УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ ГИБКОГО ОГРАЖДЕНИЯ АМФИБИЙНЫХ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОРАЗМЕРОВ Российский патент 2016 года по МПК B60V1/16 

Описание патента на изобретение RU2573148C2

Изобретение относится к судостроению, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке, и касается вопроса обеспечения поперечной остойчивости этих судов.

Известны амфибийные суда на воздушной подушке (СВП), имеющие продольный гибкий киль, обеспечивающий поперечную остойчивость этих судов, размещающийся в диаметральной плоскости на днище судна внутри воздушной подушки по всей ее длине или только в ее кормовой части, и состоящий из монолитного элемента верхнего яруса и секционированных съемных элементов нижнего яруса (Кличко В.В. и др. «Гибкое ограждение судна на воздушной подушке», авторское свидетельство №40027, Комитет по делам изобретений и открытий СССР, 1967 г.; патент №2255013 «Гибкое ограждение судна на воздушной подушке», 1992 г.).

Недостатком существующей конструкции продольного киля является малый ресурс съемных элементов нижнего яруса, которые повреждаются или отрываются при движении на развитом волнении и при контактах киля с твердыми препятствиями, особенно при движении с дрейфом, что приводит к существенному понижению поперечной остойчивости и возникновению аварийных ситуаций при эксплуатации судов этого типа.

Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи повышения остойчивости и ресурса съемных элементов продольного киля в случае повреждения или утери одного или нескольких съемных элементов продольного гибкого киля, защиты этих элементов от повреждений при контактах киля с твердыми препятствиями, а также снижения прироста сопротивления при движении судна на воздушной подушке на волнении.

Технический результат достигается тем, что на продольном гибком киле по линии крепления съемных элементов прикреплено гибкое устройство «жабры», состоящее из расположенных друг за другом продольных свисающих вниз гибких полотнищ. Повышение поперечной остойчивости амфибийных СВП происходит за счет обеспечивающего возникновение восстанавливающего момента перепада давлений между секциями опускающегося и поднимающегося бортов, прижимающего полотнища устройства на стороне опускающегося борта к элементам киля, препятствуя перетеканию воздуха через поврежденный участок киля и удерживая необходимый для обеспечения остойчивости перепад давлений между секциями воздушной подушки.

Преимущество установки гибкого устройства «жабры» заключается в том, что повышение поперечной остойчивости и защита съемных элементов продольного киля от повреждений достигается с помощью несложного конструктивного мероприятия.

Сущность изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 изображен общий вид продольного гибкого киля с вертикальными полотнищами гибкого устройства «жабры», на фиг. 2 показаны участки перекрытия съемных элементов киля вертикальными полотнищами; на фиг. 3 показано положение полотнищ устройства при накренении судна на воздушной подушке, на фиг. 4 приведены результаты испытаний по определению поперечной остойчивости модели судна на воздушной подушке (диаграмма статической поперечной остойчивости) без гибкого устройства «жабры» и с установленным устройством.

Амфибийное судно на воздушной подушке включает в себя жесткий корпус и прикрепленное к нему гибкое ограждение воздушной подушки, которое имеет в своем составе периферийное ограждение и разделяющий область подушки на секции в ее кормовой части или по всей ее длине и устанавливаемый на днище 1 продольный гибкий киль 2. Продольный гибкий киль 2 состоит из верхнего яруса в виде монолитного элемента 3 и нижнего яруса, состоящего из ряда съемных элементов 4, прикрепленных к монолитному элементу. В нижней части продольного гибкого киля по линиям крепления съемных элементов 4 нижнего яруса к монолитному элементу 3 верхнего яруса прикреплено гибкое устройство «жабры» 6, 7. Это устройство состоит из переднего пространственного элемента 5, охватывающего снаружи передние элементы нижнего яруса продольного гибкого киля, и из расположенных за пространственным элементом 5 с обеих сторон нижнего яруса упомянутого киля по всей его длине ряда продольных свисающих вниз гибких полотнищ 6, 7. Составляющие элементы гибкого устройства «жабры» расположены вдоль гибкого киля так, что задние части переднего пространственного элемента 5 перекрывают снаружи передние части следующих за пространственным элементом продольных гибких полотнищ 6, 7, а передние части всех последующих полотнищ перекрываются снаружи задними частями соответствующих предыдущих полотнищ 6, 7. Высота пространственного элемента 5 и продольных гибких полотнищ 6, 7 устройства «жабры» может быть равной или несколько большей высоты съемных элементов 4 нижнего яруса гибкого киля, а передние части продольных гибких полотнищ могут иметь скошенную в корму или закругленную форму. Толщина и жесткость материала пространственного элемента и гибких полотнищ устройства «жабры» выбираются одинаковыми с материалом монолитного элемента продольного гибкого киля.

При отсутствии гибкого устройства «жабры» в случае повреждения или утере одного или нескольких съемных элементов продольного гибкого киля при накренении судна давление в воздушной подушке Рп на опускающемся борту не возрастает или возрастает недостаточно для возникновения необходимого восстанавливающего момента. При наличии гибкого устройства «жабры» при накренении судна происходит перераспределение давления в секциях воздушной подушки опускающегося (давление увеличивается Рп+ΔР) и поднимающегося (давление уменьшается Рп-ΔР) бортов. Образующийся перепад давлений ΔР между секциями опускающегося и поднимающегося бортов прижимает полотнища устройства на стороне опускающегося борта к элементам киля, препятствуя перетеканию воздуха через поврежденный участок киля и удерживая перепад давлений между секциями подушки, тем самым обеспечивая возникновение необходимого восстанавливающего момента.

Использование гибкого устройства «жабры» позволяет повысить поперечную остойчивость судна на воздушной подушке, снизить сопротивление движению судна на волнении, увеличить живучесть и срок службы продольного гибкого киля, являющегося по опыту эксплуатации СВП наиболее часто повреждаемой частью гибкого ограждения воздушной подушки.

Эффективность использования этого устройства была подтверждена экспериментально при испытаниях модели судна на воздушной подушке по определению поперечной остойчивости. В качестве примера на графике фиг. 4 приведена зависимость относительного восстанавливающего момента M ¯ Θ от угла крена θ над водой. Установка гибкого устройства «жабры» увеличивает поперечную остойчивость модели на 25÷35%.

Простота и технологичность этого устройства позволяет устанавливать его на эксплуатируемых СВП различных типоразмеров для повышения их поперечной остойчивости.

Похожие патенты RU2573148C2

название год авторы номер документа
ГИБКОЕ ОГРАЖДЕНИЕ С ПОВЫШЕННЫМИ СЛЕДЯЩИМИ СВОЙСТВАМИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2013
  • Кличко Владимир Владиславович
  • Кличко Владислав Владимирович
  • Цымляков Дмитрий Евгеньевич
  • Дьякова Татьяна Александровна
RU2527871C1
ГИБКОЕ ОГРАЖДЕНИЕ СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2003
  • Королев А.Н.
  • Хохлов В.В.
  • Синева М.А.
  • Жохов В.П.
  • Петин Е.В.
RU2255013C2
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2000
  • Червоткин Г.П.
RU2192359C2
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1997
  • Плешивцев В.В.
  • Демуров И.Г.
  • Семенышев А.А.
  • Чудаков В.В.
RU2126753C1
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2006
  • Кузнецов Виктор Иванович
  • Дмитриев Евгений Владимирович
RU2349475C2
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1999
  • Проценко В.В.
RU2154586C1
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2016
  • Голубенко Михаил Иванович
  • Киндеев Евгений Александрович
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2644496C1
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ 1999
  • Игнатьев В.В.
  • Левин В.А.
  • Мясников В.П.
  • Ревенко Н.П.
RU2174080C2
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2002
  • Козин В.М.
  • Погорелова А.В.
RU2205125C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЯГИ ДЛЯ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ И ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2014
  • Матросов Леонид Константинович
  • Волошин Василий Парфирьевич
RU2541588C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 573 148 C2

Реферат патента 2016 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ ГИБКОГО ОГРАЖДЕНИЯ АМФИБИЙНЫХ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОРАЗМЕРОВ

Изобретение относится к амфибийным судам на воздушной подушке с гибкими ограждениями. Устройство для обеспечения поперечной остойчивости гибкого ограждения, называемое «жабры», устанавливается на продольном гибком киле, размещающемся внутри воздушной подушки и состоящем из монолитного элемента верхнего яруса и съемных элементов нижнего яруса. По линиям крепления съемных элементов к монолитному элементу прикрепляются передний пространственный элемент, охватывающий снаружи передние съемные элементы продольного гибкого киля, и расположенные за этим элементом с обеих сторон съемных элементов киля по всей его длине продольные свисающие вниз гибкие полотнища. Полотнища расположены так, что передняя часть каждого последующего элемента по ходу движения полотнища заправлена под заднюю часть предыдущего полотнища. Достигается повышение остойчивости судна и ресурса съемных элементов продольного киля, защита при контактах киля с твердыми препятствиями, снижение прироста сопротивления на волнении. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 573 148 C2

1. Устройство для обеспечения поперечной остойчивости гибкого ограждения амфибийных судов на воздушной подушке различных типоразмеров, называемое «жабры», устанавливаемое на обеспечивающем поперечную остойчивость этих судов продольном гибком киле, размещающемся внутри воздушной подушки по всей ее длине или в ее кормовой части и состоящем из монолитного элемента верхнего яруса и съемных элементов нижнего яруса, отличающееся тем, что по линиям крепления съемных элементов к монолитному элементу продольного гибкого киля прикрепляются передний пространственный элемент, охватывающий снаружи передние съемные элементы продольного гибкого киля, и расположенные за этим элементом с обеих сторон съемных элементов упомянутого киля по всей его длине продольные свисающие вниз гибкие полотнища, при этом полотнища расположены так, что передняя часть каждого последующего элемента по ходу движения полотнища заправлена под заднюю часть предыдущего полотнища, а передние кромки полотнищ могут быть выполнены закругленными и/или скошенными в корму.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что материал пространственного элемента и полотнищ гибкого устройства «жабры» выбирается одинаковым с материалом монолитного элемента продольного киля.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что высота пространственного элемента и полотнищ выбирается равной или несколько большей высоты съемных элементов продольного гибкого киля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2573148C2

US 5931248 A, 03.08.1999
US 7296526 B1, 20.11.2007
US 3606208 A, 20.09.1971
Траспортное средство на воздушной подушке 1976
  • Поль Гиенн
  • Ги Эрруэн
  • Андре Лафон
  • Жан Бертен
SU608462A3

RU 2 573 148 C2

Авторы

Кличко Владислав Владимирович

Дьякова Татьяна Александровна

Кличко Владимир Владиславович

Даты

2016-01-20Публикация

2013-11-28Подача