ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР БЕЗ СМАЗКИ Российский патент 2015 года по МПК F04B39/06 

Описание патента на изобретение RU2546391C2

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано преимущественно при создании поршневых компрессоров без смазки цилиндропоршневой группы средней и большой производительности.

Известен поршневой вертикальный компрессор без смазки, содержащий цилиндр с обратными всасывающим и нагнетательным клапанами и размещенный в нем с образованием рабочей камеры поршень, частично заполненный охлаждающей жидкостью (см., например, Авторское свидетельство СССР №731038 от 30.04.1980, кл. F04B 31/00).

Известен также поршневой компрессор без смазки, содержащий цилиндр с обратными всасывающим и нагнетательным клапанами и размещенный в нем с образованием рабочей камеры поршень с ребрами охлаждения в нижней части, частично заполненный охлаждающей жидкостью и снабженный системой ее прокачки жидкости по телу поршня (см., например, Авторское свидетельство СССР №985417 от 30.12.1982, кл. F04B 31/00).

Недостатком известных конструкций является низкая эффективность системы охлаждения поршня, что приводит к необходимости работы с большими зазорами в цилиндропоршневой паре при использовании щелевых уплотнений и к быстрому износу самосмазывающихся материалов поршневых колец контактных уплотнений. Все это вместе взятое снижает КПД цикла и работоспособность компрессора.

Задачей изобретения является повышение КПД цикла и работоспособности компрессора путем организации эффективной прокачки охлаждающей жидкости по телу поршня для снижения его температуры и выравнивания теплонапряженности вдоль образующей поршня.

Данный технический результат достигается тем, что в поршневом компрессоре без смазки, содержащем цилиндр с обратными всасывающим и нагнетательным клапанами и размещенный в нем с образованием рабочей камеры поршень с ребрами охлаждения в нижней части, частично заполненный охлаждающей жидкостью и снабженный системой ее прокачки жидкости по телу поршня, система охлаждения поршня выполнена в виде замкнутых сообщающихся сосудов, по крайней мере один из которых изготовлен в виде цилиндра с массивным поршнем, ось которого параллельна оси цилиндра, при этом разность объемов поршня системы охлаждения и цилиндра, в котором он находится, может быть равна или больше суммарного объема сосудов, сообщающихся с этим цилиндром, а часть сообщающихся сосудов может быть расположена в теле ребер охлаждения.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображено продольное сечение цилиндропоршневой группы бессмазочного компрессора с гладким щелевым поршневым уплотнением, на фиг.2 и 3 - ее поперечное сечение, на фиг.4 - продольное сечение при выполнении поршня в виде газового подвеса, на фиг.5 - при использовании самосмазывающихся уплотнений зазора между поршнем и цилиндром, на фиг.6 - продольное сечение цилиндропоршневой группы, в которой жидкостные каналы системы охлаждения поршня частично размещены в ребрах охлаждения, на фиг.7 и 8 показана динамика движения поршня системы охлаждения.

Компрессор состоит (фиг.1-3) из цилиндра 1 с обратными самодействующими клапанами 2 и 3 (соответственно всасывающий и нагнетательный клапаны), в котором размещен поршень 4 с образованием рабочей камеры 5. Внутри поршня 4 размещена группа сообщающихся сосудов, заполненных охлаждающей жидкостью и представляющих собой продольные отверстия 6, расположенные вдоль наружной образующей поршня 4, и центральное отверстие 7, выполненное в виде цилиндра, разбитого массивным поршнем 8 на полости 9 и 10, которые соединены (сообщены) с продольными отверстиями 6 радиальными каналами 11. Поршень 8 изготовлен из антифрикционного материала (например, композит на основе фторопласта-40) и имеет сердцевину 12, изготовленную из материала с большим удельным весом (например, из свинца). Он установлен в отверстии 7 на пружинах сжатия 13 и 14, которые служат для предотвращения ударов поршня 8 о поршень 4. В нижней части поршень 4 снабжен ребрами 15 для отвода теплоты в окружающую среду (подпоршневое пространство). Поршень 4 имеет гладкую наружную поверхность, образующую с внутренней поверхностью цилиндра 1 гладкое щелевое уплотнение с зазором 16.

При использовании газостатического подвеса в конструкции цилиндропоршневой пары (газовый подвес поршня, фиг.4) в поршне 4 размещается полость 17, соединенная с рабочей полостью 5 через обратный клапан 18 и с зазором 16 через равномерно расположенные по окружности поршня 4 дроссельные устройства (в данном примере - отверстия) 19.

При использовании в компрессоре самосмазывающихся контактных уплотнений (фиг.5) на поршне устанавливаются поршневые кольца 20 и направляющее кольцо (башмак) 21.

С целью наиболее эффективного отвода теплоты от поршня 4 сообщающиеся сосуды в виде отверстий могут проходить непосредственно через ребра охлаждения 15 (фиг.6).

Компрессор работает следующим образом (фиг.1).

При возвратно-поступательном движении поршня 4 из крайнего нижнего (нижняя мертвая точка - НМТ) в верхнее крайнее (верхняя мертвая точка - ВМТ) положение и обратно объем камеры 5 изменяется, что при ее увеличении (поршень 4 идет вниз) приводит к разрежению, открытию клапана 2 и всасыванию газа. При ходе поршня 4 вверх объем камеры 5 уменьшается, давление газа в ней растет, что приводит к закрытию клапана 2, происходит сжатие газа до давления за клапаном 3, после чего клапан 3 открывается и сжатый газ поршнем 4 вытесняется из камеры 5 потребителю. Уплотнение поршня осуществляется за счет гидравлического сопротивления зазора 16 (фиг.1, 4, 6-8) или за счет поршневых колец (фиг.5). Удержание поршня в концентричном положении относительно цилиндра 1 осуществляется либо направляющим механизмом (фиг.1, на рисунке не показан), либо антифрикционным кольцом (башмаком) 21 (фиг.5), либо за счет работы газового несущего слоя, образующегося при истечении сжатого газа из полости 17 через дроссельные отверстия 19 в зазор 16. Сжатый газ попадает в полость 17 из камеры 5 через клапан 18 в процессе сжатия-нагнетания газа в камере 5 (фиг.4). В процессе сжатия-нагнетания газ в камере 5 нагревается до величины, определяемой отношением давления нагнетания к давлению всасывания (чем это отношение больше, тем сильнее нагревается газ), и за счет конвективного теплообмена передает теплоту стенкам цилиндра и днищу поршня 4, от которого теплота распространяется на все тело поршня.

Работа системы охлаждения поршня 4 происходит следующим образом (фиг.7 и 8).

При подходе поршня 4 к ВМТ (фиг 7) его скорость падает от максимального значения до нуля в самой ВМТ, но под действием сил инерции поршень 8 продолжает движение, уменьшая объем полости 9 и увеличивая объем полости 10, в связи с чем жидкость из полости 9 через каналы 11 и отверстия 6 перетекает в полость 10, перенося теплоту Q, отнятую от нагретой верхней части поршня (днища) в нижнюю часть поршня, где теплота передается путем конвективного теплообмена и теплопроводности ребрам 15 и далее от них за счет конвективного теплообмена - в подпоршневое пространство. При этом температура жидкости, находящейся в нижней части поршня 4, снижается.

При ходе поршня 4 вниз (фиг.8) сначала поршень 8 под действием сил инерции прижимается к верхней части поршня 4 (к днищу), но после прохождения поршнем 4 середины хода его движение замедляется, а поршень 8 под действием сил инерции продолжает движение вниз, при этом объем полости 9 увеличивается, а полости 10 - уменьшается и остывшая жидкость из полости 10 начинает перетекать в верхнюю часть поршня.

Далее процесс повторяется.

Таким образом, теплота от верхней части поршня 4 переносится в его нижнюю часть и далее - в окружающую среду. Наиболее эффективно это происходит в том случае, если жидкость протекает непосредственно через ребра 15. Кроме того, чтобы жидкость полностью перетекала из верхней части поршня 4 (из полости 9) в нижнюю часть (полость 10), что обеспечивает полноценную и наиболее эффективную работу системы охлаждения поршня 8, суммарный объем этих полостей должен быть как минимум равен объему всех отверстий и каналов, соединяющих эти полости. Это конструктивно выполняется в том случае, если разность объемов поршня 8 системы охлаждения и цилиндра (отверстия 7), в котором он находится, по абсолютной величине равна или больше суммарного объема сосудов (каналы 11, отверстия 6), сообщающихся с этим цилиндром и соединяющих верхнюю 9 и нижнюю 10 полости.

Таким образом, в предложенной конструкции компрессора без смазки происходит интенсивная перекачка охлаждающей жидкости из верхней (нагретой) в нижнюю (холодную) часть поршня 4 и наоборот, что позволяет как снизить температуру самого поршня 4 (особенно важно - днища поршня), так и выровнять его температуру вдоль образующей.

Снижение температуры днища поршня 4 приводит к повышению эффективности процесса сжатия за счет лучшего охлаждения сжимаемого газа, приближая его к изотермическому, что повышает КПД цикла компрессора. Кроме того, при установке в верхней части поршня 4 поршневых колец 20 из композитов существенно улучшаются условия их работы, т.к. одним из основных критериев работоспособности композиционных самосмазывающихся материалов на основе политетрафторэтилена (фторопласт-40, «Тефлон»), которые в основном и используются при изготовлении поршневых колец (например, Ф4К20, Ф4К15М5, «Криолон» и т.д.), является температура, повышение которой сопровождается увеличением износа.

Интенсивный перенос теплоты из верхней части поршня 4 в нижнюю также способствует более равномерному распределению теплонапряженности поршня 4 вдоль его образующей, что очень важно для сохранения формы поршня 4 и, следовательно, зазора 16, который при использовании щелевых уплотнений при жестком направлении поршня 4 (фиг.1) или при использовании несущего газового слоя (фиг.4) должен быть чрезвычайно мал (например, при диаметре поршня порядка 100 мм этот зазор должен быть в пределах 10-30 мкм). Неравномерность нагрева поршня 4 приводит к тому, что разные поперечные сечения поршня 4 прогреваются по-разному, и в связи с тем, что при нагреве поршень 4 увеличивается в диаметре, это увеличение также происходит неравномерно и для обеспечения обязательного наличия зазора в цилиндропоршневой группе приходится искусственно увеличивать зазор 16, чтобы не допустить заклинивания, что ведет к снижению КПД компрессора из-за больших утечек через зазор 16 в процессах сжатия и нагнетания. Равномерный прогрев позволяет организовать работу цилиндропоршневой пары с минимально (технологически) возможными зазорами 16, что существенно повышает КПД цикла компрессора.

Похожие патенты RU2546391C2

название год авторы номер документа
КОМПРЕССОР С КОМБИНИРОВАННЫМ МЕХАНИЗМОМ ПРИВОДА 2012
  • Болштянский Александр Павлович
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Лысенко Евгений Алексеевич
  • Кузеева Диана Анатольевна
  • Кужбанов Акан Каербаевич
RU2511906C1
ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР С АВТОНОМНЫМ ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2015
  • Болштянский Александр Павлович
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Кайгородов Сергей Юрьевич
  • Кузеева Диана Анатольевна
RU2578748C1
ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР С РУБАШЕЧНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2015
  • Болштянский Александр Павлович
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Павлюченко Евгений Александрович
  • Кузеева Диана Анатольевна
  • Носов Евгений Юрьевич
RU2603498C1
СПОСОБ РАБОТЫ ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Лобов Игорь Эдуардович
  • Болштянский Александр Павлович
  • Кужбанов Акан Каербаевич
  • Григорьев Александр Валерьевич
RU2592661C1
ДВОЙНОЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ БЛОК ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2009
  • Преображенский Владимир Алексеевич
RU2451831C2
СПОСОБ РАБОТЫ МАШИНЫ ОБЪЁМНОГО ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Болштянский Александр Павлович
  • Кузеева Диана Анатольевна
  • Носов Евгений Юрьевич
  • Кайгородов Сергей Юрьевич
RU2578776C1
ПОРШНЕВОЙ НАСОС-КОМПРЕССОР 2015
  • Болштянский Александр Павлович
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Кайгородов Сергей Юрьевич
  • Кузеева Диана Анатольевна
  • Павлюченко Евгений Александрович
RU2578758C1
ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР С АКТИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2015
  • Болштянский Александр Павлович
  • Щерба Виктор Евгеньевич
RU2614473C1
Способ работы поршневого компрессора с регенеративным охлаждением и устройство для его осуществления 2022
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Ходорева Елена Викторовна
  • Болштянский Александр Павлович
RU2801766C1
ПОРШНЕВОЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЕМИДЧЕНКО - ПОПОВА 1992
  • Демидченко В.И.
  • Демидченко В.В.
  • Попов П.Г.
RU2057954C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 546 391 C2

Реферат патента 2015 года ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР БЕЗ СМАЗКИ

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано преимущественно при создании поршневых компрессоров без смазки цилиндропоршневой группы средней и большой производительности. Компрессор состоит из цилиндра 1 с обратными самодействующими клапанами 2 и 3, в котором размещен поршень 4 с образованием рабочей камеры 5. Внутри поршня 4 размещена группа сообщающихся сосудов, заполненных охлаждающей жидкостью и представляющих собой продольные отверстия 6, расположенные вдоль наружной образующей поршня 4, и центральное отверстие 7, выполненное в виде цилиндра, разбитого массивным поршнем 8 на полости 9 и 10, которые соединены с продольными отверстиями 6 радиальными каналами 11. Поршень 8 имеет сердцевину 12, изготовленную из материала с большим удельным весом (например, из свинца), установлен в отверстии 7. В нижней части поршень 4 снабжен ребрами 15 для отвода теплоты в окружающую среду. Улучшается отвод теплоты от сжимаемого газа и повышается КПД компрессора, а также возможно использование минимального зазора между поршнем и цилиндром, что снижает утечки и также повышает КПД. Уменьшение теплонапряженности поршня позволит продлить ресурс работы поршневого уплотнения, если оно выполнено из самосмазывающихся композиционных материалов. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 546 391 C2

1. Поршневой компрессор без смазки, содержащий цилиндр с обратными всасывающим и нагнетательным клапанами и размещенный в нем с образованием рабочей камеры поршень с ребрами охлаждения в нижней части, частично заполненный охлаждающей жидкостью и снабженный системой ее прокачки жидкости по телу поршня, отличающийся тем, что система охлаждения поршня выполнена в виде замкнутых сообщающихся сосудов по крайней мере один из которых, изготовлен в виде цилиндра с массивным поршнем, ось которого параллельна оси цилиндра.

2. Поршневой компрессор без смазки по п.1, отличающийся тем, что разность объемов поршня системы охлаждения и цилиндра, в котором он находится, по абсолютной величине равна или больше суммарного объема сосудов, сообщающихся с этим цилиндром.

3. Поршневой компрессор без смазки по п.1, отличающийся тем, что часть сообщающихся сосудов расположена в теле ребер охлаждения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2546391C2

Поршневой компрессор 1980
  • Болштянский Александр Павлович
  • Гринблат Владимир Львович
  • Громыхалин Вадим Григорьевич
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Кабаков Анатолий Никитович
SU985417A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ КОМПРЕССОРА С ГАЗОСТАТИЧЕСКИМ ЦЕНТРИРОВАНИЕМ ПОРШНЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Болштянский А.П.
RU2132488C1
Охлаждаемый поршень для машин, в которых он подвергается повторному нагреванию 1924
  • Г. Юнкерс
SU967A1
Поршневой вертикальный компрессор 1978
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Кабаков Анатолий Никитович
  • Болштянский Александр Павлович
SU731038A1
Поршневой компрессор 1979
  • Щерба Виктор Евгеньевич
  • Кабаков Анатолий Никитович
  • Болштянский Александр Павлович
SU817305A1
DE10000652A1, 15.05.2009
EP1468203B2,12.10.2011

RU 2 546 391 C2

Авторы

Болштянский Александр Павлович

Щерба Виктор Евгеньевич

Лысенко Евгений Алексеевич

Ивахненко Тарас Алексеевич

Виниченко Василий Сергеевич

Даты

2015-04-10Публикация

2013-08-23Подача