СИСТЕМА ОЧИСТКИ ВОЗДУХА Российский патент 2014 года по МПК B01D45/08 

Описание патента на изобретение RU2535847C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам очистки воздуха, и может быть использовано для судовых энергетических установок при очистке воздуха от морской воды, соли и твердых частиц на входе судовых газотурбинных двигателей (ГТД).

Очистка воздуха на входе ГТД необходима для надежной работы двигателя и обеспечения его высокого КПД и ресурса. Имеется широкий спектр систем очистки многофазных сред, которые могут обеспечить необходимую степень очистки воздуха (например, Биргер М.И. и др. Справочник по пыле- и золоулавливанию. М.: "Энергоиздат", 1983, патент GB №2136313, МПК В01D 45/08, 1984; патент RU №2275229, МПК В01D 45/08, 2006; патент ЕР №2243533, МПК В01D 45/08, 2010; заявка на изобретение RU №2010138084, МПК В01D 45/08, 2010). Вместе с тем жесткие требования стандарта (OCTSP.4040-2001. Стандарт отрасли. Система подачи воздуха судовых газотурбинных двигателей. Правила и нормы проектирования. 2001) к равномерности поля скоростей и давлений в потоке воздуха на входе ГТД существенно ограничивают выбор. Кроме того, материалоемкость конструкции, технологичность ее изготовления и приемлемые эксплуатационные расходы также во многом определяют выбор системы очистки воздуха.

Известны способ очистки газов и электрофильтр для его реализации (патент RU №2303487, МПК В01D 45/08, 2007), включающий пропускание очищаемого газа через инерционный сепаратор с объемной решеткой профилей, электризацию частиц аэрозоля и выделение их из потока очищаемого газа. При этом электрофильтр для очистки газов включает корпус, воздуховод, инерционный сепаратор с объемной решеткой профилей, ионизатор и устройство для сбора и удаления частиц аэрозоля.

Недостатком известного технического решения является повышенная опасность работы с источниками тока высокого напряжения в условиях корабля.

Известна также система очистки воздуха (патент RU №2272668, МПК В01D 45/08, 2006), включающая корпус, инерционный сепаратор, коагулятор и устройство для сбора и отвода выделенных из воздуха частиц аэрозоля.

Недостатками известного технического решения являются малая жесткость разрезных профилей большого удлинения, их вибрация в потоке воздуха и низкий ресурс работы.

Наиболее близким из известных технических решений к предлагаемой системе очистки воздуха является принятая за прототип труба Вентури (а.с. СССР №480430, МПК В01D 45/08, 1975), включающая корпус, сепаратор с конфузором, горловиной, диффузором и капле-пылеуловителем и устройство для сбора и отвода выделенных из воздуха частиц аэрозоля.

Недостатком известного технического решения является невысокая степень очистки.

Задачей заявленного изобретения является организация течения очищаемого воздуха в сепараторе, коагуляция мелких частиц аэрозоля и выделение их из очищаемого потока воздуха под действием сил инерции и гравитации.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении степени очистки воздуха.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что в системе очистки воздуха, содержащей корпус, сепаратор с конфузором, горловиной, диффузором и капле-пылеуловителем и устройство для сбора и отвода выделенных из воздуха частиц аэрозоля, в горловине сепаратора установлены направляющий аппарат из плоских профилей и решетка полых аэродинамических профилей с разрезной задней кромкой и перфорированной выпуклой аэродинамической поверхностью, а диффузор плавно переходит в осадительную камеру с боковой стенкой, закрытой сеткой, а капле-пылеуловитель выполнен в виде перфорированной пластины, размещенной на стенке осадительной камеры.

На фиг.1 приведен общий вид системы очистки воздуха.

Сепаратор 1 системы очистки воздуха закреплен непосредственно в воздуховоде 2 с помощью захватов на упорах 3. Корпус сепаратора 1 интегрирован с конфузором 4, горловиной 5 и диффузором 6. В горловине 5 сепаратора 1 установлены направляющий аппарат 7 из плоских профилей 8 и решетка 9 аэродинамических профилей 10. Диффузор 6 плавно переходит в осадительную камеру 11 с закрытой сеткой 12 боковой стенкой. Капле-пылеуловитель выполнен в виде перфорированной пластины 13, размещенной на стенке осадительной камеры 11. В нижней части осадительная камера 11 имеет устройство для сбора и отвода выделенных из воздуха частиц аэрозоля 14. Вход 15 воздуховода 2 имеет жалюзийную решетку 16 и закрыт крышкой люка 17. Зазоры между сепаратором 1 и стенками воздуховода 2 закрыты гофрами 18. Сепаратор 1 может быть извлечен из воздуховода 2 при необходимости через люк 17.

Система очистки воздуха работает следующим образом.

При запуске ГТД открывается жалюзийная решетка 16 входа 15 воздуховода 2. В сепараторе 1 за счет возникшего перепада давления формируется течение воздуха. Поток очищаемого воздуха 19 ускоряется в конфузоре 4 и попадает на решетку 9 аэродинамических профилей 10 под углом атаки 3÷10°. Пройдя решетку 9, поток очищаемого воздуха 19 ускоряется до скорости 25÷30 м/с и отклоняется аэродинамическими профилями от оси в сторону капле-пылеуловителя 13, размещенного на боковой стенке осадительной камеры 11. При этом более тяжелые частицы продолжают двигаться по инерции и под действием силы тяжести в сторону капле-пылеуловителя 13, а легкие частицы воздуха тормозятся в диффузоре 6 и осадительной камере 11. Возникший градиент давления формирует течение воздуха в сторону боковой стенки осадительной камеры 11, закрытой сеткой 12.

Вода и соль, попавшие в устройство для сбора и отвода выделенных из воздуха частиц аэрозоля 14, поступают в дренажную систему корабля.

В решетке 9 установлены полые аэродинамические профили 10 с разрезной задней кромкой 20 и перфорацией 21 на выпуклой стороне аэродинамических профилей 10. Возникающие на них при обтекании потоком очищаемого воздуха 19 области пониженного давления интенсифицируют процесс конденсации влаги из потока очищаемого воздуха 19. Влага попадает через перфорацию внутрь полых аэродинамических профилей 10 и под действием силы тяжести стекает через разрезные задние кромки 20 в устройство для сбора и отвода выделенных из воздуха частиц аэрозоля 14.

Исследования характеристик опытных образцов подтвердили эффективность системы очистки воздуха от твердых частиц, морской воды и соли. Гидравлические потери всего тракта сепаратора 1 не превышают 200 Па и обеспечивают низкий уровень эксплуатационных расходов.

Похожие патенты RU2535847C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА 2013
  • Носачев Леонид Васильевич
  • Прохоров Роман Владимирович
RU2531192C1
КОАКСИАЛЬНЫЙ СЕПАРАТОР КАПЕЛЬНОГО АЭРОЗОЛЯ 2007
  • Тюрин Николай Павлович
  • Ватузов Денис Николаевич
  • Щибраев Александр Евгеньевич
  • Тюрин Денис Николаевич
  • Тарасова Елена Вячеславна
RU2327508C1
Мокрый пылеуловитель 1990
  • Яковенко Михаил Михайлович
SU1757716A1
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ ВОЗДУХА 2014
  • Носачев Леонид Васильевич
  • Кондрашов Вадим Викторович
  • Макаров Виталий Юрьевич
  • Суховинский Игорь Семенович
  • Витковский Александр Сергеевич
  • Яшин Александр Егорович
RU2570056C1
ПЛАСТИНЧАТЫЙ СЕПАРАТОР АЭРОЗОЛЯ 2002
  • Щибраев А.Е.
  • Тюрин Н.П.
  • Ватузов Д.Н.
RU2246340C2
Способ очистки высокотемпературных аэрозолей 2017
  • Суюнов Рамиль Равильевич
RU2674967C1
СЕПАРАТОР ТУМАНОВ С ИЗОГНУТЫМИ ПЛАСТИНЧАТЫМИ ОСАДИТЕЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 2002
  • Щибраев А.Е.
  • Тюрин Н.П.
  • Ватузов Д.Н.
RU2259861C2
ИНЕРЦИОННО-ВИХРЕВОЙ СЕПАРАТОР 2010
  • Ченцов Андрей Владимирович
  • Кузнецов Виктор Иванович
RU2467805C2
ТРУБЧАТЫЙ СЕПАРАТОР АЭРОЗОЛЯ 2000
  • Щибраев А.Е.
  • Полонский В.М.
  • Хурин И.А.
RU2178332C1
УСТРОЙСТВО ПО ОЧИСТКЕ ВОЗДУХА 2008
  • Трушков Юрий Юрьевич
  • Шевченко Александр Фёдорович
  • Макарова Луиза Евгеньевна
  • Каменских Алексей Павлович
RU2417820C2

Реферат патента 2014 года СИСТЕМА ОЧИСТКИ ВОЗДУХА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам очистки воздуха на входе судовых газотурбинных двигателей. Система очистки воздуха включает сепаратор с конфузором, горловиной, диффузором и капле-пылеуловителем, установленные в воздуховоде, и устройство для сбора и отвода выделенных из воздуха частиц аэрозоля. В горловине сепаратора установлены направляющий аппарат из плоских профилей и решетка аэродинамических профилей с разрезной задней кромкой и перфорированной их выпуклой аэродинамической поверхностью. Технический результат: высокая надежность, гидравлические потери не превышают 200 Па и низкий уровень эксплуатационных расходов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 535 847 C1

Система очистки воздуха, содержащая корпус, сепаратор с конфузором, горловиной, диффузором и капле-пылеуловителем и устройство для сбора и отвода выделенных из воздуха частиц аэрозоля, отличающаяся тем, что в горловине сепаратора установлены направляющий аппарат из плоских профилей и решетка полых аэродинамических профилей с разрезной задней кромкой и перфорированной выпуклой аэродинамической поверхностью, диффузор плавно переходит в осадительную камеру с боковой стенкой, закрытой сеткой, а капле-пылеуловитель выполнен в виде перфорированной пластины, размещенной на стенке осадительной камеры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2535847C1

Труба вентури 1973
  • Солгалов Эдуард Власович
  • Попович Степан Павлович
  • Стеценко Вячеслав Григорьевич
SU480430A1
Фильтр для очистки газов от влаги 1987
  • Полосин Иван Иванович
  • Тройнин Виктор Ефимович
  • Поздняков Михаил Васильевич
  • Авдеев Николай Алексеевич
SU1479083A1
ТРУБЧАТЫЙ СЕПАРАТОР АЭРОЗОЛЯ 2000
  • Щибраев А.Е.
  • Полонский В.М.
  • Хурин И.А.
RU2178332C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ПАРА ИЛИ ГАЗА ОТ ИНОРОДНЫХ ВКЛЮЧЕНИЙ 2010
  • Кокин Виктор Николаевич
RU2446860C2
DE 19736496 A1, 04.03.1999;
US 5549721 A1, 27.08.1996

RU 2 535 847 C1

Авторы

Носачев Леонид Васильевич

Кондрашов Вадим Викторович

Даты

2014-12-20Публикация

2013-06-07Подача