Изобретение относится к военным гусеничным машинам, в частности к системам дорожной сигнализации военных гусеничных машин.
Современные военные гусеничные машины (ВГМ) оснащены силовыми установками, обеспечивающими им высокие скоростные и маневренные характеристики, позволяющие совершать марши на большие расстояния с высокими скоростями, в различных природно-климатических и дорожных условиях.
Скорость движения машин в колонне рассчитывается по участкам маршрута с учетом дорожных условий, подготовленности личного состава, технических возможностей и состояния ВГМ.
При движении ВГМ (особенно при совершении марша на большие расстояния с высокими скоростями) дистанцию между машинами устанавливает командир исходя из тактической обстановки, состояния дорог, условий видимости и фактической скорости движения. По условиям безопасности дистанции должны быть не менее суммы численного значения скорости движения машин и установленного командиром расстояния между машинами на остановках (не менее 10 м).
При движении по пыльным дорогам и в других условиях ограниченной видимости, в гололед и т.п. дистанция между машинами может быть увеличена до 70-100 м.
Механики-водители (операторы) выдерживают дистанцию, визуально ориентируясь через смотровые приборы наблюдения по габаритным фонарям впереди идущей машины.
Управляя ВГМ в сложных дорожных условиях механик-водитель (оператор) работает с большим напряжением, быстро теряет необходимую работоспособность, которая приводит к замедлению его реакции на дорожную ситуацию, что может стать причиной столкновения образцов ВГМ.
Движение с высокими скоростями в ограниченных условиях видимости (ночной марш, туман, сильная запыленность воздуха, пурга, дым и т.п.) не позволяет механикам-водителям (операторам) непрерывно видеть габаритные огни движущейся впереди машины. Все это приводит к несвоевременному реагированию со стороны механика-водителя (оператора) на изменение режима движения впереди движущейся машины, то есть изменение установленной дистанции между образцами ВГМ. Кроме того, при объезде препятствий механик-водитель (оператор) из-за конструктивных особенностей ВГМ не имеет возможности вести наблюдение за дорожной обстановкой слева и справа от ВГМ, в результате чего может произойти столкновение с другими машинами или препятствиями.
Известны системы дорожной сигнализации ВГМ, содержащие габаритные фонари и стоп-сигналы, которые не всегда видимы в тумане, в запыленных условиях и при преодолении водных преград в составе подразделений.
Анализ известных устройств показал, что в определенных случаях они не обеспечивают безопасную дистанцию между движущимися в колонне образцами ВГМ.
В качестве прототипа взята система дорожной сигнализации танка Т-72 (см. Техническое описание танка Т-72. - М.: Военное издательство 2002). Система дорожной сигнализации состоит из передних, боковых и задних габаритных фонарей, коробки дорожной сигнализации, сигнальной лампы и переключателей.
Системой дорожной сигнализации управляет механик-водитель (оператор) за счет изменения положений соответствующих переключателей (органов управления). При движении механик-водитель контролирует работоспособность системы дорожной сигнализации по контрольной лампе. Сигналом торможения на движущейся впереди ВГМ является мигание трех задних габаритных фонарей.
Существенным недостатком этой системы, а также других известных устройств является то, что они не обеспечивают установленную командиром безопасную дистанцию при движении в тумане, в условиях сильной запыленности воздуха и т.п.
Вождение в колонне на больших скоростях связано с большой информационной и физической нагрузкой механиков-водителей (операторов), которая в итоге приводит к ошибочному определению дистанции до впереди идущей машины. В результате этого происходит запаздывание момента торможения и наезд ВГМ на движущуюся впереди машину.
В процессе совершения маршей происходит большое количество отказов по причине недостаточной маршевой подготовки членов экипажа (механиков-водителей). Недостаточная подготовка членов экипажа в определенных случаях может привести к поломкам, авариям ВГМ и гибели членов экипажа. Такое положение связано, прежде всего, с отсутствием на современных образцах ВГМ устройств, позволяющих обеспечивать безопасную дистанцию при их движении в тумане, в условиях сильной запыленности воздуха, в пургу и т.п.
Целью предлагаемого технического решения является обеспечение безопасности движения и предупреждения столкновения боевых машин в колонне и в боевых порядках, в тумане, в условиях сильной запыленности воздуха, в пургу и т.п. путем определения и выдерживания безопасной дистанции между ВГМ, не зависящей от действий механика-водителя (оператора).
Для достижения поставленной цели предлагается устройство для обеспечения безопасности движения военной гусеничной машины, включающее систему дорожной сигнализации, характеризующееся тем, что система дорожной сигнализации дополнительно содержит пульт управления для включения устройства, излучатели, направляющие сигнал до препятствия, приемники излучения, принимающие сигнал и передающие его в блок контроля и выдачи команд для обработки и вычисления расстояния до препятствия, собственной скорости с тахогенератором и номера включенной передачи с устройства переключения передач и передачи сигнала через аппаратуру встроенной связи и коммутации, в зависимости от полученной информации, на прибор наблюдения механика-водителя и на устройство для подтормаживания, или на устройство для переключения передач, или на механизм остановки двигателя.
Устройство для обеспечения безопасности движения ВГМ представлено графически на фиг. 1, оно содержит механизм остановки двигателя 1; устройство переключения передач 2; устройство для выключения сцепления 3; излучатель 4, 6, 7, 11; блок обработки информации и выдачи команд 5; прибор наблюдения механика-водителя (оператора) 8; аппаратура внутренней связи и коммутации 9; тахогенератор 10; приемник излучения 12; пульт управления 13; устройство для подтормаживания 14; устройство для включения тормоза 15.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. При включении устройства для обеспечения безопасности движения ВГМ с пульта управления 13 излучатель 7, установленный спереди, ВГМ направляет ультразвуковой сигнал в окружающую среду вперед по ходу движения машины, в случае приближения ВГМ к движущейся впереди машине ультразвуковой сигнал, отражаясь от нее, принимается приемником излучения 12. Отраженные сигналы передаются в блок контроля и выдачи команд 5 для обработки и вычисления расстояния до впереди идущей машины.
Информация о собственной скорости движения поступает в блок контроля и выдачи команд 5 с тахогенератора 10. Сведения о номере включенной передачи поступает в блок контроля и выдачи команд 5 с устройства переключения передач 2.
Информация о расстоянии до впереди движущейся машине, собственной скорости и номере включенной передачи отображается в приборе наблюдения механика-водителя (оператора) 8.
При приближении ВГМ к движущейся впереди машине на определенное расстояние блок контроля и выдачи команд 5 направляет в аппаратуру встроенной связи и коммутации 9 информацию, которая преобразуются в звуковые сигналы, предупреждающие механика-водителя (оператора) об опасном сближении.
Если механик-водитель (оператор) не предпринимает действий по снижению скорости, то блок контроля и выдачи команд 5 направляет сигнал в устройство для подтормаживания 14, при этом происходит снижение скорости движения ВГМ.
При недостаточном снижении скорости блок контроля и выдачи команд 5, направляет сигнал на устройство для переключения передач 2, в результате происходит переход на низшую передачу, скорость движения ВГМ снижается, тем самым обеспечивается безопасная дистанция между образцами ВГМ.
В случае резкого сокращения дистанции между движущимися образцами ВГМ (резкая остановка впереди движущейся машины) блок контроля и выдачи команд 5 направляет сигнал на устройство для выключения сцепления 3, устройство для включения тормоза 15, механизм остановки двигателя 1. При этом крутящий момент не передается от двигателя к ведущим колесам, происходит экстренное торможение ВГМ, а механизм остановки двигателя 1 прекращает подачу топлива. В результате этого происходит остановка двигателя ВГМ, что исключает возможность движения машины после экстренного торможения.
При включенном в работу устройстве для обеспечения безопасного движения ВГМ излучатели 6, 11, установленные по бортам ВГМ, направляют ультразвуковые сигналы влево и право от ВГМ, при нахождении препятствия или обгоне другой машиной от нее отражается ультразвуковой сигнал, который принимается приемником излучения 12. Информация об этом направляется в блок контроля информации и выдачи команд 5. Блок контроля и выдачи команд 5 направляет сигналы на прибор наблюдения механика-водителя (оператора) 8, отображая на нем информацию о нахождении препятствий слева или справа от ВГМ.
После включения механиком-водителем (оператором) передачи заднего хода начинает работать излучатель 4. Ультразвуковое излучение, направляемое излучателем 4, отражается от препятствий, находящихся позади ВГМ, и принимается приемником излучения 12, информация об этом направляется в блок контроля информации и выдачи команд 5. При приближении ВГМ к препятствию на определенное расстояние блок контроля и выдачи команд 5 направляет в аппаратуру встроенной связи и коммутации 9 информацию, которая преобразуется в звуковые сигналы, предупреждающие механика-водителя (оператора) об опасном сближении.
Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет исключить столкновение образцов ВГМ, движущихся в колонне, в боевых порядках, в тумане, в условиях сильной запыленности воздуха и т.п., путем обеспечения безопасной дистанции, независимо от действий механика-водителя (оператора), а также предупреждает механика-водителя (оператора) о наличии препятствий слева и справа от образца ВГМ при маневрировании в движении и при движении ВГМ задним ходом.
Простота конструкции предлагаемого устройства позволяет устанавливать его в ходе серийного производства, а так же при модернизации ВГМ и не потребует значительных материальных затрат.
Изобретение относится к военным гусеничным машинам, в частности к системам дорожной сигнализации военных гусеничных машин. Устройство для обеспечения безопасности движения военной гусеничной машины включает систему дорожной сигнализации. Система дополнительно содержит пульт управления для включения устройства, излучатели, направляющие сигнал до препятствия, приемники излучения, принимающие сигнал и передающие его в блок контроля и выдачи команд для обработки и вычисления расстояния до препятствия, собственной скорости с тахогенератора и номера включенной передачи с устройства переключения передач и передачи сигнала через аппаратуру встроенной связи и коммутации на прибор наблюдения механика-водителя и на устройство для подтормаживания, или на устройство для переключения передач, или на механизм остановки двигателя. Достигается возможность обеспечения безопасности движения и предупреждения столкновения боевых машин в колонне. 1 ил.
Устройство для обеспечения безопасности движения военной гусеничной машины, включающее систему дорожной сигнализации, характеризующееся тем, что система дорожной сигнализации дополнительно содержит пульт управления для включения устройства, излучатели, направляющие сигнал до препятствия, приемники излучения, принимающие сигнал и передающие его в блок контроля и выдачи команд для обработки и вычисления расстояния до препятствия, собственной скорости с тахогенератора и номера включенной передачи с устройства переключения передач и передаче сигнала через аппаратуру встроенной связи и коммутации, в зависимости от полученной информации, на прибор наблюдения механика-водителя и на устройство для подтормаживания, или на устройство для переключения передач, или на механизм остановки двигателя.
СИСТЕМА ДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТАНКА | 2001 |
|
RU2202758C2 |
Сырьевая смесь для производства керамзита | 2017 |
|
RU2646146C1 |
УСТРОЙСТВО ОПТИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 2001 |
|
RU2266833C2 |
US 5617085 A, 01.04.1997 |
Авторы
Даты
2015-07-20—Публикация
2014-08-05—Подача