ВИБРОЗАЩИТНАЯ ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ОБЪЕКТА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ Российский патент 2016 года по МПК B60N2/50 B64D25/04 F41H7/00 

Описание патента на изобретение RU2574872C2

Изобретение относится к военной технике, а именно к конструкции сиденья механика-водителя объектов бронетанковой техники (далее - объект), и может быть использовано в многоцелевых военно-гусеничных машинах (танках, инженерных машинах для проделывания, проходов в минных полях и т.д.).

Известно сиденье объекта, например танка (см. «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», кн. 2, ч. 1, М.: Военное издательство, 1988 г., стр. 23-25), выбранное в качестве прототипа, содержащее жестко закрепленный на днище корпуса танка рычажный механизм, каркас с подушкой, спинку и дужку.

При эксплуатации известного сиденья является то, что оно подвергается как низкочастотной вибрации - колебаниям, возникающим при движении танка по пересеченной местности, частично гасящимися подвеской ходовой части танка, так и колебаниям высокой частоты - импульсу ударной волны, возникающим при минном подрыве или снарядном воздействии на танк. При этом, при воздействии низкочастотной вибрации, сиденье должно вести себя как можно жестче, чтобы механик-водитель не терял возможности контроля над органами управления танком, а в условиях воздействия импульса ударной волны должно быть мягким для обеспечения кратности гашения ударного ускорения, т.е. ослабления ускорения, передаваемого от корпуса танка на механика-водителя.

К недостатку известного сиденья следует отнести неэффективность гашения колебаний высокой частоты, передаваемых от корпуса танка на водителя. Так, при подрыве мины под днищем корпуса танка на детали крепления сиденья действует ускорение 65 g, а на водителя - 32-41 g. Гашение колебаний происходит только за счет амортизационных свойств подушки сиденья.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является сиденье объекта бронетанковой техники (а.с. РФ № 2402435, кл. В60N 2/50, 2009), содержащее платформу, жестко закрепленную в корпусе объекта, опорную раму, жестко закрепленную на платформе, подвеску сиденья, подвесную раму, подножки, посадочное место, состоящее из подушки со спинкой и ограничителя вертикального перемещения. Подвеска сиденья содержит основной упругий подвес, выполненный из четырех отрезков стального троса, расположенных с обеих сторон сиденья попарно в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси сиденья, корректор жесткости, выполненный из двух отрезков стального троса, закрепленных средней частью, расположенной на линии вектора реакции основного упругого подвеса, на платформе сиденья, а концевыми частями - на подвесной раме сиденья. Верхние отрезки троса выполнены короче нижних. Опорная рама выполнена с возможностью закрепления на платформе в пяти положениях. Ограничитель вертикального перемещения состоит из четырех зацепов, жестко закрепленных на подвесной раме, и П-образного кронштейна, жестко закрепленного на платформе. На кронштейне закреплены амортизирующие упоры, выполненные в виде болтов с установленными на них резиновыми амортизаторами.

К недостатку известного сиденья следует отнести отсутствие дополнительного виброзащитного устройства со сдающим элементом (регулируемым по суммарной массе механика-водителя и сиденья), которое обеспечит защиту механика-водителя от импульсного ударного ускорения, действующего не более 1 с, возникающего при пробитии подвесок, подрыве на мине и действии воздушной ударной волны взрыва.

Технической задачей изобретения является создание сиденья с дополнительным виброзащитным устройством со сдающим элементом, способного снизить воздействие ударных внешних возмущений на механика-водителя при эксплуатации объекта.

Технический результат достигается тем, что в сиденьи, которое содержит платформу, жестко закрепленную в корпусе объекта, опорную раму, жестко закрепленную на платформе, подвеску сиденья, подвесную раму, подножки, посадочное место, состоящее из подушки со спинкой и ограничителя вертикального перемещения. Подвеска сиденья содержит основной упругий подвес, выполненный из четырех отрезков стального троса, расположенных с обеих сторон сиденья попарно в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси сиденья, корректор жесткости, выполненный из двух отрезков стального троса, закрепленных средней частью, расположенной на линии вектора реакции основного упругого подвеса, на платформе сиденья, а концевыми частями - на подвесной раме сиденья. Верхние отрезки троса выполнены короче нижних. Опорная рама выполнена с возможностью закрепления на платформе в пяти положениях. Ограничитель вертикального перемещения состоит из четырех зацепов, жестко закрепленных на подвесной раме, и П-образного кронштейна, жестко закрепленного на платформе. На кронштейне закреплены амортизирующие упоры, выполненные в виде болтов с установленными на них резиновыми амортизаторами. Данное сиденье дополнено профилированными кронштейнами, связанными с основанием сиденья, расположенными в направляющих, жестко скрепленных с корпусом машины, причем эти кронштейны выполнены с углублениями, взаимодействующими с подпружиненными роликами, усилие в которых регулируется в зависимости от веса механика-водителя посредством электропривода, расположенными на корпусе машины.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая виброзащитная подвеска сиденья объекта бронетанковой техники отличается от прототипа конструкцией и наличием дополнительного виброзащитного устройства со сдающим элементом (регулируемым по суммарной массе механика-водителя и сиденья).

Таким образом, предлагаемая виброзащитная подвеска сиденья объекта бронетанковой техники соответствует критерию «новизна».

Сравнение заявленного решения с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить решений со сходными признаками, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «существенные отличия».

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1, изображено сиденье.

Сиденье объекта состоит из платформы 1, закрепленной через дополнительное виброзащитное устройство в корпусе 2 объекта, опорной рамы 3, жестко закрепленной на платформе 1, подвески сиденья, подвесной рамы 4, посадочного места, состоящего из подушки 5 со спинкой 6 и ограничителя 7 вертикального перемещения.

Подвеска сиденья содержит основной упругий подвес 8, выполненный из четырех отрезков стального троса, расположенных с обеих сторон сиденья попарно в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси сиденья, корректор 9 жесткости, выполненный из двух отрезков стального троса, закрепленных средней частью, расположенной на линии вектора реакции основного упругого подвеса 9, на платформе 1 сиденья, а концевыми частями - на подвесной раме 4 сиденья.

Дополнительное виброзащитное устройство содержит электропривод 10, связанный с червячной парой 11, ведомая шестерня которого жестко закреплена на втулке с внутренней резьбой 12, в которую ввинчены две полуоси 13 с левой и правой резьбой, закрепленные в промежуточных опорах 14, на концах полуосей закреплены пружины поджатия 15 с роликами 16, ролики поджимают стойки 17, жестко связанные с платформой. Все дополнительное устройство выполнено в корпусе 18.

Работа сиденья осуществляется следующим образом.

При движении по пересеченной местности, когда ускорение корпуса машины 2 не превышает расчетного, вертикальная составляющая пружин 15 поджатия превышает суммарную силу тяжести сиденья с механиком-водителем и некоторую расчетную динамическую нагрузку, функцию виброзащиты механика-водителя выполняет виброзащитный механизм, состоящий из отрезков тросов 8, на которых подвешен каркас сиденья, и корректор 9 жесткости, выполненный из двух отрезков стального троса, закрепленных средней частью, расположенной на линии вектора реакции основного упругого подвеса, на платформе, а концевыми частями - на подвесной раме.

При подрыве мины или при других ударных воздействиях переносная сила инерции, зависящая от вертикального ускорения корпуса 2 боевой машины, превысит вертикальную составляющую силы упругости пружин 15 поджатия, вследствие чего каркас сиденья будет перемещаться относительно корпуса машины, чем и будет обеспечена защита механика-водителя от ударного воздействия. При этом в результате контакта подпружиненных роликов 16 с профилированными поверхностями стоек 17 формируется нелинейная силовая характеристика, близкая к тангенсоиде, обеспечивающая защиту механика-водителя от импульсного воздействия. При обратном ходе упомянутые подпружиненные ролики, перекатываясь по профилированным поверхностям, попадут в углубления и зафиксируют сиденье в исходном положении.

Таким образом, дополнительное виброзащитное устройство со сдающим элементом (регулируемым по суммарной массе механика-водителя и сиденья), обеспечит защиту механика-водителя от импульсного ударного ускорения, действующего не более 1 с, возникающего при пробитии подвесок, подрыве на мине и действии воздушной ударной волны взрыва.

Похожие патенты RU2574872C2

название год авторы номер документа
СИДЕНЬЕ ОБЪЕКТА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ 2009
  • Домнин Владимир Борисович
  • Дубовицкий Николай Иванович
  • Зайцев Руслан Михайлович
  • Тэн Юрий Владимирович
  • Барбашин Юрий Михайлович
  • Никифоров Игорь Степанович
RU2402435C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДЕСАНТА БОЕВОЙ МАШИНЫ ОТ ПОДРЫВА 2019
  • Нехаев Виктор Алексеевич
  • Николаев Виктор Александрович
  • Баглайчук Сергей Владимирович
  • Елистратов Василий Васильевич
RU2768050C2
ПОДВЕСКА ОБЪЕКТА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ 2015
  • Баглайчук Сергей Владимирович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
  • Николаев Виктор Александрович
RU2596206C1
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ БРОНЕМАШИНЫ 2020
  • Николаев Виктор Александрович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
  • Баглайчук Сергей Владимирович
RU2806834C2
ВИБРОЗАЩИТНАЯ ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Никифоров Игорь Степанович
  • Барбашин Юрий Михайлович
RU2360806C2
Способ динамического гашения колебаний объекта защиты и устройство для его осуществления 2017
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Елисеев Андрей Владимирович
  • Большаков Роман Сергеевич
  • Николаев Андрей Владимирович
  • Кашуба Владимир Богданович
  • Мозалевская Анна Константиновна
RU2654890C1
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА 2001
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Буряков В.М.
  • Рогинский Е.Б.
RU2223460C2
УСТРОЙСТВО ПРОВЕРКИ ЧИСТОТЫ КАНАЛА СТВОЛА ПУШКИ 2021
  • Поярков Сергей Станиславович
  • Шаргаёв Алексей Александрович
  • Баглайчук Сергей Владимирович
  • Николаев Виктор Александрович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
  • Брыт Александр Владимирович
  • Гурьянов Александр Николаевич
  • Хомченко Антон Игоревич
  • Беккер Александр Владимирович
  • Шудыкин Александр Сергеевич
RU2794605C2
БРОНИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ КУНГа С ПОВЫШЕННОЙ ПРОТИВОМИННОЙ СТОЙКОСТЬЮ 2011
  • Брыкин Михаил Петрович
  • Митряев Дмитрий Валерьевич
  • Прокудин Дмитрий Валерьевич
  • Петрунин Денис Владимирович
  • Севастьянов Виктор Борисович
  • Безбородов Владимир Александрович
RU2492406C1
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Ноздренков Г.А.
  • Дроботов С.В.
  • Иванцов Ю.Н.
RU2169337C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 574 872 C2

Реферат патента 2016 года ВИБРОЗАЩИТНАЯ ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ОБЪЕКТА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

Изобретение относится к конструкции сиденья механика-водителя объектов бронетанковой техники. Сиденье содержит платформу, закрепленную через дополнительное виброзащитное устройство в корпусе объекта опорной рамы, подвеску сиденья, подвесную раму и посадочное место. Подвеска сиденья содержит основной упругий подвес и корректор жесткости. Дополнительное виброзащитное устройство содержит электропривод, связанный с червячной парой, ведомая шестерня которого жестко закреплена на втулке с внутренней резьбой, в которую ввинчены две полуоси с левой и правой резьбой, установленные в промежуточных опорах. На концах полуосей закреплены пружины поджатия с роликами, установленными в силовом контакте с боковыми поверхностями стоек, также имеющих углубления. Усилие нажатия регулируется в зависимости от веса механика-водителя посредством упомянутого электропривода, все дополнительное устройство выполнено в корпусе. Дополнительное виброзащитное устройство дополнено профилированными кронштейнами, связанными с основанием сиденья, расположенными в направляющих, жестко скрепленных с корпусом машины. Достигается снижение воздействия ударных внешних возмущений на механика-водителя при эксплуатации объекта. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 574 872 C2

Виброзащитная подвеска сиденья объекта бронетанковой техники, содержащего платформу, закрепленную через дополнительное виброзащитное устройство в корпусе объекта опорной рамы, жестко закрепленной на платформе, подвеску сиденья, подвесную раму, посадочное место, состоящее из подушки со спинкой, и ограничитель вертикального перемещения, причем подвеска сиденья содержит основной упругий подвес, выполненный из четырех отрезков стального троса, расположенных с обеих сторон сиденья попарно в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси сиденья, корректор жесткости, выполненный из двух отрезков стального троса, закрепленных средней частью, расположенной на линии вектора реакции основного упругого подвеса на платформе сиденья, а концевыми частями - на подвесной раме сиденья, дополнительное виброзащитное устройство, содержащее электропривод, связанный с червячной парой, ведомая шестерня которого жестко закреплена на втулке с внутренней резьбой, в которую ввинчены две полуоси с левой и правой резьбой, установленные в промежуточных опорах, на концах полуосей закреплены пружины поджатия с роликами, установленными в силовом контакте с боковыми поверхностями стоек, также имеющих углубления, при этом усилие нажатия регулируется в зависимости от веса механика-водителя посредством упомянутого электропривода, все дополнительное устройство выполнено в корпусе, отличающаяся тем, что она дополнена профилированными кронштейнами, связанными с основанием сиденья, расположенными в направляющих, жестко скрепленных с корпусом машины, причем эти кронштейны выполнены с углублениями, взаимодействующими с подпружиненными роликами, усилие в которых регулируется в зависимости от веса механика-водителя посредством электропривода, расположенными на корпусе машины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2574872C2

СИДЕНЬЕ ОБЪЕКТА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ 2009
  • Домнин Владимир Борисович
  • Дубовицкий Николай Иванович
  • Зайцев Руслан Михайлович
  • Тэн Юрий Владимирович
  • Барбашин Юрий Михайлович
  • Никифоров Игорь Степанович
RU2402435C1
US 2011018319 A1, 27.01.2011
ЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА 2008
  • Лист Ханс-Жорг
  • Фехр Уве
  • Келлер Кай-Уве
  • Биениек Мичаель
RU2390440C2
Кресло летательного аппарата 1985
  • Костанбаев В.С.
SU1327435A1
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА 2001
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Буряков В.М.
  • Рогинский Е.Б.
RU2223460C2

RU 2 574 872 C2

Авторы

Баглайчук Сергей Владимирович

Нехаев Виктор Алексеевич

Николаев Виктор Александрович

Даты

2016-02-10Публикация

2014-05-23Подача