ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2015 года по МПК F01D25/16 F02C7/06 F02C7/47 

Описание патента на изобретение RU2554130C1

Изобретение относится к турбореактивным двигателям авиационного и наземного применения.

Известен турбореактивный двигатель высокой степени двухконтурности, включающий в себя вентилятор и компрессор низкого давления, а также обтекатель, установленный на рабочем колесе вентилятора (С.А. Вьюнов «Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей», Москва, «Машиностроение», 1981 г., стр.67 рис.3.11).

Недостатком известной конструкции является низкая надежность из-за образования льда на поверхности входного обтекателя и дальнейшей поломки компрессора из-за попадания льда на вход в компрессор.

Наиболее близким к заявляемому является турбореактивный двигатель высокой степени двухконтурности с необогреваемым входным обтекателем, установленным на рабочем колесе вентилятора, а также с компрессором низкого давления и с компрессором высокого давления (патент US №6708482, МПК: F01D 25/16, 25/28, 5/06).

Недостатком конструкции, принятой за прототип, является низкая надежность лабиринтного уплотнения масляной полости радиально-упорного подшипника вентилятора, а также возможность обледенения входного обтекателя вентилятора с дальнейшим попаданием льда в компрессор низкого давления.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении надежности турбореактивного двигателя путем повышения эффективности лабиринтного уплотнения масляной полости радиально-упорного подшипника вентилятора, а также путем исключения образования льда за счет обогрева обтекателя вентилятора воздухом из-за компрессора высокого давления с возможностью переключения на воздух из-за промежуточной ступени компрессора высокого давления.

Указанный технический результат достигается тем, что в турбореактивном двигателе, включающем вентилятор с входным обтекателем на рабочем колесе и радиально-упорный подшипник с лабиринтными уплотнениями масляной полости, а также компрессор низкого давления и компрессор высокого давления, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ, с передней стороны лабиринтных уплотнений последовательно расположены кольцевая полость охлаждающего воздуха повышенного давления и кольцевая полость обогревающего воздуха повышенного давления, причем кольцевая полость охлаждающего воздуха повышенного давления на выходе через лабиринтные уплотнения соединена с масляной полостью, а на входе - через трубы, расположенные в каналах опоры масляной полости радиально-упорного подшипника, незамкнутый коллектор и трубу в масляной полости - с периферийной полостью проточной части компрессора низкого давления на его выходе, при этом кольцевая полость обогревающего воздуха повышенного давления соединена на выходе с воздушными полостями входного обтекателя, а на входе - через разрыв незамкнутого коллектора и трубу в масляной полости радиально-упорного подшипника вентилятора - с проточной частью на выходе компрессора высокого давления.

Расположение последовательно с передней стороны лабиринтных уплотнений кольцевой полости охлаждающего воздуха повышенного давления и кольцевой полости обогревающего воздуха повышенного давления исключает попадание горячего воздуха в масляную полость при включенной системе обогрева входного обтекателя и исключает вытекание масла из масляной полости подшипника при выключенной системе обогрева входного обтекателя.

Соединение кольцевой полости охлаждающего воздуха повышенного давления на выходе через лабиринтные уплотнения с масляной полостью, а на входе - через трубы, расположенные в каналах опоры масляной полости, незамкнутый коллектор и трубу в масляной полости - с периферийной полостью проточной части компрессора низкого давления на его выходе предотвращает попадание масла из масляной полости в газовоздушный тракт двигателя, что повышает его надежность.

Расположение в каналах опоры масляной полости радиально-упорного подшипника незамкнутого коллектора обеспечивает минимальные гидравлические потери воздуха, идущего на наддув лабиринтных уплотнений из-за компрессора низкого давления.

Соединение кольцевой полости обогревающего воздуха повышенного давления на выходе с воздушными полостями входного обогревателя, а на входе - через разрыв незамкнутого коллектора и трубу в масляной полости радиально-упорного подшипника - с проточной частью на выходе компрессора высокого давления обеспечивает отбор воздуха на обогрев из-за компрессора высокого давления с возможностью переключения отбора на промежуточную ступень, что исключает перегрев вала вентилятора и входного обтекателя на повышенных режимах работы газотурбинного двигателя, что также повышает его надежность.

На фиг.1 изображен продольный разрез турбореактивного двигателя.

На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

На фиг.3 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде в другом радиальном сечении.

Турбореактивный двигатель 1 состоит из вентилятора 2 с входным обтекателем 3 на рабочем колесе 4 и с радиально-упорным подшипником 5 с лабиринтными уплотнениями 6 масляной полости 7 подшипника 5, а также из компрессора низкого давления 8 и из компрессора высокого давления 9. С передней стороны 10 лабиринтных уплотнений 6 последовательно расположены кольцевая полость охлаждающего воздуха повышенного давления 11 и кольцевая полость обогревающего воздуха повышенного давления 12, причем кольцевая полость 11 на выходе через лабиринтные уплотнения 6 соединена с масляной полостью 7 подшипника 5, а на входе, через трубы 13, расположенные в каналах 14 опоры масляной полости 7, незамкнутый коллектор 15 и трубу 16, расположенную в масляной полости 7 подшипника 5 - с периферийной полостью 17 проточной части 18 компрессора низкого давления 8 на его выходе 19. Кольцевая полость обогревающего воздуха повышенного давления 12 на выходе через каналы 20 в валу 21 вентилятора 2 и трубы 22 соединена с воздушными полостями 23 входного обтекателя 3, а на входе, через разрыв 24 в незамкнутом коллекторе 15 и трубу 25 в масляной полости 7 подшипника 5 - с проточной частью 26 компрессора высокого давления 9 на его выходе 27, с возможностью переключения отбора воздуха на промежуточную ступень 28 компрессора высокого давления 9.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе газотурбинного двигателя 1 лабиринтное уплотнение 6 масляной полости 7 радиально-упорного подшипника 5 уплотнено избыточным давлением холодного воздуха, поступающего из кольцевой периферийной полости 17 на выходе 19 из компрессора низкого давления в кольцевую полость охлаждающего воздуха 11, что предотвращает попадание масла из масляной полости 7 в газовоздушный тракт двигателя 1.

При возникновении опасности обледенения - например, при снижении температуры атмосферного воздуха и при повышении его влажности, в кольцевую полость 12 по трубе 25 подается из-за компрессора высокого давления 9 горячий воздух, который далее поступает в воздушные полости 23 входного обтекателя 3, подогревая его и предотвращая тем самым его обледенение. В случае, если режим работы двигателя оказался высоким и температура воздуха за компрессором излишне высока и может уменьшить прочность деталей вентилятора, отбор воздуха переключается на промежуточную ступень 28 компрессора высокого давления 9, где температура отбираемого воздуха ниже.

Похожие патенты RU2554130C1

название год авторы номер документа
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Багаутдинов Аняс Мухаммедович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614017C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕАКТИВНОЙ ТЯГИ В ТУРБОРЕАКТИВНОМ ДВУХКОНТУРНОМ ДВИГАТЕЛЕ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2017
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Исаев Сергей Константинович
  • Иванина Сергей Викторович
RU2665760C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
ДИСК ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Любопытова Наталья Ивановна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603217C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Тарвердян Феликс Леникович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614018C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Стрикица Борис Иванович[Ua]
RU2027054C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Латышев Вячеслав Георгиевич
  • Расторгуев Олег Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2550224C1
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2303148C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО БРАСЛЕТА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СЕКЦИЯ КОЛЬЦА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603389C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Хрящиков Михаил Сергеевич
  • Рубинов Владимир Октябринович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2307947C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 554 130 C1

Реферат патента 2015 года ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Турбореактивный двигатель включает в себя вентилятор (2) с входным обтекателем (3) на рабочем колесе (4) и радиально-упорный подшипник (5) с лабиринтными уплотнениями масляной полости (7), а также компрессор низкого давления (8) и компрессор высокого давления (9). С передней стороны лабиринтных уплотнений последовательно расположены кольцевая полость охлаждающего воздуха повышенного давления и кольцевая полость обогревающего воздуха повышенного давления. Кольцевая полость охлаждающего воздуха на выходе через лабиринтные уплотнения соединена с масляной полостью, а на входе - через трубы, расположенные в каналах опоры масляной полости, незамкнутый коллектор и трубу в масляной полости - с периферийной полостью (17) проточной части (18) компрессора низкого давления (8) на его выходе (19). Кольцевая полость обогревающего воздуха соединена на выходе с воздушными полостями (23) входного обтекателя (3), а на входе - через разрыв незамкнутого коллектора и трубу (25) в масляной полости радиально-упорного подшипника вентилятора - с проточной частью (26) на выходе (27) компрессора высокого давления (9). Достигается повышение надежности двигателя за счет противообледенительного обогрева обтекателя вентилятора и повышения эффективности лабиринтного уплотнения масляной полости радиально-упорного подшипника вентилятора. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 554 130 C1

Турбореактивный двигатель, содержащий вентилятор с входным обтекателем на рабочем колесе и радиально-упорный подшипник с лабиринтными уплотнениями масляной полости, а также компрессор низкого давления и компрессор высокого давления, отличающийся тем, что с передней стороны лабиринтных уплотнений последовательно расположены кольцевая полость охлаждающего воздуха повышенного давления и кольцевая полость обогревающего воздуха повышенного давления, причем кольцевая полость охлаждающего воздуха повышенного давления на выходе через лабиринтные уплотнения соединена с масляной полостью, а на входе - через трубы, расположенные в каналах опоры масляной полости радиально-упорного подшипника, незамкнутый коллектор и трубу в масляной полости радиально-упорного подшипника - с периферией проточной части компрессора низкого давления на его выходе; кольцевая полость обогревающего воздуха повышенного давления соединена на выходе с внутренними полостями входного обтекателя, а на входе - через трубу в разрыве незамкнутого коллектора и трубу в масляной полости радиально-упорного подшипника вентилятора - с проточной частью компрессора высокого давления на его выходе, с возможностью переключения на промежуточную ступень компрессора высокого давления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2554130C1

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ОБЪЕДИНЕННОЙ ОПОРОЙ ТУРБИНЫ НИЗКОГО И ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2009
  • Белоусов Виктор Алексеевич
  • Демкин Николай Борисович
RU2414614C1
ПЕЧЬ ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ 1929
  • Корниенко К.В.
SU49122A1
МАСЛЯНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Гойхенберг Михаил Михайлович
  • Иванов Виталий Владимирович
  • Канахин Юрий Александрович
  • Чепкин Виктор Михайлович
RU2270351C2

RU 2 554 130 C1

Авторы

Кузнецов Валерий Алексеевич

Климов Валерий Николаевич

Чернавин Александр Александрович

Даты

2015-06-27Публикация

2014-02-20Подача