ЛЕБЕДКА АВТОМОБИЛЬНАЯ Российский патент 2015 года по МПК B66D1/14 

Описание патента на изобретение RU2544450C2

Изобретение относится к области машиностроения, конкретнее - к грузоподъемным устройствам, в частности к лебедкам, и может быть также использовано в качестве автомобильной лебедки для самовытаскивания или вытаскивания других транспортных средств.

Известна лебедка автомобильная с червячным редуктором, которая применяется в составе транспортного средства, в частности на автомобилях повышенной проходимости КАМАЗ, УРАЛ, ЗИЛ. Лебедка состоит из червячного понижающего редуктора, барабана с тросом, установленного жестко на одном валу с ведомым червячным колесом, элементов крепления и системы управления. При этом, в зависимости от компоновки автомобиля, лебедка может устанавливаться как в передней части (автомобиль ЗИЛ-131), так и в задней части автомобиля (автомобили КАМАЗ). При заднем расположении лебедки применяются также направляющие ролики для подачи троса вперед. Подача мощности на лебедку осуществляется с помощью карданной передачи. Известны также автомобильные лебедки с гидроприводом или электроприводом зарубежного производства (США, ФРГ, Швеция, КНР и др.), состоящие из планетарных редукторов типа 2k-h или 3k, барабанов с тросом, гидропривода или электропривода, элементов крепления и системы управления. При использовании планетарного редуктора типа 2k-h необходимое передаточное число обеспечивается применением нескольких рядов, применение планетарных редукторов типа 3k позволяет сократить число рядов, однако приводит к осложнению конструкции и снижению КПД.

Недостатками лебедок с червячным редуктором являются громоздкость, низкий КПД и низкий ресурс червячной пары. Лебедки с многорядными планетарными редукторами имеют высокий КПД, более компактны, однако содержат большое количество деталей, что приводит к увеличению трудоемкости изготовления, ограниченной надежности и увеличению осевых габаритов.

Определяющим недостатком лебедок с механическим или гидравлическим приводом является то, что ими можно пользоваться только при работающем основном двигателе транспортного средства. Лебедки с электрическим приводом исключают этот недостаток, однако время их работы ограничено как из-за перегрева приводного электродвигателя, так и из-за ограниченной мощности аккумуляторных батарей транспортного средства.

Известна также автомобильная лебедка с гидроприводом и понижающим планетарным эксцентриковым редуктором типа k-h-v (патент на полезную модель №61701U1, кл. B66D 1/14, опубл. 10.03.2007). Применяемая на спецавтомобилях КАМАЗ гидравлическая лебедка по данному патенту состоит из редуктора по схеме Давида (со сдвоенным сателлитом и двумя коронными шестернями, одна из которых неподвижна, а вторая является ведомой), барабана с тросом, гидропривода, элементов крепления и системы управления. Основными преимуществами такой лебедки являются компактность, минимальное количество деталей, возможность реализации больших передаточных чисел в одном ряду редуктора, а также высокую надежность и несущую способность. Недостатками такого решения являются низкий КПД при передаточных числах более 40, сложность балансировки редуктора по схеме Давида и, как следствие, высокую вибронагруженность.

Задачей заявляемого изобретения является создание простой и надежной в работе конструкции лебедки, исключающей недостатки лебедки с редуктором по схеме Давида с сохранением ее преимуществ и не зависящей от работоспособности основного двигателя и аккумуляторных батарей транспортного средства.

Технический результат от решения задачи заключается в автономности, многофункциональности, технологичности, простоте и компактности автомобильной лебедки, а также повышении КПД и плавности работы.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Лебедка автомобильная содержит барабан с тросом, автономный на базе различных типов ДВС привод, понижающий планетарный эксцентриковый редуктор типа k-h-v с несколькими одинарными сателлитами с эксцентриками (по числу сателлитов), расположенными равномерно по окружности под углом относительно друг друга равным 360/n, где n=2, 3, 4, 5 и т.д. - число сателлитов в редукторе, ведущее звено-составной вал, состоящий из вала со шлицами или другими конструктивными элементами и эксцентриков для установки сателлитов, соединенных с валом через шлицы и другие конструктивные элементы для передачи мощности от вала к эксцентрикам, элементы крепления и систему управления. В качестве привода можно использовать также известные решения - электрический, механический, гидравлический приводы.

Новое заключается в следующем:

- планетарный эксцентриковый редуктор содержит 2 и более число одинарных сателлитов с эксцентриками, расположенными равномерно по окружности, что обеспечивает идеальную балансировку редуктора без применения дополнительных устройств. При использовании 2-х сателлитов они располагаются через 180°, 3-х сателлитов - через 120°, 4-х сателлитов - через 90°, 5-и сателлитов - через 72° и т.д. (рис. 2). Применение каждого дополнительного сателлита относительно редуктора с 2-мя сателлитами позволяет увеличить передаваемую мощность на 50% без изменения геометрических параметров шестерен редуктора;

- планетарный эксцентриковый редуктор содержит также составной вал, состоящий из вала со шлицами или другими конструктивными элементами и эксцентриков для установки сателлитов, соединенных с валом через шлицы и другие конструктивные элементы для передачи мощности от вала к эксцентрикам. Использование составного вала обеспечивает лучшую собираемость и максимальную унификацию такого редуктора;

- планетарный эксцентриковый редуктор содержит в качестве ведомого звена поводки, жестко соединенные между собой пальцами, которые входят в отверстия сателлитов и, соприкасаясь с сателлитами, передают мощность от сателлитов к барабану лебедки;

- в качестве приводного механизма применяется автономный ДВС малой мощности.

Лебедка работает следующим образом: от ведущего вала 1 мощность передается через

эксцентрик 2 к сателлиту 3. Обкатываясь по коронной шестерне, сателлит вращается вокруг своей оси, передавая вращение (мощность) пальцам 4 поводков 5, расположенных концентрично центральной оси лебедки и жестко соединенных между собой стяжными элементами или пальцами. Далее мощность передается к барабану лебедки, расположенному соосно с редуктором (рис. 1).

Предлагаемая конструкция лебедки отличается от известных аналогичных устройств наличием редуктора типа k-h-v с несколькими сателлитами, расположенными равномерно по окружности, и составным ведущим валом с эксцентриками. Данное решение позволяет упростить конструкцию, повысить КПД, повысить несущую способность редуктора за счет увеличения количества сателлитов с сохранением геометрических параметров шестерен редуктора, расширить функциональные возможности устройства при минимальных габаритных размерах и высокой надежности.

Источники информации

1. Руководство по эксплуатации полноприводных автомобилей ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ.

2. Каталоги продукции фирм WARN, Ramsey, Mile Marker, (США), Ротслер (ФРГ) Come. UP (Китай).

Похожие патенты RU2544450C2

название год авторы номер документа
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЗУБЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ С ДВОЙНЫМИ САТЕЛЛИТАМИ 2008
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Ремнева Татьяна Андреевна
  • Кузнецов Владимир Михайлович
RU2355923C1
МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ ДЛЯ ПРИВОДА ВЕДУЩИХ ОСЕЙ И КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Кузеванов В.М.
  • Кузеванов Г.В.
RU2125673C1
МОБИЛЬНАЯ КАРОТАЖНАЯ ЛЕБЕДКА 2000
  • Шпади А.Л.
  • Асланян А.М.
  • Асланян В.М.
  • Комиссаров А.В.
  • Казанцев В.А.
  • Васильев Г.В.
RU2191741C2
ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ 2005
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Ремнева Татьяна Андреевна
RU2313016C2
СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1999
  • Кузеванов В.М.
  • Кузеванов Г.В.
RU2156902C1
Двигатель внутреннего сгорания 1984
  • Васильев Николай Никифорович
  • Дубинин Леонард Дмитриевич
SU1229398A1
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С УСТРОЙСТВОМ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ РАДИАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ОТ КОНТАКТИРУЮЩИХ ЗУБЬЕВ 2017
  • Токарь Анатолий Степанович
RU2668451C1
АВТОМОБИЛЬ КАШЕВАРОВА "АК" 1995
  • Кашеваров Юрий Борисович
RU2090383C1
ЛЕБЕДКА 1995
  • Низамов Фарит Киямович
  • Шпади Андрей Леонидович
RU2099276C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В.П.ДЕМИНА 1989
  • Демин Виктор Петрович
RU2010138C1

Реферат патента 2015 года ЛЕБЕДКА АВТОМОБИЛЬНАЯ

Изобретение относится к лебедкам. Лебедка автомобильная состоит из барабана с тросом, понижающего планетарного редуктора, выполненного по схеме k-h-v и содержащего два и более сателлитов, расположенных равномерно по окружности, ведущего вала с эксцентриками, выполненного составным, ведомого элемента, состоящего из жестко соединенных между собой поводков с пальцами. В качестве привода применяется автономный ДВС малой мощности. Достигается возможность увеличения передаваемой мощности в несколько раз с сохранением геометрических параметров шестерен редуктора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 544 450 C2

1. Лебедка автомобильная, состоящая из понижающего редуктора, барабана с тросом, отличающаяся тем, что понижающий редуктор является планетарным, выполнен по схеме k-h-v и содержит два и более сателлитов, расположенных равномерно по окружности, ведущий вал с эксцентриками выполнен составным, а ведомый элемент состоит из жестко соединенных между собой поводков с пальцами.

2. Лебедка автомобильная по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве привода применяется автономный ДВС малой мощности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2544450C2

Анализатор гармоник 1941
  • Щеглов Н.Н.
SU61701A1
Способ получения мочевиноформальдегидных смол 1938
  • Зейденберг К.И.
SU57016A1
Электронное научно-техническое издание НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
опубл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
доцент Тарабарин В.Б., инженер Тарабарина З.И., абзац 1,3
ПЛАНЕТАРНО-ЦЕВОЧНЫЙ РЕДУКТОР 2005
  • Кудрявцев Игорь Аркадьевич
  • Попов Владимир Алексеевич
  • Коптелин Андрей Николаевич
RU2285163C1

RU 2 544 450 C2

Авторы

Назарян Армо Саакович

Даты

2015-03-20Публикация

2012-06-19Подача