Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к устройству системы гидроуправления и смазки трансмиссией.
Известны устройства системы откачки масла из агрегатов трансмиссии военных гусеничных машин (ВГМ). В этих устройствах включение и выключение исполнительных механизмов для удаления масла из агрегатов трансмиссии (бортовых коробок передач и входного редуктора) осуществляет механик-водитель (оператор) по алгоритму, установленному эксплуатационной документацией ВГМ.
Из изученных аналогов в качестве прототипа взята система откачки масла из агрегатов трансмиссии танка Т-72 (см. Техническое описание танка Т-72. - М.: Военное издательство 2002, с.136-139), содержащая коробки передач, входной редуктор, маслозакачивающий насос трансмиссии, маслооткачивающие насосы и масленый бак.
При остановке силовой установки (СУ) ВГМ прекращают работать маслозакачивающий и маслооткачивающие насосы. В результате прекращается циркуляция масла в гидросистеме трансмиссии ВГМ. При этом в картерах бортовых коробок передач (БКП) и картере входного редуктора (ВР) остается значительное количество масла (около 20 л). В зимний период эксплуатации при длительных остановках с неработающим двигателем или при хранении ВГМ в неотапливаемых боксах или открытых площадках, в результате воздействия отрицательной температуры окружающего воздуха вязкость масла увеличивается в несколько раз, это оказывает дополнительное сопротивление проворачиванию коленчатого вала при запуске СУ, а в определенных случаях и невозможности пуска СУ. Для надежного пуска СУ и снижения нагрузки на систему электрического пуска СУ в зимний период эксплуатации масло из картеров БКП и картера ВР перед стоянкой необходимо откачивать в масленый бак.
С этой целью для полного удаления масла из агрегатов трансмиссии механик-водитель (оператор) должен произвести двухкратную откачку масла при работающем двигателе, соблюдая алгоритм действий предусмотренный инструкцией по эксплуатации ВГМ. Кроме того, контроль качества выполнения откачки масла осуществляет механик-водитель (оператор) щупом в маслобаке трансмиссии, при этом покидая свое штатное место.
Как показала практика эксплуатации ВГМ, зимой часты случаи остановки двигателя без откачки масла из агрегатов трансмиссии по вине механиков-водителей (операторов) из-за невыполнения требований эксплуатационной документации ВГМ либо неправильного выполнения ими алгоритма действий при проведении двухкратной откачки масла. В результате чего для последующего пуска СУ требуется проведение дополнительных мероприятий по разогреву неоткачанного масла в БКП и ВР различными способами, что приводит к увеличению времени или срыву выполнения поставленных задач, снижению уровня работоспособности ВГМ. Это является существенным недостатком существующей системы откачки масла из агрегатов трансмиссии ВГМ.
Задачей предлагаемого устройства является обеспечение надежного пуска СУ в зимнее время (при отрицательных температурах), снижения нагрузки на систему электрического пуска СУ ВГМ, а также повышения уровня работоспособности ВГМ.
Указанная задача достигается тем, что в систему гидроуправления и смазки трансмиссии установлен блок контроля параметров и выдачи команд, соединенный с бортовой сетью, пультом управления механика-водителя (оператора), тахогенератором и дополнительно установленными маслооткачивающими насосами с электроприводами, датчиком уровня масла в масляном баке и датчиком температуры окружающего воздуха снаружи корпуса военной гусеничной машины, кроме того, в трубопровод слива масла в масляный бак дополнительно установлен обратный клапан.
На фиг.1 показана схема предлагаемого технического решения. Устройство для автоматической откачки масла из агрегатов трансмиссии ВГМ содержит датчик температуры окружающего воздуха 1; аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 2; блок контроля параметров и выдачи команд 3; центральный процессор 4; пульт управления механика-водителя (оператора) 5; часы 6; блок выдачи команд 7; входной редуктор 8; правая БКП 9; маслооткачивающий насос 10, 15 19; дополнительный маслооткачивающий насос 11, 14, 18 с электроприводом 12, 13, 17; маслозакачивающий насос 16; левая БКП 20; обратный клапан 21, масляный бак 22; датчик уровня масла 23; тахогенератор 24; двигатель 25.
Работает устройство следующим образом, при остановке СУ ВГМ крутящий момент от коленчатого вала двигателя 25 не передается через входной редуктор 8 на маслозакачивающий насос 16 и маслооткачивающие насосы 10, 15, 19, вследствие чего прекращается циркуляция масла в системе гидроуправления и смазки трансмиссии ВГМ. При этом закачанное маслозакачивающим насосом 16 масло из масляного бака 22 остается в картере левой БКП 20 и правой БКП 9, а также в картере ВР 8. Тахогенератор 24 при остановленном двигателе 25 перестает подавать электрический сигнал через АЦП 2, который преобразует аналоговый сигнал тахогенератора 24 в двоичный цифровой код на центральный процессор 4, блока контроля параметров и выдачи команд 3. После прекращения поступления в центральный процессор 4 сигнала с тахогенератора 24 это сигнализирует об остановленном двигателе 25, запускается пятиминутный отсчет времени часами 6, что необходимо для стекания оставшегося масла в картеры БКП и ВР. После пятиминутной паузы с момента остановки двигателя 25 и температуре окружающего воздуха ниже плюс 5°C, при этом информация о температуре окружающего воздуха подается на центральный процессор 4 с датчика температуры окружающего воздуха 1, установленного снаружи корпуса ВГМ, через АЦП 2, который преобразует аналоговый сигнал датчика температуры в цифровой двоичный код. Центральный процессор 4 выдает сигнал на блок выдачи команд 7, который одновременно подключает к бортовой сети электропривод 12 дополнительного маслооткачивающего насоса 11 правой БКП 9, электропривод 13 дополнительного маслооткачивающего насоса 14 ВР 8 и электропривод 17 дополнительного маслооткачивающего насоса 18 левой БКП 20. При этом оставшееся в картерах правой, левой БКП и ВР масло поступает через обратный клапан 21 в масляный бак 22. Информация о температуре окружающего воздуха подается на центральный процессор 4 с датчика температуры окружающего воздуха 1, установленного снаружи корпуса ВГМ, через АЦП 2, который преобразует аналоговый сигнал датчика температуры в цифровой двоичный код.
Время работы электроприводов 12, 13, 17 дополнительных маслооткачивающих насосов 12, 14, 18 ограничивается сигналом с часов 6 на центральный процессор 4 и составляет 2 минуты.
По истечении двух минут по команде с центрального процессора блок управления отключает электроприводы 12, 13, 17 от бортовой сети, откачка масла из агрегатов трансмиссии прекращается, а обратный клапан 21 препятствует перетеканию масла из маслобака 22 в агрегаты трансмиссии.
Контроль качества проведения откачки масла определяется по уровню масла в маслобаке 22 датчиком уровня масла 23, сигнал с которого поступает через АЦП 2, где преобразуется в двоичный код, поступает в центральный процессор и далее выводится на пульт 5, который установлен на рабочем месте механика-водителя (оператора) ВГМ.
Использование предложенного устройства для автоматической откачки масла из агрегатов трансмиссии при остановке СУ ВГМ, в том числе и при неправильных действиях механика-водителя (оператора), значительно повысит надежность работы СУ и силовой передачи танка, а также повысит работоспособность ВГМ.
Простота предлагаемого устройства для откачки масла из агрегатов трансмиссии может быть реализована в ходе серийного производства, а также модернизации ВГМ и не потребует значительных материальных затрат.
Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к устройству системы гидроуправления и смазки трансмиссией. Устройство содержит коробки передач, входной редуктор, маслозакачивающий насос трансмиссии, маслооткачивающие насосы и масленый бак, при этом в систему гидроуправления и смазки трансмиссии установлен блок контроля параметров и выдачи команд, соединенный с бортовой сетью, пультом управления механика-водителя (оператора), тахогенератором и дополнительно установленными маслооткачивающими насосами с электроприводами, датчиком уровня масла в масляном баке и датчиком температуры окружающего воздуха снаружи корпуса военной гусеничной машины, кроме того, в трубопровод слива масла в масляный бак дополнительно установлен обратный клапан. Технический результат - повышение надежности агрегатов трансмиссии. 1 ил.
Устройство для автоматической откачки масла из агрегатов трансмиссии военной гусеничной машины, содержащее коробки передач, входной редуктор, маслозакачивающий насос трансмиссии, маслооткачивающие насосы и масленый бак, отличающееся тем, что в систему гидроуправления и смазки трансмиссии установлен блок контроля параметров и выдачи команд, соединенный с бортовой сетью, пультом управления механика-водителя (оператора), тахогенератором и дополнительно установленными маслооткачивающими насосами с электроприводами, датчиком уровня масла в масляном баке и датчиком температуры окружающего воздуха снаружи корпуса военной гусеничной машины, кроме того, в трубопровод слива масла в масляный бак дополнительно установлен обратный клапан.
Термосно-паровая кухня | 1921 |
|
SU72A1 |
Регулятор для ветряного двигателя в ветроэлектрических установках | 1921 |
|
SU136A1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2468227C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2005 |
|
RU2293219C2 |
СПОСОБ ДЕМОНСТРАЦИИ СПОНТАННОЙ МАГНИТНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ ПОВЕРХНОСТИ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2284059C2 |
US 5993372 A, 30.11.1999 |
Авторы
Даты
2015-03-10—Публикация
2013-11-14—Подача