Изобретение относится к антифризам - низкозамерзающим охлаждающим жидкостям и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей, сельскохозяйственных машин, специальной техники, а также в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах.
Как известно, к антифризам, используемым в системе охлаждения ДВС автомобильной техники, предъявляются жесткие требования по коррозионному и химическому воздействию на металлические и резиновые детали двигателей.
Известен антифриз, содержащий, мас.%: этиленгликоль - 93,0-93,5, бензоат щелочного металла - 2,90-3,10, салицилат щелочного металла - 0,08-0,12, гидроксид щелочного металла - 0,20-0,30, тетраборат натрия (безводный) - 0, (55-0,75, циклогексанон - 0,28-0,32, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола - 0,01-0,02, бензотриазол - 0,27-0,28, N-бензилиденциклогексиламин - 0,28-0,32, нитрит щелочного металла - 0,15-0,20, кремнийорганический пеногаситель - 0,02-0,03, краситель - 0,0015-0,035 и воду - остальное (RU 2050396 C1, кл. C09K 5/10, C23F 11/12, 11/14, 20.12.1995).
Недостатком известного антифриза является многокомпонентность состава, включающего 9 антикоррозионных присадок при их суммарном содержании от 4,82 до 5,41 мас.%, что значительно усложняет технологию его приготовления.
Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является антифриз, включающий, мас.%: нитрит натрия - 0,1-0,2, нитрат натрия - 0,2-0,3, бензотриазол - 1,0-2,0, борат этаноламина - 2,0-3,0, этиленгликоль - 50,0-60,0, вода - до 100 (RU 2370512 С1, кл. С09К 5/10, C23F 11/14, 20.10.2009).
Недостатком данного антифриза является нежелательное присутствие в составе нитрата нитрита натрия, которые оказывают вредное воздействие на организм человека и окружающую среду. Кроме того, он вызывает относительно высокое набухание резиновых деталей ДВС.
Техническим результатом изобретения является повышение защитных свойств антифриза по отношению к резине, черным и цветным металлам, а также повышение его экологической безопасности.
Данный результат достигается тем, что антифриз, включающий боразотсодержащее соединение, азол, гликоль и воду, дополнительно содержит триэтилфосфат и продукт взаимодействия метилтриэтоксисилана с 1,2-пропиленгликолем в мольном соотношении 1:8, в качестве боразотсодержащего соединения содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина, этилкарбитола и олеиновой кислоты при мольном соотношении реагентов 1:3:(0,5-0,7):0,4 соответственно с аминным числом не менее 42 мг HCI/г, в качестве азола он содержит имидазол, а в качестве гликоля - 1,2-пропиленгликоль при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отличительной особенностью предложенного технического решения является то, что при введении в состав продукта конденсации борной кислоты, диэтаноламина (ДЭА), этилкарбитола и олеиновой кислоты при мольном соотношении реагентов 1:3:(0,5-0,7):0,4, триэтилфосфата (ТЭФ), продукта взаимодействия метилтриэтоксисилана с 1,2-пропиленгликолем в мольном соотношении 1:8 и имидазола при заявленном соотношении компонентов возникает синергический эффект повышения защитных свойств антифриза по отношению к резине, черным и цветным металлам.
Использование продукта конденсации и продукта взаимодействия при иных мольных соотношениях реагентов, кроме заявленных, а также введение их, ТЭФ и имидазола при иных массовых соотношениях не позволяет получить антифриз с высокими защитными свойствами.
Этилкарбитол (ТУ 2422-125-05766801-2003) - моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - бесцветная подвижная гигроскопичная жидкость с температурой кипения 201,9°C и плотностью 0,9902 г/см3.
В промышленности этилкарбитол (C2H5OCH2CH2OCH2CH2OH) получают реакцией этилового спирта с окисью этилена при температуре 180-200°C и давлении 3.0-3.5МПа в присутствии гидроксида натрия.
Олеиновую кислоту используют согласно ГОСТ 7580-91, борную кислоту - по ГОСТ 18704-78, ДЭА - по ТУ 6-09-2652-91.
Триэтилфосфат (триэтиловый эфир ортофосфорной кислоты) (C2H5O)3PO является сложным эфиром этанола и фосфорной кислоты, представляет собой бесцветную, хорошо растворимую в воде жидкость с температурой кипения 216°C и относительной плотностью 1,073 г/см3.
Имидазол C3H4N2 (ТУ 6-09-37-1127-91) получают конденсацией глиоксаля с аммиаком в присутствии формальдегида. Он представляет собой бесцветные или бледно-желтые кристаллические хлопья со слабым запахом амина с температурой плавления 88,3-89,9°C и относительной плотностью 1,111 г/см3. Он хорошо растворим в воде, спирте, бензоле, плохо - в углеводородах.
Метилтриэтоксисилан (CH3Si(C2H5O)3) - прозрачная бесцветная или слегка желтоватая жидкость с температурой кипения 143°C и плотностью 0,895 г/см3. Его получают в результате каталитического диспропорционирования диэтоксисилана (7115 Crosslinker ТР3312).
1,2-пропиленгликоль (CH3CHOHCH2OOH) - горючая жидкость с температурой кипения 189°C и плотностью 1,0361 г/см3 (ТУ 6-09-2434-81). В промышленности 1,2-пропиленгликоль (1,2-пропандиол) получают гидратацией пропиленоксида.
Технология получения продукта взаимодействия заключается в следующем.
Синтез проводят в лабораторном реакторе, снабженном трехрогой насадкой, механической мешалкой, обратным водяным холодильником и капельной воронкой. К 608,8 г (8 молям) 1,2-пропиленгликоля при перемешивании добавляют 178,3 г (1 моль) метилтриэтоксисилана. Реакционную массу перемешивают в течение 15 ч при температуре 130°C, после чего удаляют образующийся этиловый спирт сначала при атмосферном давлении, затем при вакуумировании на роторном испарителе до постоянного веса реакционной массы при остаточном давлении 2-5 мм рт.ст. и температуре 130°C. Выход продукта 99%. Продукт представляет собой прозрачную бесцветную жидкость с динамической вязкостью 5,3 Па·сек (20±0,5°C), коэффициентом преломления (20°C)
Технология получения продукта конденсации заключается в следующем.
В лабораторный реактор, снабженный мешалкой, насадкой Дина-Старка, обратным холодильником и термометром, при температуре 90-100°C и постоянном перемешивании загружают 315 г (3 моля) диэтаноламина, 61 г (1 моль) борной кислоты и 67-94 г (0,5-0,7 моля) этилкарбитола. Реакционную массу нагревают до 180-200°C и проводят реакцию конденсации в течение 45-60 мин. Затем в реактор вводят 112 г (0,4 моля) олеиновой кислоты и продолжают реакцию конденсации в течение 30-40 мин при температуре 200-210°C.
Полученные продукты имеют цвет от желтого до медового, хорошо растворимы в воде, не пенятся, не образуют осадки в жесткой воде и имеют следующие характеристики:
Кинематическая вязкость при 100°C, сСт - не более 55,0.
Аминное число, мг HCI/г - не менее 42.
Зольность, % - отсутствует.
Температура вспышки в открытом тигле, °C - не ниже 200.
Технология приготовления охлаждающей жидкости заключается в следующем.
В емкость с мешалкой последовательно загружают расчетные количества воды (умягченной), продукта конденсации, полученного, как описано выше, ТЭФ, имидазола и продукта взаимодействия. После перемешивания в течение 15-20 мин к полученному водному раствору добавляют 1,2-пропиленгликоль, и процесс перемешивания продолжают еще 30-40 мин. При необходимости в состав антифриза могут быть добавлены любые нейтральные красители, в частности Na-флюоресцеин для получения светло-зеленой окраски.
Составы образцов предложенного антифриза представлены в табл.1. Примеры 4 и 5 являются контрольными.
Испытания антифризов на коррозионное воздействие на металлы при 88±2°C в течение 336 ч проводили по методикам, приведенным в ГОСТ 28084-89, которые находятся в полном соответствии с методиками ASTM.
Результаты коррозионных испытаний представлены в табл.2.
Испытания резины на набухание проводили по ГОСТ 9.030-74 при температуре 100°C в течение 70 ч. Результаты испытания приведены в табл.3.
Основные физико-химические свойства предлагаемого антифриза приведены в табл.4.
Использование предложенного антифриза в двигателях внутреннего сгорания автомобильной, сельскохозяйственной и специальной техники позволит надежно защитить узлы и детали ДВС, выполненные из черных и цветных металлов, от коррозионного поражения, а резиновые детали - от набухания и старения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 2013 |
|
RU2540543C2 |
ВОДОРАСТВОРИМЫЙ ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ | 2013 |
|
RU2528922C1 |
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости, совместимой с другими охлаждающими жидкостями | 2019 |
|
RU2748915C2 |
КОНЦЕНТРАТ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ | 2012 |
|
RU2535948C2 |
ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ | 2015 |
|
RU2597442C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ИНГИБИТОР АТМОСФЕРНОЙ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ | 2006 |
|
RU2301285C1 |
ТУРБИННОЕ МАСЛО | 2010 |
|
RU2439136C1 |
ПРИСАДКА К СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ | 2008 |
|
RU2375417C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ | 2009 |
|
RU2400528C1 |
ПРИСАДКА К МИНЕРАЛЬНЫМ МАСЛАМ | 2008 |
|
RU2368648C1 |
Изобретение относится к антифризам - низкозамерзающим охлаждающим жидкостям и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, специальной техники, а также в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах. Антифриз содержит, мас.%: продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина, этилкарбитола и олеиновой кислоты при мольном соотношении 1:3:(0,5-0,7):0,4 с аминным числом не менее 42 мг HCI/г 0,5-2,5, триэтилфосфат 0,3-0,5, имидазол 0,5-0,7, продукт взаимодействия метилтриэтоксисилана с 1,2-пропиленгликолем в мольном соотношении 1:8 0,02-0,04, 1,2-пропиленгликоль 60,0-70,0, вода до 100. Предлагаемое изобретение обеспечивает повышение защитных свойств антифриза по отношению к резине, черным и цветным металлам, а также повышение его экологической безопасности. 4 табл., 5 пр.
Антифриз, включающий боразотсодержащее соединение, азол, гликоль и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит триэтилфосфат и продукт взаимодействия метилтриэтоксисилана с 1,2-пропиленгликолем в мольном соотношении 1:8, в качестве боразотсодержащего соединения содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина, этилкарбитола и олеиновой кислоты при мольном соотношении реагентов 1:3:(0,5-0,7):0,4 соответственно с аминным числом не менее 42 мг HCI/г, в качестве азола он содержит имидазол, а в качестве гликоля - 1,2-пропиленгликоль при следующем соотношении компонентов, мас.%:
US 20130105407 A1, 02.05.2013; | |||
US 7588695 B2, 15.09.2009 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ИНДИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕТА САМОЛЕТА | 1978 |
|
SU739965A1 |
RU 2007111375 А, 20.10.2008; | |||
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 2008 |
|
RU2370512C1 |
Колосоуборка | 1923 |
|
SU2009A1 |
АНТИФРИЗ | 1992 |
|
RU2050396C1 |
Авторы
Даты
2015-02-10—Публикация
2013-07-05—Подача