УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТВОДА ВОДЫ ОТ БАЛЛАСТНОГО СЛОЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ НАСЫПИ Российский патент 2014 года по МПК E01F5/00 

Описание патента на изобретение RU2524223C1

Изобретение относится к обустройству железных дорог, а именно к устройствам для отвода воды от балластного слоя, что обеспечивает минимизацию загрязнения окружающей среды поверхностным стоком с дорог.

Известно устройство для отвода воды (RU 2245957, МПК8 E01f 5/00. Г.П. Минайлов, С.Н. Юсупов, В.В. Пассек, Н.А. Цуканов. Водоотводная канава. - Опубл. 10.02.2005), которое содержит в поперечном сечении массив замененного грунта высотой hд и шириной вм, верхней своей поверхностью формирующий русло водотока глубиной hp, а снизу контактирующий с естественным грунтом.

Недостатком этого устройства является то, что в местах с повышенным поступление загрязняющих веществ в водный сток устройство не обеспечивает достаточную очистку поверхностного стока от загрязнителей.

Цель изобретения - повышение эффективности очистки поверхностного стока с постоянным мониторингом качества очистки.

Указанная цель достигается тем, что в качестве водоочистного сооружения используют фильтрующую полосу, непосредственно прилегающую к железнодорожной насыпи.

Сущностью изобретения является то, что устройство для отвода воды выполнено в виде трехслойной лентообразной фильтрующей полосы шириной 1000 мм, расположенной вдоль земляного полотна железнодорожной насыпи, первый слой которой высотой 145-150 мм выполнен из щебня, второй основной фильтрующий слой высотой 500 мм - из сорбента, причем между первым и вторым слоями помещена перфорированная геомембрана, третий поддерживающий слой фильтрующей полосы высотой 145-150 мм выполнен из отсевов щебня, при этом внутри нижнего поддерживающего слоя проложены перфорированные патрубки, оси которых перпендикулярны оси железнодорожной насыпи и один конец выходит за пределы фильтрующей лентообразной полосы, а отфильтрованный из балластного слоя железнодорожной насыпи сток поступает в водоотводную канаву.

На фиг.1 изображено устройство для отвода воды от балластного слоя железнодорожной насыпи, включающее первый слой 1, склон насыпи 2, второй основной фильтрующий слой 3, третий поддерживающий слой 4, перфорированную геомембрану 5, трехслойную лентообразную фильтрующую полосу 6, перфорированный патрубок 7, железнодорожную насыпь 8, водоотводную канаву 9, отверстия в патрубке 10, шпалы 11, ось пути 12, балласт 13, песчаную подушку 14, утрамбованную поверхность 15.

Первый слой 1 состоит из щебня, что обеспечивает гашение скоростного напора поверхностного стока, стекающего со склона насыпи 2, и задержание взвеси крупного размера, второй основной фильтрующий слой 3 выполнен из сорбента и обеспечивает задержание мелкодисперсной взвеси, сорбцию растворенных нефтепродуктов и ионов тяжелых металлов, третий поддерживающий слой 4 выполнен из отсева щебня, что обеспечивает равномерное дренирование стока по всей площади трехслойной лентообразной фильтрующей полосы 6, а между первым и вторым слоями фильтрующей полосы проложена перфорированная геомембрана 5, обеспечивающая равномерное распределение очищаемого стока по всему объему трехслойной лентообразной фильтрующей полосы 6. Причем внутри третьего слоя перпендикулярно оси насыпи 12 проложены перфорированные патрубки 7 через 50-100 метров друг от друга, обеспечивающие возможность отбора проб стока на анализ его качества.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Талый или дождевой сток по рабочей поверхности насыпи под естественным уклоном стекает по склону насыпи 2 и попадает на первый слой 1 фильтрующей полосы 6, представляющий собой слой щебня, например 20-40 мм, высотой 150 мм и шириной 1000 мм. На этом участке фильтрующей полосы происходит гашение скоростного напора воды и задержание крупной взвеси. Затем сток процеживается через перфорированную геомембрану 5, обеспечивающую поступление очищаемой воды на всю поверхность второго фильтрующего слоя 3, выполненного из сорбента высотой 500 мм. Угол внешнего откоса лентообразной фильтрующей полосы 6 совпадает с уклоном железнодорожной насыпи 8. Очищенный от тонкодисперсных взвешенных веществ, нефтепродуктов и ионов тяжелых металлов сток поступает на третий поддерживающий слой 4 и очищенный до нормативных значений стекает в водоотводную канаву 9, откуда затем растекается по рельефу местности.

Отбор проб для определения качества очищенного стока производится с помощью перфорированных патрубков 7, установленных в третьем поддерживающем слое 4 перпендикулярно оси насыпи 12 по всей ширине трехслойной лентообразной фильтрующей полосы 6.

Таким образом, предлагаемое устройство для отвода воды от балластного слоя железнодорожной насыпи позволяет очистить поверхностный сток от крупно- и мелкодисперсной взвеси, сорбировать растворенные нефтепродукты и ионы тяжелых металлов с помощью соответствующего сорбента, выполнять постоянно контроль качества очищенного стока.

Похожие патенты RU2524223C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПОВЕРХНОСТНОГО ВОДООТВОДА С АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА НИХ 2000
  • Подольский В.П.
  • Расстегаева Г.А.
  • Радченко Н.П.
RU2182942C2
ВОДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2014
  • Жданова Светлана Мирзахановна
  • Воронин Владимир Васильевич
  • Акимов Юрий Викторович
  • Мошенжал Андрей Вячеславович
RU2567248C1
СПОСОБ ОТВЕДЕНИЯ СТОКОВ СОЛЕОТВАЛА ПРИ ЕГО РЕКУЛЬТИВАЦИИ 2023
  • Бутырский Иван Михайлович
  • Воронкова Татьяна Владимировна
RU2797225C1
ДРЕНАЖНАЯ СТЕНКА ДЛЯ ОСУШЕНИЯ ГРУНТОВ В РАЙОНАХ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТЫ 2005
  • Красных Александр Иванович
RU2292418C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ОСВАИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ ОТ ПОДТОПЛЕНИЯ 2004
  • Кутвицкая Н.Б.
  • Рязанов А.В.
  • Борозинец В.Е.
  • Шеховцов А.В.
  • Минкин М.А.
RU2249072C1
СПОСОБ ПОЭТАПНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ОБЩЕПЛАНИРОВОЧНОЙ НАСЫПИ 2008
  • Рязанов Александр Викторович
  • Кутвицкая Наталья Борисовна
  • Минкин Марк Абрамович
  • Андреев Олег Петрович
  • Салихов Зульфар Салихович
  • Минигулов Рафаиль Минигулович
  • Корытников Роман Владимирович
  • Лысов Валерий Иванович
  • Руденко Виктор Иванович
  • Яхонтов Дмитрий Александрович
RU2390605C1
ГРУНТОВАЯ ПЛОТИНА 2018
  • Колосов Михаил Александрович
  • Селезнёва Наталия Валерьевна
RU2680696C1
Автомобильная дорога 2023
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2800165C1
Водосборно-водоотводная система железнодорожного пути 2017
  • Рогач Валерий Иванович
  • Кленин Юрий Георгиевич
  • Озеров Сергей Николаевич
  • Ушаков Андрей Евгеньевич
  • Ашпиз Евгений Самуилович
RU2653217C1
Автомобильная дорога 2021
  • Анпилов Сергей Михайлович
RU2755102C1

Реферат патента 2014 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТВОДА ВОДЫ ОТ БАЛЛАСТНОГО СЛОЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ НАСЫПИ

Изобретение относится к обустройству железных дорог, а именно к устройствам для отвода воды от балластного слоя, что обеспечивает минимизацию загрязнения окружающей среды поверхностным стоком с дорог. Цель изобретения - повышение эффективности очистки поверхностного стока с постоянным мониторингом качества очистки. Указанная цель достигается тем, что в качестве водоочистного сооружения используют фильтрующую полосу, непосредственно прилегающую к железнодорожной насыпи. Сущностью изобретения является то, что устройство для отвода воды выполнено в виде трехслойной лентообразной фильтрующей полосы шириной 1000 мм, расположенной вдоль земляного полотна железнодорожной насыпи. Первый слой высотой 145-150 мм выполнен из щебня. Второй основной фильтрующий слой высотой 500 мм выполнен из сорбента. Между первым и вторым слоями помещена перфорированная геомембрана. Третий поддерживающий слой фильтрующей полосы высотой 145-150 мм выполнен из щебня. Внутри третьего поддерживающего слоя проложены перфорированные патрубки. Оси патрубков перпендикулярны оси железнодорожной насыпи. Один конец выходит за пределы фильтрующей лентообразной полосы. Сток, отфильтрованный из балластного слоя железнодорожной насыпи, поступает в водоотводную канаву. Таким образом, предлагаемое устройство для отвода воды от балластного слоя железнодорожной насыпи позволяет очистить поверхностный сток от крупно- и мелкодисперсной взвеси, сорбировать растворенные нефтепродукты и ионы тяжелых металлов с помощью соответствующего сорбента, выполнять постоянный контроль качества очищенного стока. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 524 223 C1

Устройство для отвода воды от балластного слоя железнодорожной насыпи, включающее водоотводную канаву, отличающееся тем, что устройство для отвода воды выполнено в виде трехслойной лентообразной фильтрующей полосы шириной 1000 мм, расположенной вдоль земляного полотна железнодорожной насыпи, первый слой которой высотой 145-150 мм выполнен из щебня, второй основной фильтрующий слой высотой 500 мм слой - из сорбента, причем между первым и вторым слоями помещена перфорированная геомембрана, третий поддерживающий слой фильтрующей полосы высотой 145-150 мм выполнен из отсевов щебня, при этом внутри третьего поддерживающего слоя проложены перфорированные патрубки, оси которых перпендикулярны оси железнодорожной насыпи и один конец выходит за пределы фильтрующей лентообразной полосы, а отфильтрованный из балластного слоя железнодорожной насыпи сток поступает в водоотводную канаву.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2524223C1

ВОДООТВОДНАЯ КАНАВА 2003
  • Минайлов Г.П.
  • Юсупов С.Н.
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
RU2245957C1
Железнодорожная насыпь 1986
  • Супрун Петр Петрович
  • Гречко Александр Владимирович
SU1342979A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ИНСТАНТ-ПОРОШКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АРОМАТИЗИРОВАННОГО ТОПИСОЛНЕЧНО-СОЛОДОВОГО НАПИТКА 2008
  • Квасенков Олег Иванович
RU2389296C1
US 20050262794 A1, 01.12.2005

RU 2 524 223 C1

Авторы

Асонов Александр Михайлович

Кондратьев Сергей Иванович

Даты

2014-07-27Публикация

2013-04-30Подача