Способ оценки морально-психологических характеристик коллектива относится к области психологии и предназначен для диагностики и оценки морально-психологического состояния (МПС) и морально-психологического климата (МПК) в коллективе, а именно для определения степени соответствия уровня развития морально-нравственных качеств членов коллектива, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед ним, а также для диагностики мотивов и ценностей членов коллектива, характера взаимоотношений в коллективе, коллективных мнений, настроений и коллективной направленности. Данный способ может быть использован для групповых исследований как при первичном контроле МПС и МПК вновь созданного коллектива, так и при периодическом контроле и сопровождении процесса жизнедеятельности коллектива.
Способ позволяет осуществлять диагностирование морально-психологических характеристик каждого члена изучаемого коллектива одновременно с диагностированием общего морально-психологического состояния и морально-психологического климата коллектива, целью которого является оптимизация морально-психологического климата, регулирование конфликтов и анализ влияния человеческого фактора на возникновение критических ситуаций в коллективе.
Известен способ оценки эмоционального состояния человека (патент РФ №2291720, 20.01.2007, Бюл. №651, МПК A61M 21/00). В известном способе определяется количественная и качественная оценка степени эмоциональной дезадаптации личности, которая базируется на вербальном выборе самого испытуемого и включает соответствующую словесную характеристику переживаемых им эмоций, отражающих степень удовлетворения таких четырех базисных личностных потребностей, как потребность в безопасности; независимости; достижении и единении (близости). Данный способ направлен на оценку как качества (характера) эмоций, так и их силы (степени эмоционального напряжения).
Недостатком аналога является ограничение характеристик исследования, которых недостаточно для оценки морально-психологических характеристик одного человека, а тем более целого коллектива. Это является причиной недостаточно высокой достоверности полученных данных. Между тем уточнение диапазона переживаний тестируемого имеет существенное значение для понимания психологических причин его эмоционального дискомфорта, связанного с нарушением определенных психосоциальных потребностей личности, находящейся в группе людей, связанных между собой необходимостью решать задачи, поставленные перед данным коллективом.
Известна методика Лутошкина А.Н. («Карта-схема Лутошкина А.Н.») [Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. - 249 с.] для определения психологического климата коллектива, которая позволяет определить направленность (положительную, отрицательную) настроений в трудовом коллективе, диагностировать проблемы на ранней стадии. Для этого респонденту предлагается опросник, в левой стороне которого описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3). Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Недостатком вышеописанной методики является недостаточная достоверность полученных данных за счет отсутствия градации вычисленного результата и возможности качественного описания выявленного психологического климата.
В качестве прототипа предлагаемого способа нами выбрана методика изучения социально-психологической самоаттестации группы как коллектива Р.С. Немова (Р.С. Немов. Психология. В трех книгах. Книга 3. Психодиагностика. М.: Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. Стр.389), которая представляет собой опросник со списком 75 суждений. В известном способе респондентам предоставляют инструкции по выполнению теста, предлагают оценить, какое количество коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений. Выбранные оценки записывают в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений. Затем подсчитывают сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп (таблица 1) для каждого члена коллектива.
После этого определяется интенсивность развития каждого из критериев по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех членов коллектива, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
Однако гарантированное выполнение служебных задач зависит не только от взаимоотношений в коллективе, характер которых определяется посредством изучения морально-психологического климата в коллективе, но и подразумевает определенные требования к моральным и психологическим качествам членов коллектива. Именно такой характеристикой, отражающей духовную сторону как отдельного человека, так и коллектива в целом, является морально-психологическое состояние, сущность которого может быть выражена как уровень развития мотивационно-ценностных образований членов коллектива, коллективного мнения, настроения и направленности, а также их доминирующих эмоциональных состояний. Поэтому основным недостатком прототипа является его недостаточная достоверность за счет отсутствия необходимого количества показателей и критериев оценки качеств личности, проявляемых при совместной групповой деятельности. Это не позволяет представить полную и достоверную картину, отражающую не только психологический климат коллектива, но и психологические особенности личности и ее потенциальные возможности в рамках этого коллектива.
Задачей изобретения является создание способа оценки морально-психологических характеристик коллектива, учитывающего расширенные морально-психологические характеристики коллектива, а именно морально-психологическое состояние и морально-психологический климат коллектива, и позволяющего повысить достоверность информации о морально-психологических характеристиках коллектива.
Эта задача решается тем, что в заявленном способе оценки морально-психологических характеристик коллектива дополнительно измеряют эмоциональное состояние тестируемого, для этого формируют набор из восьми разноцветных карточек, тестируемый сначала рисует фигуру человека, состоящую из 10 элементов, среди которых могут быть круги, треугольники квадраты, затем выбирает карточку с самым приятным для него цветом, записывает ее номер в регистрационный бланк и откладывает карточку в сторону, процедура выбора повторяется с оставшимися карточками до тех пор, пока все карточки не будут выбраны, затем вводят дополнительные показатели и шкалы (критерии) оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата коллектива, формируют методику оценки морально-психологического климата коллектива, формируют методику оценки морально-психологического состояния коллектива, каждому члену коллектива предоставляют инструкции по выполнению теста, каждый член коллектива выполняет заданную последовательность теста по заданным правилам, учитывающим дополнительные показатели и шкалы (критерии) оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата коллектива, по результатам тестирования формируют отчеты об уровне эмоционального, морально-психологического состояния и морально-психологического климата коллектива, после чего формируют выводы по заданным правилам о степени готовности коллектива к успешному выполнению поставленных задач.
При этом следует отметить, что изучение морально-психологических характеристик коллектива по методикам оценки морально-психологического состояния морально-психологического климата коллектива с дополнительными критериями (шкалами) исследования изучаемых характеристик основано на самооценке членов коллектива. В то время как методика цветовых выборов, являющийся усеченным вариантом методики Л.Н. Собчик и адаптированный для решения поставленной задачи, а также тест «Рисунок человека из геометрических фигур» основаны на реакции организма тестируемых на сложившуюся обстановку в коллективе. Таким образом, совместное использование данных методик позволяет изучить морально-психологические характеристики как по внешним проявлениям, так и по внутренним реакциям членов коллектива, что способствует расширению диагностических возможностей предложенного способа, т.к. позволяет исследовать данные характеристики и их составляющие более детально и глубоко.
Также применение данного способа позволяет получить ряд дополнительных возможностей и преимуществ. Одним из них является то, что применение данного способа позволяет получить морально-психологические характеристики как отдельно взятого коллектива, так и нескольких коллективов, сравнить их между собой, выявить особенности как отдельной личности, так и каждого коллектива в отдельности, получить обобщенные показатели морально-психологических характеристик всех коллективов и сделать выводы об их уровне развития. При этом количество человек в коллективе и число коллективов не нормировано. При необходимости более углубленного анализа проводят сопоставление полученных данных с целью конкретизации и уточнения результатов исследования.
Таким образом, перечисленная новая совокупность существенных признаков обеспечивает возможность повысить достоверность информации о морально-психологических характеристиках коллектива.
В сравнении с прототипом заявляемый способ обладает новизной, отличаясь от него тем, что изучение морально-психологических характеристик коллектива осуществляют методом последовательного психологического тестирования по методике цветовых выборов, методике «Рисунок человека из геометрических фигур», а также по двум методикам, сформированным на основе уже существующих в прототипе показателей и критериев, и дополнительных. Тестирование по методике «Рисунок человека из геометрических фигур» заключается в рисовании испытуемым фигуры человека, состоящей из 10 элементов, среди которых могут быть круги, треугольники квадраты. Тестирование по методике цветовых выборов проводят, используя набор из восьми разноцветных карточек. Тестирование по методикам оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата проводят с помощью анкетного опроса, адаптированного к различным областям профессиональной деятельности тестируемого, факторам морально-психологического состояния и морально-психологического климата в коллективе. Различные подходы при изучении каждого человека в отдельности и коллектива в целом дает возможность более детального и глубокого изучения морально-психологических характеристик коллектива, что позволяет повысить достоверность результатов исследования.
Проведенный анализ патентных и специальных источников информации позволил установить, что в них отсутствуют аналоги, характеризующиеся совокупностью признаков, тождественных всем признакам заявленного технического решения, что указывает на соответствие заявленного способа условию патентоспособности «новизна».
Заявителю неизвестны технические решения, обладающие названными отличительными признаками, обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата, поэтому он считает, что заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива соответствует критерию «изобретательский уровень».
Заявленный способ поясняется чертежами, на которых показаны:
фиг.1 - блок-схема алгоритма оценки морально-психологических характеристик коллектива;
фиг.2 - коэффициенты интенсивности различных способов оценки морально-психологических характеристик (по группам).
Термины, используемые в заявке
Психологическое (психодиагностическое) тестирование (обследование) - процедура измерения различий между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях. Выделяют три этапа психологического тестирования: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз и прогноз). Анастези А., Урбина С. Психологичекое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
Методики психологического (психодиагностического) тестирования - средства сбора данных. Анастези А., Урбина С. Психологичекое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
Психологический тест - стандартизованный инструмент исследования таких разнообразных проблем, как возрастные изменения в развитии человека на протяжении всей его жизни, относительная эффективность разных методов обучения, результативность психотерапии, воздействие социальных программ и влияние средовых переменных на человеческую деятельность. Анастези А., Урбина С. Психологичекое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
Опросники - обширная группа (психологических) психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений). Опросники предназначены для получения объективных и(или) субъективных данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные и опросники-анкеты. Словарь-справочник по психологической диагностике. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. Крымский С.Б. - Киев: Наук. думка, 1989.
Опросники-анкеты - группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Словарь-справочник по психологической диагностике. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. Крымский С.Б. - Киев: Наук. думка, 1989.
Заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива поясняется с помощью блок-схемы (фиг.1), которая состоит из следующих элементарных действий:
1) формируют набор из восьми разноцветных карточек;
2) вводят дополнительные показатели и критерии (шкалы) оценки качеств личности, проявляемых при совместной групповой деятельности;
3) формируют методику оценки МПК коллектива с учетом введенных дополнительно критериев и показателей;
4) формируют методику оценки МПС коллектива с учетом введенных дополнительно критериев и показателей;
5) предоставляют инструкции респонденту по выполнению методики «Рисунок человека из геометрических фигур»;
6) рисуют человека из геометрических фигур;
7) предоставляют инструкции респонденту по выполнению методики цветовых выборов;
8) выбирают карточку с самым приятным цветом;
9) записывают номер карточки в регистрационный бланк;
10) выполняют пункты 8)-9) до тех пор, пока все карточки не будут выбраны;
11) предоставляют инструкции респонденту по выполнению методики оценки МПК;
12) осуществляют тестирование респондента по методике оценки МПК.
Цель тестирования для специалиста-психолога заключается в применении специальной методики в форме вопрос-ответ к респонденту с целью выявления уровня его удовлетворенности морально-психологическим климатом коллектива, в котором он находится; цель тестирования для респондента заключается в искреннем ответе на вопросы предлагаемого опросника;
13) предоставляют инструкции респонденту по выполнению методики оценки МПС;
14) осуществляют тестирование респондента по методике оценки МПС;
Цель тестирования для специалиста психолога заключается в применении специальной методики в форме вопрос-ответ к респонденту с целью выявления уровня его морально-психологического состояния; цель тестирования для респондента заключается в искреннем ответе на вопросы предлагаемого опросника.
15) выполняют пункты 5)-14) остальными членами коллектива;
16) формируют отчет с оценкой эмоционального состояния коллектива, используя результаты тестирования по методике цветовых выборов и методике «Рисунок человека из геометрических фигур»;
17) формируют отчет о морально-психологическом климате коллектива;
18) формируют отчет о морально-психологическом состоянии коллектива;
19) формируют выводы о степени готовности коллектива к успешному выполнению поставленных задач.
Возможность получения указанного заявителем технического результата. Заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива работает следующим образом.
На начальном этапе работы предоставляют инструкции респондентам (членам коллектива) по выполнению процедуры тестирования по методике «Рисунок человека из геометрических фигур», объясняют, что тестируемому необходимо нарисовать фигуру человека, состоящую из 10 элементов, среди которых могут быть круги, треугольники, квадраты, можно уменьшать или увеличивать размер фигур, накладывать их друг на друга. Важно, чтобы все эти 3 элемента присутствовали в изображении человека, а сумма всех использованных элементов была равна 10. Если респондент использовал большее количество фигур, то он должен зачеркнуть лишнее, если меньшее - добавить нужное количество элементов.
Затем членам коллектива предоставляют инструкции по выполнению процедуры тестирования по методике цветовых выборов, объясняют, что тестируемому необходимо выбрать из разложенных перед ним карточек ту, которая имеет для него самый приятный цвет. Причем выбор цвета никак не должен быть основан ни на каких предпочтениях в выборе цвета одежды, обоев и т.д. Выбор следует осуществлять только согласно тому, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Сделав выбор, тестируемый записывает номер карточки в регистрационный бланк и откладывает карточку в сторону. Процедура выбора повторяется с оставшимися карточками до тех пор, пока все карточки не будут выбраны. На основе анализа рисунка и последовательности сделанных выборов осуществляют расчет и словесную интерпретацию эмоционального состояния, а именно тревожности и работоспособности, каждого члена коллектива. После выполнения процедуры тестирования по данным методикам всеми членами коллектива формируют отчет с оценкой эмоционального состояния коллектива.
Далее членам коллектива предоставляют инструкции по выполнению процедуры тестирования по методике оценки морально-психологического состояния и по методике оценки морально-психологического климата. Объясняют, что тестирование проводится с использованием соответствующих опросников, в каждом из которых содержится определенное количество вопросов. Для каждого вопроса предлагается несколько вариантов ответа. При тестировании респондент должен внимательно ознакомиться с каждым вопросом, а затем выбрать тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствуют его собственному поведению (отношению). Проводят последовательное тестирование каждого члена коллектива по методике оценки морально-психологического состояния и по методике оценки морально-психологического климата. Проводят математическую обработку результатов тестирования. Для упрощения количественных расчетов используют 4-балльную систему оценки (0 баллов, 1 балл, 2 балла, 3 балла) таким образом, что каждому варианту ответа соответствует определенное число баллов. Вычисляют значения показателей и критериев морально-психологического состояния и морально-психологического климата. При этом каждый из показателей по своему смыслу соответствует определенному вопросу опросника, а каждый из критериев представляет по своей сути фактор, включающий в себя ряд показателей. На основании полученных результатов осуществляют расчет и словесную интерпретацию конкретной обобщенной морально-психологической характеристики, а именно морально-психологического состояния и морально-психологического климата.
Формируют отчеты об эмоциональном, морально-психологическом состоянии и морально-психологическом климате коллектива. Затем на основании полученных отчетов формируют выводы о степени готовности коллектива к успешному выполнению поставленных задач.
Методика «Рисунок человека из геометрических фигур» предназначен для изучения эмоционального состояния человека и позволяет оценить психотип человека, находящегося в коллективе. Сбор информации для оценки эмоционального состояния осуществляется посредством подсчета количества использованных в рисунке квадратов, треугольников и кругов. Получившийся результат записывают в виде трехзначного числа, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - кругов, единицы - квадратов. Именно эти трехзначные цифры и составляют формулу рисунка, по которой и происходит определение психотипа тестируемого.
Для определения психотипа «тревожный» используются формулы 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Интерпретация данного психотипа: отличается повышенной ранимостью и склонностью к сомнениям, особенно в себе и своих силах. Поэтому для него так важно бывает одобрение и поощрение окружающих. При этом тестируемого можно назвать разносторонне одаренным человеком. Способности у людей этого типа весьма разнообразны - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Так, формулу 415 имеет поэтический подтип, склонный к стихосложению. А формула 424 указывает на человека, который отличается высокой тщательностью в работе. Он просто не знает, что такое работать плохо. Обычно людям этого типа довольно тесно в рамках одной профессии. Соответственно, они могут менять виды деятельности на протяжении свой жизни, при чем, весьма кардинально. Они также склонны иметь разнообразные хобби, почти превращающиеся во вторую профессию. Интересной специфической чертой этого типа является также то, что его представители физически не переносят беспорядок и грязь, стремясь приучить к чистоте и окружающих. Часто на этой почве у них возникают конфликты с соседями и домочадцами.
Для определения психотипа «руководитель» используются формулы 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640. Интерпретация данного психотипа: явная склонность к руководящей и организаторской деятельности, хорошо умеет адаптироваться в обществе, и достаточно сильно в своем поведении ориентирован на социальные нормы. Люди такого типа часто бывают хорошими рассказчиками, умеющими удержать внимание аудитории на себе. Доминирование над другими у разных подтипов может выражаться в разной степени. Так, наиболее жестко и безапелляционно ведут себя люди с формулой психотипа 901, 910, 802, 811, 820. Ситуативно жестки могут быть подтипы 703, 712, 721, 730. Наибольшую силу воздействия на людей с помощью своего красноречия имеют подтипы 604, 613, 622, 631, 640.
Для определения психотипа «ответственный исполнитель» используются формулы 505, 514, 523, 532, 541, 550. Интерпретация данного психотипа: обладает многими чертами психотипа «руководитель», но при принятии решений часто колеблется, обладает такими чертами, как ответственность, требовательность к себе и другим, высокий профессионализм, ориентация на само дело, также высоко ценит правоту свою и других, что порождает повышенную чувствительность к правдивости. К сожалению, у данного психотипа есть склонность к психосоматическим заболеваниям, т.е. тем, которые возникают на нервной почве вследствие стрессов и переживаний.
Для определения психотипа «ученый» используются формулы 307, 316, 325, 224, 343, 352, 361, 370. Интерпретация данного психотипа: обладает концептуальным умом и склонен разрабатывать свои теории на все случаи жизни, умеет достаточно легко абстрагироваться от ситуации, глядя на нее как бы извне, что позволяет сохранять должное спокойствие и трезвость ума. Такого человека можно назвать уравновешенным, привыкшим обдумывать свое поведение. В принятии решений он ориентируется прежде всего на рациональные доводы, а не на чувства. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства, такими как театр, кино, цирк, режиссура, мультипликация. Подтип 316 особенно склонен к созданию глобальных теорий, а также способен осуществлять большую и сложную координационную работу. Подтип 325 имеет склонность к познанию жизни, естественным наукам, особенно биологии и медицине.
Для определения психотипа «интуитивный» используются формулы 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Интерпретация данного психотипа: обладает высокочувствительной нервной системой и, как следствие, чувствительностью к новизне. Но эта ситуация имеет и свои недостатки - нервная система быстро истощается, что проявляется в высокой утомляемости, весьма альтруистичен и часто проявляет заботу о других. Хорошо чувствуя ситуацию и малейшие изменения в поведении и душевном состоянии других людей, часто первыми приходит на помощь, обладает внутренним самоконтролем и склонен вырабатывать свои собственные моральные нормы, которых строго придерживается. Весьма отрицательно реагируете на ограничения своей свободы и попытки навязать чужое мнение. Также для данного психотипа характерно развитое образное воображение, что в сочетании с хорошими ручными навыками дает вам возможность заниматься техническими видами творчества. Подтип 244 обладает способностью к литературному творчеству, а 217 - к изобретательской деятельности. Подтип с формулой 235 часто встречается среди профессиональных психологов или людей, которые просто интересуются этой наукой. Комбинация цифр 226 характерна для людей, имеющих высокую потребность к новизне и ставящих перед собой весьма амбициозные цели.
Для определения психотипа «изобретатель» используются формулы 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Интерпретация данного психотипа: обладает развитым воображением и пространственным видением, склонен к художественному и интеллектуальному творчеству, но особенно сильно развита техническая жилка, интровертирован, т.е. обращен во внутрь, к своим собственным мыслям, чувствам и идеям и не склонен делиться ими с окружающими. Есть собственные внутренние моральные нормы, которые не обязательно совпадают с общепринятыми. Весьма плохо на душевном состоянии данного психотипа отражаются любые попытки его контролировать, организовывать, диктовать что-либо. Он достаточно эмоционален и может быть одержим своими идеями. Подтип 019 встречается среди людей, умеющих хорошо владеть аудиторией. А вот 118 - формула, обладатель которой имеет выраженные конструктивные способности и склонность к изобретениям.
Для определения психотипа «эмотивный» используются формулы 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091. Интерпретация данного психотипа: обладает высокой способностью к сопереживанию. Эта способность как помогает ему выстраивать доверительные отношения с людьми, так и сильно портит жизнь, заставляя сопереживать книжным и киногероям. При этом чувства могут быть весьма сильными и надолго выбить из колеи. Боли и несчастья других людей заставляют принимать участие в их жизни, не только сопереживая, но и предпринимая какие-то действия. На все это он тратит много личной энергии, что часто мешает ему реализовать себя и собственные способности.
Для определения психотипа «черствый» используются формулы 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109. Интерпретация данного психотипа: совершенно не чувствителен к нуждам и чаяниям других людей, может не только не заметить душевное состояние человека, но даже усилить его своими действиями. Но в этом есть и позитивная сторона: именно он можете заставить людей делать то, что от них требуется, не взирая на обстоятельства. Его черствость может проявляться лишь ситуативно, когда он сам замыкаетесь в кругу возникших проблем и в силу этого уже не обращает внимания на окружающих.
Методика цветовых выборов предназначена для изучения эмоционального состояния человека и позволяет оценить не только общее эмоциональное состояние человека, но и такие важные для человека, находящегося в коллективе, показатели его эмоционального состояния как тревожность и работоспособность.
Сбор информации для оценки эмоционального состояния осуществляется посредством выбора тестируемым карточки с самым приятным для него цветом. Выбор осуществляется из восьми карточек, лицевая сторона каждой карточки имеет определенный цвет (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный, 4 - светло-желтый, 5 - фиолетовый, 6 - коричневый, 7 - черный, 0 - серый), а на обратной стороне написан номер от 0 до 7. Выбрав карточку, тестируемый записывает ее номер в регистрационный бланк (таблица 7) и откладывает карточку в сторону.
Процедура выбора повторяется с оставшимися карточками до тех пор, пока все карточки не будут выбраны.
Анализ результатов выбора осуществляется следующим образом.
1. Разбивают 8 выборов на 4 функциональные пары (1 пара - 1 и 2 выбор, пара - 3 и 4 выбор, 3 пара - 5 и 6 выбор, 4 пара - 7 и 8 выбор). Поскольку наибольшую смысловую нагрузку несут 1 и 4 функциональные пары, то для достижения технического результата в заявленном способе достаточно будет анализировать и интерпретировать только их.
2. Выборам первой и последней функциональной пары присваивают условные обозначения. Первые два выбора (1 функциональная пара) обозначаются «+», а последние два выбора (4 функциональная пара) обозначаются «-».
3. Группируют номер карточки с ее обозначением и получают символьно-цифровой код. Например, выбор 3, 1, 5, 4, 2, 6, 0, 7 после группировки выглядит так: +3, +1, 5, 4, 2, 6, -0, -7.
4. Осуществляют интерпретацию полученных результатов согласно трактовке первой и последней функциональной пары. Психологические аспекты интерпретации данных цветового теста представлены описанием личностных свойств и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с предпочтением или неприятием того или иного цвета (или группы цветов). При этом наряду с общим описанием личностных свойств и поведения испытуемого в заявленном способе акцент делается на оценке степени эмоциональной напряженности (тревожности), которая является следствием физиологического стресса, возникающего из-за частично или полностью осознанного конфликта между желаемым и возможным, а также на оценке работоспособности. Именно эти два показателя эмоционального состояния человека являются наиболее интересными в плане его существования в коллективе. При этом интерпретация функциональных пар в заявленном способе полностью соответствует интерпретации, изложенной в методе цветовых выборов Л.Н. Собчик.
Методика оценки морально-психологического состояния коллектива, представляющей собой обобщенную характеристику состояния мобилизованности и настроенности психики членов коллектива и психологии изучаемых коллективов на решение поставленных задач, степень психологической готовности и способности коллективов выполнить эти задачи, позволяет:
- определить уровни МПС как отдельной личности, так и всего коллектива (общий и по компонентам);
- дать качественную характеристику МПС коллектива;
- определить уровень удовлетворенности субъектов своим пребыванием в коллективе;
- определить уровень взаимоотношений в коллективе;
- определить уровень морально-психологической готовности и способности членов коллектива выполнить поставленные перед коллективом задачи;
- оценить степень личной ответственности каждого члена коллектива за выполнение поставленных задач;
- определить показатели МПС, получившие наибольшие и наименьшие оценки;
- определить уровень согласованности мнений в оценке различных сторон их жизнедеятельности в коллективе.
Сбор информации для оценки МПС осуществляется методом анкетного опроса о различных сторонах служебной деятельности (таблица 2). Предлагаемая шкала ответов: 3 балла - показатель проявляется постоянно; 2 балла - показатель проявляется не всегда, но достаточно часто; 1 балл - показатель проявляется редко; 0 баллов - показатель отсутствует.
Количественная оценка показателей МПС вычисляют путем суммирования всех цифровых обозначений выбранных респондентами вариантов ответов на каждый вопрос анкеты и вычисления среднего арифметического значения. При этом каждый из показателей по своему смыслу соответствует определенному вопросу опросника. Далее вычисляют числовые значения критериев оценки МПС путем вычисления среднего арифметического соответствующих ему показателей и определяют соответствующие им уровни сформированности. Числовому значению каждого показателя и критерия ставится в соответствие качественное обозначение уровня его сформированности (В - высокий, С - средний, Н - низкий) в соответствии с таблицей 3.
Затем осуществляют расчет числового значения уровня МПС коллектива по формуле
МПС=0,14∗К1+0,18∗К2+0,25*К3+0,20∗К4+0,23∗К5,
где К1, К2, К3, К4, К5 - значения критериев МПС;
0,14; 0,18; 0,25; 0,20; 0,23 - весовые коэффициенты критериев;
К1 - среднее арифметическое всех ответов на 1, 23-25 вопросы опросника;
К2 - среднее арифметическое всех ответов на 2-6 вопросы опросника;
К3 - среднее арифметическое всех ответов на 7-12 вопросы опросника;
К4 - среднее арифметическое всех ответов на 13-14, 26-27 вопросы опросника;
К5 - среднее арифметическое всех ответов на 15-22 вопросы опросника.
На основании полученного результата определяют уровень МПС в коллективе, используя таблицу 4.
Высокий уровень МПС - если коллектив полностью морально и психологически готов к выполнению задач повседневной деятельности.
Стабильное МПС - если коллектив в основном морально и психологически подготовлен к выполнению задач повседневной деятельности. Вместе с тем, среди членов коллектив имеются негативные настроения, отдельные члены коллектива высказывают сомнения в возможности выполнения стоящих перед ними задач и не всегда удовлетворены различными сторонами своей жизнедеятельности в коллективе.
Нестабильное МПС - если коллектив не готов морально и психологически к выполнению задач повседневной деятельности. В коллективе имеются негативные настроения, отдельные члены коллектива высказывают сомнения в возможности выполнения стоящих перед ними задач и не удовлетворены различными сторонами своей жизнедеятельности в коллективе. Необходима нейтрализация воздействия негативных факторов и проведение дополнительных мероприятий, повышающих уровень МПС.
Неудовлетворительное (нездоровое) МПС - если коллектив имеет негативные настроения, не удовлетворен различными сторонами своей жизнедеятельности и взаимоотношениями в коллективе, открыто высказывает мнение о невозможности выполнения стоящих перед коллективом задач. Необходима оперативная нейтрализация воздействия негативных факторов и проведение комплекса дополнительных мероприятий, значительно повышающих уровень МПС.
Методика оценки морально-психологического климата в коллективе, представляющей собой количественную и качественную характеристику социально обусловленной, относительно устойчивой системы межличностных отношений, преобладающих чувств, мнений и взаимных эмоциональных реакций членов коллектива, позволяет:
- определить степень соотношения реального уровня морально-психологического климата в коллективе с уровнем, необходимым для успешного выполнения служебных задач;
- определить уровень состояния морально-психологического климата;
- дать качественную характеристику МПК коллектива;
- определить уровень сплоченности коллектива;
- определить уровень взаимоотношений в коллективе;
- определить уровень организованности членов коллектива;
- определить уровень информированности членов коллектива;
- оценить степень ответственности членов коллектива;
- определить уровень эмоционального состояния коллектива;
- определить уровень удовлетворенности членов коллектива своим пребыванием в этом коллективе;
- выявить показатели МПК, получившие наибольшие и наименьшие оценки;
- определить уровень согласованности мнений в оценке различных сторон их жизнедеятельности в коллективе.
Сбор информации для оценки МПК осуществляется методом анкетного опроса (таблица 5). Предлагаемая шкала ответов: 0 баллов - никогда; 1 балл - редко; 2 балла - часто; 3 балла - всегда.
Количественную оценку показателей МПК вычисляют путем суммирования цифровых обозначений выбранных респондентами вариантов ответов по каждому вопросу опросника и вычисления среднего арифметического значения. При этом каждый из показателей по своему смыслу соответствует определенному вопросу опросника. Далее вычисляют числовые значения критериев оценки МПК путем вычисления среднего арифметического соответствующих ему показателей и определяют соответствующие им уровни сформированности. Числовому значению каждого показателя и критерия ставят в соответствие качественное обозначение уровня его сформированности (высокий, средний, низкий) в соответствии с таблицей 1. Расчет числового значения уровня МПК коллектива производится по формуле
МПК=К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7,
где К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7 - значения критериев МПК,
K1 - среднее арифметическое всех ответов на 1, 8, 15, 20, 26 вопросы опросника,
К2 - среднее арифметическое всех ответов на 2, 9, 16, 21, 27 вопросы опросника,
К3 - среднее арифметическое всех ответов на 3, 10, 17, 22, 28 вопросы опросника,
К4 - среднее арифметическое всех ответов на 4, 11, 29 вопросы опросника,
К5 - среднее арифметическое всех ответов на 5, 12, 18, 23 вопросы теста-опросника,
К6 - среднее арифметическое всех ответов на 6, 13, 19, 24 вопросы опросника,
К7 - среднее арифметическое всех ответов на 7, 14, 25, 30, 31 вопросы опросника.
На основании полученного результата определяют уровень сформированности МПК в коллективе, используя таблицу 6.
Благоприятный МПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, профессионально расти, вносить вклад в развитие коллектива. Благоприятный МПК стимулирует членов коллектива к добросовестному выполнению поставленных перед ними задач, поднимает настроение, вселяет бодрость и уверенность, ускоряет развитие ключевых качеств: инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, умение действовать в экстремальных ситуациях и принимать нестандартные решения. Благоприятный МПК является отражением высокого уровня готовности коллектива к выполнению возложенных на него задач.
Нестабильный (противоречивый, неопределенный) МПК характеризуют отсутствие единой цели, напряженность отношений в коллективе, неполное взаимопонимание, недоверие, безразличное отношение результатам коллективной деятельности. Нестабильный МПК характерен для коллектива с большими психологическими резервами, способными к более полной реализации.
Неблагоприятный МПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в коллективе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание взаимодействовать друг с другом в служебной деятельности. Неблагоприятный МПК действует на коллектив угнетающе, снижает активность, приводит к снижению уровня служебной деятельности, к ошибкам и психологическим срывам, является отражением низкого уровня готовности коллектива к выполнению возложенных на него задач.
По результатам сделанных выборов формируют отчет об эмоциональном состоянии коллектива. Оценка эмоционального состояния коллектива осуществляется путем подсчета количества (в %) положительных и отрицательных особенностей всех членов коллектива, производится градация результата по шкале, идентичной той, которая использовалось в методиках оценки МПС и МПК.
Данные методики созданы и апробированы в ходе предварительного психологического исследования различных сторон служебной деятельности различных по своему составу коллективов. Система баллов и оценка морально-психологических характеристик коллектива ведется по таблицам, разработанным экспертным путем. Достоверность результатов обеспечивается применением комплекса методов математической статистики.
Заявленный способ прошел апробацию в коллективах различной профессиональной направленности (научные сотрудники, студенты, военнослужащие, преподаватели ВУЗа, работники культуры и искусства, пожарники, водители, всего 781 чел.). Оценка эффективности применения способа оценки морально-психологических характеристик коллектива осуществлялась в ходе эксперимента путем сравнения оценок морально-психологических характеристик семи коллективов (общее количество - 348 человек), полученных экспертным путем, с оценками, полученными в результате использования прототипа и заявленного способа. Данное сравнение проводилось путем вычисления коэффициента интенсивности, являющегося показателем степени благоприятности сложившейся в коллективе обстановки и представляющего собой процентные отношения абсолютных оценок, полученных в результате экспертного или анкетного опроса, к максимальному количеству баллов предлагаемой шкалы оценки. Данный коэффициент позволяет производить сравнение величин, имеющих различные шкалы оценок. Исходные данные представлены в таблице 8.
Выходные результаты, представленные в таблице 8 и на фиг.2, позволяют сделать вывод о том, что оценки, полученные при использовании заявленного способа, значительно ближе к экспертным оценкам, нежели оценки, полученные при использовании прототипа. Из таблицы видно, что отклонение экспертных оценок от оценок, полученных заявленным способом, меняется в пределах от 0,02 до 0,25. В то время как отклонение экспертных оценок от оценок прототипа меняется в пределах от 0,94 до 3,06. Выявленная разница является значимой и говорит о наибольшей эффективности заявленного способа по сравнению с прототипом.
Для определения степени согласованности мнений экспертов был вычислен коэффициент конкордации, который оказался равен 0,81, что говорит в высокой достоверности экспертных оценок. Следовательно, достоверность оценок морально-психологических характеристик, полученных с использованием заявленного способа, выше, чем оценок, полученных известным способом. На основании выше изложенного можно сделать вывод о высокой степени эффективности заявленного способа.
Использование заявленного решения по сравнению со всеми известными способами аналогичного назначения обеспечивает следующие преимущества, также являющиеся доказательством эффективности его использования:
- возможность достоверного определения расширенного ряда морально-психологических характеристик коллективов различной профессиональной направленности (МПС, МПК и их составляющих) на основе психологического тестирования их членов;
- возможность одновременного диагностирования и сравнения нескольких коллективов;
- возможность получения отчета в электронном виде, который доступно раскрывает суть полученных данных и обеспечивает высокую информативность тестирования;
- возможность определения параметров для совершенствования МПС и МПК коллектива;
- высокая объективность определения уровней МПС и МПК в сочетании с отсутствием их многозначной трактовки за счет автоматизации процесса оценки МПС и МПК, которая позволяет проводить исследования без привлечения специалистов с высокой квалификацией и исключить субъективное влияние психолога на результат психологического тестирования.
Таким образом, реализация заявленного способа позволяет получить наглядную многоаспектную картину коллектива, и, как следствие, объективную и достоверную оценку его морально-психологических характеристик.
Представленные статистические расчеты и выявленные преимущества позволяют сделать вывод о возможности достижения цели изобретения - повышение объективности и достоверности оценки морально-психологических характеристик коллектива.
Заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива может найти широкое применение в психологии и социологии при формировании коллективов, деятельность которых связана с повышенным риском и ответственностью, например, в армии, в силовых структурах, МЧС, на АЭС и т.п., и потому соответствует критерию «промышленная применимость». Промышленная применимость изобретения обусловлена тем, что оно может быть осуществлено с помощью современной элементной базы с достижением указанного в изобретении назначения.
Заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива можно считать адекватным для любого коллектива, универсальным по своей структуре, поскольку его конструирование велось с учетом конкретных объективных и субъективных условий функционирования коллективов различной профессиональной направленности.
Кроме того, предложенный способ является хорошим материалом для специалиста-психолога, педагога или воспитателя данного коллектива, и, при необходимости, может способствовать разработке рекомендаций по нейтрализации воздействия негативных факторов и проведению дополнительных мероприятий, улучшающих морально-психологический климат в коллективе и морально-психологическое состояние членов коллектива.
Примеры отчетов по результатам осуществления способа оценки морально-психологических характеристик коллектива.
Отчет о морально-психологическом климате коллектива
Коллектив: _Группа 2. Дата опроса: 23.05.2013.
Всего опрошено 34 чел. Бракованных анкет - 0,
Морально-психологический климат коллектива нестабильный.
Высокий уровень удовлетворенности морально-психологическим климатом в коллективе имеют 10 чел. (29% от количества опрошенных).
Средний уровень удовлетворенности морально-психологическим климатом в коллективе имеют 24 чел. (71% от количества опрошенных).
1. Уровень сплоченности коллектива средний.
Неустойчивы дружеские контакты между членами коллектива. Члены коллектива имеют разные представления о нормах нравственности. Не всегда в трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение членов коллектива по принципу «один за всех, все за одного».
2. Уровень взаимоотношений в коллективе средний.
Члены коллектива не всегда находят общий язык между собой, не все с уважением относятся к мнению друг друга, считаются с интересами другого. В коллективе не всегда с пониманием относятся к слабым, стараются защитить и поддержать их.
3. Уровень организованности коллектива средний.
Члены коллектива не всегда умело взаимодействуют друг с другом, бесконфликтно распределяют обязанности между собой, предупреждают и оперативно решают возникающие проблемы.
4. Уровень информированности коллектива средний.
Недостаточная информированность коллектива о задачах, стоящих перед коллективом, содержании и итогах его работы, о положительных и отрицательных качествах каждого члена коллектива и всего коллектива, о нормах и правилах поведения в коллективе.
5. Уровень ответственности коллектива высокий.
Коллектив добросовестно выполняет повседневные служебные задачи, требования нормативно-правовых актов (общевоинских уставов. Трудового кодекса РФ). Члены коллектива стремятся постоянно повышать уровень своего профессионализма, улучшать состояние дисциплины в коллективе.
6. Уровень эмоционального состояния коллектива средний.
Не все члены коллектива по-дружески, доверительно относятся друг к другу. В коллективе не всегда преобладает бодрое и жизнерадостное настроение. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива не всегда вызывают сопереживание и участие других членов коллектива.
7. Уровень удовлетворенности членов коллектива своим пребыванием в коллективе средний.
В коллективе не всегда преобладает одобрение и поддержка, критика не всегда высказывается с добрыми побуждениями. Не все члены коллектива удовлетворены личными взаимоотношениями с сослуживцами, а также взаимоотношениями, существующими между старшими и младшими по званию и должности членами коллектива. Коллектив не всегда удовлетворен качеством и порядком решения служебных вопросов, существующим порядком назначения на вышестоящие должности, соблюдением своих прав, гарантированных Конституцией РФ, законами и общевоинскими уставами.
В соответствии с полученными результатами необходима нейтрализация воздействия негативных факторов и проведение дополнительных мероприятий, улучшающих психологический климат в коллективе.
Оценки МПК
Наиболее высоко оцениваются
Наиболее низко оцениваются
Совпадение мнений - это разница (в %) между количеством людей, высоко оценивших данный показатель, и количеством людей, низко оценивших данный показатель.
Показатели и параметры морально-психологического климата
Отчет о морально-психологическом состоянии коллектива
Коллектив: _Группа 2. Дата опроса: 24.05.2013
Всего опрошено 34 чел. Бракованных анкет - 1
Морально-психологическое состояние коллектива имеет высокий уровень.
Высокий уровень МПС имеют 20 чел. (59% от количества опрошенных).
Средний (стабильный) уровень МПС имеют 14 чел. (41% от количества опрошенных).
Средние значения критериев
Наиболее высоко оцениваются
Наиболее низко оцениваются
Показатели и параметры морально-психологического состояния
Способ относится к психологии и может быть использован для диагностики и оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата в коллективе. Каждому члену коллектива предоставляют инструкции по выполнению теста. Респондент выполняет заданную последовательность теста. Проводят оценку эмоционального состояния тестируемого по тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и цветовому тесту Люшера. Проводят методику оценки морально-психологического климата коллектива (МПК) по таблице 5 описания. Проводят методику оценки морально-психологического состояния коллектива (МПС) по таблице 2 описания. По результатам тестирования формируют отчеты. Об уровне эмоционального состояния коллектива судят по полученным интерпретациям методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и цветовому тесту Люшера. Уровень МПС оценивают по сумме баллов: высокий: 3,0-2,5; стабильный: 2,49-1,5; нестабильный: 1,49-1,01; нездоровый, неудовлетворительный: 1,0-0. Уровень МПК оценивают по сумме баллов: благоприятный: 3,0-2,5; нестабильный: 2,49-1,5; неблагоприятный: 1,49-0. Способ позволяет достоверно провести диагностику морально-психологических характеристик каждого члена изучаемого коллектива одновременно с диагностированием общего морально-психологического состояния и морально-психологического климата всего коллектива за счет комплексного использования оптимально подобранных методик. 2 ил., 2 пр., 16 табл.
Способ оценки морально-психологических характеристик коллектива, заключающийся в том, что каждому члену коллектива предоставляют инструкции по выполнению теста, респондент выполняет заданную последовательность теста, по результатам тестирования всего коллектива формируют выводы о степени готовности коллектива к успешному выполнению поставленных задач, отличающийся тем, что проводят оценку эмоционального состояния тестируемого по тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и цветовому тесту Люшера, дополнительно проводят методику оценки морально-психологического климата коллектива (МПК) по таблице 5, указанной в описании, со шкалой ответов: 0 баллов - никогда, 1 балл - редко, 2 балла - часто, 3 балла - всегда, проводят методику оценки морально-психологического состояния коллектива (МПС) по таблице 2, указанной в описании со шкалой ответов: 3 балла - показатель проявляется постоянно, 2 балла - показатель проявляется не всегда, но достаточно часто, 1 балл - показатель проявляется редко и 0 баллов - отсутствует; по результатам тестирования формируют отчеты: об уровне эмоционального состояния коллектива по полученным интерпретациям методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и цветовому тесту Люшера; об уровне МПС по сумме баллов: высокий: 3,0-2,5; стабильный: 2,49-1,5; нестабильный: 1,49-1,01; нездоровый, неудовлетворительный: 1,0-0; об уровне МПК по сумме баллов: благоприятный: 3,0-2,5; нестабильный: 2,49-1,5; неблагоприятный: 1,49-0.
НЕМОВ Р | |||
С | |||
Психология | |||
В трех книгах | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Психодиагностика | |||
Владос, ИМПЭ им | |||
А.С | |||
Грибоедова, М., 2001RU 2421124 C2, 20.06.2011RU 2235505 C1, 10.09.2004РАЙГОРОДСКИЙ Д.Я | |||
Практическая психодиагностика, Самара: Бахрах, 1998, С | |||
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
И | |||
Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие | |||
Просвещение, ВЛАДОС, М., 1996 |
Авторы
Даты
2015-11-10—Публикация
2013-12-11—Подача