СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЯЕМОСТИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН Российский патент 2015 года по МПК G07C5/08 

Описание патента на изобретение RU2540835C1

Изобретение относится к области использования информационной техники на транспорте и при эксплуатации транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин и может быть использовано лизингодателями, арендодателями и дилерами для организации учета соблюдения владельцами предписаний изготовителя по выполнению периодического технического обслуживания транспортных средств и машин.

Известен способ контроля эксплуатации транспортных средств, заключающийся в установке на каждом из контролируемых транспортных средств приемника навигационных сигналов спутниковых навигационных систем, приеме этих сигналов приемником, вычислении по принятым сигналам времени, координат и скорости транспортного средства, формировании и передаче по каналу радиосвязи на пункт контроля данных о коде, координатах, направлении движения, времени и скорости транспортного средства. В пункте контроля эксплуатации транспортных средств осуществляют прием, обработку, хранение и регистрацию переданного пакета информации [1].

Недостатком известного способа является невозможность автоматического выявления факта проведения периодического технического обслуживания транспортных средств и машин. Получатели информации получают данные о простоях транспортных средств, но не информируются о воздействиях на транспортные средства при простоях, в том числе и о выполнении технического обслуживания.

Наиболее близким техническим решением является принятый в качестве прототипа способ контроля эксплуатации транспортных средств, который реализуется системой контроля эксплуатации транспортных средств, заключающийся в том, что на каждом из контролируемых транспортных средств устанавливают приемник навигационных сигналов спутниковых навигационных систем, радиопередатчик, формирователь сообщений и датчики параметров состояния транспортного средства. При этом принимают навигационные сигналы приемником, вычисляют по принятым сигналам время, координаты и скорость транспортного средства, а затем формируют и передают по каналу радиосвязи в пункт контроля данные о коде, состоянии, координатах, направлении движения, времени и скорости транспортного средства. В пункте контроля эксплуатации транспортных средств осуществляют прием, обработку, регистрацию и хранение переданного пакета информации [2].

Недостатком известного способа является невозможность автоматического выявления факта проведения периодического технического обслуживания транспортных средств. Известный способ позволяет идентифицировать лишь состояние транспортного средства после столкновения и при неработоспособности водителя. Получатели информации получают данные о простоях транспортных средств, но при этом не получают сведений о воздействиях на транспортные средства при простоях, в том числе и о выполнении технического обслуживания.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в обеспечении автоматического контроля и учета соблюдения периодичности и полноты выполнения технического обслуживания и, тем самым, продления ресурса и сокращения издержек на эксплуатацию транспортных средств и машин.

Решение поставленной технической задачи достигается тем, что в способе контроля выполняемости периодического технического обслуживания транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин, заключающемся в том, что по сигналам штатных конструктивных элементов транспортного средства или машины при эксплуатации осуществляют автоматический контроль функционирования, а по сигналам навигационного устройства - контроль местонахождения транспортного средства или машины с использованием установленных на нем блока контроля и формирователя идентификационного кода транспортного средства или машины, в соответствии с которым информацию о функционировании и местонахождении последнего с фиксацией текущего времени передают в пункт контроля посредством блока связи, согласно изобретению контроль за выполнением периодического технического обслуживания транспортного средства или машины осуществляют посредством одновременного выявления простоя последнего на территории цеха, где допускается выполнение технического обслуживания, и сочетания ряда признаков, таких как падение давления до минимума одновременно во всех рабочих пневматических камерах или гидравлических цилиндрах подвески, падение уровня моторного масла до нуля и последующее его повышение до нормы и поступление кода переключения в режим диагностирования в бортовую вычислительную сеть транспортного средства или машины, выявляемых в любой последовательности в период простоя не более нормативной продолжительности технического обслуживания, при этом простой фиксируют по отсутствию сигналов датчиков тахометра и спидометра транспортного средства или машины и используют предварительно задаваемые координаты местонахождения цехов, где допускается выполнение технического обслуживания, и установленные нормативы продолжительности технического обслуживания и наработки до технического обслуживания, причем в пункт контроля передают данные о наработке от предыдущего технического обслуживания, а также о времени начала, продолжительности и дате простоя в техническом обслуживании.

На решение поставленной технической задачи направлено и то, что наработку до технического обслуживания транспортных средств или машин отсчитывают в единицах параметров пробега с использованием одометра или времени работы с использованием счетчика моточасов.

На решение поставленной технической задачи направлено также и то, что простой и факт выполнения технического обслуживания транспортного средства или машины фиксируют посредством алгоритмов сравнения с нормативами и логической обработки полученных результатов сравнения по совокупности параметров функционирования, местоположения и наработки транспортного средства или машины.

Обеспечение автоматического контроля и учета соблюдения периодичности и полноты выполнения технического обслуживания достигается за счет одновременного выявления простоя транспортного средства или машины на территории цеха, где допускается выполнение технического обслуживания, и сочетания ряда признаков, таких как падение давления до минимума одновременно во всех рабочих пневматических камерах или гидравлических цилиндрах подвески, падение уровня моторного масла до нуля и последующее его повышение до нормы и поступление кода переключения в режим диагностирования в бортовую вычислительную сеть транспортного средства или машины. Выявление этих признаков в любой последовательности в период простоя не более нормативной продолжительности технического обслуживания указывает на проведение работ технического обслуживания. При этом отсутствие сигналов штатных тахометра и спидометра транспортного средства или машины и данные навигационного устройства позволяют идентифицировать простои на территории цеха, где допускается выполнение технического обслуживания, а сигналы штатных датчиков в конструктивных элементах транспортного средства или машины позволяют выявить признаки выполнения работ технического обслуживания.

Способ контроля выполняемости периодического технического обслуживания транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин состоит в том, что по сигналам штатных конструктивных элементов транспортного средства или машины при эксплуатации осуществляют автоматический контроль функционирования транспортного средства или машины с использованием установленного на нем блока контроля, а по сигналам навигационного устройства осуществляют контроль местонахождения транспортного средства или машины.

Информацию о функционировании, местонахождении и идентификационном коде транспортного средства или машины с фиксацией текущего времени передают в пункт контроля посредством блока связи.

Контроль за выполнением периодического технического обслуживания транспортного средства или машины осуществляют посредством одновременного выявления простоя последнего на территории цеха, где допускается выполнение технического обслуживания. Это необходимый признак допускаемого выполнения периодического технического обслуживания. Кроме того, на выполнение периодического технического обслуживания указывает сочетание ряда признаков, таких как падение давления до минимума одновременно во всех рабочих пневматических камерах или гидравлических цилиндрах подвески, падение уровня моторного масла до нуля и последующее его повышение до нормы и поступление кода переключения в режим диагностирования в бортовую вычислительную сеть транспортного средства или машины. Сочетание указанных признаков, выявляемых в любой последовательности в период простоя не более нормативной продолжительности технического обслуживания, указывает на выполнение периодического технического обслуживания транспортного средства или машины, предусматривающего вывешивание колес, замену моторного масла и диагностирование в цехах определенных предприятий. Это сочетание признаков отличает работы периодического технического обслуживания от работ ремонта. Вместо признака падения давления до минимума одновременно во всех рабочих пневматических камерах или гидравлических цилиндрах подвески допустимо использовать эквивалентный признак максимального выхода штоков во всех рабочих гидравлических цилиндрах или пневматических камерах подвески, также свидетельствующий о вывешивании колес транспортного средства или машины.

Простой фиксируют по отсутствию сигналов датчиков тахометра и спидометра транспортного средства или машины, а по нахождению транспортного средства или машины на территории цехов, где допускается выполнение технического обслуживания, выявляют простой в техническом обслуживании.

Выявление признаков выполнения технического обслуживания в период простоя продолжительностью не более нормативной отличает выполнение периодического технического обслуживания от других работ и отдельных операций ремонта. Сопоставление наработки от предыдущего технического обслуживания с нормативной наработкой обеспечивает объективное выявление нарушений периодичности выполнения технического обслуживания транспортного средства или машины.

В пункт контроля передают данные о наработке от предыдущего технического обслуживания, а также о времени начала, продолжительности и дате простоя в техническом обслуживании.

Отсчет наработки до технического обслуживания транспортных средств или машин в единицах параметров пробега с использованием одометра или времени работы с использованием счетчика моточасов соответствует принятому планированию технического обслуживания по пробегу и по времени.

Простой и факт выполнения технического обслуживания транспортного средства или машины фиксируют посредством алгоритмов сравнения с нормативами и логической обработки полученных результатов сравнения по совокупности параметров функционирования, местоположения и наработки транспортного средства или машины.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема комплекса оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, сельскохозяйственные и дорожные машины.

Контроль выполняемости периодического технического обслуживания транспортных средств или машин осуществляется в автоматическом режиме с использованием бортового комплекса оборудования, размещаемого на каждом транспортном средстве или машине 1. В состав бортового комплекса оборудования входят блок 2 контроля, формирователь 3 сообщений, блок 4 связи, формирователь 5 идентификационного кода транспортного средства или машины, навигационный блок 6.

С блоком 4 связи через радиоканал связан пункт 7 контроля.

Блок 2 контроля содержит последовательно соединенные коммутатор 8, схему 9 сопряжения, аналого-цифровой преобразователь 10 и интерфейс 11, подключенные к одному из входов микропроцессора 12, а к другим входам микропроцессора 12 через интерфейсы 13-19 подключены соответственно выходы таймера 20, формирователя 5 идентификационного кода транспортного средства или машины, навигационного блока 6 и выходы штатных спидометра 21, тахометра 22, одометра 23, контакта 24 шины управления бортовой вычислительной сети в диагностическом разъеме транспортного средства или машины. К одному входу коммутатора 8 подключен выход датчика 25 уровня моторного масла, а к другим его входам - датчики 26 давления в рабочих камерах или цилиндрах подвески транспортного средства или машины, количество которых соответствует количеству рабочих камер или цилиндров подвески.

Выход микропроцессора 12 через последовательно соединенные интерфейс 27 и формирователь 3 сообщений подсоединен к входу блока 4 связи, причем микропроцессор 12 своими входами-выходами связан с запоминающими устройствами 28 (см. чертеж).

Способ контроля выполняемости периодического технического обслуживания транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин реализуется следующим образом.

Предварительно в память формирователя 5 идентификационного кода вносят идентификационный код транспортного средства или машины, а в память блока 28 памяти - нормативы продолжительности технического обслуживания и наработки до технического обслуживания, установленные изготовителем с учетом условий эксплуатации, а также координаты территорий расположения цехов предприятий, на которых допускается выполнение технического обслуживания транспортного средства или машины.

При функционировании транспортного средства или машины в автоматическом режиме производят циклическое последовательное обращение к выходам навигационного блока 6, спидометра 21 и тахометра 22. По полученным сигналам идентифицируют простой транспортного средства или машины на территории цеха предприятия, на котором допускается выполнение технического обслуживания.

В режиме простоя транспортного средства или машины на территории цеха предприятия производят обращение к выходам датчика 25 уровня моторного масла и датчиков 26 давления в рабочих камерах или цилиндрах подвески транспортного средства или машины, контакту 24 шины управления бортовой вычислительной сети в диагностическом разъеме.

По полученным сигналам фиксируют выполнение периодического технического обслуживания. Для этого используют сочетание ряда признаков, таких как падение уровня моторного масла до нуля и последующее его повышение до нормы, падение давления до минимума одновременно во всех рабочих пневматических камерах или гидравлических цилиндрах подвески и поступление кода переключения в режим диагностирования бортовой вычислительной сети транспортного средства или машины, выявляемых в любой последовательности в период простоя продолжительностью не более нормативной.

Посредством блока 2 контроля производят обращение к таймеру 20 и выходу одометра 23 и отсчитывают продолжительность простоя в техническом обслуживании и наработку от предшествующего технического обслуживания транспортного средства или машины.

Посредством микропроцессора 12, интерфейса 27, формирователя 3 сообщений и блока 4 связи формируют и передают в пункт 7 контроля идентификационный код транспортного средства или машины и данные о времени начала, продолжительности и дате простоя в техническом обслуживании, величине превышения установленной наработки до технического обслуживания, пробеге и координатах транспортного средства или машины при техническом обслуживании.

В пункте 7 контроля, например, лизингодателя, арендодателя или дилера транспортного средства или машины ведут базу данных выполнения технического обслуживания по всему парку сданных в лизинг или аренду эксплуатируемых транспортных средств или машин. На основе полученных данных оценивают выполняемость технического обслуживания и вырабатывают меры по воздействию на лизингополучателей и владельцев транспортных средств и машин для обеспечения соблюдения ими предписаний изготовителей в отношении технического обслуживания. Использование изобретения обеспечивает минимизацию нарушений регламентов технического обслуживания, предусмотренных изготовителями в эксплуатационной документации.

Таким образом, изобретение позволяет осуществлять автоматический контроль и учет соблюдения периодичности и полноты выполнения технического обслуживания и тем самым продлевать ресурс и сокращать издержки на эксплуатацию транспортных средств и машин.

Источники информации

1. Патент РФ №2474879, МПК G07C 5/08, опубл. 20.04.2012 г.

2. Патент РФ №2449374, МПК G07C 5/08, опубл. 13.04.2011 г. (прототип).

Похожие патенты RU2540835C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СОХРАНЯЕМОСТИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН 2020
  • Мороз Сергей Маркович
RU2745037C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2018
  • Мороз Сергей Маркович
RU2694162C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО РАСХОДУ ТОПЛИВА 2018
  • Мороз Сергей Маркович
RU2694166C1
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКТИРОВКИ ПЕРИОДИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Черняев Игорь Олегович
RU2748781C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН 2014
  • Мороз Сергей Маркович
RU2549160C1
Система контроля и мониторинга маршрутизированных автотранспортных средств 2018
  • Кулагин Александр Сергеевич
RU2712404C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ СИСТЕМ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2014
  • Москалёв Владимир Семёнович
  • Алёшечкин Николай Дмитриевич
  • Шудыкин Александр Сергеевич
RU2545188C1
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ 2005
  • Старченков Николай Николаевич
  • Пыльник Олег Петрович
RU2273055C1
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 2001
  • Сёмкин А.Н.
  • Черемушкин В.И.
  • Жиделев А.С.
  • Анисимов В.Н.
  • Сафонов С.В.
  • Дурсин Ю.Г.
RU2217797C2
СПОСОБ РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И РЕМОНТНАЯ ПОЗИЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В ЭТОМ КОМПЛЕКСЕ 2021
  • Семенов Александр Павлович
  • Казарин Денис Викторович
RU2813685C2

Реферат патента 2015 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЯЕМОСТИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН

Изобретение относится к контролю и техническому обслуживанию транспортных средств. Технический результат заключается в обеспечении контроля соблюдения периодичности выполнения технического обслуживания, продлевая тем самым ресурс и сокращая издержки на эксплуатацию транспортных средств или машин. В способе одновременно выявляют простой и сочетания ряда признаков, таких как падение давления, падение уровня моторного масла до нуля и последующее его повышение до нормы, а также поступление кода переключения в режим диагностирования в бортовую вычислительную сеть транспортного средства или машины. Простой фиксируют по отсутствию сигналов датчиков тахометра и спидометра транспортного средства или машины и используют предварительно задаваемые координаты местонахождения цехов, где допускается выполнение технического обслуживания, и установленные нормативы продолжительности последнего и наработки до технического обслуживания. В пункт контроля передают данные о наработке от предыдущего технического обслуживания, а также о времени начала, продолжительности и дате простоя в техническом обслуживании. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 540 835 C1

1. Способ контроля выполняемости периодического технического обслуживания транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин, заключающийся в том, что по сигналам штатных конструктивных элементов транспортного средства или машины при эксплуатации осуществляют автоматический контроль функционирования, а по сигналам навигационного устройства - контроль местонахождения транспортного средства или машины с использованием установленных на нем блока контроля и формирователя идентификационного кода транспортного средства или машины, в соответствии с которым информацию о функционировании и местонахождении последнего с фиксацией текущего времени передают в пункт контроля посредством блока связи, отличающийся тем, что контроль за выполнением периодического технического обслуживания транспортного средства или машины осуществляют посредством одновременного выявления простоя последнего на территории цеха, где допускается выполнение технического обслуживания, и сочетания ряда признаков, таких как падение давления до минимума одновременно во всех рабочих пневматических камерах или гидравлических цилиндрах подвески, падение уровня моторного масла до нуля и последующее его повышение до нормы и поступление кода переключения в режим диагностирования в бортовую вычислительную сеть транспортного средства или машины, выявляемых в любой последовательности в период простоя не более нормативной продолжительности технического обслуживания, при этом простой фиксируют по отсутствию сигналов датчиков тахометра и спидометра транспортного средства или машины и используют предварительно задаваемые координаты местонахождения цехов, где допускается выполнение технического обслуживания, и установленные нормативы продолжительности технического обслуживания и наработки до технического обслуживания, причем в пункт контроля передают данные о наработке от предыдущего технического обслуживания, а также о времени начала, продолжительности и дате простоя в техническом обслуживании.

2. Способ п.1, отличающийся тем, что наработку до технического обслуживания транспортных средств или машин отсчитывают в единицах параметров пробега с использованием одометра или времени работы с использованием счетчика моточасов.

3. Способ п.1, отличающийся тем, что простой и факт выполнения технического обслуживания транспортного средства или машины фиксируют посредством алгоритмов сравнения с нормативами и логической обработки полученных результатов сравнения по совокупности параметров функционирования, местоположения и наработки транспортного средства или машины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2540835C1

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2011
  • Федотов Александр Алексеевич
  • Дорух Игорь Георгиевич
RU2449374C1
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ РАСХОДА ТОПЛИВА И РЕЖИМОВ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Искандеров Раян Гимельянович
  • Искандерова Людмила Михайловна
RU2361278C2
СИСТЕМА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МАШИНЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЕЕ ОПЕРАТОРА 2009
  • Путконен Аки
RU2458403C2
Приспособление для суммирования отрезков прямых линий 1923
  • Иванцов Г.П.
SU2010A1
US 6745151B2, 01.06.2004

RU 2 540 835 C1

Авторы

Мороз Сергей Маркович

Даты

2015-02-10Публикация

2014-02-03Подача