ТРАНСПОРТИРУЕМЫЙ КОМПЛЕКС НАБЛЮДЕНИЯ "РЕДУТ" Российский патент 2015 года по МПК B60P3/00 

Описание патента на изобретение RU2569202C1

Изобретение относится к мобильным автоматизированным автономным комплексам мониторинга обстановки на сухопутном или водном (речном, озерном) участках местности.

Известен подвижный радиотехнический пост, выполненный на базе грузового автомобиля повышенной проходимости с кузовом-фургоном, оснащенный радиолокационной и оптико-электронной аппаратурой слежения, а также системами связи и передачи полученных данных на соответствующий пункт контроля и/или управления (RU 135975, кл. B60P 3/00, опубликовано 27.12.2013).

Известный пост предусматривает работу в автономном режиме до 10 суток, однако для его обслуживания требуется наличие людей (водителя, операторов).

Кроме того, известный пост имеет большие габариты, затрудняющие как его передвижение по труднодоступной местности, так и работу со скрытых позиций, а также требующие для развертывания площадки соответствующих размеров.

Технический результат изобретения состоит в обеспечении возможности использования предложенного комплекса в автономном режиме на ограниченных участках, в т.ч. труднодоступной местности при работе с неподготовленных позиций и без нахождения обслуживающего персонала непосредственно на позиции наблюдения.

Названный технический результат достигнут в изобретении посредством следующей совокупности признаков.

Транспортируемый комплекс наблюдения (ТНК) содержит прицепное транспортное средство в виде автомобильного одноосного прицепа с платформой, на которой установлены и закреплены следующие составные части комплекса: выдвижное подъемно-мачтовое устройство (ПМУ) с закрепленным на нем оптико-электронным модулем (ОЭМ), включающим в себя видеокамеру и охлаждаемый тепловизор большой дальности действия; аппаратуру беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных (БШПД); шкаф с радиоэлектронной аппаратурой, включающий в себя аппаратуру обработки видеоинформации и спутниковый навигатор; систему автономного электропитания, выполненную в виде бензоэлектрического агрегата с резервированием аккумуляторными батареями; систему собственной безопасности, включающую в себя инфокрасные датчики, размещенные по углам платформы, и программно-аппаратные средства управления и обработки информации (ПАС УОИ).

Преимущественно ПАС УОИ комплекса включает удаленную (выносную) рабочую в виде, например, ноутбука.

Прием видеоинформации от ОЭМ и отображение ее на ноутбуке осуществлены дистанционно по каналу БШПД, аппаратура которой подключена к ноутбуку.

Дистанционное управление всеми системами изделия осуществлено дистанционно с ноутбука по каналу беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных.

ПАС УОИ комплекса могут размещаться как в мобильном средстве, транспортирующем прицеп, так и в стационарном помещении, которые расположены на дальностях, обеспечивающих уверенный прием сигналов аппаратурой БШПД.

Система собственной безопасности и аппаратура БШПД объединены единым алгоритмом управления.

Прицепное транспортное средство в виде автомобильного одноосного прицепа, снабженного аутригерами (складными и выдвижными опорами).

ПМУ и бензоэлектрический агрегат размещены по продольной оси платформы, а аккумуляторные батареи - симметрично относительно нее.

Система собственной безопасности включает инфракрасные датчики, обеспечивает защиту от несанкционированного доступа, выдает сигналы предупреждения и тревог в аппаратуру приема и передачи данных.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 схематично изображен ТНК (вид сбоку); на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1.

В состав ТНК входят две составные части: необслуживаемый автоматизированный пост технического наблюдения (НАПТН) и программно-аппаратные средства управления и обработки информации (ПАС УОИ).

Как видно на фиг. 1 НАПТН в своем составе имеет базовое шасси в виде одноосного автомобильного прицепа 1 с грузовой платформой, снабженной аутригерами в виде шарнирно закрепленных на ней телескопических (выдвижных) опор 5, которые при необходимости могут складываться и убираться под платформу. На платформе закреплены: шкаф 2 с аппаратурой обработки информации и спутниковой навигационной аппаратурой (ГЛОНАСС/GPS); ПМУ 3 с закрепленными на нем ОЭМ 6 и аппаратурой БШПД 7 (фиг. 2); бензогенератор 4; аккумуляторные батареи 8 (фиг. 3), входящие в систему электропитания, имеющую тройное резервирование (промышленная сеть, электроагрегат, аккумуляторные батареи), а также расположенные на стойках инфракрасные датчики 9, установленные в угловых участках платформы (фиг. 2, 3) и входящие в систему охраны или собственной безопасности комплекса.

Датчики 9 образуют сплошную охраняемую зону вокруг комплекса от поверхности земли до высоты 2,5-3 м, дальность действия - 50 м, при попадании в которую движущегося объекта вырабатывается сигнал тревоги. Сигналы от датчиков принимаются аппаратурой сбора и обработки информации комплекса и по беспроводному каналу БШПД автоматически передаются на рабочее место ПАС УОИ. На рабочем месте оператора (РМО) отображается факт нарушения охраняемой зоны и выдается сигнал опасности. Информация документируется на РМО.

Наличие сигнала опасности позволяет расчету комплекса заблаговременно принять меры по пресечению попыток приблизиться к изделию с различными несанкционированными целями.

С целью повышения устойчивости при передвижении шкаф 2, ПМУ 3 и бензогенератор 4 размещены по продольной оси Х платформы, а пара аккумуляторных батарей 8 - симметрично относительно этой оси (фиг.3).

ПАС УОИ включает: удаленную рабочую станцию; базовый комплект аппаратуры БШПД; подъемно-мачтовое устройство для аппаратуры БШПД и систему электропитания.

Конструктивные варианты ПАС УОИ преимущественно имеют переносное (возимое) исполнение, например, в виде ноутбука в чемодане, подключаемого к аппаратуре БШПД.

Наличие сигнала опасности позволяет расчету изделия заблаговременно принять меры по пресечению попыток приблизиться к изделию с различными несанкционированными целями.

Предложенный комплекс предназначен для выполнения следующих функций:

- обнаружения, распознавания и сопровождения различных типов наземных (надводных) неподвижных и движущихся целей;

- работы в составе автоматизированной системы технического контроля (АСТК).

Преимущественно ТНК транспортируются автомобилями серии УАЗ, но также могут быть использованы практически любые легковые автомобили, позволяющие перевозить прицепы весом до 800 кг.

Комплекс обеспечивает:

- дистанционное управление режимами работы ОЭМ по обнаружению днем и ночью неподвижных и движущихся наземных или надводных объектов на дальностях до 15 км, в т.ч. в сложных погодных условиях;

- сбор, обработку, запись информации и хранение в базе данных видео- и тепловизионной информации в заданном секторе наблюдения;

- отображение на мониторе рабочей станции оптико-электронной информации, а на электронных картах - координат своего местоположения;

- автоматизированный дистанционный функциональный контроль технического состояния комплекса;

- информационный обмен с автоматизированными системами технического контроля.

ТНК может дистанционно управляться с нескольких различных объектов единой автоматизированной системы в зависимости от возможностей используемых каналов связи и передачи данных.

Система электропитания обеспечивает электропитание технических средств от электроагрегата без дозаправки - в течение 10 часов, от аккумуляторных батарей - не менее 8 часов.

Время развертывания изделия с приведением его в рабочее положение, ориентированием и топопривязкой составляет не более 20 минут.

Развертывание изделия осуществляется расчетом в составе двух человек. Функционирование НАПТН осуществляется без участия человека. Дистанционное управление с удаленной рабочей станции осуществляется одним оператором.

Для повышения устойчивости прицеп имеет две складные опоры (аутригеры 5), опускающиеся в рабочем положении.

Наличие в составе ТНК ОЭМ, системы безопасности, навигации, связи и передачи данных, связанных единым алгоритмом управления, реализованным с помощью специального программного обеспечения, позволяет, как уже отмечалось, одновременно обнаруживать, и распознавать несколько объектов в сложных погодных условиях, днем и ночью, в условиях отсутствия оптической видимости на дальностях до 15 км.

Наличие в составе ТНК широкополосной системы связи, передачи данных и спутниковой навигации, позволяет в автоматическом режиме в реальном масштабе времени выдавать информацию об обнаруженных объектах (включая потоковое видео) в автоматизированные системы мониторинга без участия операторов.

Размещение ОЭМ на выдвижном ПМУ позволяет применять ТКН при работе из-за укрытий.

Наличие собственной системы электроснабжения обеспечивает возможность непрерывной работы аппаратуры ТНК со степенью автономности до 14 часов.

Прием информации и дистанционное управление комплексом обеспечивается ответным комплектом аппаратуры БШПД с помощью программного обеспечения, которое может быть загружено в любой компьютер, включая ноутбуки. Это позволяет обеспечивать работу комплекса как со стационарных, так и с мобильных пунктов управления.

Т.о. в предложенном комплексе повышение его технических и эксплуатационных свойств обеспечено мобильностью, автономностью применения, всепогодностью, возможностью использования в составе автоматизированных систем мониторинга при обеспечении достаточной для обнаружения и распознавания объектов обстановки дальности и точности.

Похожие патенты RU2569202C1

название год авторы номер документа
НАЗЕМНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИБРЕЖНОЙ ОБСТАНОВКИ 2013
  • Хохлов Игорь Евгеньевич
  • Бурка Сергей Васильевич
  • Ефимов Алексей Владимирович
  • Дьяков Александр Иванович
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2538187C1
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ОБЪЕКТОВ 2007
  • Хохлов Игорь Евгеньевич
  • Хохлов Дмитрий Игоревич
  • Семеновых Олег Борисович
  • Зотов Юрий Михайлович
RU2352480C1
МОБИЛЬНЫЙ ПРОЖЕКТОРНЫЙ КОМПЛЕКС "ГЕЛИОС" 2008
  • Семеновых Олег Борисович
  • Зотов Юрий Михайлович
RU2381116C1
ПОДВИЖНОЙ ПОСТ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ "ЗВЕРОБОЙ-М" 2014
  • Семеновых Олег Борисович
  • Зотов Юрий Михайлович
  • Мелихов Виктор Александрович
  • Котов Сергей Иванович
RU2563699C1
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ОБЪЕКТОВ 2013
  • Хохлов Игорь Евгеньевич
  • Бурка Сергей Васильевич
  • Ефимов Алексей Владимирович
  • Дьяков Александр Иванович
  • Олейников Сергей Алексеевич
RU2530185C1
КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ И СВЯЗИ МОБИЛЬНОГО ПУНКТА УПРАВЛЕНИЯ 2011
  • Мельник Евгений Николаевич
  • Мельник Сергей Николаевич
  • Александров Владимир Германович
  • Бадалов Андрей Юрьевич
  • Бадалов Юрий Иванович
  • Зверев Андрей Владимирович
  • Евсеев Константин Дмитриевич
  • Николаев Сергей Владиславович
  • Цветков Сергей Иванович
  • Симаков Владимир Владимирович
RU2468522C1
МОБИЛЬНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ГЕМОТРАНСФУЗИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2007
  • Мурашев Николай Владимирович
  • Литвинов Авенир Михайлович
  • Скурыдин Михаил Александрович
  • Фахрутдинова Кадрия Гафутдиновна
RU2349293C2
Мобильный быстроустанавливаемый автономный пост технического наблюдения для контроля обстановки на охраняемой территории 2017
  • Козлов Сергей Александрович
  • Львов Денис Геннадьевич
  • Федулов Евгений Николаевич
RU2661531C1
МЕДИЦИНСКОЕ УСТРОЙСТВО ЛАБОРАТОРИИ 2004
  • Литвинов Авенир Михайлович
  • Тарасов Александр Константинович
  • Медведев Владимир Романович
  • Мурашев Николай Владимирович
RU2286892C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ (МКОПМИ) 2011
  • Железнов Сергей Александрович
  • Макаров Михаил Иванович
  • Меньшиков Валерий Александрович
  • Морозов Кирилл Валерьевич
  • Пичурин Юрий Георгиевич
  • Полоз Игнат Вадимович
  • Пушкарский Сергей Васильевич
  • Радьков Александр Васильевич
  • Селивёрстов Владимир Михайлович
  • Шеметов Валентин Константинович
RU2475968C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 569 202 C1

Реферат патента 2015 года ТРАНСПОРТИРУЕМЫЙ КОМПЛЕКС НАБЛЮДЕНИЯ "РЕДУТ"

Изобретение относится к мобильным автоматизированным автономным комплексам. Транспортируемый комплекс наблюдения содержит прицепное транспортное средство в виде автомобильного одноосного прицепа с платформой. На платформе установлены составные части комплекса: подъемно-мачтовое устройство с закрепленным на нем оптико-электронным модулем, аппаратуру беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных, шкаф с радиоэлектронной аппаратурой, систему автономного электропитания, систему собственной безопасности и программно-аппаратные средства управления, и обработки информации. Достигается легкость использования комплекса в автономном режиме и в труднодоступных местах. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 569 202 C1

1. Транспортируемый комплекс наблюдения, содержащий прицепное транспортное средство в виде автомобильного одноосного прицепа с платформой, на которой установлены составные части комплекса: подъемно-мачтовое устройство с закрепленным на нем оптико-электронным модулем, включающим в себя видеокамеру и охлаждаемый тепловизор большой дальности действия; аппаратуру беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных; шкаф с радиоэлектронной аппаратурой, включающий в себя аппаратуру обработки видеоинформации и спутниковый навигатор; систему автономного электропитания, выполненную в виде бензоэлектрического агрегата с резервированием аккумуляторными батареями; систему собственной безопасности, включающую в себя инфракрасные датчики, размещенные по углам платформы, и программно-аппаратные средства управления и обработки информации.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что программно-аппаратные средства управления и обработки информации включают удаленную рабочую станцию в виде ноутбука.

3. Комплекс по п.2, отличающийся тем, ноутбук подключен к аппаратуре беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что система собственной безопасности и аппаратура беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных объединены единым алгоритмом управления.

5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что подъемно-мачтовое устройство и бензоэлектрический агрегат размещены по продольной оси платформы, а аккумуляторные батареи - симметрично относительно ее.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2569202C1

Приспособление для натяжения проволоки в полуавтоматическом станке для намотки проволочных датчиков 1960
  • Богуп В.А.
SU135975A1
СТАНОК ДЛЯ ДОВОДКИ ПЛОСКОСТЕЙ МЕРИТЕЛЬНЫХ СКОБ 1938
  • Курочкин А.И.
SU55700A1
RU 2013126773 A, 11.06.2013
US 6497442 B1, 24.12.2002.

RU 2 569 202 C1

Авторы

Семеновых Олег Борисович

Зотов Юрий Михайлович

Мелихов Виктор Александрович

Котов Сергей Иванович

Даты

2015-11-20Публикация

2014-06-06Подача