Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судов, предназначенных для движения в ледовых условиях.
Известны две основные группы способов движения судна во льдах. В первую группу входят способы, заключающиеся в воздействии на ледяной массив непосредственно корпусом судна и его различными элементами (см., например, патент РФ №2268193, МПК В63В 35/08). Во вторую группу входят способы, заключающиеся в воздействии на ледяной массив не только корпуса судна, но и дополнительных факторов, например, ударной волны, образующейся при высоковольтном разряде (авт.свидетельство СССР №1131757, МПК В63В 35/08), гидравлических струй, создающихся с помощью гидропушки (авт. свидетельство СССР №203494, МПК В63В 35/08), высокочастотной энергией, вырабатываемой генератором сверхвысокочастотной энергии (патент РФ №2465399, МПК В63В 35/08) и др. Обе группы способов имеют свои недостатки. Реализация способов, выходящих в первую группу, требует использования на ледокольных судах мощных движителей и прочных корпусов, изготовленных из дорогих высоколегированных сталей значительной толщины. Способы, входящие во вторую группу, являются энергозатратными и могут быть использованы при кратковременном движении судна во льдах.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ движения судна во льдах из первой группы вышеуказанных способов, включающий создание упора при помощи движителя и силовое воздействие корпуса судна на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и откачки из зоны в оконечности корпуса, в направлении которой производится движение судна (см. патент РФ №2230000, МПК В63В 35/08, 2004 г. ). Недостатком известного способа движения судна во льдах является необходимость введение в конструкцию судна дополнительного мощного насоса, обеспечивающего забор и откачку воды.
Целью данного изобретения является упрощение способа движения судов в ледовых условиях.
Указанная цель достигается тем, что в известном способе движения судна во льдах, включающем создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разряжения в воде путем ее забора и откачки из зоны в оконечности корпуса, в направлении которой производится движение судна, в нем откачку воды осуществляют движителем судна или его средством активного управления.
Создание разрежения в водной среде под поверхностью льда инициирует перепад давления по высоте ледяного массива, что приводит к его деформации и растрескиванию. Это облегчает разрушение ледяного массива корпусом судна. Организация разрежения в водной среде может быть произведена путем интенсивного забора и откачки воды из зоны в оконечности судна, в направлении которой осуществляется движение судна. В качестве устройств, обеспечивающих забор и откачку воды, можно использовать движители судна или средства активного управления судном - подруливающие устройства, например Т-образные водометные подруливающие устройства. Располагаться такие устройства и средства должны в той оконечности судна, в направлении которой осуществляется его движение. Если судно движется вперед носовой частью, то в этой части может располагаться подруливающее устройство. Если судно движется вперед кормой, то соответственно в кормовой части располагается движитель судна, обеспечивающий на режиме заднего хода интенсивный забор и откачку воды. Движитель судна или подруливающие устройства хорошо выполняют роль насоса, откачивающего воду из зоны в оконечности судна, и создают зону разрежения в водной среде перед ним. Например, подруливающее устройство с диаметром канала 1,3 м при скорости потока в канале 7 м/с позволяет откачивать из носовой зоны судна (5,5 - 6,0) кубических метров воды в секунду и тем самым создавать значительное разрежение в водной среде.
Использование предлагаемого способа позволяет существенно упростить способ движения судна во льдах за счет исключения дополнительного оборудования (мощных насосов).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ движения судна во льдах | 2021 |
|
RU2768413C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2017 |
|
RU2651415C1 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ МОРСКОГО СУДНА И МОРСКОЕ СУДНО, СОДЕРЖАЩЕЕ ДВИЖИТЕЛЬНУЮ УСТАНОВКУ ДАННОГО ТИПА | 2013 |
|
RU2622168C2 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2011 |
|
RU2456201C1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ НОСОВОЙ ОКОНЕЧНОСТИ ГРУЗОВОГО СУДНА ДЛЯ ПРОВОДКИ ВО ЛЬДАХ С ПОМОЩЬЮ ЛЕДОКОЛА | 2020 |
|
RU2732262C1 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАТФОРМА | 2012 |
|
RU2522628C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО С ДВИЖИТЕЛЕМ ХОДА НАЗАД ПРИ РАБОТЕ НАЕЗДАМИ В ТЯЖЕЛЫХ ЛЬДАХ | 2000 |
|
RU2171202C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2003 |
|
RU2268193C2 |
Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и откачки из зоны в оконечности корпуса, в направлении которой производится движение судна, при этом откачку воды осуществляют движителем судна или его средством активного управления. Технический результат заключается в снижении энергозатрат на осуществление движения судов в ледовых условиях.
Способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и откачки из зоны в оконечности корпуса, в направлении которой производится движение судна, отличающийся тем, что откачку воды осуществляют движителем судна или его средством активного управления.
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЬДА | 2003 |
|
RU2230000C1 |
Шихта для получения высокоуглеродистого металла | 1982 |
|
SU1068498A1 |
Ледокол | 1984 |
|
SU1230921A1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2002 |
|
RU2221725C2 |
Устройство для повышения ледопроходимости судна | 1983 |
|
SU1121174A1 |
JP 2001180581 A, 03.07.2001 |
Авторы
Даты
2015-05-27—Публикация
2014-03-03—Подача