СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ОБМОТОК С МОНОЛИТНЫМИ МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ СЕРДЕЧНИКАМИ Российский патент 2015 года по МПК G01R31/06 

Описание патента на изобретение RU2563777C1

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться при диагностике обмоток электрических машин с монолитными металлическими сердечниками, например, электродвигателей и электромагнитов.

Во время эксплуатации электрических машин могут происходить межвитковые замыкания в обмотках. Для их своевременного выявления и предотвращения аварийных ситуаций проводят периодические плановые проверки состояния обмоток. В ряде случаев такие испытания на наличие короткозамкнутых витков (КЗВ) выполняют на месте дислокации изделий без демонтажа оборудования (неразрушающий контроль). Когда прямой доступ к обмоткам невозможен, измерительные приборы подключают к ним дистанционно, при этом из-за протяженности подводящих линий и наличия промежуточных элементов в электрической цепи возрастают помехи, увеличиваются экспериментальные погрешности и выявление КЗВ становится затруднительным.

В настоящее время известны различные способы и устройства для выполнения неразрушающего контроля обмоток. Однако они оказались неэффективными применительно к классу электрических машин, у которых обмотки снабжены монолитными металлическими сердечниками. В этом конкретном случае КЗВ диагностируются на фоне сердечника, который фактически тоже является массивным замкнутым витком и при измерениях маскирует сигнал, информирующий об искомом дефекте. Для данного класса машин с монолитными сердечниками разрабатываются специфические способы контроля, обладающие большей чувствительностью и селективностью.

Наиболее близким к заявленному изобретению является способ контроля электрических обмоток на короткое замыкание по патенту РФ 2413955 С1, опубл. 30.11.2009. В известном способе к обмотке подсоединяют измеритель иммитанса, включающий гармонический генератор, измерители тока и напряжения, измеряют действительную и мнимую компоненты импеданса при различных значениях частоты. Затем строят годограф импеданса обмотки, сравнивают его с реперным годографом и на основании заданного критерия принимают решение о наличии дефекта. Для определения реперного годографа используют тест-образец с эталонной обмоткой, идентичной контролируемой по размерам, количеству витков и материалу сердечника. В тест-образце с помощью переключаемой перемычки имитируют межвитковые замыкания. В качестве реперного выбирают годограф с наименьшим отклонением от годографа без имитации КЗВ. Далее на реперном годографе выбирают участок диапазона частот с максимальной чувствительностью к дефекту. Затем в пределах этого участка определяют значения модуля импеданса реперного тест-образца и исследуемой обмотки. Если у исследуемой обмотки это значение оказывается меньшим, принимают решение о наличии КЗВ.

Известный способ имеет ряд недостатков. Один из них обусловлен тем, что эталонная и исследуемая обмотки изначально не могут быть идентичными, а отличия между ними со временем возрастают даже при бездефектной эксплуатации изделия. Поэтому критерий, основанный на сравнении электрических характеристик работающего изделия и тест-образца с имитацией КЗВ не представляется вполне надежным. Другой недостаток связан с ограниченным набором имитаций КЗВ, при котором не учитываются все возможные формы дефектов. Кроме того, сравнение с реперным годографом проводят лишь по нескольким или даже по единственному измерению в одном узком частотном диапазоне. При дистанционных испытаниях с протяженными подводящими линиями, промежуточными элементами и электрическими помехами в цепи это приводит к значительным экспериментальным погрешностям и снижению чувствительности. В известном способе не удается надежно отделить полезный сигнал от фонового воздействия монолитного сердечника, в особенности на начальных стадиях развития дефектов с одиночными КЗВ, достоверность выявления дефектов недостаточно высока. Кроме того, испытания дополнительно усложняются из-за необходимости замещающего подключения тест-образца в электрическую цепь изделия.

С учетом вышеизложенного, применение известного способа не в лабораторных, а в реальных производственных условиях на месте дислокации изделия представляется проблематичным.

Заявленное изобретение направлено на преодоление перечисленных недостатков прототипа. Его задачей является повышение надежности диагностирования межвитковых замыканий в обмотках электрических машин с монолитными металлическими сердечниками, ранняя идентификация таких дефектов за счет чувствительности на уровне регистрации одиночных КЗВ.

Технический результат изобретения состоит в том, что селективно и с высокой точностью выявляются те изменения электрических характеристик обмотки, которые достоверно свидетельствуют о возникновении КЗВ, а решение о наличии КЗВ принимается на основе более надежного критерия. При этом процесс испытаний отличается простотой и не требует подключения дополнительных эталонных тест-образцов, а отказ от эталонного сравнения в пользу динамического анализа собственных состояний обмотки уменьшает вероятность принятия ошибочных решений. Надежность нового критерия диагностирования проявляется за счет использования в нем параметров, специфически меняющихся при появлении КЗВ. При расчете критерия учитываются данные измерений на большом массиве исследуемых частот во всем их рабочем диапазоне. Это позволяет повысить точность результатов испытаний и статистически скомпенсировать знакопеременные погрешности, вызванные электрическими помехами.

Технический результат изобретения достигается за счет того, что в способе контроля состояния обмоток с монолитными металлическими сердечниками в электрических машинах при различных значениях частоты измеряют действительную и мнимую компоненты импеданса обмотки, строят годограф импеданса, проводят его сравнение с реперным годографом и на основе критерия констатируют возникновение дефекта в обмотке, вызванного межвитковым замыканием, при этом в качестве реперного используют годограф предыдущего измерения, сравнение проводят по почастотно построенному годографу векторных разностей импедансов годографов, а в качестве критерия принимают увеличение площади годографа векторных разностей.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематично показаны графики годографов импеданса электрической цепи обмотки до и после появления КЗВ, фиг. 2 иллюстрирует построение годографа векторных разностей этих графиков в соответствие с изобретением, на фиг. 3 приведены примеры реальных графиков годографов при разных положениях КЗВ в обмотке, а на фиг. 4 представлены соответствующие годографы векторных разностей обмотки.

Согласно изобретению, для контроля состояния обмотки периодически определяют действительную и мнимую компоненты ее импеданса. Для этого к электрической цепи, содержащей исследуемую обмотку, подключают измеритель иммитанса, например, стандартный промышленный определитель RLC с генератором гармонических колебаний и измерителями тока и напряжения. Затем измеряют значения модуля комплексного сопротивления и угла фазового сдвига при разных рабочих частотах генератора и вычисляют компоненты импеданса. Получаемые экспериментальные данные должны быть репрезентативными и детализированными как по ширине исследуемого частотного диапазона, чтобы гарантированно охватить область влияния КЗВ на характеристики обмотки, так и по количеству измерений, чтобы статистически компенсировать экспериментальные погрешности. Этот массив рабочих частот генератора выбирают заранее перед первым испытанием и в дальнейшем оставляют неизменным.

В соответствии с изобретением, после этапа измерений проводят сравнение полученных данных с результатами предыдущего испытания, с тем чтобы на основе заданного критерия установить, произошло ли межвитковое замыкание в обмотке за предшествующий период эксплуатации. Для этого используют графики годографа импеданса, то есть решение о наличии КЗВ принимают на основании того, какие изменения наблюдаются в текущем графике годографа по сравнению с реперным графиком, полученным в предыдущем испытании.

График годографа импеданса является известным и широко используемым в электротехнике показателем, описывающим свойства элементов электрических систем. Он строится на комплексной плоскости координат активного R и реактивного JX сопротивлений и представляет собой кривую, соединяющую концы векторов комплексного сопротивления исследуемого элемента электрической цепи при изменении частоты f (фиг. 2).

Опытным путем установлено, что возникновение КЗВ в обмотке вызывает изменение формы графика годографа. Преимущественно это проявляется в стягивании точек графика к началу координат. Указанные изменения иллюстрируются на фиг. 1, где схематично показаны годографы обмотки с монолитным сердечником до появления КЗВ (годограф А) и при его наличии (годограф В). В реальности, из-за влияния сердечника и большого числа витков в обмотке, эти графики оказываются расположенными близко друг к другу (рис. 3), что существенно затрудняет диагностирование дефекта, однако независимо от места расположения КЗВ все же наблюдается выраженный участок на протяженном диапазоне частот, на котором годограф с КЗВ оказывается смещенным во внутреннюю сторону от графика годографа без КЗВ. Вне этого участка в областях соответственно малых и больших значений частот рассматриваемые графики практически сливаются. При этом узкая замкнутая область, располагающаяся между графиками, отражает информацию об ухудшении эксплуатационных свойств обмотки из-за образования КЗВ.

Формоизменение годографа можно определить как совокупность смещений всех образующих его векторов импеданса, соответствующих определённым частотам измерения fn. Каждое такое смещение описывается вектором разности d(В-А)n, соединяющим концы векторов импеданса текущего (фиг. 1, график В, с КЗВ) и предыдущего (график А, без КЗВ) испытания, измеренных на той же частоте.

Отложив полученные векторы разностей от одной общей точки путём их параллельного к ней переноса, можно построить годограф векторных разностей (ГВР), описывающий отличия текущего годографа от предыдущего. ГВР определяется, как разность комплексных функций (фиг.2):

где dR(f) и jdX(f) - вещественная и мнимая компоненты годографа векторных разностей;

dRA(f) и jdXA(f) - вещественная и мнимая компоненты годографа А обмотки без КЗВ;

dRB(f) и jdXB(f) - вещественная и мнимая компоненты годографа В обмотки с КЗВ;

График ГВР учитывает изменение импеданса обмотки как по модулю, так и по углу фазового сдвига, поэтому он имеет большую информативность по сравнению с характеристиками, ранее предлагавшимися для контроля состояния обмоток.

Экспериментально подтверждено, что если график ГВР представляет собой выраженную замкнутую кривую, проходящую через начало координат (фиг.4), то это достоверно свидетельствует о возникновении КЗВ в обмотке, а степень повреждения, вызванного данным дефектом, характеризуется величиной ограниченной внутри него площади. Данный экспериментальный факт используется в заявляемом способе. Целевым параметром, по которому судят о возникновения КЗВ, принимается график ГВР, а величина площади внутри графика служит интегральным критерием при оценке степени повреждения обмотки и надежности его диагностирования.

Интегральный критерий определяется из соотношений

где ИКСвр - интегральный критерий сравнения годографов по векторным разностям,

Sn - площадь треугольного элемента ГВР, соответствующего измерениям на частотах fn и fn-1 (фиг.2, точечная штриховка). Sn определяется через векторное произведение и может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

dRn и dXn - координаты вектора d(B-A)n;

dRn-1 и dXn-1 - координаты вектора d(B-A)n-1.

Как ранее указывалось, в заявленном способе расчет критерия ИКСвр проводится на статистически репрезентативном массиве экспериментальных данных, охватывающем весь рабочий диапазон частот. С одной стороны, за счет большей детализированности измерений (см. фиг. 4) это позволяет увеличить чувствительность способа по сравнению с решением-прототипом. С другой стороны, его чувствительность и точность повышаются вследствие того, что при суммировании площадей согласно соотношению (1) взаимно сокращаются знакопеременные вклады случайных погрешностей, вызванные фоновыми помехами. Данное обстоятельство подтверждено экспериментами, в которых значение ИКСвр при появлении КЗВ возрастало на один-два порядка по отношению к фоновой ненулевой величине ИКСвр, регистрируемой при отсутствии КЗВ (вследствие случайных измерительных погрешностей).

Заявленный способ прошел промышленную апробацию. Контроль обмоток серийных шаговых электродвигателей с монолитными металлическими сердечниками с числом витков более 1000 проводился в диапазоне частот от 0.1 до 120 кГц. Когда массив измерений в испытании включал более 20 значений (равномерно распределенных по шкале частот), чувствительность диагностирования дефектов обмоток обеспечивалась на уровне единичных КЗВ.

Похожие патенты RU2563777C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ОБМОТОК НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ 2009
  • Афонасов Алексей Алексеевич
  • Корнеев Александр Васильевич
RU2413955C1
Способ выявления межвитковых замыканий в обмотках трехфазных потребительских трансформаторов 2022
  • Белов Александр Владимирович
  • Шаймухаметова Ольга Рафхатовна
  • Ильин Юрий Петрович
  • Скородумова Наталья Викторовна
RU2794204C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФОРМАТОРОВ С ТРЕХСТЕРЖНЕВОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ СЕРДЕЧНИКА 2003
  • Ким К.К.
  • Смирнов А.А.
  • Паленик В.И.
  • Плоскарев С.И.
RU2250474C1
СПОСОБ РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ МЕЖВИТКОВОГО ЗАМЫКАНИЯ В ОБМОТКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2022
  • Гельвер Фёдор Андреевич
RU2788305C1
Способ комплексного контроля трехфазной обмотки электрической машины 1986
  • Суходолов Юрий Викторович
  • Шевеленко Владимир Дмитриевич
  • Несмеянов Виктор Алексеевич
SU1465830A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ 2008
  • Денисов Валерий Николаевич
  • Курилин Сергей Павлович
RU2392632C1
Система мониторинга и диагностирования состояния турбогенератора 2023
  • Поспеев Леонид Михайлович
  • Афонин Иван Сергеевич
  • Коченков Андрей Викторович
RU2814856C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГА КОРРОЗИИ ТРУБОПРОВОДА 2017
  • Липкин Валерий Михайлович
  • Липкин Михаил Семенович
  • Липкина Татьяна Валерьевна
  • Липкин Семен Михайлович
  • Шишка Никита Васильевич
  • Пожидаева Светлана Александровна
  • Козлова Татьяна Викторовна
RU2653775C1
УСТРОЙСТВО ОБНАРУЖЕНИЯ МЕЖВИТКОВОГО ЗАМЫКАНИЯ В ОБМОТКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2024
  • Гельвер Фёдор Андреевич
RU2821432C1
Система мониторинга и диагностирования состояния турбогенератора 2023
  • Поспеев Леонид Михайлович
  • Афонин Иван Сергеевич
  • Коченков Андрей Викторович
RU2814857C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 563 777 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ОБМОТОК С МОНОЛИТНЫМИ МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ СЕРДЕЧНИКАМИ

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться для диагностирования межвиткового замыкания в обмотках электрических машин с монолитными металлическими сердечниками. Сущность: при различных значениях частоты измеряют действительную и мнимую компоненты импеданса обмотки, строят годограф импеданса, проводят его сравнение с реперным годографом и затем на основе критерия констатируют возникновение дефекта в обмотке, вызванного межвитковым замыканием. В качестве реперного используют годограф предыдущего измерения. Сравнение проводят по почастотно построенному годографу векторных разностей импедансов годографов. В качестве критерия принимают увеличение площади годографа векторных разностей. Технический результат: повышение точности, надежности результатов испытаний. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 563 777 C1

Способ контроля состояния обмоток с монолитными металлическими сердечниками в электрических машинах, заключающийся в том, что при различных значениях частоты измеряют действительную и мнимую компоненты импеданса обмотки, строят годограф импеданса, проводят его сравнение с реперным годографом и на основе критерия констатируют возникновение дефекта в обмотке, вызванного межвитковым замыканием, отличающийся тем, что в качестве реперного используют годограф предыдущего измерения, сравнение проводят по почастотно построенному годографу векторных разностей импедансов годографов, а в качестве критерия используют увеличение площади годографа векторных разностей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2563777C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ОБМОТОК НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ 2009
  • Афонасов Алексей Алексеевич
  • Корнеев Александр Васильевич
RU2413955C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРОТКОЗАМКНУТЫХ ВИТКОВ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ОБМОТКАХ 2006
  • Афонасов Алексей Алексеевич
  • Корнеев Александр Васильевич
  • Пригоркин Евгений Сергеевич
RU2305291C1
Способ контроля целостности обмотки электрической машины 1980
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Ушаков Эдуард Сергеевич
  • Газиев Алишер Хашимович
  • Дрынкин Владимир Федорович
SU995031A1
WO 2005091004 A1, 29.09.2005
US 20110187304 A1, 04.08.2011
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ МОЛИБДЕНИТОВЫХ КОНЦЕНТРАТОВ 2012
  • Медведев Александр Сергеевич
  • Александров Павел Владимирович
  • Кадиров Абдурашид Абдурахимович
RU2493280C1
JP 2013148481 A, 01.08.2013 .

RU 2 563 777 C1

Авторы

Афонасов Алексей Алексеевич

Корнеев Александр Васильевич

Петров Евгений Александрович

Даты

2015-09-20Публикация

2014-07-08Подача