Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, ЛФК, неврологии, медицинской реабилитации, и может быть использовано для коррекции нарушений координации у пациентов с ишемическим инсультом.
Инсульт - одно из наиболее частых неврологических заболеваний с высокими распространенностью, инвалидизацией и смертностью, которое представляет собой актуальную медико-социальную проблему. В России живут более 1 млн больных, перенесших инсульт, при этом ежегодно происходит около 500 тыс.новых случаев инсульта (Дамулин И.В., Постинсультные двигательные нарушения, Consilium medicum, 2002;5(2), с. 64-70; Кадыков А.С. и др., Реабилитация после инсульта, РМЖ, 2003; 11(25), с. 1390-1394). Заболеваемость инсультом составляет от 10 до 20 на 10 000 человек в возрасте от 55 до 64 лет, увеличиваясь свыше 200 случаев на 100 000 среди лиц старше 85 лет (Maeshima S et al, Is unilateral spatial neglect a single phenomenon? J Neurol., 1997; 244(7), p. 412-417). Инсульт в зависимости от характера и локализации вызывает широкий спектр неврологических нарушений, связанных с физической инвалидизацией, а также разнообразные когнитивные и нейропсихиатрические расстройства, которые затрудняют реабилитацию, бытовую и социальную адаптацию и качество жизни как самих пациентов, так и ухаживающих за ними лиц.
Более 80% больных трудоспособного возраста, перенесших инсульт, становятся инвалидами. Ведущим фактором инвалидизации у значительного числа пациентов являются двигательные расстройства. Двигательные нарушения различной степени и характера представляют собой самый частый симптом поражения головного мозга как в острой, так и в хронической стадии заболевания. В острой стадии они выявляются у 70-90% пациентов, спустя 1 год резидуальный дефект сохраняется не менее чем у 1/2 выживших пациентов (Левин О.С. и др., Постинсультные двигательные и когнитивные нарушения: клинические особенности и современные подходы к реабилитации, Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2020, т. 120, №11, с. 99-107).
Самым частым клиническим синдромом инсульта является спастический гемипарез, традиционно связываемый с поражением пирамидных путей (пирамидный синдром). Однако двигательные нарушения более полиморфны и связаны с непосредственным поражением или вторичной дисфункцией различных звеньев единой системы регуляции движения, которая охватывает нейроны моторных зон коры, ствола мозга, базальных ганглиев и мозжечка, нисходящие пирамидные и парапирамидные пути, спинальные интернейроны и афферентные пути. В зависимости от локализации и распространенности поражения может формироваться сложная динамическая констелляция двигательных синдромов, среди которых клиницист должен выделить ведущее расстройство, ограничивающее мобильность пациента (Classen J et al, The motor syndrome associated with exaggerated inhibition within the primary motor cortex of patients with hemiparetic, Brain. 1997;120(Pt4), p. 605-619).
Лечебная гимнастика - важнейший метод восстановления двигательных функций. Назначается сразу же, как только состояние пациента позволит совершать посильные движения. Основная цель - полное или частичное восстановление двигательной функции тела, силы и ловкости в конечностях, координации движений.
Так в уровне техники известен способ лечения двигательных нарушений при ишемическом инсульте в остром периоде (патент RU 2487739 С1, опубл. 20.07.2013 г.), включающий комплексное лечение с проведением лечебной гимнастики, а именно проведение на фоне медикаментозного лечения магнитно-лазерной терапии (МЛТ), акупунктурного воздействия и занятий лечебной физкультуры (ЛФК). При проведении МЛТ воздействие осуществляют паравертебрально, длиной волны 0,88 мкм, мощностью 10 мВт, напряженностью магнитного поля 40 мТл, по 4 минуты поочередно на каждую сторону. Акупунктурное воздействие проводят вторым вариантом тормозного метода. При этом в начале воздействие акупунктурой осуществляют контрлатерально, а с 3-5 процедуры присоединяют воздействие на пораженной стороне. Все упражнения на каждом последующем занятии проводят с нарастанием темпонагрузки, с увеличением количества и объема выполняемых упражнений. При парезе верхней конечности воздействуют МЛТ на воротниковую зону на уровне межостистых отростков 5-6 шейного и 1-2 грудного позвонков. Первоначально воздействуют на точку акупунктуры (ТА) Лань-вэй в области голени на здоровой стороне нижней конечности. С 3-5 процедуры добавляют воздействие в ТА Эр-цзянь в области кисти на пораженной верхней конечности. При парезе нижней конечности воздействие МЛТ осуществляют на пояснично-крестцовую область на уровне межостистых отростков 2-3 поясничного и 1-2 крестцового позвонков. Первоначально воздействуют на ТА Шоу-сань-ли в области предплечья здоровой верхней конечности. С 3-5 процедуры присоединяют второй вариант возбуждающего метода на стороне поражения, вводя акупунктурную иглу в ТА Цю-сюй в области стопы пораженной нижней конечности. При гемипарезе воздействие МЛТ проводят на воротниковую зону на уровне межостистых отростков 5-6 шейного и 1-2 грудного позвонков, затем на пояснично-крестцовый отдел. Воздействуют на ТА Лань-вэй в области голени здоровой нижней конечности и одновременно в ТА Шоу-сань-ли в области предплечья здоровой верхней конечности. С 3-5 процедуры добавляют одновременное воздействие на ТА Эр-цзянь в области кисти на пораженной стороне верхней конечности и на ТА Цю-сюй в области стопы пораженной нижней конечности. При этом во время проведения физических упражнений дополнительно осуществляют коррекцию положения кисти и стопы. Коррекция заключается в разгибании инструктором ЛФК пальцев верхней конечности и кисти и проведении ее правильного расположения, а также в пассивно-активных сгибаниях и разгибаниях стопы в голеностопном суставе. Лечение двигательных нарушений начинают с 1-7 суток после верификации ишемического инсульта. Курс лечения включает 12-15 процедур, проводимых по 1 процедуре ежедневно. Недостатками способа являются воздействие преимущественно на мышечный тонус конечностей и восстановление мышечной силы конечностей и отсутствие воздействия с помощью упражнений на постуральный мышечный тонус и, соответственно, на формирование в дальнейшем опорной реакции у пациента; отсутствие воздействия на цервикоколлический, вестибуло-окулярный и цервико-окулярный рефлексы и адаптацию пациента к ориентации в пространстве; отсутствие адаптирующих воздействий с помощью упражнений на вестибулярный аппарат; отсутствие упражнений на координацию; отсутствие идеомоторных упражнений.
Также в уровне техники известен способ лечебной физкультуры для больных с ишемическими инсультами (патент RU 2336067 С2, опубл. 20.10.2008 г.), выбранный нами за прототип, включающий проведение лечебной гимнастики, а именно общеукрепляющие, специальные физические упражнения и дыхательную гимнастику. При этом физические упражнения согласуют с дыхательной гимнастикой, в которой полное дыхание чередуют с ритмом дыхания: вдох-выдох 1:3 и вдох-выдох 1:1 и совмещают мышечную релаксацию паретичных конечностей с удлиненным выдохом, а сложные по координации движения начинают с ведущей стороны с учетом функциональной асимметрии мозга. Недостатками способа являются следующие моменты. В данном способе использование постуральных стратегий происходит за счет опосредованной активации этих рефлексов при нормализации мышечного тонуса, восстановлении симметричности движений и сложных координаторных движений конечностей, как показано в прототипе; также в данном способе не задействованы высшие психические механизмы контроля баланса и ориентации тела в пространстве; наличие в активного вовлечения конечностей в процесс тренировки не позволяет назначать прототип пациентам с различной степенью выраженности парезов конечностей, наличие вовлечения в процессе тренировки крупных мышц конечностей и туловища не позволяет назначать комплекс данной лечебной гимнастики пациентами с нестабильной гемодинамикой, а также пациентам в острейшем и остром периодах ишемического инсульта.
Таким образом, существует потребность в способе коррекции нарушений координации у пациентов с ишемическим инсультом, лишенном вышеуказанных недостатков.
Техническим результатом предлагаемого способа является повышение эффективности коррекции нарушений координации у данных пациентов за счет восстановления функционального состояния рефлекторного аппарата и усиления центрального контроля над рефлексами с учетом адаптации вестибулярного аппарата.
Для достижения указанного технического результата в способе коррекции нарушений координации у пациентов с ишемическим инсультом, включающий проведение лечебной гимнастики, предлагается включать в лечебную гимнастику следующие этапы: 1 этап - пациент смотрит прямо перед собой, по команде поднимает глаза вверх и фиксирует взгляд на потолке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем опускает глаза вниз и фиксирует взгляд на полу в течение 2-х секунд, длительность 1 этапа 30 секунд; 2 этап - пациент смотрит прямо перед собой, по команде отводит глаза максимально вправо и фиксирует взгляд на произвольно выбранной точке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем отводит глаза максимально влево и фиксирует взгляд на произвольно выбранной точке в течение 2-х секунд, длительность 2 этапа 30 секунд; 3 этап - пациент смотрит прямо перед собой, вытягивает вперед любую руку, в которой держит продолговатый предмет, фиксирует взгляд на предмете в течение 2 секунд, отводит руку, в которой держит предмет, максимально вверх и не двигая головой, снова фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, затем пациент возвращает руку с предметом в исходное положение и фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, далее отводит руку с предметом максимально вниз, не двигая головой и фиксирует взгляд на предмете в течение 2-х секунд, длительность 3 этапа 30 секунд; 4 этап - пациент смотрит прямо перед собой, инструктор по лечебной физкультуре просит пациента закрыть глаза и представить движущийся вправо поезд, пациент с закрытыми глазами мысленно следит глазами в течение 10 секунд за движением первого вагона поезда, далее пациент должен представить движущийся влево поезд и мысленно следить глазами в течение 10 секунд за движением первого вагона поезда, длительность 4 этапа 30 секунд; 5 этап - пациент смотрит прямо перед собой, вытягивает вперед любую руку, в которой держит продолговатый предмет, фиксирует взгляд на предмете в течение 2 секунд, отводит руку, в которой держит предмет, вправо по горизонтали на 60-80 градусов от средней линии и снова фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, при этом угол отведения инструктор по лечебной физкультуре определяет с помощью гониометра, затем пациент возвращает руку с предметом в исходное положение и фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, далее пациент отводит руку с предметом влево по горизонтали и фиксирует взгляд на предмете в течение 2-х секунд, длительность 5 этапа 30 секунд; далее пациент закрывает глаза и повторяет 4 этап; 6 этап - пациент открывает глаза, смотрит перед собой, вытягивает вперед руку, в которой держит продолговатый предмет, фиксирует взгляд на предмете в течение 2-х секунд, затем поворачивает голову максимально вправо, продолжая фиксировать взгляд на предмете, и держит в течение 2-5 секунд, затем возвращает голову в исходное положение прямо, продолжая фиксировать взгляд на предмете в течение 2-х секунд, далее поворачивает голову таким же образом в противоположную сторону, длительность 6 этапа 30 секунд; далее пациент закрывает глаза и повторяет 4 этап; 7 этап - пациент открывает глаза, смотрит прямо перед собой, по команде поднимает глаза вверх и вправо и фиксирует взгляд на потолке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем опускает глаза вниз и влево и фиксирует взгляд на полу в течение 2-х секунд, длительность 7 этапа 30 секунд; далее пациент закрывает глаза и повторяет 4 этап; 8 этап - пациент открывает глаза, смотрит прямо перед собой, по команде поднимает глаза влево и вверх и фиксирует взгляд на потолке в произвольной точке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем опускает глаза вправо и вниз и фиксирует взгляд на полу в течение 2-х секунд, длительность 7 этапа 30 секунд, общее время выполнения комплекса лечебной гимнастики 4 минуты 10 секунд, кратность 1-5 раз в день, минимальный курс 5 дней, максимальный курс 12 месяцев.
При этом курс лечебной гимнастики начинают проводить не ранее 2-ого дня после ишемического инсульта при условии доступности пациента речевому контакту.
Способ осуществляют следующим образом.
Курс лечебной гимнастики начинают проводить не ранее 2-ого дня после ишемического инсульта при условии доступности пациента речевому контакту.
Проведение лечебной гимнастики осуществляют с помощью инструктора по лечебной физкультуре.
Лечебная гимнастика включает в себя следующие этапы:
- 1 этап - пациент смотрит прямо перед собой, по команде поднимает глаза вверх и фиксирует взгляд на потолке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем опускает глаза вниз и фиксирует взгляд на полу в течение 2-х секунд, длительность 1 этапа 30 секунд;
- 2 этап - пациент смотрит прямо перед собой, по команде отводит глаза максимально вправо и фиксирует взгляд на произвольно выбранной точке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем отводит глаза максимально влево и фиксирует взгляд на произвольно выбранной точке в течение 2-х секунд, длительность 2 этапа 30 секунд;
- 3 этап - пациент смотрит прямо перед собой, вытягивает вперед любую руку, в которой держит продолговатый предмет, фиксирует взгляд на предмете в течение 2 секунд, отводит руку, в которой держит предмет, максимально вверх и не двигая головой, снова фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, затем пациент возвращает руку с предметом в исходное положение и фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, далее отводит руку с предметом максимально вниз, не двигая головой и фиксирует взгляд на предмете в течение 2-х секунд, длительность 3 этапа 30 секунд;
- 4 этап - пациент смотрит прямо перед собой, инструктор по лечебной физкультуре просит пациента закрыть глаза и представить движущийся вправо поезд, пациент с закрытыми глазами мысленно следит глазами в течение 10 секунд за движением первого вагона поезда, далее пациент должен представить движущийся влево поезд и мысленно следить глазами в течение 10 секунд за движением первого вагона поезда, длительность 4 этапа 30 секунд;
- 5 этап - пациент смотрит прямо перед собой, вытягивает вперед любую руку, в которой держит продолговатый предмет, фиксирует взгляд на предмете в течение 2 секунд, отводит руку, в которой держит предмет, вправо по горизонтали на 60-80 градусов от средней линии и снова фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, при этом угол отведения инструктор по лечебной физкультуре определяет с помощью гониометра, затем пациент возвращает руку с предметом в исходное положение и фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, далее пациент отводит руку с предметом влево по горизонтали и фиксирует взгляд на предмете в течение 2-х секунд, длительность 5 этапа 30 секунд;
- далее пациент закрывает глаза и повторяет 4 этап;
- 6 этап - пациент открывает глаза, смотрит перед собой, вытягивает вперед руку, в которой держит продолговатый предмет, фиксирует взгляд на предмете в течение 2-х секунд, затем поворачивает голову максимально вправо, продолжая фиксировать взгляд на предмете, и держит в течение 2-5 секунд, затем возвращает голову в исходное положение прямо, продолжая фиксировать взгляд на предмете в течение 2-х секунд, далее поворачивает голову таким же образом в противоположную сторону, длительность 6 этапа 30 секунд;
- далее пациент закрывает глаза и повторяет 4 этап;
- 7 этап - пациент открывает глаза, смотрит прямо перед собой, по команде поднимает глаза вверх и вправо и фиксирует взгляд на потолке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем опускает глаза вниз и влево и фиксирует взгляд на полу в течение 2-х секунд, длительность 7 этапа 30 секунд;
- далее пациент закрывает глаза и повторяет 4 этап;
- 8 этап - пациент открывает глаза, смотрит прямо перед собой, по команде поднимает глаза влево и вверх и фиксирует взгляд на потолке в произвольной точке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем опускает глаза вправо и вниз и фиксирует взгляд на полу в течение 2-х секунд, длительность 7 этапа 30 секунд,
Общее время выполнения комплекса лечебной гимнастики 4 минуты 10 секунд. Разумеется, при усталости пациента, необходимо давать краткосрочные паузы для отдыха между этапами, длительностью 5-20 секунд. Кратность сеансов лечебной гимнастики 1-5 раз в день, минимальный курс 5 дней, максимальный курс 12 месяцев.
Механизм действия разработанной методики глазодвигательной лечебной гимнастики связан с восстановление функционального состояния рефлекторного аппарата и усиления центрального контроля над рефлексами. Важное значение имеет адаптация вестибулярного аппарата.
Поддержание равновесия и координация - многокомпонентные процессы, важное значение при реализации которых имеет нормальное функционирование ряда рефлексов. Вестибуло-окулярный рефлекс обеспечивает поворот глаз в сторону, противоположную повороту головы, чем достигается четкость воспринимаемых зрительных образов. Непосредственное поражение звеньев данного рефлекторного аппарата не характерно для сосудистых заболеваний головного мозга. Однако его функционирование может нарушаться опосредованно за счет дисфункции цервико-окулярного и других взаимосвязанных рефлекторных систем.
Цервико-окулярный рефлекс взаимодействует с вестибуло-окулярным рефлексом. При реализации цервико-окулярного рефлекса проприоцепторы в шейных мышцах активизируют движение глаз, что способствует нормализации работы вестибуло-окулярного рефлекса.
Тренировка оптокинетического рефлекса, как одного из основных рефлексов, участвующих в поддержании равновесия тела и координации движений в пространстве, является важной составной частью предлагаемой методики. Одновременно нормализуется функциональное состояние цервикоколлического рефлекса, который стабилизирует голову по отношению к туловищу. Чтобы противодействовать растягивающему стимулу даже при минимальных поворотах головы, при реализации цервикоколлического рефлекса возбуждаются рефлекторные сокращения соответствующих мышц шеи. Блокировка рефлекса может вызвать нарушение равновесия.
В предлагаемом комплексе лечебной гимнастики для коррекции нарушений координации, равновесия и ходьбы у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения использование постуральных стратегий происходит за счет непосредственной активации вестибуло-окулярного, цервико-окулярного и цервикоколлического рефлексов, а не за счет опосредованной активации этих рефлексов при нормализации мышечного тонуса, восстановлении симметричности движений и сложных координаторных движений конечностей, как показано в прототипе.
Включение в комплекс лечебной гимнастики, направленной на коррекцию нарушений координации, равновесия и ходьбы у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения, идеомоторных упражнений с открытыми и закрытыми глазами позволяет активизировать высшие психические механизмы контроля баланса и ориентации тела в пространстве.
Отсутствие в предлагаемом нами комплексе активного вовлечения конечностей в процесс тренировки и возможность выполнения комплекса глазодвигательных упражнений из различного исходного положения, что позволяет назначать разработанный нами комплекс глазодвигательной гимнастики пациентам с различной степенью выраженности парезов конечностей.
Отсутствие вовлечения в процессе тренировки крупных мышц конечностей и туловища позволяет назначать комплекс глазодвигательной гимнастики пациентами с нестабильной гемодинамикой, а также пациентам в острейшем и остром периодах ишемического инсульта.
Высокая эффективность предлагаемого способа подтверждается нижеприведенными клиническими примерами.
Пример №1: пациентка К., 61 год.
Проходила лечение в неврологическом отделении с диагнозом: Ишемический инсульт неустановленного подтипа в вертебро-базиллярном бассейне от 26.03.2022 года. Сопутствующий диагноз: Гипертоническая болезнь 3ст., риск 4. Сахарный диабет 2 типа, компенсированный. Экзогенно-конституциональное ожирение 3 степени.
Заболела остро, внезапно появились головокружение, тошнота, рвота, неустойчивость при ходьбе. При дуплексном сканировании брахиоцефальных артерий выявлено стенозирующее поражение: комплекс интима-медиа 0,8 мм справа, 0,9 мм слева, стеноз в устье внутренней сонной артерии справа - до 30% по диаметру, слева - до 50%, извитость общей сонной артерии с обеих сторон за счет гетерогенных атеросклеротических бляшек.
Жалобы при поступлении на выраженную шаткость походки, обусловленные этим ограничения в повседневной жизни, страх падения, головокружение.
В статусе: пациентка неустойчива в пробе Ромберга, координаторные пробы выполняет с мимопопаданием, походка атактическая, с расширенной базой.
Пациентке проводили стандартный реабилитационный курс, включавший:
1. медикаментозное лечение: ацетилсалициловая кислота 100 мг, лизиноприл 20 мг х 2 раза в день, аторвастатин 10 мг;
2. физиотерапевтическое лечение: инфракрасную лазеротерапию по сосудистой методике, электрофорез магнезии на воротниковую зону, массаж воротниковой зоны;
3. Индивидуальные занятия лечебной физкультурой, включавшие общеукрепляющие упражнения.
Кроме того, были назначены занятия глазодвигательной лечебной гимнастикой по предлагаемому способу со 2-ого дня после ишемического инсульта, пациентка доступна речевому контакту. Кратность сеансов лечебной гимнастики составила 1 раз в день на 2-ой день после ишемического инсульта, 3 раза в день на 3-ий день после ишемического инсульта, 5 раз в день на 4-5 дни после ишемического инсульта. Курс составил 5 дней.
Выраженная положительная динамика отмечена через 5 дней занятий лечебной гимнастикой по предлагаемому способу в виде полного регресса атаксии и головокружения.
Пример №2: пациентка К., 68 лет.
Проходила лечение в неврологическом отделении с диагнозом: Ишемический инсульт лакунарного подтипа в бассейне правой средней мозговой артерии от 03.04.2022 года. Сопутствующий диагноз: Гипертоническая болезнь 3 ст., 3 ст., риск 4. Атеросклероз сосудов головного мозга. Ишемическая болезнь сердца: атеросклеротический кардиосклероз. Нарушение толерантности к углеводам. Ангиосклероз сетчатки. Артефакия слева.
Заболела остро, внезапно развилась слабость в левых конечностях.
Жалобы при поступлении на слабость в левых конечностях, преимущественно в руке, головокружение, неустойчивость при ходьбе, страх падения (из-за чего вынуждена использовать ходунки).
В статусе: в левых конечностях отмечается парез до 4 баллов, в пробе Ромберга - тенденция к падению назад, координаторные пробы выполняет медленно, с мимопопаданием, походка атактическая с широкой базой, сложности в удержании равновесия на поворотах.
Пациентке проводили стандартный реабилитационный курс, включавший:
1. медикаментозное лечение: ацетилсалициловая кислота 100 мг, эналаприл 5 мг х 2 раза в день, аторвастатин 10 мг;
2. физиотерапевтическое лечение: инфракраную лазеротерапию по сосудистой методике, электрофорез магнезии на воротниковую зону, массаж левой верхней конечности;
3. Индивидуальные занятия лечебной физкультурой, включавшие общеукрепляющие упражнения.
Кроме того, были назначены занятия глазодвигательной лечебной гимнастикой по предлагаемому способу со 2-ого дня после ишемического инсульта, пациентка доступна речевому контакту. Кратность сеансов лечебной гимнастики составила 1 раз в день на 2-ой день после ишемического инсульта, 3 раза в день на 3-ий день после ишемического инсульта, 4 раза в день на 4-ый день после ишемического инсульта, 5 раз в день в последующие дни.
Положительная динамика отмечена через 5 дней занятий лечебной гимнастикой по предлагаемому способу в виде частичного регресса атаксии и головокружения. Выраженная положительная динамика отмечена через 12 месяцев занятий в виде полного регресса атаксии и головокружения, восстановления силы верхней конечности. Курс составил 12 месяцев.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ИНСУЛЬТОМ | 2012 |
|
RU2489129C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТА С НАРУШЕНИЕМ ПОСТУРАЛЬНОГО БАЛАНСА | 2016 |
|
RU2626912C1 |
Способ комплексной реабилитации больных в раннем восстановительном периоде церебрального инсульта | 2023 |
|
RU2816999C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ИНСУЛЬТОМ С ВЫРАЖЕННЫМИ ВЕСТИБУЛО-АТАКТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2014 |
|
RU2573554C1 |
Способ реабилитации больных, перенесших инсульт | 2020 |
|
RU2742071C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА | 2014 |
|
RU2567796C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ | 2009 |
|
RU2428161C2 |
Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями | 2018 |
|
RU2688723C1 |
Способ реабилитации больных с постинсультными нарушениями в раннем восстановительном периоде | 2017 |
|
RU2642950C1 |
Способ прогнозирования восстановления двигательных функций верхней конечности у больных после инсульта | 2022 |
|
RU2796323C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, ЛФК, неврологии, медицинской реабилитации, и может быть использовано для коррекции нарушений координации у пациентов с ишемическим инсультом. Способ включает проведение лечебной гимнастики. Лечебная гимнастика включает в себя 7 специальных этапов с повторением 4 этапа после 5 и 6 этапов. Общее время выполнения комплекса лечебной гимнастики 4 минуты 10 секунд, кратность 1-5 раз в день, минимальный курс 5 дней, максимальный курс 12 месяцев. Курс лечебной гимнастики начинают проводить не ранее 2-го дня после ишемического инсульта при условии доступности пациента речевому контакту. Способ обеспечивает повышение эффективности коррекции нарушений координации у пациентов за счет восстановления функционального состояния рефлекторного аппарата и усиления центрального контроля над рефлексами с учетом адаптации вестибулярного аппарата. 1 з.п. ф-лы, 2 пр.
1. Способ коррекции нарушений координации у пациентов с ишемическим инсультом, включающий проведение лечебной гимнастики, отличающийся тем, что лечебная гимнастика включает в себя следующие этапы: 1 этап - пациент смотрит прямо перед собой, по команде поднимает глаза вверх и фиксирует взгляд на потолке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем опускает глаза вниз и фиксирует взгляд на полу в течение 2-х секунд, длительность 1 этапа 30 секунд; 2 этап - пациент смотрит прямо перед собой, по команде отводит глаза максимально вправо и фиксирует взгляд на произвольно выбранной точке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем отводит глаза максимально влево и фиксирует взгляд на произвольно выбранной точке в течение 2-х секунд, длительность 2 этапа 30 секунд; 3 этап - пациент смотрит прямо перед собой, вытягивает вперед любую руку, в которой держит продолговатый предмет, фиксирует взгляд на предмете в течение 2 секунд, отводит руку, в которой держит предмет, максимально вверх и, не двигая головой, снова фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, затем пациент возвращает руку с предметом в исходное положение и фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, далее отводит руку с предметом максимально вниз, не двигая головой, и фиксирует взгляд на предмете в течение 2-х секунд, длительность 3 этапа 30 секунд; 4 этап - пациент смотрит прямо перед собой, инструктор по лечебной физкультуре просит пациента закрыть глаза и представить движущийся вправо поезд, пациент с закрытыми глазами мысленно следит глазами в течение 10 секунд за движением первого вагона поезда, далее пациент должен представить движущийся влево поезд и мысленно следить глазами в течение 10 секунд за движением первого вагона поезда, длительность 4 этапа 30 секунд; 5 этап - пациент смотрит прямо перед собой, вытягивает вперед любую руку, в которой держит продолговатый предмет, фиксирует взгляд на предмете в течение 2 секунд, отводит руку, в которой держит предмет, вправо по горизонтали на 60-80 градусов от средней линии и снова фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, при этом угол отведения инструктор по лечебной физкультуре определяет с помощью гониометра, затем пациент возвращает руку с предметом в исходное положение и фиксирует взгляд на предмете на 2 секунды, далее пациент отводит руку с предметом влево по горизонтали и фиксирует взгляд на предмете в течение 2-х секунд, длительность 5 этапа 30 секунд; далее пациент закрывает глаза и повторяет 4 этап; 6 этап - пациент открывает глаза, смотрит перед собой, вытягивает вперед руку, в которой держит продолговатый предмет, фиксирует взгляд на предмете в течение 2-х секунд, затем поворачивает голову максимально вправо, продолжая фиксировать взгляд на предмете, и держит в течение 2-5 секунд, затем возвращает голову в исходное положение прямо, продолжая фиксировать взгляд на предмете в течение 2-х секунд, далее поворачивает голову таким же образом в противоположную сторону, длительность 6 этапа 30 секунд; далее пациент закрывает глаза и повторяет 4 этап; 7 этап - пациент открывает глаза, смотрит прямо перед собой, по команде поднимает глаза вверх и вправо и фиксирует взгляд на потолке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем опускает глаза вниз и влево и фиксирует взгляд на полу в течение 2-х секунд, длительность 7 этапа 30 секунд; далее пациент закрывает глаза и повторяет 4 этап; 8 этап - пациент открывает глаза, смотрит прямо перед собой, по команде поднимает глаза влево и вверх и фиксирует взгляд на потолке в произвольной точке в течение 2-х секунд, далее снова смотрит перед собой 2 секунды, затем опускает глаза вправо и вниз и фиксирует взгляд на полу в течение 2-х секунд, длительность 8 этапа 30 секунд, общее время выполнения комплекса лечебной гимнастики 4 минуты, кратность 1-5 раз в день, минимальный курс 5 дней, максимальный курс 12 месяцев.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что курс лечебной гимнастики начинают проводить не ранее 2-го дня после ишемического инсульта при условии доступности пациента речевому контакту.
СПОСОБ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С ИШЕМИЧЕСКИМИ ИНСУЛЬТАМИ | 2006 |
|
RU2336067C2 |
Способ лечения пациентов в состоянии малого сознания в раннем восстановительном периоде инсульта | 2020 |
|
RU2749022C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С УГНЕТЕНИЕМ СОЗНАНИЯ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ ИШЕМИЧЕСКИХ ИНСУЛЬТОВ | 2012 |
|
RU2506972C1 |
ЕРМАКОВА Н | |||
Г | |||
Психологическая коррекция нарушений высших психических функций больных с последствиями инсульта в нейрореабилитации (теоретико-методологические аспекты) //Вестник Санкт-Петербургского университета | |||
Социология | |||
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
С | |||
Способ изготовления струн | 1924 |
|
SU345A1 |
Авторы
Даты
2024-06-26—Публикация
2023-08-24—Подача