух одинаковых шар-баллонов, установленных один от другого на расстоянии
где
R - внутренний радиус шар-баллона;
РНАЧ - начальное давление газа в наддувной полости;
РКОНЕЧ - конечное давление газа в наддувной полости (после выработки топлива), и охваченных цилиндрической стенкой по шпангоутам. Образованная между ними полость является полостью наддува одновременно для двух топливных полостей. Достигается повышение надежности работы блока хранения и подачи жидкости. 2 ил.
Блок хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата, содержащий топливную и газовую емкость, горловины для заправки газа и топлива, пироклапаны для запирания топливных магистралей, датчики давления и термометры для контроля состояния блока хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата, а также нагреватели для поддержания температурного режима блока, отличающийся тем, что топливная емкость выполнена в виде двух одинаковых шар-баллонов, установленных один от другого на расстоянии где
R - внутренний радиус шар-баллона;
РНАЧ - начальное давление газа в наддувной полости;
РКОНЕЧ - конечное давление газа в наддувной полости (после выработки топлива),
и охваченных цилиндрической стенкой по шпангоутам, причем образованная между ними полость является полостью наддува одновременно для двух топливных полостей.
FR 2828524 A1, 14.02.2003 | |||
КРИОГЕННЫЙ МОДУЛЬ ДВИГАТЕЛЯ С НИЗКОЙ ТЯГОЙ | 2002 |
|
RU2282744C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2156721C1 |
US 6769242 B1, 03.08.2004. |
Авторы
Даты
2010-09-27—Публикация
2009-05-18—Подача