СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2015 года по МПК B64C27/00 

Описание патента на изобретение RU2551773C1

Изобретение относится к способам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя в зависимости от целей полета самолета, в частности обеспечения максимальной продолжительности и дальности полета.

Известен способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающий в себя поддержание заданных углов установки направляющих аппаратов компрессора в зависимости от приведенной частоты вращения ротора компрессора

(см. Ю.Н. Нечаев «Законы управления и характеристики авиационных силовых установок». М.: Машиностроение, 1995, страница 260).

Данный способ не является оптимальным во всей области эксплуатации газотурбинного двигателя и не обеспечивает наибольшую дальность полета на крейсерских режимах полета самолета (режимах перегона).

Задача изобретения заключается в повышении экономичности двигателя на крейсерских режимах или режимах перегона самолета.

Ожидаемый технический результат - снижение расхода топлива.

Ожидаемый технический результата достигается тем, что в известном способе регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающем поддержание заданных углов установки направляющих аппаратов компрессора в зависимости от приведенной частоты вращения ротора компрессора с помощью регулятора двигателя, по предложению для полета самолета на максимальную дальность и продолжительность предварительно для данного типа двигателя в рабочем диапазоне углов установки направляющих аппаратов компрессора дополнительно формируют две и более программы регулирования углов установки направляющих аппаратов компрессора в зависимости от его приведенной частоты вращения, при каждой программе регулирования измеряют значения тяги и расхода топлива, строят зависимости расхода топлива по тяге и по ним определяют программу регулирования, обеспечивающую минимальный расход топлива в заданном диапазоне тяги, и вводят ее дополнительно в регулятор двигателя, при полете самолета определяют текущие значения температуры воздуха на входе в двигатель и при достижении заданного значения температуры, соответствующего режиму крейсерского полета, в регуляторе двигателя производят переключение программы управления направляющими аппаратами компрессора в зависимости от приведенных оборотов на программу, обеспечивающую минимальный расход топлива в заданном диапазоне тяги.

Сущность изобретения заключается в следующем.

При проведении стендовых испытаний по исследованию программ регулирования углов установки направляющих аппаратов компрессора от вращения ротора было отмечено, что при изменении программы регулирования в некоторых случаях уменьшается расход топлива без потерь характеристик компрессора. В связи с этим целесообразно использовать в регуляторе двигателя несколько программ регулирования углов установки направляющих аппаратов, обеспечивающих как тяговые характеристики и хорошие экономические показатели двигателя, которые необходимы для увеличения длительности и дальности полета.

Способ реализуется следующим образом.

При проведении испытаний на стенде в регулятор двигателя задавали, предварительно сформированные программы регулирования углов установки направляющих компрессора при различных оборотах двигателя.

При каждой программе регулирования измеряли тягу (R) и расход топлива Gt. По результатам испытаний построены зависимости.

Фиг.1. Изменение угла наклона направляющих аппаратов от приведенной частоты вращения ротора (1-3 - программы регулирования).

Фиг.2. Изменение расхода топлива от тяги двигателя (1-3 - программы регулирования).

По полученным зависимостям при заданном значении тяги R=4500 кгс определяли минимальный расход топлива Gt и соответствующую данному расходу программу регулирования αHA. В таблице приведен расход топлива в зависимости от используемой программы регулирования двигателя в режиме крейсерского полета.

Таблица № программы регулирования αНА Расход топлива Gt кг/час 1 3189 2 3079 3 3059

После определения программы с наиболее низким расходом топлива программу вводят в регулятор двигателя как дополнительную к штатной для обеспечения дальности полета.

Переход c базовой программы управления №1 на программу №3 дает снижение расхода топлива Gt на 130 кг/час и, следовательно, увеличение дальности и продолжительности полета.

Использование предложенного способа управления позволяет более чем на 5,2% увеличить дальность и более чем на 5,2% увеличить продолжительность полета самолета.

Похожие патенты RU2551773C1

название год авторы номер документа
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2623706C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Белов Алексей Валерьевич
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Куприк Виктор Викторович
RU2578780C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Белов Алексей Валерьевич
RU2592562C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2459099C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ВЫХОДНОГО УСТРОЙСТВА 2018
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2682221C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА 2023
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Якушев Алексей Павлович
RU2801768C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА 2009
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
RU2393977C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2019
  • Пушкарев Александр Дмитриевич
  • Конашков Станислав Александрович
  • Крылов Александр Петрович
  • Рабец Евгений Владимирович
RU2730568C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ НАПРАВЛЯЮЩИХ АППАРАТОВ КОМПРЕССОРА ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Урусов Алексей Вякифович
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2542631C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2623707C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 551 773 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам регулирования двигателя. Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя заключается в регулировании углов установки направляющих аппаратов компрессора. Для этого предварительно формируют две или более программы регулирования углов установки направляющих аппаратов компрессора в зависимости от его частоты вращения. Для каждой программы регулирования измеряют значения тяги и расхода топлива, строят зависимости и по ним определяют программу регулирования, обеспечивающую минимальный расход топлива в заданном диапазоне тяги. В регуляторе двигателя происходит переключение программы в зависимости от режима полета. Достигается снижение расхода топлива, увеличение дальности и продолжительности полета. 2 ил., 1табл.

Формула изобретения RU 2 551 773 C1

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающий поддержание заданных углов установки направляющих аппаратов компрессора в зависимости от приведенной частоты вращения ротора компрессора с помощью регулятора двигателя, отличающийся тем, что для полета самолета на максимальную дальность и продолжительность предварительно для данного типа двигателя в рабочем диапазоне углов установки направляющих аппаратов компрессора дополнительно формируют две и более программы регулирования углов установки направляющих аппаратов компрессора в зависимости от его приведенной частоты вращения, при каждой программе регулирования измеряют значения тяги и расхода топлива, строят зависимости расхода топлива по тяге и по ним определяют программу регулирования, обеспечивающую минимальный расход топлива в заданном диапазоне тяги и вводят ее дополнительно в регулятор двигателя, при полете самолета определяют текущие значения температуры воздуха на входе в двигатель и при достижении заданного значения температуры, соответствующего режиму крейсерского полета, в регуляторе двигателя производят переключение программы управления направляющими аппаратами компрессора в зависимости от приведенных оборотов на программу, обеспечивающую минимальный расход топлива в заданном диапазоне тяги.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2551773C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ УГЛА ПОВОРОТА ЛОПАТОК НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА КОМПРЕССОРА 2012
  • Качалов Сергей Владимирович
  • Буров Максим Николаевич
  • Качалова Галина Анатольевна
  • Воронцова Валентина Васильевна
RU2511880C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ УГЛА ПОВОРОТА ЛОПАТОК В ТУРБОМАШИНЕ 2004
  • Ролэн Доминик
  • Маруа Фабрис
  • Шатель Ален
  • Бурон Ален
RU2312225C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ УЛУЧШЕННЫЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСХОДА ПОТОКА ВОЗДУХА ОХЛАЖДЕНИЯ, ОТБИРАЕМОГО С ВЫХОДА КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2010
  • Гарэн Фабрис Марсель Ноэль
  • Жюде Морис Ги
  • Паски Патрик Клод
  • Швеблен Вильфрид Лионель
RU2532479C2
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ИМЕЮЩИЙ ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ СО ВСТРЕЧНЫМ ВРАЩЕНИЕМ И РЕГУЛИРУЕМЫМ ДЕЛЕНИЕМ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА, А ТАКЖЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КОМПРЕССОР ПОЗАДИ ВСТРЕЧНО ВРАЩАЮЩИХСЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ 2003
  • Орландо Роберт Джозеф
  • Мониц Томас Ори
  • Богмэн Джон Льюис
RU2331783C2
US 8104258 B1, 31.01.2012
US 20110016876 A1, 27.01.2011

RU 2 551 773 C1

Авторы

Белов Алексей Валерьевич

Дёмин Игорь Михайлович

Киселев Андрей Леонидович

Кирюхин Владимир Валентинович

Куприк Виктор Викторович

Марчуков Евгений Ювенальевич

Федюкин Владимир Иванович

Даты

2015-05-27Публикация

2014-02-12Подача