КОМПРЕССОРНО-ТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПОПЕРЕЧНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ СТУПЕНЕЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ Российский патент 2014 года по МПК F02C3/107 F02C3/14 

Описание патента на изобретение RU2533285C2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как реактивный авиационный двигатель повышенной тяги.

Известны газотурбинные двигатели [RU 2075658 C1, 20.03.1997; RU 2374467 С2, 26.11.2007; RU 2396436 C2, 06.10.2005; US 3638428 A, 01.02.1972; WO 03020469 A1, 13.03.2003; GB 2194292 A, 02.03.1998], в которых на одном валу расположены осевой компрессор и осевая газовая турбина.

Все авиационные газотурбинные двигатели являются совокупностью теплового двигателя и движителя, т.е. они совмещают функции преобразования химической энергии топлива в работу и получения осевой силы, необходимой для полета воздушного судна.

Движителем газотурбинного двигателя является турбина с обеспечивающими ее работу компрессором, камерой сгорания и выходным устройством. Все эксплуатируемые авиационные газотурбинные двигатели работают по нормальной схеме: воздух из окружающей среды забирается воздухозаборником, подается в компрессор, сжимается и поступает в камеру, сгорания, расположенную после компрессора перед турбиной. В камере сгорания происходит подвод теплоты при горении горючего. Нагретое рабочее тело (газ) поступает в турбину, где на лопатках рабочего колеса совершает работу по вращению ротора двигателя. Мощность, вырабатываемая турбиной, используется в основном, компрессором, часть мощности забирают вспомогательные агрегаты.

Отработанный газ после турбины поступает в форсажную камеру, где происходит дожигание оставшихся окислительных элементов в газе добавочным количеством горючего, а затем отводится в окружающую среду через реактивное сопло.

Анализ структурно-силовой схемы реактивного двигателя (фигура 1) показывает, что величина тяги двигателя зависит от всех осевых сил, действующих на основные элементы двигателя (в компрессоре, камере сгорания, газовой турбине, реактивном сопле).

Если принять осевую силу тягу двигателя за 100%, то в компрессоре создается осевая сила порядка 800-1000%, т.е. почти в 10 раз больше тяги двигателя. Эта осевая сила, создаваемая компрессором, нерационально расходуется в газотурбинном двигателе. Так, в камере сгорания при прохождении воздуха и подведении тепла за счет сгорания горючего возникает осевая сила, равная 150-200% тяги, направленная против осевой силы компрессора и уменьшающая ее. В газовой турбине при обтекании рабочим телом (газом) лопаток турбины также возникает осевая сила, равная 350-450% и направленная против осевой силы, создаваемой компрессором.

Широко используемый расчет газотурбинного двигателя представляет собой расчет теплового двигателя, без учета особенностей газотурбинного двигателя как движителя. Анализ структурно-силовой схемы газотурбинного двигателя показывает существующие нерациональные потери осевой силы в газовой турбине, камере сгорания и сопле.

Наиболее близким по техническому содержанию к заявляемому устройству является турбореактивный двигатель АЛ-31ФП (см.: Авиастроение. Летательные аппараты, двигатели, системы и технологии. А.Г.Братухин. - М.: Машиностроение, 2000 г., стр.305-308).

Основными узлами ТРД АЛ-31ФП являются (фигура 1):

1. Входное устройство.

2. Компрессор.

3. Камера сгорания.

4. Газовая турбина.

5. Форсажная камера.

6. Выходное устройство.

Двигатель АЛ-31ФП установлен на отечественных самолетах конструкторского бюро им.Сухого. Наряду с большими достоинствами, которыми обладает этот двигатель, а именно: компактность, относительно небольшая масса, достаточно высокий уровень тяги, легкость запуска и т.д., он имеет и недостатки, главными из которых являются: низкий КПД двигателя, большой удельный расход топлива и недостаточный уровень тяги двигателя по сравнению с потенциальными возможностями двигателя.

Задачей предлагаемого изобретения является создание авиационного реактивного двигателя с высокими удельными параметрами и тягой двигателя. Поставленная задача достигается размещением камеры сгорания с обратным подводом воздуха по оси двигателя и газовой турбины перпендикулярно оси двигателя (фигура 2).

Компрессорно-турбинный авиационный двигатель с поперечным расположением ступеней газовой турбины (КТАД с ПРСГТ) включает в себя: входное устройство, компрессор, противоточную камеру сгорания, реактивное сопло, редуктор, причём газовая турбина расположена поперечно оси двигателя, а камера сгорания расположена по оси двигателя в центре конструкции.

Отработанный после газовой турбины газ можно использовать для получения дополнительной тяги через отводящие устройства или для управления положением воздушного судна в полете.

Использование структурно-силовой схемы компрессорного двигателя с поперечным расположением ступеней газовой турбины приводит к необходимости применения передаточного узла мощности (вращающего момента) от газовой турбины к компрессору.

Предлагаемый компрессорно-турбинный авиационный двигатель с поперечным расположением ступеней газовой турбины (КТАД с ПРСГТ) содержит следующие элементы:

1. Входное устройство.

2. Компрессор.

3. Камера сгорания.

4. Газовая турбина с поперечным расположением ступеней.

5. Форсажная камера.

6. Выходное устройство.

7. Редуктор.

При расположении оси газовой турбины с поперечным размещением ступеней перпендикулярно оси двигателя (фигура 3) сами диски будут размещены горизонтально по отношению к строительной оси двигателя. Ось газовой турбины должна быть расположена в центре тяжести двигателя для устранения возникающего (вредного) момента от возникающей вертикальной боковой силы.

Использование поперечного расположения газовой турбины и центральное размещение камеры сгорания позволяют значительно уменьшить массу и длину двигателя за счет уменьшения длины вала и объема корпуса камеры сгорания. Вал двигателя будет необходимо рассчитывать лишь на сжатие от газовых сил, возникающих в компрессоре, а длина вала уменьшится на величину длины турбины пропорционально.

Похожие патенты RU2533285C2

название год авторы номер документа
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
RU2555933C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО ФОРСИРОВАНИЯ 2014
  • Цейтлин Дмитрий Моисеевич
  • Болотин Николай Борисович
RU2562822C2
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Болотин Николай Борисович
RU2710038C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Болотин Николай Борисович
RU2698497C1
БОЕВОЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Болотин Николай Борисович
RU2710843C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Великанова Нина Петровна
  • Гайфуллина Раиса Аглиевна
  • Жильцов Евгений Изосимович
  • Жиляев Игорь Николаевич
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Кадыров Раиф Ясовиевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кокорин Владимир Анатольевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Муртазин Габбас Зуферович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Тумреев Валерий Иванович
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Исаков Ренат Григорьевич
  • Исаков Динис Ренатович
RU2320885C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1993
  • Пчентлешев Валерий Туркубеевич
RU2074968C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
RU2544414C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Балымов Александр Фёдорович
  • Бобров Рауф Каюмович
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Бурлаков Лев Иванович
  • Богданов Александр Иванович
  • Великанова Нина Петровна
  • Голущенко Анатолий Романович
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Зазерский Владимир Дмитриевич
  • Кадыров Раиф Ясавеевич
  • Корнаухов Александр Анатольевич
  • Коломыцева Елена Евгеньевна
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кожин Виктор Георгиевич
  • Ларюхин Сергей Анатольевич
  • Лысова Валентина Петровна
  • Маргулис Станислав Гершевич
  • Мальцева Татьяна Ивановна
  • Мифтахов Ильгиз Инсарович
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Семёнова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Шамсутдинов Марат Ильдарович
  • Шустов Виктор Алексеевич
  • Хамитов Рафаэль Махмутович
  • Ильюшкин Василий Васильевич
  • Коробова Надежда Васильевна
  • Тонких Светлана Юрьевна
RU2271460C2
ВОДОРОДНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2554392C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 533 285 C2

Реферат патента 2014 года КОМПРЕССОРНО-ТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПОПЕРЕЧНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ СТУПЕНЕЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ

Компрессорно-турбинный авиационный двигатель с поперечным расположением ступеней газовой турбины включает в себя входное устройство, компрессор, противоточную камеру сгорания, реактивное сопло, редуктор. Газовая турбина расположена поперечно оси двигателя. Камера сгорания расположена по оси двигателя в центре конструкции. Использование поперечного расположения газовой турбины и центральное размещение камеры сгорания позволяют значительно уменьшить массу и длину двигателя за счет уменьшения длины вала и объема корпуса камеры сгорания. Вал двигателя будет необходимо рассчитывать лишь на сжатие от газовых сил, возникающих в компрессоре, а длина вала уменьшится на величину длины турбины пропорционально. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 533 285 C2

Компрессорно-турбинный авиационный двигатель с поперечным расположением ступеней газовой турбины (КТАД с ПРСГТ), включающий в себя: входное устройство, компрессор, противоточную камеру сгорания, реактивное сопло, редуктор, отличающийся тем, что газовая турбина расположена поперечно оси двигателя, а камера сгорания расположена по оси двигателя в центре конструкции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2533285C2

Устройство для индикации 1982
  • Маслов Михаил Васильевич
SU1024969A1
Способ работы воздушно-реактивного двигателя 1991
  • Анисимов Леонид Иванович
  • Калугин Анатолий Денисович
  • Лебедев Владимир Валентинович
SU1776851A1
КОМБИНИРОВАННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Воскобойников Валерий Иванович
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Фадеев Владимир Михайлович
RU2272926C1
JPH 07301150 A, (NEMOTO ISAMU), 14.11.1995
ТУРБОДВИГАТЕЛЬ ВНУТРИВАЛЬНОГО СГОРАНИЯ 1996
  • Пухлик И.Б.
RU2127818C1
Турбина внутреннего горения 1935
  • Кюн Е.В.
SU47508A1

RU 2 533 285 C2

Авторы

Фортус Борис Моисеевич

Попов Андрей Анатольевич

Даты

2014-11-20Публикация

2011-09-09Подача