ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ Российский патент 2016 года по МПК F04D13/00 F02K9/48 

Описание патента на изобретение RU2573440C1

Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет многоразового включения.

Известны турбонасосные агрегаты одноразового включения (см. книгу "Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей" под общей редакцией профессора Г.Г. Гахуна, Машиностроение, г. Москва, 1989 г., стр. 204, рис. 10.7 - ТНА ЖРД РД-119, патенты РФ №2232300, №2459118).

Конструктивной особенностью этих ТНА является разовое включение, т.е. после останова двигателя повторные запуски не предусмотрены.

Известен также ТНА по патенту РФ №2175407, взятый за прототип изобретения, в котором охлаждение подшипника организовано рабочей жидкостью из полости (камеры) повышенного давления, связанной трубопроводом с выходом из насоса и каналами через полость подшипника со входом в колесо насоса. Такая конструкция ТНА также не обеспечивает надежного повторного включения ТНА в работу. Это связано с тем, что двигатели верхних ступеней ракет запускаются в космосе (среда - вакуум) многократно. После каждой остановки двигателя внутренние полости ТНА опорожняются от компонентов топлива через дренажные магистрали. При этом турбина имеет температуру на периферии диска до ≈900°С, диск турбины и вал турбины имеют температуру до ≈400°С, корпус турбины и корпус насоса имеют температуру от ≈400°С до ≈650°С. Тепловой поток от горячих частей ТНА по металлу распределяется на все сборки и детали ТНА, в том числе на подшипники турбины. В результате температурного воздействия на подшипниках нарушаются посадочные размеры как самого подшипника, так и более горячего вала (натяг внутреннего кольца увеличивается) и корпуса - натяг по наружному кольцу уменьшается. При повторном запуске в начальный период, когда компонент топлива не успевает заполнить полости насосов, подшипники начинают работать "всухую", т.е. без охлаждения компонентом топлива, что при многоразовом включении двигателя может привести к разрушению подшипника.

Изобретение решает задачу работоспособности подшипников ТНА в условиях воздействия вакуума при многократном включении.

Для этого на входе в камеру высокого давления, которая сообщена трубопроводом с полостью высокого давления насоса и через полость подшипников со входом в насос, в трубопроводе установлен обратный клапан, а на входе в полость подшипника - жиклер.

При таком исполнении жидкий компонент топлива, находящейся в камере высокого давления, в паузах между включениями, вытесняется парами компонента через полость подшипника на вход в насос и охлаждает подшипник.

Изобретение поясняется чертежом, где представлен турбонасосный агрегат с камерой высокого давления.

Турбонасосный агрегат включает корпус 1, ротор с центробежным насосом 2, турбину 3, подшипниковую опору 4, входной патрубок насоса низкого давления 5, выход их насоса высокого давления 6, камеру высокого давления 7, трубопровод 8, обратный клапан 9, жиклер 10 и сливной трубопровод 11.

При работе ТНА компонент топлива высокого давления после центробежного насоса 2 через трубопровод 8 отжимает обратный клапан 9 и заполняет камеру высокого давления 7, а через жиклер 10 поступает в полость подшипниковой опоры 4, сливаясь на вход в насос по трубопроводу 11. Такая циркуляция компонента при работе двигателя исключает появления застойной зоны в камере высокого давления и перегрева компонента с последующим возможным разложением из-за перегрева от воздействия теплового потока от горячих стенок корпуса турбины 1 и турбины 3.

При остановке двигателя компоненты топлива из полостей насосов ТНА удаляются через дренажные магистрали, обороты ТНА и давление за центробежным насосом снижаются до нуля, при этом закрывается обратный клапан 9.

За счет теплового потока от корпуса 1 и турбины 3 компонент топлива в камере высокого давления нагревается и под воздействием давления паров компонента топлива через жиклер 10 поступает в подшипниковую опору 4, охлаждая подшипники, что исключает их выход из строя как при остановке, так и при повторном запуске двигателя.

Использование изобретения позволит уменьшить нагрев подшипников, что улучшит условия их работы и повысит надежность многократного включения (запуска) двигателя.

Похожие патенты RU2573440C1

название год авторы номер документа
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2016
  • Позняк Михаил Иванович
  • Каширин Анатолий Иванович
RU2614911C1
АГРЕГАТ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2574192C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2476709C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2466292C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2476706C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
  • Дудышев Валерий Дмитриевич
RU2545613C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2476708C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2495273C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2514582C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2531831C1

Реферат патента 2016 года ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ

Изобретение относится к турбонасосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет многоразового включения.

Изобретение решает задачу работоспособности подшипников ТНА в условиях воздействия вакуума при многократном включении ЖРД, что достигается уменьшением нагрева подшипников.

Для этого турбонасосный агрегат включает корпус 1, ротор с центробежным насосом 2, турбину 3, подшипниковую опору 4, входной патрубок насоса низкого давления 5, выход из насоса высокого давления 6, камеру высокого давления 7, трубопровод 8, обратный клапан 9 и жиклер 10. При останове двигателя давление за насосом падает до нуля. При этом закрывается обратный клапан 9 и жидкий компонент из камеры высокого давления 7 через жиклер 10 под действием паров компонента топлива поступает в подшипниковую опору, охлаждая подшипники.

Использование изобретения позволит уменьшить нагрев подшипников, что улучшит условие их работы и повысит надежность многократного включения (запуска) двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 573 440 C1

Турбонасосный агрегат, включающий корпус, ротор с центробежным насосом, турбиной и подшипниковой опорой, камеру высокого давления, сообщенную трубопроводом с полостью высокого давления насоса и через полость подшипников - с входом в насос, отличающийся тем, что на входе в камеру высокого давления в трубопроводе установлен обратный клапан, а на входе в полость подшипника - жиклер.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2573440C1

ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1999
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Косицын И.П.
  • Коротов М.В.
RU2175407C2
НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2001
  • Олифиров Ф.Н.
  • Петров В.И.
  • Буковский В.В.
  • Михайлов А.А.
  • Гласс Мартин
  • Герри Майкл
  • Хайц Стивен
  • Барышников Д.В.
RU2187707C1
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1988
  • Аксенов С.П.
  • Брюнеткин С.К.
  • Валюхов С.Г.
  • Дмитренко А.И.
  • Орлов В.А.
  • Рудис М.А.
  • Соболев Г.В.
  • Якубенко П.В.
RU2083860C1
РЫЧАГ ХОДОВОЙ ЧАСТИ ДЛЯ МОТОРНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
  • Штиглиц Андре
  • Шварц Томас
  • Мюллер Ингольф
RU2779769C2
US 6007311 A1, 28.12.1999.

RU 2 573 440 C1

Авторы

Позняк Михаил Иванович

Даты

2016-01-20Публикация

2014-09-29Подача