ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ
Изобретение относится к области энергомашиностроения.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Ближайший аналог заявленного изобретения - патент 2324060 «Свободнопоршневой генератор газов прямоточного двигателя с двумя поршнями привода компрессора». Принцип его действия состоит в следующем. При пуске свободнопоршневого генератора газов в камеру сгорания 1 форсункой 2 подается топливо и воспламеняется свечой 3 (фиг.1). Продукты сгорания через открытый газораспределительный клапан 4 поступают в левую полость поршня привода компрессора 5, в результате чего поршень привода компрессора 5 и соединенные с ним штоком 6 поршень компрессора 7 и поршень привода компрессора 8 начинают движение слева направо (по рисунку). Воздух из правой полости поршня привода компрессора 5 через обратный клапан 9 вытекает в атмосферу, а через обратный клапан 10 в левую полость поршня компрессора 7 засасывается воздух из атмосферы. Одновременно через обратный клапан 11 из правой полости поршня компрессора 7 воздух подается в камеру сгорания 1, пополняя расход кислорода в процессе горения топлива. Открытый газораспределительный клапан 12 позволяет воздуху свободно вытекать из правой полости поршня привода компрессора 8, не оказывая сопротивления движению поршней, а через обратный клапан 13 в левую полость поршня привода компрессора 8 засасывается воздух из атмосферы. При достижении поршнями окрестностей крайнего правого положения система управления (на фигуре не показана) переводит газораспределительные клапаны 4 и 12 в правое положение. Теперь газы из камеры сгорания 1 через открывшийся газораспределительный клапан 12 поступают в правую полость поршня привода компрессора 8, в результате чего поршни останавливаются, а затем начинают движение справа налево. Все остальные воздухораспределительные клапаны переходят в противоположное положение. Отработавшие газы из левой полости поршня привода компрессора 5 через открывшийся газораспределительный клапан 4 вытекают в атмосферу, а воздух из атмосферы через обратный клапан 14 засасывается в правую полость поршня привода компрессора 5. Воздух из левой полости поршня компрессора 7 через обратный клапан 15 подается в камеру сгорания 1, а воздух из атмосферы через обратный клапан 16 засасывается в правую полость поршня 7. Воздух из левой полости поршня привода компрессора 8 через обратный клапан 17 выбрасывается в атмосферу. В дальнейшем система управления, переводя газораспределительные клапаны 4 и 12 из одного крайнего положения в другое, обеспечивает подачу воздуха в камеру сгорания 1. При достижении рабочего давления газов в камере сгорания 1 открывается заслонка 18 и генерируемые газы через распределительный коллектор 19 поступают в тяговую расширительную машину. Управление текущей мощностью двигателя осуществляется изменением интенсивности подачи топлива в камеру сгорания.
ЦЕЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Цель заявленного изобретения состоит в том, чтобы обеспечить реверсирование вращения коленчатого вала однотактного двигателя с внешней камерой сгорания
СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Сущность заявленного изобретения поясняется на примере однотактного двигателя с внешней камерой сгорания и кривошипно-шатунным механизмом (далее - однотактный двигатель) в одноцилиндровом исполнении. Действует он следующим образом. При пуске двигателя система управления подает во внешнюю камеру сгорания 1 форсункой 2 дозу топлива и воспламеняет его свечой зажигания 3 (фиг.2). Топливо горит, и, если поршни 4 и 5 находятся в положении, как показано на фигуре, продукты сгорания из внешней камеры сгорания 1 по трубопроводу 6 через открытый впускной клапан 7 поступают в нижнюю (по рисунку) рабочую полость поршня 4. Под воздействием поступающих в нижнюю рабочую полость поршня 4 продуктов сгорания поршень 4, штоки 8, 9 и поршень 5 начинают движение вверх. Поскольку нижняя площадь поверхности поршня 4 больше его верхней площади поверхности на разность площадей поперечного сечения штоков 8 и 9, то давление сжимаемого в верхней компрессорной полости поршня 4 воздуха больше давления продуктов сгорания в его нижней полости. Поэтому воздух из верхней компрессорной полости поршня 4 через обратный клапан 10 поступает во внешнюю камеру сгорания 1, поддерживая в ней процесс горения периодически подаваемого форсункой 2 топлива. В нижнюю компрессорную полость поршня 5 через обратный клапан 11 засасывается воздух из атмосферы, а из верхней рабочей полости поршня 5 воздух (в дальнейшем отработавшие продукты сгорания) через выпускной клапан 12 выбрасывается в атмосферу. Таким образом, энергия продуктов сгорания через шток 9 и шатун 13 передается коленвалу 14. По прибытию поршней 4 и 5 в окрестности верхней мертвой точки система управления переводит впускной клапан 7 и выпускной клапан 12 в закрытое, а впускной клапан 15 и выпускной клапан 16 - в открытое положение. Теперь продукты сгорания из внешней камеры сгорания 1 по трубопроводу 17 через впускной клапан 15 поступают в верхнюю рабочую полость поршня 5. Поршни 4 и 5 начинают движение вниз, и коленвал двигателя 14 продолжает вращение в прежнем направлении. Сжимаемый в нижней компрессорной полости поршня 5 воздух через обратный клапан 18 поступает во внешнюю камеру сгорания 1, обеспечивая горение периодически подаваемого форсункой 2 топлива. В верхнюю компрессорную полость поршня 4 через обратный клапан 19 засасывается воздух из атмосферы, а из его нижней рабочей полости отработавшие продукты сгорания через выпускной клапан 16 выбрасываются в атмосферу.
Как видно из пояснения принципа действия двигателя, расширение продуктов сгорания в основном происходит только при выбросе их из цилиндра в конце движения поршней, не производя никакой полезной работы. Увеличение эффективности расширения продуктов сгорания в цилиндре во всем диапазоне нагрузок на двигатель осуществляется следующим образом. По аналогии с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) цилиндр однотактного двигателя можно представить условно разделенным на два объема. Первый соответствует камере сгорания ДВС - виртуальная камера сгорания. Остальной объем цилиндра, по сути дела, как и в ДВС, - виртуальный рабочий объем. Например, для начала движения поршней 4 и 5 из нижнего положения в верхнее система управления открывает впускной клапан 7 и продукты сгорания поступают из камеры сгорания 1 в виртуальную камеру сгорания цилиндра (часть нижней рабочей полости поршня 4 от его начала движения). Температура и давление поступающих в виртуальную камеру сгорания цилиндра при этом практически равна таковым в камере сгорания 1. Поршни начинают движение снизу вверх, и, когда пройдут соответствующий виртуальной камере сгорания путь, система управления закрывает впускной клапан 7. Доступ продуктов сгорания в цилиндр прекращается, и начинается процесс их расширения во всей нижней рабочей полости поршня 4 - в виртуальной камере сгорания и в виртуальном рабочем объеме цилиндра. Одновременно система управления отслеживает текущие значения скорости поршней 4 и 5, давления продуктов сгорания в камере сгорания 1, в нижней рабочей полости поршня 4 и давления сжимаемого в его верхней компрессорной полости воздуха. В соответствии с этими значениями система управления определяет момент времени открытия перепускного клапана 20, обеспечивающего максимальное расширение продуктов сгорания в нижней рабочей полости поршня 4 к моменту прибытия поршней 4 и 5 в верхнюю мертвую точку, и переводит в этот момент времени перепускной клапан 20 в открытое положение. В результате сжатый в верхней компрессорной полости поршня 4 воздух через перепускной клапан 20 перетекает в нижнюю компрессорную полость поршня 5. Противодействие воздуха в нижней рабочей полости поршня 4 движению поршней резко уменьшается. К этому моменту в нижнюю компрессорную полость поршня 5 уже поступило некоторое количество воздуха из атмосферы. Поступающий туда же через перепускной клапан 20 до определенной степени сжатый в верхней компрессорной полости поршня 4 воздух дополнительно заряжает нижнюю компрессорную полость поршня 5, и засасывание воздуха из атмосферы через обратный клапан 11 прекращается. При этом энергия, затрачиваемая на сжатие воздуха на данной фазе такта, также вместе с воздухом перебрасывается туда же. При этом поступающий сжатый воздух, расширяясь, сообщает дополнительный импульс кинетической энергии поршням 4 и 5. Энергия на преодоление динамического сопротивления в клапане 11 переносятся на клапан 19. То есть моменты времени открытия и закрытия впускного клапана 7 и перепускного клапана 20 система управления определяет таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность процесса расширения продуктов сгорания.
Управление рециркуляцией выхлопных газов на всех режимах работы положительно влияет на экономические и экологические характеристики двигателя. Для обеспечения рециркуляции выхлопных газов в цилиндр двигателя с целью оптимизации процесса сгорания топлива во всем диапазоне нагрузок на двигатель, система управления для каждого такта определяет соответствующие задаваемой мощности моменты времени закрытия и открытия газораспределительных клапанов массу выхлопных газов для ввода их в компрессорные полости поршней 4 и 5. При движении поршней 4 и 5 из нижней крайней точки в верхнюю крайнюю точку отработавшие продукты сгорания из верхней рабочей полости поршня 5 через выпускной клапан 12 выбрасываются в атмосферу. В заранее определенный системой управления момент времени система управления закрывает выпускной клапан 12 и открывает перепускной клапан 21. Оставшаяся в верхней рабочей полости поршня 5 часть выхлопных газов через перепускной клапан 21 перетекает в нижнюю компрессорную полость поршня 5 и смешивается там с всасываемым через обратный клапан 11 атмосферным воздухом. При последующем движении поршней 4 и 5 из верхней крайней точки в нижнюю смесь выхлопных газов с воздухом через обратный клапан 18 поступает во внешнюю камеру сгорания 1. Одновременно в заранее определенный системой управления момент времени система управления закрывает выпускной клапан 16 и открывает перепускной клапан 22. Оставшаяся в нижней рабочей полости поршня 4 часть выхлопных газов через перепускной клапан 22 перетекает в верхнюю компрессорную полость поршня 5 и там смешивается с всасываемым через обратный клапан 19 воздухом, поле чего смесь выхлопных газов с воздухом через обратный клапан 10 поступает во внешнюю камеру сгорания 1.
Реверсирование вращения коленвала однотактного двигателя осуществляется следующим образом. Если перед пуском однотактного двигателя в одноцилиндровом исполнении поршни 4 и 5 находятся в верхней или нижней мертвой точках, то коленвал 14 и шатун 13 окажутся в положении неустойчивого равновесия. Следовательно, и направление вращения коленвала при пуске окажется стохастичным, непредсказуемым. Задание направления вращения коленвала 14 в этом случае осуществляется следующим образом. Система управления механизмом сцепления соединяет стартер с коленвалом двигателя, проворачивает его и разъединяет их валы. Цель предпусковой операции - вывести коленвал 14 и шатун 13 из положения неустойчивого равновесия. В дальнейшем система управления форсункой 2 подает топливо в камеру сгорания 1 и воспламеняет его свечой зажигания 3. Одновременно система управления определяет мгновенное положение поршней 4 и 5 и коленвала 14. Затем открывает впускной клапан 7 или 15 в зависимости от того, в каком направлении задается вращение коленвала 14. Если угол поворота коленвала относительно штока 9 менее прямого угла и обеспечивает вращение коленвала в задаваемом направлении при движении поршней 4 и 5 из нижней крайней точки в верхнюю точку, система управления открывает впускной клапан 7. В противном случае система управления открывает впускной клапан 15. В обоих случаях поступающие в рабочие полости поршней продукты сгорания через поршни 4, 5, штоки 8, 9 и шатун 13 вращают коленвал 14 в заданном направлении. Однотактный двигатель с двумя и более цилиндрами не нуждается в стартере. В многоцилиндровом исполнении двигателя, как минимум, в одном из цилиндров всегда окажется такой, в котором поршни находятся в положении, при поступлении продуктов сгорания в рабочие полости которых обеспечивается вращение коленвала двигателя в любом задаваемом направлении.
РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Способ реверсирования вращения коленчатого вала однотактного двигателя с внешней камерой сгорания, включающего систему управления, цилиндр с поршнями и впускными клапанами, внешнюю камеру сгорания, шток поршней, шатун и коленчатый вал, отличающийся тем, что для реверсирования вращения коленчатого вала однотактного двигателя с внешней камерой сгорания в задаваемом направлении вращения система управления отслеживает мгновенное положение поршней в цилиндре однотактного двигателя с внешней камерой сгорания и открывает тот впускной клапан, при открытом положении которого продукты сгорания из внешней камеры сгорания однотактного двигателя с внешней камерой сгорания поступают в рабочую полость того поршня, в которой энергия поступающих из внешней камеры сгорания однотактного двигателя с внешней камерой сгорания расширяющихся продуктов сгорания приводит в движение поршень, кинетическая энергия которого через соединенный с поршнями шток и сочлененный со штоком шатун передается коленчатому валу однотактного двигателя с внешней камерой сгорания при положении коленчатого вала однотактного двигателя с внешней камерой сгорания, обеспечивающего вращение коленчатого вала однотактного двигателя с внешней камерой сгорания в задаваемом направлении.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Затраты на НИОКР заявленного изобретения не могут значительно отличаться от таковых при проектировании и отработке классических ДВС. При современном состоянии развития электроники создание автоматической системы управления вполне ординарная задача.
ГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Фиг.1. Схема свободнопоршневого генератора газов прямоточного двигателя с двумя поршнями привода компрессора: 1 - камера сгорания; 2 - форсунка; 3 - свеча зажигания; 4, 12 -газораспределительный клапан; 5, 8 - поршень привода компрессора; 6 - шток; 7 - поршень компрессора; 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17 - обратный клапан; 18 - заслонка; 19 - распределительный коллектор.
Фиг.2. Принципиальная схема однотактного двигателя с внешней камерой сгорания: 1 - внешняя камера сгорания; 2 - форсунка; 3 - свеча зажигания; 4, 5 - поршень двигателя; 6, 17 - трубопровод; 7, 15 - впускной клапан; 8, 9 - шток; 10, 11, 18, 19 - обратный клапан; 12, 16 - выпускной клапан; 13 - шатун; 14 - коленвал двигателя; 20, 21, 22 - перепускной клапан.
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), в частности к способам их реверсирования. Техническим результатом является повышение эффективности управления двигателем. Сущность изобретения заключается в том, что система управления отслеживает мгновенное положение поршней в цилиндре двигателя и открывает тот впускной клапан, при открытом положении которого продукты сгорания из внешней камеры сгорания поступают в рабочую полость того поршня, в которой энергия поступающих из внешней камеры сгорания расширяющихся продуктов сгорания приводит в движение поршень. Кинетическая энергия этого поршня через соединенный с поршнями шток и сочлененный со штоком шатун передается коленчатому валу двигателя при положении коленчатого вала, обеспечивающего его вращение в задаваемом направлении. 2 ил.
Способ реверсирования вращения коленчатого вала однотактного двигателя с внешней камерой сгорания, включающего систему управления, цилиндр с поршнями и впускными клапанами, внешнюю камеру сгорания, шток поршней, шатун и коленчатый вал, отличающийся тем, что для реверсирования вращения коленчатого вала однотактного двигателя с внешней камерой сгорания в задаваемом направлении вращения система управления отслеживает мгновенное положение поршней в цилиндре однотактного двигателя с внешней камерой сгорания и открывает тот впускной клапан, при открытом положении которого продукты сгорания из внешней камеры сгорания однотактного двигателя с внешней камерой сгорания поступают в рабочую полость того поршня, в которой энергия поступающих из внешней камеры сгорания однотактного двигателя с внешней камерой сгорания расширяющихся продуктов сгорания приводит в движение поршень, кинетическая энергия которого через соединенный с поршнями шток и сочлененный со штоком шатун передается коленчатому валу однотактного двигателя с внешней камерой сгорания при положении коленчатого вала однотактного двигателя с внешней камерой сгорания, обеспечивающего вращение коленчатого вала однотактного двигателя с внешней камерой сгорания в задаваемом направлении.
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕХСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ | 2005 |
|
RU2286290C1 |
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ГЕНЕРАТОР ГАЗОВ ПРЯМОТОЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДВУМЯ ПОРШНЯМИ ПРИВОДА КОМПРЕССОРА | 2006 |
|
RU2324060C1 |
US2005211194 A1 29.09.2005 | |||
US2001001387 A1 24.05.2001 | |||
JPS5670104 U 10.06.1981 | |||
EP0909883 A1 21.04.1999 | |||
JP2010185312 A 26.08.2010 | |||
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ ДИЗЕЛЕМ | 0 |
|
SU244001A1 |
Авторы
Даты
2015-01-10—Публикация
2014-01-09—Подача