Способ работы воздушно-реактивного двигателя Советский патент 1992 года по МПК F02K3/00 

Описание патента на изобретение SU1776851A1

Изобретение относится к двигателест- роению, преимущественно авиационному, но может быть использовано и в смежных областях техники, в которых используются принципы реактивного движения.

Известен воздушно-реактивный двигатель и способ его работы, включающий прием потока атмосферного воздуха в компрессор, работу компрессора, сжатие потока атмосферного воздуха в компрессоре, подачу топлива в камеру сгорания, сжатие топлива в камере сгорания, получение потока горячего газа, направление потока горячего газа на турбину, работу турбины, направление потока горячего газа в реактивное сопло, выпуск потока горячего газа из реактивного сопла. Недостатком указанного способа работы является фиксирование и неизменяемость в процессе работы воздушно-реактивного двигателя направления потока, начиная от приема потока атмосферного воздуха в компрессор и кончая выпуском потока горячего газа из реактивного сопла. В данном способе поток газа движется параллельно продольной оси двигателя в течение всей продолжительности работы двигателя.

Известны способы работы двигателей. при которых в течение цикла работы, описанного в предыдущем способе, происходит разворот потока газа в заданном направлении.

Известен способ работы двигателя, при котором движущийся поток в процессе раVJ VJ

О 00

ел

боты двигателя перемещается вместе с конструкцией двигателя, что находит применение в различных системах управления. Недостатком такого способа работы двигателя является жесткая связь направления движения потока газа с ориентировкой двигателя, т.е. невозможность изменить направление газового потока без изменения ориентации двигателя относительно транс- портного средства.

Известен способ работы воздушно-реактивных двигателей, в которых специальными механизмами осуществляется поворот реактивной струи после прохожде- ния горячим газом реактивного сопла. Такие способы применяются при управлении направлением вектора тяги воздушно-реактивного или другого типа двигателя.

Аналогичные устройства применяются для реализации такого способа работы воздушно-реактивного двигателя в реверсоре тяги турбореактивного двигателя со створками, связанными с основным обтекателем.

К предлагаемому способу работы воздушно-реактивного двигателя наиболее близок способ, примененный в сопловом аппарате авиационного реактивного двигателя с угловым поворотным соплом, кото- рый выбран в качестве прототипа. При таком способе работы воздушно-реактивного двигателя поток горячих газов, истекающих из реактивного сопла, посредством подвижных модулей отклоняют от направ- ления первоначального движения. Недостатком указанного способа являются потери энергии газовой струи при ее повороте за реактивным соплом.

Цель изобретения - расширение диапа- зона расчетных режимов работы двигателя.

Идеальный режим работы воздушно-реактивного двигателя соответствует случаю движения потоков, забираемого компрессе- ром и истекающего из реактивного сопла, вдоль продольной оси двигателя. При этом роль компрессора 1 может играть и турбокомпрессор, и воздухозаборник гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двига- теля, а роль реактивного сопла 2 - любой вид соплового аппарата. На практике режим работы двигателя часто отличается от идеального. Во-первых, поток, забираемый компрессором, может иметь направление движения, не совпадающее с продольной осью двигателя, что является результатом, например, полета с некоторыми, ненулевыми, углами атаки и скольжения. Во-вторых, требуемое из условий выполнения какого- либо маневра направление истечения реактивной струи из сопла также может не совпадать с продольной осью двигателя, что является результатом как уже отмеченных факторов, так, например, и ненулевого угла установки двигателя относительно транспортного средства. В третьих, оба указанных ранее фактора могут действовать совместно, усиливая нерасчетный режим работы воздушно-реактивного двигателя. Следовательно, сформулированная цель изобретения является технически актуальной.

Указанная цель изобретения достигается введением в известный способ работы воздушно-реактивного двигателя, включающий в себя прием потока атмосферного воздуха в компрессор, работу компрессора, сжатие потока атмосферного воздуха в компрессоре, подачу топлива в камеру сгорания, сжигание топлива в камере сгорания, получение потока горячего газа, направление потока горячего газа на турбину, работу турбины, направление потока горячего газа в реактивное сопло, выпуск потока горячего газа из реактивного сопла, новых операций: разворота компрессора и турбины друг цт- носительно друга, обеспечение передачи энергии от турбины к компрессору при изогнутой продольной оси двигателя, изменение формы камеры сгорания и герметизацию корпуса при развороте компрессора и турбины друг относительно друга.

Сущность предлагаемого способа работы воздушно-реактивного двигателя поясняется на фиг. 1-7.

Компрессор 1 и турбина 2 устанавливаются подвижно друг относительно друга с возможностью их относительного разворота. При этом компрессор 1 ориентируется таким образом, чтобы продольная ось компрессора совпала с направлением набегающего потока, а турбина 2 - чтобы продольная ось турбины совпала с требуемым направлением истечения реактивной струи. Осуществление взаимного поворота компрессора 1 и турбины 2 не должно приводить к разрыву кинематической связи между турбиной и компрессором, поэтому обязательной новой операцией в предлагаемом способе работы воздушно-реактивно1 го двигателя является сохранение передачи энергии от турбины к компрессору при изогнутой продольной оси двигателя. Наконец, изгиб продольной оси двигателя, как правило, связан с изменением формы корпуса двигателя, при котором необходимым условием работоспособности технического решения является обеспечение герметичности корпуса. При этом изменится, возможно, и форма камеры сгорания двигателя. Все указанные новые операции являются технически реализуемыми. Взаимный разворот компрессора и турбины мо- жет быть выполнен, например, с помощью рычажных механизмов, пневмоприводов, гидроприводов и т.д. Изгиб вращающегося вала осуществляется, например, введением карданной передачи стремя валами, край- ние из которых вращаются равномерно за счет ортогонального расположения звеньев асферическом шарнире. Герметизация корпуса в простейшем случае выполняется сильфонами, которые могут одновременно служить и камерой сгорания. Следовательно, предлагаемый способ на современном этапе технически вполне реализуем. Последовательность разворота компрессора и турбины друг относительно друга может быть произвольной: сначала может разворачиваться компрессор по набегающему воздушному потоку, а затем поворачиваться турбина до требуемого направления истечения реактивной струи. И, наоборот, может сначала разворачиваться турбина, а затем компрессор. Изгиб вала в сферических шарнирах или им подобных механизмах, герметизация корпуса двигателя и изменение форм камеры сгорания осуще- ствляется непрерывно в процессе относительного разворота компрессора и турбины.

Таким образом, цель изобретения по расширению диапазона расчетных режимов работы двигателя достигнута за счет введения основной операции по относительному развороту компрессора и турбины друг относительно друга, а также связанных с ними вспомогательных операций. Формула изобретения Способ работы воздушно-реактивного двигателя, заключающийся в заборе потока атмосферного воздуха и сжатии его в компрессоре, подаче и сжигании топлива в камере сгорания, расширении полученного горячего газа в турбине, истечении реактивной струи из сопла, и передаче механической энергии компрессору от турбины, о т- личающийся тем, что, с целью расширения диапазона расчетных режимов работы, осуществляют разворот компрессора и турбины относительно друг друга с одновременной герметизацией их проточной части, забор и сжатие воздуха в компрессоре осуществляют при ориентации его продольной оси по направлению набегающего потока атмосферного воздуха, а расширение горячего газа в турбине при ориентации ее оси по заданному направлению истечения реактивной струи, при этом передачу механической энергии от турбины к компрессору осуществляют при изогнутой продольной оси двигателя.i

Похожие патенты SU1776851A1

название год авторы номер документа
Турбореактивный двигатель 1991
  • Анисимов Леонид Иванович
  • Калугин Анатолий Денисович
  • Лебедев Владимир Валентинович
SU1776852A1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО АППАРАТА И РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Дробышевский Юрий Васильевич
  • Столбов Сергей Николаевич
RU2436987C1
Способ работы комбинированного воздушно-реактивного двигателя и устройство для его осуществления 1989
  • Глебов Геннадий Александрович
  • Давлетшина Татьяна Германовна
  • Демидов Герман Викторович
SU1747730A1
УСТРОЙСТВО ВИХРЕВОГО ГАЗОВОГО КОМПРЕССОРА ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2019
  • Фролов Михаил Петрович
RU2766496C2
СПОСОБ ГЕНЕРАЦИИ ГАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЯГИ В ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОМ ДВИГАТЕЛЕ С МНОГОСТУПЕНЧАТЫМ ОСЕВЫМ КОМПРЕССОРОМ И ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Кехваянц Валерий Григорьевич
RU2405959C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Дробышевский Юрий Васильевич
  • Столбов Сергей Николаевич
RU2557830C2
ПРЯМОТОЧНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДЕТОНАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ПТРДД) 2016
  • Кожевников Дмитрий Дмитриевич
RU2638239C1
АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ГУЛЕВСКОГО А.Н. 1991
  • Гулевский Анатолий Николаевич
RU2013630C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1998
  • Малышкин В.М.
  • Калашников С.П.
RU2149799C1
Способ и летательный аппарат для перемещения в атмосфере планет со скоростями выше первой космической и высокоинтегрированный гиперзвуковой летательный аппарат (варианты) для осуществления способа 2012
  • Александров Олег Александрович
RU2618831C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 776 851 A1

Реферат патента 1992 года Способ работы воздушно-реактивного двигателя

Использование: при разработке различных типов воздушно-реактивных двигателей, в частности авиационных, Сущность изобретения: направление потока атмосферного воздуха, а направление продольной оси турбины выдерживают по заданному направлению истечения реактивной струи из сопла, обеспечивая при этом традиционный режим работы двигателя при изогнутой продольной оси. 7 ил.

Формула изобретения SU 1 776 851 A1

Фиг

VL-.4I

Фиг. 2

Флг,4

ге

чХ

ч

3

Vf

Фиг.5

&

te

е

в. .В

/

2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1776851A1

Патент США № 4817379,кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения 1918
  • Р.К. Каблиц
SU1989A1
Турбонагнетатель двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Чехранов Сергей Валентинович
SU1271987A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Импульсный турбонагнетатель двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Шурипа Виталий Арсентьевич
SU1456625A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
СПОСОБ ИМПЛАНТАЦИИ КАРКАСНЫХ ПРОТЕЗОВ КЛАПАНОВ СЕРДЦА В АОРТАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ ПРИ ОДНОМОМЕНТНОМ ПРОТЕЗИРОВАНИИ МИТРАЛЬНОГО И АОРТАЛЬНОГО КЛАПАНОВ 2016
  • Мироненко Владимир Александрович
  • Макушин Александр Анатольевич
  • Данилов Григорий Викторович
  • Караматов Арслан Шамсутдинович
RU2626318C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения 1918
  • Р.К. Каблиц
SU1989A1
Способ приготовления пищевых продуктов 1970
  • Толстогузов В.Б.
  • Изюмов Д.Б.
  • Гринберг В.Я.
  • Марусова А.Н.
  • Чеховская В.Т.
SU301939A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения 1918
  • Р.К. Каблиц
SU1989A1
СПОСОБ ОПИСАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА, СОДЕРЖАЩЕГО ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ЛОКАЛЬНО ПЛОСКОСТЬ СИММЕТРИИ 2013
  • Шателлье Жан-Ив Франсуа Роже
RU2625264C2
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
опубл
Приспособление для контроля движения 1921
  • Павлинов В.Я.
SU1968A1
Патент США № 4778110, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для видения на расстоянии 1915
  • Горин Е.Е.
SU1982A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ВЫХЛОПНОГО СОПЛА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С РАСШИРЕННЫМ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ТЕЛОМ 2001
  • Мартынов Ю.И.
RU2196911C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель 1917
  • Кочубей М.П.
SU1986A1

SU 1 776 851 A1

Авторы

Анисимов Леонид Иванович

Калугин Анатолий Денисович

Лебедев Владимир Валентинович

Даты

1992-11-23Публикация

1991-03-18Подача