СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ СУДНА ВО ЛЬДАХ Российский патент 2015 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2551697C1

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судов, предназначенных для движения в ледовых условиях.

Известны две основные группы способов движения судна во льдах. В первую группу входят способы, заключающиеся в воздействии на ледяной массив непосредственно корпусом судна и его различными элементами (см., например, патент РФ №2268193, МПК В63В 35/08). Во вторую группу входят способы, заключающиеся в воздействии на ледяной массив не только корпуса судна, но и дополнительных факторов, например, ударной волны, образующейся при высоковольтном разряде (авт.свидетельство СССР №1131757, МПК В63В 35/08), гидравлических струй, создающихся с помощью гидропушки (авт. свидетельство СССР №203494, МПК В63В 35/08), высокочастотной энергией, вырабатываемой генератором сверхвысокочастотной энергии (патент РФ №2465399, МПК В63В 35/08) и др. Обе группы способов имеют свои недостатки. Реализация способов, выходящих в первую группу, требует использования на ледокольных судах мощных движителей и прочных корпусов, изготовленных из дорогих высоколегированных сталей значительной толщины. Способы, входящие во вторую группу, являются энергозатратными и могут быть использованы при кратковременном движении судна во льдах.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ движения судна во льдах из первой группы вышеуказанных способов, включающий создание упора при помощи движителя и силовое воздействие корпуса судна на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и откачки из зоны в оконечности корпуса, в направлении которой производится движение судна (см. патент РФ №2230000, МПК В63В 35/08, 2004 г. ). Недостатком известного способа движения судна во льдах является необходимость введение в конструкцию судна дополнительного мощного насоса, обеспечивающего забор и откачку воды.

Целью данного изобретения является упрощение способа движения судов в ледовых условиях.

Указанная цель достигается тем, что в известном способе движения судна во льдах, включающем создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разряжения в воде путем ее забора и откачки из зоны в оконечности корпуса, в направлении которой производится движение судна, в нем откачку воды осуществляют движителем судна или его средством активного управления.

Создание разрежения в водной среде под поверхностью льда инициирует перепад давления по высоте ледяного массива, что приводит к его деформации и растрескиванию. Это облегчает разрушение ледяного массива корпусом судна. Организация разрежения в водной среде может быть произведена путем интенсивного забора и откачки воды из зоны в оконечности судна, в направлении которой осуществляется движение судна. В качестве устройств, обеспечивающих забор и откачку воды, можно использовать движители судна или средства активного управления судном - подруливающие устройства, например Т-образные водометные подруливающие устройства. Располагаться такие устройства и средства должны в той оконечности судна, в направлении которой осуществляется его движение. Если судно движется вперед носовой частью, то в этой части может располагаться подруливающее устройство. Если судно движется вперед кормой, то соответственно в кормовой части располагается движитель судна, обеспечивающий на режиме заднего хода интенсивный забор и откачку воды. Движитель судна или подруливающие устройства хорошо выполняют роль насоса, откачивающего воду из зоны в оконечности судна, и создают зону разрежения в водной среде перед ним. Например, подруливающее устройство с диаметром канала 1,3 м при скорости потока в канале 7 м/с позволяет откачивать из носовой зоны судна (5,5 - 6,0) кубических метров воды в секунду и тем самым создавать значительное разрежение в водной среде.

Использование предлагаемого способа позволяет существенно упростить способ движения судна во льдах за счет исключения дополнительного оборудования (мощных насосов).

Похожие патенты RU2551697C1

название год авторы номер документа
Способ движения судна во льдах 2021
  • Суслов Александр Васильевич
RU2768413C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2017
  • Жигалов Владимир Иванович
RU2651415C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ МОРСКОГО СУДНА И МОРСКОЕ СУДНО, СОДЕРЖАЩЕЕ ДВИЖИТЕЛЬНУЮ УСТАНОВКУ ДАННОГО ТИПА 2013
  • Хенриксен Томас
RU2622168C2
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2011
  • Катенин Владимир Александрович
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2456201C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ НОСОВОЙ ОКОНЕЧНОСТИ ГРУЗОВОГО СУДНА ДЛЯ ПРОВОДКИ ВО ЛЬДАХ С ПОМОЩЬЮ ЛЕДОКОЛА 2020
  • Андреев Павел Русланович
RU2732262C1
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ 2022
  • Серебренников Александр Святославович
  • Новиков Сергей Сергеевич
  • Сальников Егор Владимирович
  • Сидоренков Дмитрий Владимирович
  • Кургин Федор Федорович
  • Петров Борис Анатольевич
RU2779768C1
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАТФОРМА 2012
  • Чернецов Владимир Алексеевич
  • Балов Владимир Александрович
  • Карлинский Сергей Львович
  • Меренков Иван Александрович
RU2522628C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО С ДВИЖИТЕЛЕМ ХОДА НАЗАД ПРИ РАБОТЕ НАЕЗДАМИ В ТЯЖЕЛЫХ ЛЬДАХ 2000
  • Кочергин И.Н.
RU2171202C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2003
  • Алексеев Юрий Николаевич
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Беззубик Олег Николаевич
  • Денисов Валерий Иванович
RU2268193C2

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ СУДНА ВО ЛЬДАХ

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и откачки из зоны в оконечности корпуса, в направлении которой производится движение судна, при этом откачку воды осуществляют движителем судна или его средством активного управления. Технический результат заключается в снижении энергозатрат на осуществление движения судов в ледовых условиях.

Формула изобретения RU 2 551 697 C1

Способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и откачки из зоны в оконечности корпуса, в направлении которой производится движение судна, отличающийся тем, что откачку воды осуществляют движителем судна или его средством активного управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2551697C1

СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЬДА 2003
  • Алаудинов Р.Ш.
  • Аникин М.В.
  • Дмитриев С.А.
  • Игнатьев Д.А.
  • Козырев С.Н.
RU2230000C1
Шихта для получения высокоуглеродистого металла 1982
  • Казьмин Александр Александрович
  • Борисов Валерий Михайлович
  • Бойко Михаил Гаврилович
  • Ивашина Евгений Нектарьевич
  • Саванин Вячеслав Петрович
  • Пикус Марк Исерович
  • Цейтлин Марк Аронович
  • Белкин Александр Сергеевич
  • Суставов Сергей Павлович
  • Голубев Александр Александрович
SU1068498A1
Ледокол 1984
  • Батаногов Николай Васильевич
  • Баженевских Юрий Михайлович
SU1230921A1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2002
  • Козин В.М.
  • Погорелова А.В.
RU2221725C2
Устройство для повышения ледопроходимости судна 1983
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Кутин Юрий Васильевич
SU1121174A1
JP 2001180581 A, 03.07.2001

RU 2 551 697 C1

Авторы

Васильев Валентин Федорович

Даты

2015-05-27Публикация

2014-03-03Подача