Способ контроля целостности обмотки электрической машины Советский патент 1983 года по МПК G01R31/34 

Описание патента на изобретение SU995031A1

(5) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1 Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к методам контроля целостности токоведущих жил обмотки электрической машины, и может быть использовано, например, в тяговых электродвигателях. Известен способ обнаружения трещин и изломов в выводных проводах путем визуального осмотра снятых с сердечников катушек главных и добавочных полюсов 1 . Недостаток этого способа состоит в необходимости демонтажа электрической машины. Кроме того, поскольку при визуальном осмотре не всегда удается обнаружить трещины и некачественные соединения из-за наличия изоляции,не достаточна точность контроля. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ контроля целостности обмотки электрической машины путем подключения обмот ки к источнику постоянного токи, из мерения напряжения на обмотке и тока в ней, определения не измеренным величинам активного сопротивления и сопоставления его с эталонным f2. Однако измерения производят на постоянном или переменном токе, поэтому в первом случае сложно обнаружить небольшие повреждения в обмотке (трещины) , которые незначительно отражаются, на общего активного сопротивления обмотки, а при замерах на переменном токе замеряется полное сопротивление обмотки, доля активного сопротивления и тем более изменение его из-за нарушения целостности обмотки незначительно и точность контроля не велика. Цель изобретения - повышение точности контроля. Цель достигается тем, что обмотку подключают к источнику кратковременно на время нарастания тока, выделяют высокочастотную составляющую тока и по ее наличию, а также разнице между эталонным и вычисленным значенТ|ям

сопротивления судят о наличии дефектов в обмотке.

На фиг. 1 показано устройство для реализации способа; на фиг, 2 и 3 образцы осциллограммы.

При диагностировании используют источник 1 питания постоянного тока с крутозадающей характеристикой зависимости напряжения от тока, например сварочный 1генератор. Источник питания через рубильник 2 (поездной контактор тепловоза) кабелями и , шунт 5 килоамперметра 6 подключают к обмотке 7На выходе источника 1 питания включен вольтметр 8. Сигналы шунта 5 и вольтметра 8 могут бь1ть записаны на шлейфовом осциллографе.

Обмотка 7 сострит, например, из четырех последовательно включенных катушек главных и добавочных полюсов.

Способ осуществляют следующим об-разом.

Подключают регистрирующую аппара.туру к шунту 5 (измерение тока (t) и параллельно источнику 1 питания (измерение напряжения l(t)).

Реостатом возбуждения сварочного генератора - источника 1 питания устанавливают определенное напряжение холостого хода ( В).

Включают протяжку бумаги на самописце и через 0,5- 1 с включают рубильник 2, при этом в течение времени ,.1 с по обмотке пропускают импульс электрического тока. При нарастании тока выявляют наличие в нем высокочастотных пульсаций.

По измеренным значениям тока и напряжения вычисляют активное сопротивление обмотки и сравнивают его с эталонным, определенным перед эксплуата-циёй машины. Далее рубильник 2 отключают, ток спадает в течение времени tp. .

Вследствие скин-эффекта активное сопротивление обмотки, а следовательно, и все измерения его из-за трещин, некачественной пайки, болтовых соединений вь1водных концов при импульсном питании в несколько раз выше, чем при

питании постоянным током, что повышает точность контроля. Точность конт-; роля существенно повышается при выделении замеренного тока высокочастотной составляющей. Ее возникновение связано с наличием емкости, обусловленной краями трещины в токопроводящих жилах. Поскольку при нарастании тока меняется индуктивность магнитной цепи машины, при определенных соотношениях между емкостью трещины и индуктивностью обмотки в ней возникают резонансные явления, приводящие к высокочастотным колебаниям в токе.

Таким образом, кратковременное подключение обмотки к источнику на время нарастания тока и выделение из измеренного сигнала тока высокочастотной составляющей позволяет повысить точность контроля.

Формула изобретения

Способ контроля целостности обмотки электрической машины путем подключения обмотки к источнику постоянного тока, измерения напряжения,на обмотке и тока в ней, определенияпо измеренным величинам активного сопротивления обмотки и сопоставления его с эталонным значением, отличающий-. с я тем, что, с целью повышения точности контроля, обмотку подключают . к источнику кратковременно на время нарастания тока, выделяют высокочастотную составляющую тока и по ее наличию, а также по разнице между эталонным и вычисленным значениям сопротивления судят о наличии дефектов в обмотке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Правила ремонта электрических машин тепловозов. М., Транспорт, 1Э7Э, с. ЙО.

2.Брайнин Э.И. Контроль элементов электрических машин и аппаратов электропотенциальным методом. М., Энергия, 1980, с. 4-5.

Похожие патенты SU995031A1

название год авторы номер документа
Устройство для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 1983
  • Рогозин Георгий Григорьевич
  • Баранов Георгий Леонидович
  • Лапшина Наталья Семеновна
  • Ларин Аркадий Михайлович
  • Рындин Александр Васильевич
SU1146612A1
Высоковольтная аппаратная камера маневрового тепловоза. 2021
  • Белоусов Юрий Александрович
  • Кривошеев Василий Сергеевич
RU2750824C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИНДУКТИВНОСТИ РЕАКТОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Ушаков Игорь Иванович
  • Куклин Игорь Иванович
RU2428703C2
Высоковольтная аппаратная камера маневрового тепловоза 2021
  • Кривошеев Василий Сергеевич
RU2758724C1
Высоковольтная аппаратная камера магистрального тепловоза 2023
  • Кривошеев Василий Сергеевич
  • Шестов Владимир Юрьевич
  • Белоусов Юрий Александрович
RU2802571C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОСТОЯННОМУ ТОКУ ОБМОТОК ТРЕХФАЗНОГО СИЛОВОГО ТРАНСФОРМАТОРА С ВЫВЕДЕННОЙ НА КОРПУС НЕЙТРАЛЬЮ 2004
  • Михеев Георгий Михайлович
  • Федоров Юрий Алексеевич
  • Баталыгин Сергей Николаевич
  • Шевцов Виктор Митрофанович
RU2281523C1
Способ контроля контактных соединений в цепях электрических машин постоянного тока последовательного возбуждения 1983
  • Юшко Владимир Иванович
SU1137415A1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБМОТОК ТРАНСФОРМАТОРА 2003
  • Баширов З.А.
  • Рыбаков Е.Р.
  • Тюрин А.Н.
  • Волошановский А.Ю.
RU2240571C1
Способ искробезопасного дистанционного питания шахтных датчиков аэрогазового контроля и устройство для его осуществления 1990
  • Басовский Борис Исаакович
  • Васнев Михаил Алексеевич
  • Карпов Евгений Федорович
  • Лавров Виталий Витальевич
  • Ланда Ефим Шлемович
  • Фаерштейн Леонид Борисович
  • Хорошев Игорь Олегович
SU1710778A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ 2008
  • Денисов Валерий Николаевич
  • Курилин Сергей Павлович
RU2392632C1

Иллюстрации к изобретению SU 995 031 A1

Реферат патента 1983 года Способ контроля целостности обмотки электрической машины

Формула изобретения SU 995 031 A1

SU 995 031 A1

Авторы

Глущенко Алексей Данилович

Ушаков Эдуард Сергеевич

Газиев Алишер Хашимович

Дрынкин Владимир Федорович

Даты

1983-02-07Публикация

1980-12-17Подача