Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям мелководных плоскодонных судов.
Известны судовые движители в виде шеста, весла, паруса, гребного колеса, гребного винта, крыльчатого движителя, воздушного винта, водометного движителя, воздушно-реактивного двигателя, плавниковые движители, движители типа «Апизод» [1, 2, 3, 4].
Наиболее близким к предлагаемому судовому движителю является водометный движитель, который состоит из импеллера (винта крыльчатки насоса) с валом привода, водовода (водометной трубы), спрямляющего аппарата и реверсивно-рулевого устройства [5]. В водоводе, представляющем собой профилированную трубу, водяной поток ускоряется либо лопастным механизмом (гребной винт, крыльчатка насоса), либо энергией сгорания топлива или давлением сжатого газа, что и обеспечивает направленный выброс струи через выпускное отверстие в корме. Отбрасываемая масса воды создает упор движителя, что и приводит судно в движение. Водоводы располагаются внутри или снаружи корпуса судна. Эффективность водометного движителя зависит от формы водоводов, места расположения и конструкции водозаборников.
Недостатком водометного движителя является меньший по сравнению с ходовым винтом коэффициент полезного действия вследствие того, что реактивная водяная струя компактна, выходит из кормы судна в движущийся назад поток воды.
Теоретически можно записать, что количество движения реактивной струи водометного движителя в основном затрачивается на получение силы тяги и на придание скорости отталкиваемого потока воды.
m1(v1-vc)=F2Δt-m2v2 или ρQ1Δt(v1-vc)=FTΔt-ρQ2Δtv2,
m1=ρQ1Δt - масса воды, истекающей через сопло;
где ρ - плотность воды;
Q1 - подача воды через выпускное отверстие (сопло) в корме;
v1 - скорость истечения воды через сопло;
vc - скорость судна;
F2 - сила тяги; F2=Fт
m2=ρQ2Δt - масса воды, от которой отталкивается реактивная струя;
v2 - скорость движения массы воды m2.
Нами выявлено, что струя воды, направленная на наружные сферическую и цилиндрическую поверхности, создает тяговое усилие, обусловленное силой взаимодействия слоя обтекающей воды с водой под судном.
Задача изобретения - использование обтекающей по цилиндрической или сферической поверхности судна слоя воды в качестве судового движителя.
Поставленная задача достигается тем, что нос судна выполнен в виде части цилиндрической или сферической оболочки, на переднюю наружную поверхность которой под давлением из сопла сверху или сверху-сзади подается вода, которая, растекаясь вниз, создает толкающее усилие вследствие взаимодействия широкоплоскостного слоя воды с водой под ватерлинией плоскодонного судна, и рабочая поверхность оболочки выполнена гладкой и гидрофобной; положение сопла регулируется по высоте и наклону, выходное сечение щелевидного сопла ориентировано поперек носа судна.
На фиг. 1 показана схема судового движителя при направлении потока воды из сопла сверху на наружную цилиндрическую поверхность; на фиг. 2 - вид сверху судового движителя; на фиг. 3 - сопло, вид сбоку; на фиг. 4 - вид А (снизу) сопла.
Плоскодонное судно 1 с верхней отбортовкой 2 погружено в воду до ватерлинии 3. Нос судна выполнен в виде цилиндрической поверхности 4. Создается толкающее усилие F2 вследствие взаимодействия широкоплоскостного потока с водой под ватерлинией плоскодонного судна. Вода с расходом Q подается в сопло 5 с щелевым выходным отверстием 6, откуда плоская струя 7 направляется по касательной к верхней части цилиндрической поверхности под углом и с большой скоростью v1 слой воды 8 обтекает цилиндрическую переднюю носовую часть судна. При этом образуется тяговое усилие на элементарную массу m1 слоя воды на цилиндрической поверхности, движущейся со скоростью v1.
Стекающий по гладкой и гидрофобной цилиндрической поверхности носа судна слой воды шириной b и толщиной δ при скорости v1 имеет количество движения
Это количество движения ударяется об слой воды под ватерлинией, при этом около носа образуется впадина 9. Слой воды 8 воздействует на воду под плоским дном 10 судна, толкая назад, при этом образуется сила тяги F и происходит движение судна вперед.
m1(v1+vc)=FΔt-m2v3
ρQ1Δt(v1+vc)=FΔt-ρQ2Δtv2
Отсюда F=ρQ1(v1+vc)-ρQ2v3.
Из формулы видно, что установка судового движителя на носу увеличивает силу тяги. Необходимо уменьшить величину ρQ2v3. Это достигается воздействием широкого слоя воды 8 с рабочей поверхности носа на воду под плоским дном 10 судна. Слой воды 8 не отрывается от гладкой гидрофобной цилиндрической поверхности 4 носа вследствие прилипания согласно эффекту Коанда. Положение судна регулируется по высоте установки Н над рабочей поверхностью судна и углу наклона Q.
Ориентация щелевидного выходного отверстия 6 сопла 5 в передней части поперек носа позволяет получить на рабочей поверхности равномерный по толщине слой стекающей воды. Передвижением сопла по линии 11 вправо-влево управляется курс судна.
Судовой движитель может быть использован во время муссонных дождей в тропиках, при этом дождь собирается и направляется на нос судна.
Нос судна и корма могут быть идентичными, тогда задний ход достигается направлением потока воды в сопло кормы.
Источники информации
1. Лучанский И.А., Яновский А.А. От весла до водомета. - Л.: судостроение, 1964.
2. Большая Советская Энциклопедия. Т.25. - М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1976, - 51 с.
3. http://korabley.net/news/dvizhiteli
4. http://bse.sci-lib.com/article
5. http://ru.wikipedia.org
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОРТИВНО-ПРОГУЛОЧНОЕ ОДНОМЕСТНОЕ СУДНО | 2013 |
|
RU2533849C1 |
СПОСОБ ДОБЫЧИ САПРОПЕЛЯ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2494254C2 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2610754C2 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЕ | 2019 |
|
RU2714040C1 |
СУДОВОЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2178368C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2457148C1 |
СУДОВАЯ ВОДОМЕТНАЯ УСТАНОВКА "ТАТЬЯНА" | 1994 |
|
RU2085438C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОДВОДНОГО СУДНА | 2001 |
|
RU2213677C2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ | 2013 |
|
RU2523862C1 |
ЭКРАНОПЛАН С ВОДОМЁТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2015 |
|
RU2582505C1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям мелководных плоскодонных судов. Судовой движитель содержит подводящий под напором воду трубопровод и сопло. Нос судна выполнен впереди в виде части цилиндрической или сферической оболочки. На переднюю наружную поверхность под давлением из сопла сверху или сверху-сзади подается вода, которая, растекаясь вниз по поверхности оболочки и взаимодействуя с водой ниже ватерлинии плоскодонного судна, создает толкающее усилие. Достигается создание тягового усилия. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Судовой движитель, содержащий подводящий под напором воду трубопровод и сопло, отличающийся тем, что нос судна выполнен впереди в виде части цилиндрической или сферической оболочки, на переднюю наружную поверхность которой под давлением из сопла сверху или сверху-сзади подается вода, которая, растекаясь вниз по поверхности оболочки и взаимодействуя с водой ниже ватерлинии плоскодонного судна, создает толкающее усилие.
2. Судовой движитель по п.1, отличающийся тем, что рабочая поверхность оболочки выполнена гладкой и гидрофобной.
3. Судовой движитель по п.1, отличающийся тем, что положение сопла регулируется по высоте установки Н над рабочей поверхностью носа судна и углу наклона Q.
4. Судовой движитель по п.1, отличающийся тем, что выходное отверстие сопла выполнено щелевым и ориентировано поперек носа судна.
RU 2011111207 A, 10.10.2012 | |||
Носовая оконечность судна | 1988 |
|
SU1710434A1 |
GB 1215530 A, 09.12.1970 |
Авторы
Даты
2015-01-10—Публикация
2013-04-08—Подача