Изобретение относится к роторам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известен ротор высокотемпературной турбины, промежуточные диски в котором зафиксированы в окружном направлении относительно закрепленных на валу фланцев с помощью выступов, выполненных на ступицах промежуточных дисков (Патент RU 2261350, F02C 7/12, F02C 7/06, 27.09.2005 г.).
Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность, так как выполненные на ступице промежуточных дисков выступы являются концентраторами напряжений.
Наиболее близким к заявляемому является ротор высокотемпературной турбины, включающий диски первой и второй ступени, между которыми расположен промежуточный диск с радиальными выступами, фиксирующими промежуточный диск в окружном направлении относительно осевых выступов, расположенных на полотне диска первой ступени (Патент US 7905083, F02K 3/02, 15.03.2011 г.).
Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность вследствие повышенной температуры радиальных выступов промежуточного диска и размещенных на полотне диска первой ступени осевых выступов.
Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении надежности и снижении веса ротора высокотемпературной турбины за счет организации эффективного охлаждения радиальных выступов промежуточного диска и осевых выступов диска первой ступени.
Указанный технический результат достигается тем, что в роторе высокотемпературной турбины, включающем диски первой и второй ступени, между которыми расположен промежуточный диск с радиальными выступами, фиксирующими промежуточный диск в окружном направлении относительно осевых выступов, расположенных на полотне диска первой ступени, осевые выступы на полотне диска первой ступени выполнены таким образом, что образуют в поперечном сечении U-образный выступ, а кольцевое ребро промежуточного диска, размещенное с внутренней стороны обода диска первой ступени, выполнено с пазами, сообщающими воздушные полости повышенного давления под замком рабочей лопатки первой ступени с кольцевой воздушной полостью пониженного давления, ограниченной кольцевым ребром промежуточного диска, радиальными выступами промежуточного диска, U-образным выступом и полотном диска первой ступени, причем U-образный выступ выполнен с соблюдением соотношения
H - длина U-образного выступа в осевом направлении;
h - глубина канавки U-образного выступа.
Выполнение на осевом кольцевом ребре промежуточного диска, размещенного с внутренней стороны обода диска первой ступени, пазов, соединяющих воздушные полости повышенного давления под замком рабочей лопатки первой ступени с кольцевой воздушной полостью пониженного давления, ограниченной кольцевым ребром промежуточного диска, радиальными выступами промежуточного диска, полотном диска первой ступени и U-образным выступом (образованным осевыми выступами на полотне диска первой ступени), позволяет организовать охлаждение осевых и радиальных выступов воздухом, перетекающим из воздушных полостей повышенного давления под замками рабочих лопаток первой ступени в полость пониженного давления между диском первой ступени и диском второй ступени. В высокотемпературных роторах турбин, для улучшения экономичности, на охлаждение рабочей лопатки первой ступени используется охлаждающий воздух повышенного давления, а на наддув междисковой полости, на охлаждение промежуточного диска и на охлаждение рабочей лопатки второй ступени используется «более дешевый» воздух пониженного давления за промежуточной ступенью компрессора, что и позволяет использовать эту разницу давления по воздуху для дополнительного охлаждения обода и полотна диска первой ступени с осевыми выступами и обода промежуточного диска с радиальными выступами.
Улучшение охлаждения осевых и радиальных выступов позволяет, в связи с повышением прочности материалов, уменьшить количество осевых и радиальных выступов, что снижает вес ротора турбины.
Выполнение осевых выступов на полотне диска первой ступени с образованием в поперечном сечении U-образного выступа позволяет уменьшить общее количество выступов на полотне диска, что снижает вес, обеспечивает фиксацию промежуточного диска в окружном направлении как на режимах приемистости, так и на режимах сброса газа, а также позволяет повысить надежность ротора турбины за счет снижения концентрации напряжений путем увеличения величины радиусов в месте перехода от U-образного выступа к полотну диска.
Выбор соотношения
На фиг.1 показан продольный разрез ротора высокотемпературной турбины, на фиг.2 - элемент I с фиг.1 в увеличенном виде, на фиг.3 представлено сечение А-А с фиг.2 в увеличенном виде.
Ротор 1 высокотемпературной турбины включает диск 2 первой ступени 2 и диск 3 второй ступени, соединенные между собой болтовым соединением 4.
В междисковой полости 5 пониженного давления установлен промежуточный диск 6, фиксирующий в осевом направлении ободом 7 по замку 8 рабочую лопатку 9 первой ступени и по замку 10 рабочую лопатку 11 второй ступени.
На ободе 7 промежуточного диска 6 выполнено размещенное с внутренней стороны от обода 12 диска 2 первой ступени осевое кольцевое ребро 13, на котором выполнены пазы 14, соединяющие воздушные полости 15 повышенного давления под замками 8 рабочих лопаток 9 первой ступени с кольцевой воздушной полостью 16 пониженного давления, ограниченной кольцевым осевым ребром 13, радиальными выступами 17, размещенными на ободе 7 промежуточного диска 6, полотном 18 диска 2 первой ступени с расположенными парно осевыми выступами 19 и 20, образующими совместно U-образный в поперечном сечении выступ 21.
Полость 16 пониженного давления на выходе соединена с междисковой полостью 5 пониженного давления.
Радиальные выступы 17 промежуточного диска 6 расположены в канавке 22 между осевыми выступами 19 и 20, что позволяет фиксировать в окружном направлении промежуточный диск 6 как на режимах приемистости, так и на режимах сброса газа.
Повышенная величина радиуса R перехода от полотна 18 диска 2 к осевым выступам 19 и 20 снижает величину концентрации напряжений, а канавка 22 между выступами 19 и 20 выполнена уменьшенной глубины, что исключает влияние уменьшенного радиуса r на донышке 23 канавки 22 на концентрацию напряжений.
Позицией 24 обозначен поток воздуха пониженного давления, поступающий в полость 5 из-за промежуточной ступени компрессора (на чертежах не показана).
Позицией 25 обозначен поток охлаждающего воздуха из полостей 15 повышенного давления в междисковую полость 5 пониженного давления.
Работает данное устройство следующим образом.
При работе ротора 1 высокотемпературной турбины поток 25 воздуха охлаждает U-образный в поперечном сечении выступ 21 диска 2 первой ступени, радиальные выступы 17, полотно 18 диска 2 первой ступени со стороны промежуточного диска 6, а также и сам промежуточный диск 6.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 2007 |
|
RU2364727C1 |
РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ | 2000 |
|
RU2186991C2 |
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 2008 |
|
RU2369747C1 |
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2193091C2 |
РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2001 |
|
RU2200235C2 |
РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2013 |
|
RU2532458C1 |
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2352789C1 |
РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ | 1998 |
|
RU2151883C1 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2141036C1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 1998 |
|
RU2147689C1 |
Изобретение относится к роторам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор высокотемпературной турбины включает диски первой и второй ступени, между которыми расположен промежуточный диск с радиальными выступами. Промежуточный диск фиксируется радиальными выступами в окружном направлении относительно осевых выступов, расположенных на полотне диска первой ступени. Осевые выступы на полотне диска первой ступени выполнены таким образом, что образуют в поперечном сечении U-образный выступ. Кольцевое ребро промежуточного диска, размещенное с внутренней стороны обода диска первой ступени, выполнено с пазами. Посредством пазов воздушные полости повышенного давления сообщаются с кольцевой воздушной полостью пониженного давления, ограниченной кольцевым ребром промежуточного диска, радиальными выступами промежуточного диска, U-образным выступом и полотном диска первой ступени. Отношение длины U-образного выступа в осевом направлении к глубине канавки U-образного выступа составляет 1,1 - 2. Изобретение позволяет повысить надежность и снизить вес ротора высокотемпературной турбины. 3 ил.
Ротор высокотемпературной турбины, включающий диски первой и второй ступени, между которыми расположен промежуточный диск с радиальными выступами, фиксирующими промежуточный диск в окружном направлении относительно осевых выступов, расположенных на полотне диска первой ступени, отличающийся тем, что осевые выступы на полотне диска первой ступени выполнены таким образом, что образуют в поперечном сечении U-образный выступ, а кольцевое ребро промежуточного диска, размещенное с внутренней стороны обода диска первой ступени, выполнено с пазами, сообщающими воздушные полости повышенного давления под замком рабочей лопатки первой ступени с кольцевой воздушной полостью пониженного давления, ограниченной кольцевым ребром промежуточного диска, радиальными выступами промежуточного диска, U-образным выступом и полотном диска первой ступени, причем U-образный выступ выполнен с соблюдением соотношения , где:
H - длина U-образного выступа в осевом направлении;
h - глубина канавки U-образного выступа.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ДЕФЛЕКТОРА ДИСКА ТУРБОМАШИНЫ | 2000 |
|
RU2204723C2 |
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 2007 |
|
RU2355890C1 |
РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ | 1998 |
|
RU2151883C1 |
FR 2969209 A1, 22.06.2012 | |||
US 4645424 A, 24.02.1987 | |||
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 1998 |
|
RU2147689C1 |
Авторы
Даты
2014-12-10—Публикация
2013-11-25—Подача