В настоящее время существуют следующие способы регулирования воздушного потока в вентиляционной системе:
- ручное регулирование воздушного потока;
- автоматическое регулирование воздушного потока.
Ручное регулирование воздушного потока осуществляется с помощью различных механических систем, например, запорных устройств дроссельного типа (фиг.1), диафрагм (фиг.2), шиберов (фиг.3), распределительных решеток и анемостатов (фиг.4).
Автоматическое регулирование воздушного потока производится также с помощью механических систем, но оборудованных сервоприводом и управляемых с помощью элементов автоматики (датчики, процессоры и др.).
Основными недостатками указанных способов является в первом случае необходимость регламентного проведения настройки устройств регулирования расхода подаваемого воздуха в вентиляционной сети вручную, что вызывает увеличение инерционности вентиляционной системы, необходимость участия квалифицированных специалистов и соответствующего инструментального обеспечения, а при автоматическом регулировании появляется необходимость установки дополнительных элементов автоматики и устройств обеспечения работы автоматики, что приводит к существенному удорожанию системы и снижению ее надежности.
Таким образом, анализ недостатков перечисленных способов регулирования воздушного потока в вентиляционных системах показывает, что в одном случае возникают проблемы организационного характера, а в другом требуются дополнительные финансовые и материальные затраты.
Заявляемый способ регулирования воздушного потока в вентиляционной системе создает аэродинамические крутящие моменты, которые обеспечивают саморегулирование газовых потоков. При этом не возникает необходимости в устройствах автоматического регулирования или настройке устройств регулирования расхода воздуха вручную с привлечением специалистов, и, следовательно, исключаются дополнительные финансовые и материальные затраты.
В процессе эксплуатации вентиляционной сети возникает необходимость регулирования количества подаваемого воздуха. Принципиальная схема подачи воздуха в помещения (фиг.5) содержит: 1 - устройство для забора наружного воздкха; 2 - вентилятор; 3 - воздухораспределитель; 4 - обслуживаемое помещение; 5 - устройство регулирования подаваемого воздуха; 6 - тройник; 7 - магистральная ветвь; 8 - ответвление.
В этой схеме наладка осуществляется с помощью устройств, управление которыми производится вручную или автоматикой [1, 3, 4].
Принципиальная схема предполагаемого способа саморегулирования воздушного потока в вентиляционной системе изображена на фигурах 6, 7, 8. В схеме (фиг.6) в зависимости от величины и направления результирующего аэродинамического момента, создаваемого плоскостями пластины - 11 и крыльчатки - 12 в тройнике - 9, происходит поворот оси - 10 и закрепленного на ней сектора - 13 в ту или иную сторону относительно неподвижного сектора - 14, что приводит к изменению степени перекрытия «живого» сечения воздуховода в ответвлении магистрали, чем достигается саморегулирование расхода воздуха в ответвлении. Как правило, расход воздуха в ответвлении всегда меньше, чем в магистрали, поэтому существует возможность некоторого уменьшения диаметра ответвления или площади его свободного прохода. На фигуре 7 обозначено: 16 - пластина; 17 - крыльчатка; 18 - поворотный осесимметричный сектор; 19 - неподвижный осесимметричный сектор.
Эффект саморегулирования воздушного потока газодинамическим способом описывается следующей математической моделью.
Согласно схеме движения воздуха (см. фиг.8) на пластину в прямоточной части тройника будет воздействовать газодинамическая сила, определяемая по зависимости:
 
где  
Площадь миделевого сечения в рассматриваемой схеме зависит от угла поворота пластины β (см. фиг.8). При увеличении угла β увеличивается  
Пластина - 21, помещенная в поток воздуха, под действием аэродинамической силы N1 будет стремиться повернуться в сторону движения потока. Сила N1 умноженная на плечо  
Аэродинамическая сила N2 действует на крыльчатку - 12 и за счет того, что ее пластины установлены под углом к потоку и жестко посажены на ось, обеспечивает создание крутящего момента М2. Сила N2 определяется следующей зависимостью:
 
где  
Момент М2 находится аналогично моменту М1 и равен произведению силы N2 на плечо 0,25D2, где D2 - диаметр воздуховода в сечении осесимметричного неподвижного сектора.
Совокупность моментов M1 и М2, направленных противоположно, дает результирующий момент, определяющий угол поворота оси - 10 и закрепленного на ней сектора - 13. В зависимости от угла поворота сектора - 13 относительно неподвижного сектора - 14 изменяется площадь сечения для прохода воздуха в ответвлении и соответственно расход воздуха. Таким образом, изменение расхода воздуха в магистральном направлении воздуховода приводит к перераспределению скоростей движения воздуха в тройнике и изменению величин моментов M1 и М2. В зависимости от величины и направления результирующего момента изменяется степень перекрытия «живого» сечения в ответвлении тройника, тем самым автоматически обеспечивая регулируемый расход воздуха.
При использовании газодинамического способа саморегулирования воздушного потока в вентиляционной системе за счет отсечения определенного количества воздуха в автоматическом регуляторе одновременно достигается и уменьшение оттока теплоты, содержащейся в отсекаемом воздухе. Излишнее количество тепла может быть использовано для рециркуляции или иных целей. Таким образом, происходит экономия затрат на подогрев воздуха. Кроме того, за счет саморегулирования обеспечивается постоянство расхода воздуха в ответвлении.
Степень перекрытия «живого» сечения в ответвлении составляет:
 
где  
 
Диапазон перекрытия проходного сечения зависит от конструктивных характеристик поворотного и неподвижного секторов и может изменяться в пределах 0 ≤ n ≤ 1. Исходя из этого можно оценить процентное содержание тепла, которое будет сэкономлено, если произойдет частичное или полное перекрытие канала ответвления тройника, а излишнее количество воздуха пойдет на рециркуляцию без дополнительного подогрева.
В зависимости от степени перекрытия «живого» сечения n диапазон сэкономленной теплоты от одного ответвления будет находиться в пределах (1-n) 100%. Очевидно, что количественная экономия расходуемого тепла за счет одного ответвления зависит от его конструктивных характеристик, в частности от  
 
Экспериментальная установка, представленная на фигуре 9, успешно прошла испытания и подтвердила свою работоспособность.
Литература
1. Блюменкранц Б.А. и др. Справочник монтажника. Монтаж вентиляционных систем / под. ред. Староверова И.Г. изд.3, переработанное. - М.: Стройиздат, 1978. - 591 с.
2. Заявка на полезную модель №2010154681 от 30.12.2010 года.
3. Юрманов Б.Н. Автоматизация систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Л. Стройиздат, Ленинградское отделение, 1976. - 216 с.
4. Давыдов Ю.С., Нефелов С.В. Техника автоматического регулирования в системах вентиляции и кондиционирования воздуха. М., Стройиздат, 1977, 216 с.
| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ РЕГУЛЯТОРОМ РАСХОДА ВОЗДУХА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ТИПА | 2021 | 
 | RU2757893C1 | 
| РЕГУЛЯТОР РАСХОДА ВОЗДУХА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ТИПА | 2018 | 
 | RU2709950C1 | 
| СИСТЕМА ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ЗАГРУЖЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ | 2014 | 
 | RU2560341C1 | 
| МЕХАНИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ | 2015 | 
 | RU2607883C1 | 
| ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ (КАБИНЫ ВОДИТЕЛЯ) АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 | 
 | RU2472641C2 | 
| СУШИЛЬНАЯ КОНВЕКТИВНАЯ УСТАНОВКА КАМЕРНОГО ТИПА ДЛЯ СЫРОКОПЧЕНЫХ И СЫРОВЯЛЕНЫХ МЯСНЫХ И РЫБНЫХ ИЗДЕЛИЙ С МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА | 2010 | 
 | RU2454869C1 | 
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ НОРМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В КАБИНАХ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2008 | 
 | RU2381914C1 | 
| ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ (КАБИНЫ ВОДИТЕЛЯ) АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 | 
 | RU2468934C1 | 
| АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2011 | 
 | RU2487020C1 | 
| СТРУКТУРИРОВАННОЕ ШУМОПОГЛОЩАЮЩЕЕ ПОКРЫТИЕ ВОЗДУХОВОДНЫХ КАНАЛОВ ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ (КАБИНЫ ВОДИТЕЛЯ) АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 | 
 | RU2442698C1 | 
 
		
		 
		
		 
		
		 
		
		 
		
		 
		
		 
		
		 
		
         
         
            Изобретение относится к способам регулирования воздушных потоков в вентиляционной системе. Цель изобретения заключается в саморегулировании расхода воздуха при работе механической вентиляционной сети за счет создания крутящих аэродинамических сил и моментов в магистрали и ее ответвлениях. Эффект саморегулирования воздушного потока заключается в автоматическом поддержании постоянного расхода воздуха в ответвлении при изменении его количества в магистрали вентиляционной сети за счет регулирования площади свободного прохода воздуха в результате возникновения суммарного аэродинамического управляющего момента. При использовании газодинамического способа саморегулирования воздушного потока в вентиляционной системе за счет отсечения определенного количества воздуха в автоматическом регуляторе происходит уменьшение оттока теплоты, содержащегося в отсекаемом воздухе, которое может быть использовано для рециркуляции или иных целей. Таким образом, происходит экономия затрат на подогрев воздуха. Кроме того, за счет саморегулирования обеспечивается постоянство расхода воздуха в ответвлении. 9 ил. 
              Газодинамический способ саморегулирования воздушного потока в вентиляционной системе, основанный на законах газовой механики, обеспечивает постоянный расход воздуха в ответвлении воздуховода, отличающийся тем, что создается результирующий аэродинамический крутящий момент, который в зависимости от величины и направления его составляющих аэродинамических моментов М1, осуществляемого за счет воздействия потока воздуха на пластину, установленную в прямоточной части тройника и жестко соединенную с осью, и М2, осуществляемого за счет воздействия потока воздуха на крыльчатку, установленную в ответвлении тройника и жестко соединенную с осью, что вызывает изменение степени перекрытия проходного сечения воздуховода в ответвлении магистрали, обеспечивая автоматическое регулирование расхода воздуха в нем, уменьшение оттока теплоты, содержащейся в отсекаемом воздухе и используемой для рециркуляции, тем самым экономя затраты на его подогрев и поддерживая постоянство расхода воздуха в ответвлении, при этом степень перекрытия «живого» сечения в ответвлении составляет
 
где  
 
| Автоматический стабилизатор расхода воздуха | 1976 | 
 | SU615325A1 | 
| Устройство для регулирования расхода воздуха | 1984 | 
 | SU1260644A1 | 
| Устройство для регулирования расхода воздуха | 1987 | 
 | SU1492193A2 | 
| Модификатор | 1979 | 
 | SU804708A1 | 
| КЛАПАН РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСХОДА ВОЗДУХА | 0 |  | SU354232A1 | 
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСХОДА ВОЗДУХА | 2004 | 
 | RU2277206C1 | 
| US 5249596 A1, 05.10.1993 | |||
| KR 1020100004149 A, 13.01.2010 | |||
Авторы
Даты
2015-10-10—Публикация
2011-09-16—Подача