Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания разрушающих лед технических средств, работающих в сочетании с ледоколом, которые смогут формировать канал, свободный от крупных льдин, для ликвидации разливов нефти механическим способом.
Известно буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах (Патент РФ №2508224 от 27.02.2014 г., авторы: Р.И. Кильдеев, Н.Ю. Клементьева, К.Е. Сазонов, О.Я. Тимофеев), корпус которого выполнен состоящим из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и центрального вспомогательного ледокольного корпуса, связанных между собой рамой, принятое за прототип.
Недостатком известного буксируемого устройства является то, что его боковые ледокольные корпуса, разрушая лед, скалывают значительные его куски и направляют их в канал, проложенный буксирующим их судном, покрывая в нем свободную поверхность воды. И при наличии нефтяных разливов они препятствуют возможности их отделения от битого льда с водой. Кроме того, устройство не обеспечивает возможности изменения ширины формируемого канала в сторону уменьшения для использования нефтесборщиков с малой зоной сбора.
Заявленное изобретение решает задачу по обеспечению изменения ширины прокладываемого буксируемым устройством канала и освобождения поверхности в средней части по ширине канала от крупных битых льдин для сбора нефтяных разливов с помощью нефтесборщиков.
Для этого у буксируемого устройства для разрушения ледового покрова и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов, включающего корпус, состоящий из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и размещенного перед ними по диаметральной плоскости буксируемого устройства центрального вспомогательного ледокольного корпуса, связанных между собой рамой, по изобретению связь боковых ледокольных корпусов друг с другом выполнена с возможностью их перемещения в поперечном направлении относительно центрального вспомогательного корпуса. При этом буксируемое устройство оснащено ледоотводящим клином, прикрепленным своей носовой частью к центральному вспомогательному корпусу, а к боковым ледокольным корпусам он прикреплен через свои образующие, подвижно связанные с упомянутыми корпусами с возможностью изменения фиксируемой ширины клина. Причем в корпусе клина вдоль его образующих, в районе уровня поверхности воды, выполнены проемы для прохождения мелких битых льдин и нефтяных разливов.
Кроме того, подвижная связь образующих ледоотводящего клина с боковыми ледокольными корпусами осуществлена через раму, соединяющую упомянутые корпуса друг с другом.
Ширина проемов в образующих ледоотводящего клина составляет не более 1,5 метров.
Оснащение буксируемого устройства ледоотводящим клином позволяет формировать зону поверхности воды с мелкобитым льдом в канале за счет отведения ледоотводящим клином крупных битых льдин к краям формируемого во льду канала для обеспечения возможности сбора нефтяных разливов нефтесборщиками.
Крепление боковых ледокольных корпусов с возможностью их перемещения в поперечном направлении относительно центрального вспомогательного корпуса позволяет обеспечить изменение ширины формируемого во льду канала, а также предотвратить возможность забивания битым льдом проемов между боковыми ледокольными корпусами и ледоотводящим клином.
Выполнением проемов в образующих ледоотводящего клина обеспечивается прохождение нефтяных разливов и мелкобитого льда в зону сбора нефтяных разливов с поверхности воды нефтесборщиком.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунком, на котором схематично представлено изображение предлагаемого буксируемого устройства для разрушения ледового покрова и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов.
Буксируемое устройство включает корпус 1, который состоит из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости (ДП) устройства двух боковых ледокольных корпусов 2 и 3 одинаковой ширины, а также центрального вспомогательного ледокольного корпуса 4, расположенного также по ДП устройства перед боковыми ледокольными корпусами 2 и 3, соединенных между собой рамой 5. Ледокольные корпуса 2, 3 расположены с отстоянием вниз и в стороны от центрального вспомогательного корпуса 4 так, что линия их форштевней проходит вблизи плоскости миделевого сечения упомянутого корпуса 4. Центральный вспомогательный корпус 4 с рамой 5 соединен жестко, а боковые ледокольные корпуса 2 и 3 с рамой 5 соединены подвижно. Рама 5 соединена при помощи буксировочных тросов 6 с буксирующим судном 7. Устройство имеет ледоотводящий клин 8, шарнирно прикрепленный к центральному вспомогательному корпусу 4, к раме 5 и к боковым корпусам 2 и 3, в корпусе которого вдоль его образующих, на уровне поверхности воды, выполнены проемы 9 для прохождения мелкобитого льда и нефтяных разливов.
Формирование фарватера во льдах для сбора нефтяных разливов с помощью предлагаемого буксируемого устройства осуществляется следующим образом.
При движении во льдах буксирующее судно 7 с предлагаемым буксируемым устройством разрушает ледовый покров, образуя канал 10. Боковые ледокольные корпуса 2 и 3 разрушают ледовый покров, расширяя канал 10 до необходимой ширины, скалывая льдины и направляя их в канал 11 между центральным вспомогательным корпусом 4 и боковыми ледокольными корпусами 2, 3, и в результате формируют широкий ледяной канал 12 с битым льдом. Крупные куски битого льда, двигаясь в канале 11 и попадая на образующие ледоотводящего клина 8, отводятся клином по краям формируемого канала 12, а мелкобитый лед и нефтяной разлив, проходя через проемы 9 в корпусе ледоотводящего клина 8, собираются в зоне 13 работы нефтесборщика (на рисунке не показан).
Предлагаемое буксируемое устройство обеспечивает возможность разрушения ледового покрова, освобождения поверхности канала от крупных битых льдин и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов в условиях наличия в акватории ледяного покрова, что его выгодно отличает от прототипа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2012 |
|
RU2508224C2 |
ТОЛКАЕМАЯ БУКСИРОМ-ТОЛКАЧОМ ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2013 |
|
RU2549738C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО С ПОДРУЛИВАЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ, ВЫПОЛНЕННЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШТАТНОГО НАСОСА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА АВАРИЙНЫХ СУДАХ | 2015 |
|
RU2616503C2 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2011 |
|
RU2483966C2 |
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА С ЛЕДОКОЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ОБВОДОВ КОРПУСА (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2563288C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2003 |
|
RU2268193C2 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В МЕЛКОВОДНЫХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ АКВАТОРИЯХ | 2013 |
|
RU2549739C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2012 |
|
RU2494911C1 |
СПОСОБ СБОРА РАЗЛИВА НЕФТИ ПОД ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ | 2020 |
|
RU2759712C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2013 |
|
RU2585393C2 |
Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания разрушающих лед технических средств, работающих в сочетании с ледоколом, для формирования канала для сбора разливов нефти механическим способом. Предложено буксируемое устройство для разрушения ледового покрова и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов, включающее корпус, состоящий из двух боковых ледокольных корпусов и размещенного перед ними центрального вспомогательного ледокольного корпуса, связанных между собой рамой. Связь боковых ледокольных корпусов друг с другом выполнена с возможностью их перемещения в поперечном направлении относительно центрального вспомогательного корпуса. Буксируемое устройство оснащено ледоотводящим клином, прикрепленным своей носовой частью к центральному вспомогательному корпусу, а к боковым ледокольным корпусам он прикреплен через свои образующие, подвижно связанные с упомянутыми корпусами с возможностью изменения фиксируемой ширины клина. В корпусе клина вдоль его образующих в районе уровня поверхности воды выполнены проемы для прохождения мелких битых льдин и нефтяных разливов. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледового покрова для формирования фарватера для сбора нефтяных разливов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Буксируемое устройство для разрушения ледового покрова и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов, включающее корпус, состоящий из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и размещенного перед ними по диаметральной плоскости буксируемого устройства центрального вспомогательного ледокольного корпуса, связанных между собой рамой, отличающееся тем, что связь боковых ледокольных корпусов друг с другом выполнена с возможностью их перемещения в поперечном направлении относительно центрального вспомогательного корпуса, при этом буксируемое устройство оснащено ледоотводящим клином, прикрепленным носовой частью к центральному вспомогательному корпусу, а к боковым ледокольным корпусам он прикреплен через свои образующие, подвижно связанные с упомянутыми корпусами с возможностью изменения фиксируемой ширины клина, причем в корпусе клина вдоль его образующих в районе уровня поверхности воды выполнены проемы для прохождения мелких битых льдин и нефтяных разливов.
2. Буксируемое устройство по п. 1, отличающееся тем, что подвижная связь образующих ледоотводящего клина с боковыми ледокольными корпусами осуществлена через раму, соединяющую упомянутые корпуса друг с другом.
3. Буксируемое устройство по п. 1, отличающееся тем, что ширина проемов в образующих ледоотводящего клина составляет не более 1,5 метров.
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2012 |
|
RU2508224C2 |
ЛЕДОКОЛ-ТРИМАРАН | 2000 |
|
RU2171196C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2011 |
|
RU2483966C2 |
WO 2007054607 A1, 18.05.2007; | |||
Буксируемая ледоочистительная приставка судна | 1980 |
|
SU927637A1 |
JP S62244788 A | |||
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1917 |
|
SU26A1 |
Ледоочистительная приставка | 1980 |
|
SU874460A1 |
СУДНО ДЛЯ БОРЬБЫ С РАЗЛИВАМИ НЕФТИ | 2008 |
|
RU2475406C2 |
Авторы
Даты
2015-10-27—Публикация
2014-08-29—Подача