СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ИНСУЛЬТОМ С ВЫРАЖЕННЫМИ ВЕСТИБУЛО-АТАКТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ Российский патент 2016 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2573554C1

Изобретение относится к неврологии и реабилитации, к восстановительному лечению больных с церебральным инсультом, имеющих вестибуло-атактические нарушения.

Известен способ реабилитации больных с церебральным инсультом (Патент РФ №2489129, МПК А61Н 1/00, опубл. 2013), включающий тренировку пациента в вертикальной позе на стабилометрической платформе с биологической обратной связью (БОС), при этом предварительно проводят вестибулярную гимнастику, чередуя ее с дыхательной гимнастикой. Затем на пациента надевают костюм аксиального нагружения и продолжают занятие на стабилометрической платформе в костюме в течение 3-5 минут с постепенным увеличением времени занятий в костюме до 20-40 минут, на курс 8-10 процедур.

Недостатком этого способа является отсутствие возможности проведения реабилитационного лечения у пациентов с выраженными нарушениями координации движения, которые не могут сохранять вертикальное положение, тренинг которым возможен только в положении лежа или сидя, что ограничивает сроки раннего начала реабилитационных мероприятий, снижая эффективность лечения. Не осуществляется одновременное воздействие на речевую зону и на центральные механизмы функции движения в целом, что снижает эффективность лечения, увеличивает время реабилитационного процесса.

Наиболее близким является способ реабилитации больных с церебральным инсультом (А.С. Кадыков, Л.А. Черникова, Н.В. Шахпаронова. Реабилитация неврологических больных. М., «МЕДпресс-информ», 2009, с. 77-84), включающий проведение занятий на стабилометрической платформе в положении стоя с биологической обратной связью путем слежения и перемещения компьютерной метки при смещении больным своего центра давления на стопы в различных направлениях.

Недостатком этого способа также является невозможность проведения тренировочных занятий у пациентов с инсультом, которые не могут самостоятельно стоять и сидеть из-за вестибуло-атактических расстройств. В данном способе не предполагается поэтапность проведения тренировочного процесса, отсутствует одновременное взаимопотенциирующее комплексное влияние, предполагающее не только воздействие на вестибулярный аппарат, проприорецепторную триггерную афферентную систему, способствующее нормализации регуляции тонуса позных мышц, координации мышечных синергии, направленных на обеспечение сохранения равновесия, но и на первичные корковые поля и ассоциативные области коры головного мозга, связанные с речевой функцией, обеспечивающей мультимодальное воздействие.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, повышение эффективности лечения за счет расширения диапазона возможностей при более ранних сроках начала реабилитационных мероприятий уже в острейшем периоде инсульта, а также щадящего поэтапного введения пациента в тренировочный процесс, основанного на эффекте привыкания-габитуации, определяющем основу функциональной нейропластичности, обеспечивающим снижение рефлекторного ответа на повторные слабораздражающие стимулы, усиление и потенцирование лечебного воздействия за счет одновременной активации и взаимодействия речевого анализатора и структур головного мозга, ответственных за координации движений, регуляцию тонуса позных мышц, формирование мышечных синергии, что способствует нормализации функции движения.

Для решения поставленной задачи, проводят занятия в три этапа на стабилометрической платформе с биологической обратной связью путем слежения и перемещения компьютерной метки. На первом этапе пациента размещают на стабилометрической платформе в положении лежа, а биологическая обратная связь осуществляется путем перемещения компьютерной метки пациентом при поочередном движении стопами в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь. На втором этапе пациента размещают в положении сидя с размещением стоп на стабилометрической платформе, при этом биологическую обратную связь осуществляют путем перемещения компьютерной метки пациентом при упоре стопами на платформу с одновременными наклонами туловища в сагиттальном и латеральном направлениях. На третьем этапе пациент стоит на стабилометрической платформе, а биологическая обратная связь осуществляется путем слежения и перемещения компьютерной метки при смещении больным своего центра давления на стопы в различных направлениях. На всех этапах пациент проговаривает выполняемые им действия и перемещения компьютерной метки. Занятия на каждом этапе осуществляют от 2 до 15 минут с увеличением времени проведения по мере стабилизации движения.

Поэтапность тренировочного процесса, начиная от горизонтального положения пациента во время тренинга, с постепенным переходом его в положение сидя с опорой на стопы и далее в вертикальное положение, позволяет оказывать адекватные, дозированные, постепенно возрастающие по интенсивности нагрузки, воздействующие на активизацию центров головного мозга при одновременной афферентации вестибулярного и зрительного анализатора, проприоцептивной системы, мозжечка и его связей с ретикулярной формацией ствола головного мозга, мотонейронами передних рогов спинного мозга, а также вовлечением первичных корковых полей и ассоциативных областей головного мозга, отвечающих за речевую функцию.

Раздражение вестибулярного аппарата, вестибулярных ядер и их центральных связей на первом этапе тренировочных занятий в виде слежения глазами за меткой на экране, передвигаемой движениями нижних конечностей больного, находящегося в горизонтальном положении, способствует снижению рефлекторного ответа на повторные слабораздражающие стимулы и включению эффекта габитуации функциональной нейропластичности центральной нервной системы. За счет использования данной тренировки достигается восстановление ориентировки в пространстве, снижение вестибуловегетативных реакций, улучшение общего состояния больного, происходит адаптации к физическим нагрузкам и изменениям положения центра давления на площадь опоры. Такой способ проведения тренинга, повышает эффективность лечения, увеличивает время реабилитационного процесса.

Использование при проведении тренировочных занятий речевой нагрузки в виде проговаривания вслух всех действий, производимых пациентом во время занятия («автоматизированных рядов» (проговаривания обозначенных сторон - левая и правая; порядковый счет во время занятия) и «неавтоматизированной» речи проговаривания вслух действий, производимых пациентом во время занятия) приводит к немедленной активации важнейших речевых центров, расположенных в нижней части левой лобной доли (зона Брока, поле 44) и в задней части левой височной доли (зона Вернике, поле 22), проецируя в дальнейшем афферентные стимулы в различные области коры головного мозга, в том числе первичную слуховую и зрительную кору, кору островка височной доли и, в заключение, приводит к активации первичной моторной коры головного мозга.

Вестибулярные ядра ствола мозга, следуя билатерально к вентральным заднелатеральным и задненижним ядрам таламуса, заканчиваются не только в корковом поле теменной доли, но и на основании центральной борозды по соседству с моторной корой, синтезируя соматосенсорную и двигательную информацию для контроля положения головы и тела в пространстве, формируя совместно с премоторной областью, являющейся важнейшей ассоциативной областью головного мозга, функциональную систему, осуществляющую планирование и управление балансом произвольных движений. Воздействие на речевую зону, ее функциональное состояние, определяющее не только характер речевых артикуляций, но и неотделимо связанную с организацией центральных механизмов моторных функций организма в целом, повышает эффективность лечения, увеличивает время реабилитационного процесса.

За счет уменьшения площади опоры создается дополнительная нагрузка, сначала в положении сидя, затем в вертикальном положении с одновременным продолжающимся речевым тренингом.

Таким образом, оказываемое речевое воздействие, запускаемое одновременно с работой вестибулярной системы, мозжечковых связей стимулирует работу ряда центров головного мозга, сопряженных через активацию соматосенсорной системы, посредством проводящих путей и ассоциативных связей с активным движением и поддержанием баланса.

Способ осуществляется следующим образом.

Сеанс биоуправления с обратной связью на стабилометрической платформе, это специальные компьютерные программы биологической обратной связи (БОС), основанные на визуализации положения центра давления или управления определенными действиями посредством перемещения пациента.

Упражнения на 1 этапе включают перемещение центра давления в тренировочном поле. Пациент должен, лежа на стабилометрической платформе перед монитором, следить за меткой на мониторе в виде, например, мяча и поочередными движениями - в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь движениями нижних конечностей - менять положение центра давления, изменение которого отражается на экране перемещением мяча. Пациент направляет его к одной из стен, обозначенной индикатором по бокам экрана. Все свои действия пациент проговаривает вслух. При этом врач может, изменяя масштаб, менять площадь опоры пациента, усложняя или упрощая задачу.

На 2 этапе пациент располагается сидя, стопы при этом устанавливаются на стабилометрической платформе перед монитором, и пациент осуществляет перемещения или удержание центра давления в строго заданной области тренировочного поля на мониторе посредством наклона туловища в сагиттальном и латеральном направлениях с упором на стопы. Меткой является демонстрируемый ему на экране мяч или ведро, или иной объект предусмотренный программой ЭВМ, справа и слева от которого находятся две стены. Пациент перемещает метку в определенный участок экрана, обозначенный индикатором. Аналогично первому этапу все свои действия пациент проговаривает вслух. При этом врач может, изменяя масштаб, менять площадь опоры пациента, усложняя или упрощая задачу. Занятия на каждом этапе осуществляют от 2 до 15 минут с увеличением времени проведения по мере стабилизации движения.

В начале тренировки движения больного с вестибуло-атактическими расстройствами, как правило, бывают избыточные и требуют затраты большого количества энергии. Однако, по мере восстановления равновесия, появления двигательного навыка, пациент будет выполнять более точные и своевременные движения, что приведет к изменению характеристик стабилометрии.

Показанием для перехода на следующий этап занятий служит достижение положительной динамики в виде регресса атактических расстройств, стабилизации вестибулярной функции, проявляющихся в возможности самостоятельно сидеть, стоять (самостоятельно или с опорой в зависимости от исходных возможностей).

На 3 этапе пациент выполняет упражнения в положении стоя на стабилометрической платформе. Применяются тесты «Колодец», «Ноты», «Зайцы», принцип которых аналогичен. Все свои действия пациент также проговаривает.

Перед каждым следующим упражнением возможен перерыв от 30 сек до 10 минут в зависимости от состояния пациента: учитываются субъективное состояние и показатели системной гемодинамики. Обязательно проводится контроль показателей ЧСС и АД до, в процессе и после завершения занятий, как это обычно делается при занятиях на стабилоплатформе. Повышение или понижение значений АД (против обычных для больного), нарушение сердечного ритма, появление субъективных жалоб на ухудшение состояния являются причиной временной отмены занятий до улучшения состояния пациента.

Общий курс лечения, как правило, в среднем составляет 15-20 процедур и определяется в каждом конкретном случае индивидуально по мере стабилизации неврологического статуса.

Критериями эффективности лечения являются - клиническое неврологическое исследование, контроль стабилометрических показателей во время и после курса лечения.

Пример 1.

Пациент П., возраст 59 лет, находился на лечении в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.

Полный диагноз: Ишемический атеротромботический инсульт в вертебро-базилярном бассейне на фоне атеросклероза сосудов головного мозга, гипертонической болезни. Вестибуло-атактический синдром. СД 2 типа, не инсулинозависимый.

Неврологический статус: В сознании. Глазные щели D<S. Движения глазных яблок в полном объеме. Форма и величина зрачков D=S, округлые. Горизонтальный мелкоразмашистый нистагм влево. Легкая сглаженность левой носогубной складки. Системное головокружение при попытке сесть в постели. Может сесть в постели с посторонней помощью, передвигается с посторонней помощью на кресле-каталке. Сила мышц рук D=5, S=4 баллам, ног D=5. S=4 баллам. Тонус в конечностях физиологический. Рефлексы: с рук D>S. Коленные рефлексы D>S. Ахилловы рефлексы D>S. Патологические рефлексы: рефлекс Бабинского справа. Пальце-носовую и пяточно-коленную пробы выполняет с мимопопаданием слева. Чувствительные нарушения отсутствуют.

Проведено МРТ исследование головного мозга и МР-ангиография. Заключение: MP-картина мелкоочаговых изменений в стволовых структурах, как проявление хронической цереброваскулярной недостаточности, ОНМК. Сосудистая энцефалопатия. Виллизиев круг незамкнутый. Вариант развития сосудистой системы задняя трифуркация внутренней сонной артерии с обеих сторон; передняя трифуркация внутренней сонной артерии, слева.

Занятия начали с 1 этапа - в положении пациента «лежа на кушетке», находящейся на стабилометрической платформе. Занятия проводились в течение 2 минут на первом занятии, далее время увеличивали до 3 минут на втором и третьем занятии, с постепенным увеличением времени, 4 минуты на 4-7 занятии и 5 минут на 8-10 занятии. Применялось упражнение «Мяч». Пациент, следя за меткой на мониторе в виде мяча, поочередными движениями нижних конечностей в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь менял положение центра давления, демонстрируемого ему на экране в виде мяча, направлял его к одной из стен, расположенных по бокам экрана, обозначенной индикатором, при этом левой ногой к правой стене, а правой ногой к левой стене. Все свои действия пациент проговаривал вслух, описывая выполняемые действия.

После 10 процедур пациент был переведен на 2 этап. Занятия проводились «в положении пациента сидя», включали в себя тренинги «Мяч» аналогично первому этапу, и, научившись мгновенно смещать центр тяжести, приступили к тренировке балансировки с помощью упражнения «Мишень», где требуется удерживать центр тяжести в строго заданной области. Упражнение «Мишень» выполнялось посредством перемещения корпуса, центр давления, демонстрируемый ему на экране в виде метки (яркий круг), относительно стоп, тем самым удерживая метку в центре объекта. Все свои действия пациент проговаривал вслух, время занятий составляло 8 минут на 11 занятии, 9 минут на 12 занятии и 10 минут на ΟΙ 5 занятиях, т.е. на 2 этапе проведено 5 занятий.

Далее, пациент перешел на 3 этап - «в положении стоя», с увеличением времени тренировки до 15 минут. На 3-м этапе проведено 5 занятий. Побочных эффектов зафиксировано не было. На первых занятиях отмечалось быстрое утомление пациента, невнимательность, далее пациент занятия переносил хорошо.

После курса лечения больной отметил улучшение самочувствия, уменьшилось головокружение, стал более внимательным, самостоятельно смог передвигаться, уменьшилась общая слабость. Также отмечена достоверная динамика показателей по данным клинических оценочных диагностических шкал. По шкале Берга до лечения оценка составила 20 баллов, что говорило о невозможности пациенту передвигаться (интерпретируется по шкале как «прикован к инвалидному креслу»). По окончании курса лечения оценка по шкале составила 38 баллов, т.е. пациент уже смог передвигаться с посторонней помощью. По шкале функциональных категорий ходьбы (Perry et al.) оценка до лечения составляла 1 балл (пациент не мог передвигаться по палате, требовалась постоянная поддержка сопровождающего), после лечения увеличилась до 3 баллов, т.е. пациент мог передвигаться, но был зависим при ходьбе. По шкале «Глобальные затруднения при передвижении Столяровой» оценка до лечения у пациента составляла 5 баллов, после комплексного лечения она составила 3 балла, т.е. пациент мог самостоятельно передвигаться в пределах помещения, что свидетельствовало о положительном влиянии проводимого лечения.

Пример 2.

Пациентка Д., 44 г., находилась на лечении в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.

Диагноз: Ишемический инсульт вертебрально-базиллярном бассейне. Вестибуло-атактические нарушения. Гипертоническая болезнь 1-2 ст. ИБС. Диффузный кардиосклероз.

Неврологический статус: Общемозговые симптомы отсутствуют. Менингеальные симптомы отсутствуют. Черепно-мозговые нервы: Глазные щели D=S. Движения глазных яблок в полном объеме. Форма и величина зрачков D=S, округлые. Нистагм горизонтальный при отведении глазных яблок в крайние отведения в стороны. Лицо симметрично. Вестибулярные нарушения - системное головокружение. Движение языка по средней линии. Двигательные функции: объем пассивных движений не ограничен. Сила мышц рук D=S=5 баллов, ног D=S=5 баллов. Тонус в конечностях физиологический. Атрофии, фасцикуляций, фибрилляций нет. Гиперкинезы не выявлены. Сухожильные и надкостничные рефлексы: с рук D=S, живые. Коленные D=S, живые. Ахилловы D=S, живые. Брюшные рефлексы сохранены. Патологические рефлексы отсутствуют. Координация движений: пальце-носовую и пяточноко ленную пробы выполняет неуверенно, мимопопадание слева. В позе Ромберга отмечается выраженная атаксия. Может передвигаться в пределах палаты, но с посторонней помощью. Чувствительные нарушения отсутствуют.

Проведено МРТ исследование головного мозга: картина постишемических изменений левого полушария и червя мозжечка в подострой-хронической стадии. Сосудистая энцефалопатия с постинсультными кистозно-глиозными изменениями кортико-субкортикальных отделов полушарий большого мозга и правого полушария мозжечка. Виллизиев круг не замкнутого типа. Асимметрия кровотока по позвоночным артериям D>S.

Занятия проводились в три этапа аналогично описанному алгоритму в примере 1.

Занятия начали с 1 этапа - в положении пациента «лежа на кушетке». Проведено 5 занятий. Занятия проводились в течение 2 минут на первом занятии, далее время увеличили до 3 минут на втором и третьем занятии и до 5 минут с 4 по 5 занятия. Применялось упражнение «Мяч».

На 2 этапе, в «положении пациента сидя», проведено 5 занятий. Время занятий составляло 5 минут на 1 занятии, 8 минут на 2 и 3 занятии и 10 минут на 4 и 5 занятии. Проводились упражнения «Мяч», «Мишень» и «яблоко» аналогичное упражнению мишень. Во время занятия пациентка сидит в кресле-каталке, стопы расположены на стабилометрической платформе. Все свои действия пациентка проговаривала вслух. Занятия пациентка переносила хорошо. Побочных эффектов зафиксировано не было.

Далее, пациентка перешла на 3 этап - «в положении стоя» проведено 10 занятий. На 1 занятии время тренировки составило 12 минут, на 2 занятии 15 минут и далее в течение с 3 по 10 занятия пациентка занималась по 15 минут. На первых двух занятиях отмечалось быстрое утомление пациентки «в положении стоя», невнимательность, далее пациентка занятия переносила хорошо. Побочных эффектов зафиксировано не было.

На фоне проведенного лечения отмечалась положительная динамика: уменьшилось головокружение, пациентка стала более активна, стала передвигаться самостоятельно в пределах отделения, без поддержки. Также отмечена достоверная динамика показателей по данным диагностических клинических оценочных шкал. По шкале Берга составляла 40 баллов, что свидетельствовало об интерпретации «ходит с помощью». По окончании курса лечения оценка по шкале составила 44 балла, т.е. пациентка была независима при ходьбе. По шкале функциональных категорий ходьбы (Perry et al.) до лечения оценка составляла 2 балла (пациентка могла передвигаться по палате, но требовалась постоянная поддержка сопровождающего), после лечения оценка увеличилась до 4 баллов, т.е. пациентка была независима при ходьбе. По шкале «Глобальные затруднения при передвижении Столяровой» оценка до лечения составляла 3 балла, после лечения оценка составила 2 балла, что интерпретируется как «Ходит с опорой, выходит на улицу», что свидетельствующие о положительном влиянии проводимого лечения.

Пример 3.

Пациент М., 21 г., находился на лечении в неврологическом отделении в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.

Лакунарный ишемический инсульт в вертебрально-базиллярном бассейне. Левосторонний гемипарез с легким нарушением функции движения. Вестибуло-атактические нарушения.

Неврологический статус: Общемозговые симптомы отсутствуют. Менингеальные симптомы отсутствуют. Черепно-мозговые нервы: обоняние сохранено. Глазные щели D=S. Движения глазных яблок в полном объеме. Форма и величина зрачков D=S, округлые. Фотореакции: прямая и содружественная OD=OS=живые. Реакция при конвергенции и аккомодации сохранена. Акт конвергенции сохранен. Нистагма нет. Корнеальный и конъюктивальный рефлексы: OD=OS=живые. Вкус: сохранен. Лицо симметрично. Мягкое небо фонирует. Фонация и глотание не нарушены. Рефлекс с мягкого неба и задней стенки глотки сохранены. Поднимание плеч и поворот головы не нарушены. Язык по средней линии. Движение языка не ограничено. Двигательные функции: объем активных и пассивных движений не ограничен. Сила мышц рук D=5 баллов, S=4 баллов, ног D=5 баллов, S=4 баллов. Тонус в конечностях физиологический. Сухожильные и надкостничные рефлексы: с рук D<S. Коленные D<S. Ахилловы D<S. Брюшные рефлексы сохранены. Патологические рефлексы отсутствуют. Координация движений: пальце-носовую и пяточно-коленную пробы выполняет. В позе Ромберга умеренная атаксия. Самостоятельно способен передвигаться в пределах палаты. Чувствительные нарушения отсутствуют. Пальпация паравертебральных точек безболезненна. Симптомы натяжения, компрессии нервных корешков отрицательны. Психический статус не изменен. Высшие корковые функции сохранены.

MPT исследование головного мозга: Постинсультные лакунарные кисты в правых отделах моста мозга. Виллизиев круг незамкнутого типа.

У пациента не выраженные нарушения двигательной функции, способностью к самостоятельному передвижению в пределах палаты сохранена. Лечение проводилось в три этапа, начиная с горизонтального положения больного, аналогично описанному примеру 1.

При этом на 1 этапе «в положении больного лежа» было проведено 3 занятия по 5 минут. Применялось упражнение «Мяч» аналогично 1 и 2 примеру.

На 2 этапе «в положении больного сидя» проведено 3 занятия, время занятий увеличили до 10 минут на четвертом, пятом и шестом занятии. Применялось упражнение «мяч» и «мишень», аналогично 1 и 2 примеру.

На 3 этапе «в положении пациента стоя» было проведено 9 занятий. Проводились упражнения «Яблоко», «Колодец» и «Сектор» аналогичные упражнениям «мяч» и «мишень». В упражнении «Колодец» пациент следит на экране за меткой в виде ведра, при этом перемещая центр давления смещает метку в сторону указанного объекта - заполняет пустое ведро в колодце расположенного в центре экрана, после чего вокруг колодца в случайном порядке загорается огонек, наведением на который и, удерживая в течение определенного времени, ведра, заполненного водой, пациент должен его затушить. Все свои действия пациент проговаривает вслух. На седьмом - десятом занятиях время тренинга составляло 13 минут, далее на одиннадцатом - пятнадцатом занятии время увеличили до 15 минут. Занятия пациент переносил хорошо. Побочных эффектов зафиксировано не было.

После курса лечения пациент отметил улучшение самочувствия, исчезли головокружения, походка стала уверенная, уменьшилась слабость в паретичных конечностях. В ходе стабилометрического исследования зарегистрировано статистически значимое улучшение стабилометрических показателей - преобладание зрительного контроля в начале курса лечения и нормально сбалансированный зрительнопроприоцептивный контроль в конце курса.

По окончании реабилитационного курса отмечена достоверная динамика показателей по данным клинических оценочных диагностических шкал. По шкале Берга до лечения оценка составила 36 баллов, что соответствовало трактовке шкалы «возможность ходьбы с помощью». По окончании курса лечения оценка по шкале составила 46 баллов, т.е. пациент был независим при ходьбе. По шкале функциональных категорий ходьбы (Perry et al.) до лечения оценка составляла 2 балла, после лечения медиана увеличилась до 4 баллов, т.е. пациент был независим при ходьбе. По шкале «Глобальные затруднения при передвижении Столяровой» оценка до лечения составляла 3 балла, после лечения оценка составила 2 балла, т.е. пациент был независим при ходьбе, что свидетельствовало о положительном влиянии проводимого лечения.

В клинике неврологии ГУ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского проведено обследование и лечение 20 пациентов, из них 10 пациентов в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта в вертебрально-базилярном бассейне в возрасте от 21 до 65 лет (средний возраст 43±8,63 лет), поступивших в отделение неврологии в 2014 г. Из исследования исключались пациенты с грубыми когнитивными нарушениями (оценка по шкале Mini-Mental State Examination - MMSE менее 26 баллов).

Все пациенты в исследовании были разделены на 2 группы. Основная группа включала 10 больных (6 мужчин и 4 женщин, средний возраст 56,9±10,64 лет), которым проводилось лечение с использованием медикаментозной терапии, стабилотренинга с биологической обратной связью (БОС). Курс лечения составлял 10-15 занятий. Занятия проводились под контролем показателей системной гемодинамики и сатурации.

Контрольная группа включала 10 больных в возрасте от 45 до 70 лет (средний возраст 57,5±10,64 лет). Пациентам проводилась медикаментозная терапия, согласно стандартам ведения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Основная и контрольная группы больных были сопоставимы по всем демографическим и клиническим параметрам.

В результате проведенного лечения по предлагаемому способу достигнуто субъективное улучшение состояния, значительное уменьшение выраженности головокружения, шаткости при ходьбе, снижение интенсивности головных болей, улучшение настроения, превышающее аналогичные показатели в контрольной. Частота вышеописанных субъективных симптомов после проведенного курса лечения была достоверно ниже в основной группе по сравнению с контрольной (p≤0,05).

При объективной оценке неврологического статуса отмечена статистически значимая разница, свидетельствующая о положительной динамике в основной группе по сравнению с контрольной (p≤0,05). Походка стала более уверенной, возросла устойчивость вертикальной позы. В неврологическом статусе отмечался регресс атактических расстройств, наблюдалось более четкое выполнение координаторных проб и повышение устойчивости в пробе Ромберга, что коррелировало с данными количественных оценочных клинических шкал: шкалы Берга, (p≤0,05), что свидетельствовало о положительном влиянии проводимого лечения.

Вышеописанный способ снижает выраженность вестибуло-атактических нарушений у пациентов с инсультом, позволяет добиться функциональной независимости пациента, выполняя его пациент легче переносит нагрузки, медленнее устает, истощается, у него улучшаются показатели эмоционального статуса (настроение, тревога, депрессия), сокращаются сроки проведения реабилитационных мероприятий и достижения лечебного эффекта.

Похожие патенты RU2573554C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ИНСУЛЬТОМ 2012
  • Котов Сергей Викторович
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Романова Мария Викторовна
  • Кубряк Олег Витальевич
  • Гроховский Сергей Семенович
RU2489129C1
Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями 2018
  • Котов Сергей Викторович
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Зайцева Елена Викторовна
  • Червинская Алла Давидовна
RU2688723C1
Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями 2020
  • Котов Сергей Викторович
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Егорова Юлия Владимировна
  • Волченкова Татьяна Владимировна
  • Червинская Алла Давидовна
  • Гроховский Сергей Семенович
  • Кубряк Олег Витальевич
RU2745281C1
Способ реабилитации больных с постинсультными нарушениями в раннем восстановительном периоде 2017
  • Котов Сергей Викторович
  • Червинская Алла Давидовна
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Егорова Юлия Владимировна
  • Лазаренко Нина Николаевна
  • Смирнова Светлана Николаевна
  • Романова Мария Викторовна
  • Кубряк Олег Витальевич
  • Гроховский Сергей Семенович
RU2642950C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТА С НАРУШЕНИЕМ ПОСТУРАЛЬНОГО БАЛАНСА 2016
  • Воловец Светлана Альбертовна
  • Сергеенко Елена Юрьевна
  • Яшинина Юлия Александровна
  • Даринская Любовь Юрьевна
  • Рубейкин Илья Сергеевич
RU2626912C1
Способ лечебной ходьбы в воде 2021
  • Барашков Глеб Николаевич
  • Фесюн Анатолий Дмитриевич
  • Сергеев Валерий Николаевич
RU2757962C1
Способ комплексной реабилитации больных в раннем восстановительном периоде церебрального инсульта 2023
  • Котов Сергей Викторович
  • Гуц Евгения Сергеевна
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Червинская Алла Давидовна
RU2816999C1
Способ коррекции нарушений координации у пациентов с ишемическим инсультом 2023
  • Смирнова Светлана Николаевна
  • Мельникова Екатерина Александровна
  • Захарова Ирина Александровна
  • Литай Владислав Юрьевич
RU2821753C1
Способ мультимодальной коррекции двигательных и когнитивных нарушений у пациентов, перенесших ишемический инсульт 2023
  • Костенко Елена Владимировна
  • Петрова Людмила Владимировна
  • Погонченкова Ирэна Владимировна
  • Воронцова Светлана Олеговна
  • Непринцева Наталия Викторовна
  • Шурупова Светлана Тагировна
  • Копашева Вера Дмитриевна
RU2813807C1
Способ реабилитации пациентов с вибрационной болезнью 2020
  • Васильева Лариса Сергеевна
  • Сливницына Наталья Валерьевна
  • Русанова Дина Владимировна
  • Лахман Олег Леонидович
RU2740564C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ИНСУЛЬТОМ С ВЫРАЖЕННЫМИ ВЕСТИБУЛО-АТАКТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии и реабилитации. Для больных с церебральным инсультом с выраженными вестибуло-атактическими нарушениями проводят занятия в три этапа на стабилометрической платформе с биологической обратной связью путем слежения и перемещения компьютерной метки. На первом этапе пациента размещают на стабилометрической платформе в положении лежа, а биологическая обратная связь осуществляется путем перемещения компьютерной метки пациентом при поочередном движении стопами в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь. На втором этапе пациента размещают в положении сидя с размещением стоп на стабилометрической платформе, при этом биологическую обратную связь осуществляют путем перемещения компьютерной метки пациентом при упоре стопами на платформу с одновременными наклонами туловища в сагиттальном и латеральном направлениях. На третьем этапе пациент стоит на стабилометрической платформе, а биологическая обратная связь осуществляется путем слежения и перемещения компьютерной метки при смещении больным своего центра давления на стопы в различных направлениях. На всех этапах пациент проговаривает выполняемые им действия и перемещения компьютерной метки. Занятия на каждом этапе осуществляют от 2 до 15 минут с увеличением времени проведения по мере стабилизации движения. Способ позволяет снизить выраженность вестибуло-атактических нарушений у пациентов с инсультом и добиться функциональной независимости пациента, улучшения показателей эмоционального статуса, достичь лечебного эффекта за счет выполнения поэтапных занятий на стабилометрической платформе. 3 пр.

Формула изобретения RU 2 573 554 C1

Способ реабилитации пациентов с церебральным инсультом с выраженными вестибуло-атактическими нарушениями, включающий проведение занятий на стабилометрической платформе в положении стоя с биологической обратной связью путем слежения и перемещения компьютерной метки при смещении больным своего центра давления на стопы в различных направлениях, отличающимся тем, что занятия проводят в три этапа, при этом на первом этапе пациента размещают на стабилометрической платформе в положении лежа, а биологическая обратная связь осуществляется путем перемещения компьютерной метки пациентом при поочередном движении стопами в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь, на втором этапе пациента размещают в положении сидя с размещением стоп на стабилометрической платформе, при этом биологическую обратную связь осуществляют путем перемещения компьютерной метки пациентом при упоре стопами на платформу с одновременными наклонами туловища в сагиттальном и латеральном направлениях, а занятия в положении стоя проводят на третьем этапе, при этом на всех этапах пациент проговаривает выполняемые им действия и перемещения компьютерной метки, занятия на каждом этапе осуществляют от 2 до 15 минут с увеличением времени проведения по мере стабилизации движения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2573554C1

КАДЫКОВ А.С
и др
Реабилитация неврологических больных
М., МЕДпресс-информ, 2009, С
Спускная труба при плотине 0
  • Фалеев И.Н.
SU77A1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ИНСУЛЬТОМ 2012
  • Котов Сергей Викторович
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Романова Мария Викторовна
  • Кубряк Олег Витальевич
  • Гроховский Сергей Семенович
RU2489129C1
ЛЕЧЕБНЫЙ КОСТЮМ АКСИАЛЬНОГО НАГРУЖЕНИЯ С АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ 2009
  • Григорьев Анатолий Иванович
  • Козловская Инеса Бенедиктовна
  • Тихомиров Евгений Петрович
  • Орлов Олег Игоревич
  • Саенко Ирина Валерьевна
RU2401622C1
ФЕДОРЕНКО С
Я
Лечебно-реабилитационные комплексы у больных с церебральными инсультами
Оптимизация реабилитационного процесса при церебральном инсульте, 1990, C
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1
СКВОРЦОВА В
И
Применение

RU 2 573 554 C1

Авторы

Котов Сергей Викторович

Кубряк Олег Витальевич

Гроховский Сергей Семенович

Исакова Елена Валентиновна

Шерегешев Вадим Иосифович

Романова Мария Викторовна

Червинская Алла Давидовна

Даты

2016-01-20Публикация

2014-10-14Подача