ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2014 года по МПК F01P5/04 F01P7/08 

Описание патента на изобретение RU2534662C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к приводу вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (двигатель) транспортных средств, например танков.

Известен привод вентилятора системы охлаждения двигателя танка (см. «Танк Т-72А». Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн.2, ч.1, стр.402-407. Москва. Военное издательство, 1988 г.), выбранный в качестве прототипа.

К недостаткам известного привода следует отнести то, что вентилятор системы охлаждения находится в постоянной кинематической связи с двигателем, в связи с чем невозможно обеспечить интенсивный прогрев при запуске и обеспечение оптимального температурного режима двигателя при пониженных температурах окружающей среды.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание привода вентилятора, лишенного указанных недостатков.

Техническим результатом является то, что в приводе вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающем фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, согласно изобретению фрикцион вентилятора выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе фрикциона вентилятора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.

Поставленная задача решается также и тем, что в приводе вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающий фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, согласно изобретению повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе повышающего редуктора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.

Изобретение поясняется чертежами, где: на фиг.1 изображена кинематическая схема привода вентилятора, фрикцион которого выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства; на фиг.2 изображена кинематическая схема привода вентилятора, в котором повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства.

При конструктивном исполнении, когда кинематическая связь между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения прерывается посредством фрикциона вентилятора, привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства содержит повышающий редуктор 1, кинематически связанный с двигателем 2 внутреннего сгорания.

Повышающий редуктор 1 посредством карданного вала 3 связан с коническим редуктором 4.

Конический редуктор 4 карданным валом 5 связан с ведущим корпусом 6 фрикциона 7 вентилятора.

В ведущий корпус 6 установлен бустер 8, который через шпильки 9 связан с нажимным диском 10.

Между бустером 8 и нажимным диском 10 на шпильках 9 установлены пружины 11 сжатия.

Нажимной диск 10 под действием пружин 11 сжимает пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков.

К фрикциону 7 вентилятора прикреплен вентилятор 14.

Золотниковая коробка 15 с электромагнитом 16 подключена к системе гидроуправления и смазки трансмиссии.

При конструктивном исполнении, когда кинематическая связь между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения прерывается посредством входного редуктора, привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства содержит двигатель 2 внутреннего сгорания, кинематически связанный с входным редуктором 17.

Во входной редуктор 17 установлен блок 18 шестерен, который посредством ведомой шестерни 19 связан с корпусом 20 фрикциона 7 вентилятора.

В корпус 20 установлен бустер 8, который связан с нажимным диском 10.

Между бустером 8 и нажимным диском 10 установлены пружины 11 сжатия.

Нажимной диск 10 под действием пружин 11 сжимает пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков.

Ведомые диски 13 установлены на выходном валу 21.

Выходной вал 21 карданным валом 3 связан с коническим редуктором 4, который карданным валом 5 соединен с вентилятором 14.

Золотниковая коробка 15 с электромагнитом 16 подключена к системе гидроуправления и смазки трансмиссии.

Работа привода вентилятора системы охлаждения транспортного средства при прерывании кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения посредством фрикциона вентилятора осуществляется следующим образом.

Мощность от двигателя 2 (Фиг.1) внутреннего сгорания передается на вентилятор 14 через входной редуктор 1, карданный вал 3, конический редуктор 4, карданный вал 5, ведущий корпус 6, пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков.

Фрикцион 7 вентилятора закреплен на корпусе транспортного средства. К фрикциону 7 вентилятора прикреплен вентилятор 14. Вращение на вентилятор 14 передается через ведущий корпус 6, на зубьях которого установлены ведущие фрикционные диски 12. Момент трения между ведущими 12 и ведомыми 13 дисками создается пружинами 11, надетыми на шпильки 9 нажимного диска 10.

Отключение вентилятора 14 от двигателя 2 осуществляется подачей масла из системы гидроуправления и смазки трансмиссии в полость А под бустером 8 посредством включения электромагнита 16 золотниковой коробки 15. Масло, преодолевая силу пружин 11, оттягивает нажимной диск 10, освобождая пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков. Ведущий корпус 6 и вентилятор 14 разъединяются, мощность от двигателя 2 к вентилятору 14 не передается. При отключении электромагнита 16 золотниковой коробки 15 нажимной диск 10 под действием пружин 11 возвращается в исходное положение, сжимая пакет фрикционных дисков 12 и 13, и, перемещая за собой бустер 8, бустер выдавливает из полости А через отверстия в ведущем корпусе 6 масло во внутреннюю полость Б фрикциона 7 вентилятора. Этим маслом смазываются фрикционные диски 12 и 13 и подшипники качения. Излишки масла сливаются по трубопроводу в систему гидроуправления и смазки трансмиссии.

Работа привода вентилятора системы охлаждения транспортного средства при прерывании кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения посредством входного редуктора осуществляется следующим образом.

Мощность от двигателя 2 (Фиг.2) внутреннего сгорания передается на вентилятор 14 через входной редуктор 17, в корпусе которого расположен фрикцион 7 вентилятора, карданный вал 3, конический редуктор 4, карданный вал 5.

Фрикцион 7 вентилятора расположен на выходном валу 21 входного редуктора 17. Вращение от двигателя 2 передается через блок 18 шестерен на ведомую шестерню 19, жестко связанную с корпусом 20, на зубьях которого установлены фрикционные ведущие диски 12. За счет момента трения между ведущими 12 и ведомыми 13 дисками, создаваемого пружинами 11, воздействующими на нажимной диск 10, вращение передается на выходной вал 21, на зубьях которого установлены фрикционные ведомые диски 13, жестко связанный с карданным валом 3, и далее через конический редуктор 4 и карданный вал 5 на вентилятор 14.

Отключение вентилятора 14 от двигателя 2 осуществляется подачей масла из системы гидроуправления и смазки трансмиссии в полость В под бустером 8 посредством включения электромагнита 16 золотниковой коробки 15. Бустер 8, преодолевая усилие пружин 11, оттягивает нажимной диск 10, жестко связанный с бустером 8, освобождая пакет ведущих 12 и ведомых 13 дисков. Корпус 20 и выходной вал 21 разъединяются, мощность от двигателя 2 к вентилятору 14 не передается. При отключении электромагнита 16 золотниковой коробки 15 нажимной диск 10 под действием пружин 11 возвращается в исходное положение, сжимая пакет фрикционных дисков и перемещая за собой бустер 8. Бустер выдавливает из полости В через отверстия в корпусе 20 масло во внутреннюю полость Г картера входного редуктора 17. Смазка фрикциона 7 вентилятора осуществляется за счет утечек из бустера и разбрызгиванием во входном редукторе. Излишки масла откачиваются насосом из картера по трубопроводу в систему гидроуправления и смазки трансмиссии.

Похожие патенты RU2534662C1

название год авторы номер документа
Система охлаждения транспортного средства 2016
  • Сайфеев Тимур Рафинадович
RU2645802C1
Способ управления приводом вентилятора системы охлаждения силовой установки гусеничной машины и устройство для его осуществления 2020
  • Бадртдинов Мирхат Ахметзияевич
  • Барулин Сергей Александрович
  • Исупов Евгений Владимирович
  • Михайлов Михаил Валентинович
  • Огибенин Павел Анатольевич
  • Терликов Андрей Леонидович
  • Яковлев Анатолий Борисович
RU2747339C1
ТРАНСМИССИЯ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Беляков В.Ф.
  • Бескупский В.Б.
  • Днепровский О.А.
  • Кошкин В.В.
  • Ляхова Е.Ю.
  • Сысоев Г.И.
  • Щукина А.О.
RU2243109C2
СИЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Суворов Ф.Н.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Прытков Г.К.
  • Григорьев Ю.П.
RU2261815C2
ДВИГАТЕЛЬ-РЕДУКТОР 2002
  • Герасимов М.И.
RU2221926C2
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАВНОСТИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН 2005
  • Корнеев Владимир Владимирович
  • Ягубов Вячеслав Фазилович
  • Манкевич Александр Валерьевич
  • Борковский Валерий Алексеевич
RU2285847C1
СИСТЕМА БЕЗУДАРНОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ 2004
  • Ягубов Вячеслав Фазилович
  • Манкевич Александр Валерьевич
  • Борковский Валерий Алексеевич
  • Тороп Виктор Петрович
RU2269709C1
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Вереютин А.В.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Русанов А.И.
  • Шумилкин А.А.
RU2268839C9
Способ модернизации моторно-трансмиссионной установки гусеничной машины и шасси для его осуществления 2021
  • Бадртдинов Мирхат Ахметзияевич
  • Гаев Евгений Геннадьевич
  • Еманов Константин Витальевич
  • Исупов Евгений Владимирович
  • Козырьков Дмитрий Анатольевич
  • Кормильцев Андрей Юрьевич
  • Михайлов Михаил Валентинович
  • Терликов Андрей Леонидович
  • Ушков Владимир Борисович
  • Яковлев Анатолий Борисович
RU2754969C1
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2019
  • Мохов Павел Игоревич
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
RU2708963C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 534 662 C1

Реферат патента 2014 года ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к приводу вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортных средств, например танков. Фрикцион вентилятора выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе фрикциона вентилятора, выполненного с двумя дополнительными каналами. По второму варианту повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе повышающего редуктора, выполненного с двумя дополнительными каналами. Вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии. Достигается обеспечение оптимального температурного режима двигателя внутреннего сгорания. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 534 662 C1

1. Привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающий фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, отличающийся тем, что фрикцион вентилятора выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе фрикциона вентилятора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.

2. Привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающий фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, отличающийся тем, что повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе повышающего редуктора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2534662C1

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТАНКА 2001
  • Москалев В.С.
  • Алешечкин Н.Д.
RU2199017C2
ВСЕ-Г-ОЮЗНАЯ ПАТЕ.;:, б- .•<--ч^иАЯ^ библиотека МБА 0
  • И. М. Малинский И. П. Агафонов
SU276635A1
Двигатель внутреннего сгорания 1988
  • Балюк Борис Константинович
  • Дивинский Аркадий Аронович
  • Дивинский Евгений Аркадьевич
  • Меньшенин Геннадий Григорьевич
  • Фалеев Лев Николаевич
SU1537852A1
US 3502056 A, 24.03.1970

RU 2 534 662 C1

Авторы

Козырьков Дмитрий Анатольевич

Огибенин Павел Анатольевич

Даты

2014-12-10Публикация

2013-04-30Подача