НОСОВАЯ ЧАСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2014 года по МПК B64C1/38 

Описание патента на изобретение RU2534489C1

Изобретение относится к области моделирования сверхзвуковых пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения.

Известна носовая часть летательного аппарата, содержащая кабину управления с вытянутой вперед головкой в форме конуса [1]. При сверхзвуковых скоростях летательный аппарат и его носовая часть, обтекаемые плотными, даже на больших высотах, массами воздуха, подвергаются значительному аэродинамическому нагреву, что является одним из существенных препятствий к дальнейшему увеличению скорости.

Задача изобретения заключается в уменьшении возможности аэродинамического нагрева носовой части летательного аппарата.

Технический результат достигается тем, что в носовой части летательного аппарата, содержащей кабину управления с вытянутой вперед головкой в форме конуса, головка имеет форму усеченного конуса с прикрепленной к его вершине пластиной, изготовленной из жаростойкого материала и расположенной перпендикулярно/наклонно к набегающему воздушному потоку. По периметру основания усеченного конуса установлен на ребро обруч, изготовленный из жаростойкого материала и расположенный перпендикулярно/наклонно к набегающему воздушному потоку. Ребро обруча имеет переменную высоту.

На фиг.1 и 2, изображены, соответственно, примерные схемы течения воздуха у поверхности известной и предлагаемой носовой части летательного аппарата; на фиг.3 и 4 показаны возможные формы пластин; на фиг.5 и 6 - возможные формы обруча; на фиг.7 и 8 изображены, соответственно, профили края пластины и обруча.

Известная носовая часть летательного аппарата содержит кабину 1 управления с вытянутой вперед головкой 2 в форме конуса, например кругового прямого. В этом случае, набегающий со сверхзвуковыми скоростями воздушный поток (фиг.1), соприкасается со всей поверхностью (обшивкой) носовой части летательного аппарата.

В предлагаемой носовой части летательного аппарата (фиг.2) головка имеет форму усеченного конуса с прикрепленной к его вершине пластиной 3. По периметру основания усеченного конуса установлен на ребро обруч 4. В этом случае, набегающий воздушный поток частично соприкасается с поверхностью носовой части летательного аппарата.

Пластина и обруч могут быть установлены на носовой части летательного аппарата как перпендикулярно, так и наклонно по отношению к набегающему воздушному потоку. Пластина может быть тонкой сплошной круглой (фиг.3) или овальной (фиг.4). Между пластиной и вершиной головки может быть расположен слой (не показан) теплоизоляции. Форма обруча зависит от формы основания усеченного конуса. Например, обруч может быть круглым или овальным, замкнутым или разомкнутым с постоянной (фиг.5) или переменной (фиг.6) высотой h ребра. Возможна также квадратная (прямоугольная) форма обруча со скругленными углами. Края пластины (фиг.7) и обруча (фиг.8) имеют острую кромку 5.

Для сравнительной оценки и проверки на аэродинамический нагрев изготавливают модели известной (фиг.1) и предлагаемой (фиг.2) носовой части летательного аппарата (пилотируемого самолета), содержащие кабину 1 управления с головкой 2. На предлагаемую модель устанавливают перпендикулярно к набегающему воздушному потоку изготовленную, например, из керамики круглую пластину 3 и изготовленный из жаростойкого металла (сплав на основе титана) обруч 4 с постоянной высотой h ребра и острой кромкой 5. При изготовлении пластины и обруча исходят из условия: чем выше скорость летательного аппарата, тем меньше размер (диаметр) пластины и высота ребра обруча. Оснащение модели пластиной и обручем уменьшит ее нагрев, но увеличит аэродинамическое сопротивление, на преодоление которого потребуется большая мощность двигательной (силовой) установки летательного аппарата.

Изобретение позволяет уменьшить аэродинамический нагрев носовой части летательного аппарата.

Источник информации

1. Политехнический словарь. Гл. ред. И.И. Артоболевский. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - С.434.

Похожие патенты RU2534489C1

название год авторы номер документа
НОСОВАЯ ЧАСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2550247C1
НОСОВАЯ ЧАСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2550926C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2533933C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2544036C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2530354C1
ФЮЗЕЛЯЖ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2544055C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2009
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2407672C1
КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2012
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2494920C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2015
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2580391C1
КРЫЛО ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА /ВАРИАНТЫ/ 2014
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2568627C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 534 489 C1

Реферат патента 2014 года НОСОВАЯ ЧАСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям сверхзвуковых летательных аппаратов. Носовая часть летательного аппарата содержит кабину управления с вытянутой вперед головкой в форме усеченного конуса с прикрепленной к его вершине пластиной, изготовленной из жаростойкого материала и расположенной перпендикулярно или наклонно к набегающему воздушному потоку. По периметру основания усеченного конуса установлен на ребро обруч, изготовленный из жаростойкого материала и расположенный перпендикулярно или наклонно к набегающему воздушному потоку. Ребро обруча имеет переменную высоту. Достигается уменьшение аэродинамического нагрева носовой части летательного аппарата. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 534 489 C1

1. Носовая часть летательного аппарата, содержащая кабину управления с вытянутой вперед головкой в форме конуса, отличающаяся тем, что головка имеет форму усеченного конуса с прикрепленной к его вершине пластиной, изготовленной из жаростойкого материала и расположенной перпендикулярно или наклонно к набегающему воздушному потоку.

2. Носовая часть летательного аппарата по п.1, отличающаяся тем, что по периметру основания усеченного конуса установлен на ребро обруч, изготовленный из жаростойкого материала и расположенный перпендикулярно или наклонно к набегающему воздушному потоку.

3. Носовая часть летательного аппарата по п.2, отличающаяся тем, что ребро обруча имеет переменную высоту.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2534489C1

Клапан буровой переливной шариковый 2016
  • Шрамек Владимир Баянович
  • Саблин Андрей Юрьевич
  • Матвеев Дмитрий Федорович
  • Смирнов Иван Георгиевич
RU2646648C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич
  • Кажан Андрей Вячеславович
  • Поляков Алексей Вячеславович
  • Ремеев Наиль Хамидович
  • Житенёв Владимир Константинович
  • Миронов Алексей Константинович
  • Бахтин Евгений Юрьевич
RU2391254C2
JP H05254497 A, 05.10.1993
US 4671348 A1, 09.06.1987
US 2004180242 A1, 16.09.2004

RU 2 534 489 C1

Авторы

Щепочкина Юлия Алексеевна

Даты

2014-11-27Публикация

2013-10-21Подача